Семинар 2. Педагогическое проектирование. Проекты в образовательном процессе. Конструирование целей урока. Решение педагогических задач.
(на семинар принести школьный учебник)
Внимание: порядок подготовки и проведения семинара аналогичен первому семинару. 1 час на теорию, 30 мин. на практическую часть. Заранее 2-3 человека готовят практическое задание 2 (анализ опыта педагогов по реализации метода проектов).
Вопросы к семинарскому занятию:
1. Проектирование педагогической деятельности в логике компетентностного подхода. Понятия «педагогическое проектирование», «образовательный проект».
2. Типология образовательных проектов. Проектная деятельность учащихся. Возможности междисциплинарных проектов в развитии интереса обучаемых к различным образовательным дисциплинам.
3. Цель как основа проектирования современных образовательных форм. Взаимосвязь цели и результата в педагогической практике. Позиции субъектов образования в достижении образовательной цели.
4. Способы постановки образовательных целей. Понятие «дерево целей». Постановка целей в терминах деятельности учителя, ученика.
5. Конструирование целей учебного занятия. Технологическая карта урока, требования к оформлению.
6. Общее понятие о педагогической ситуации и педагогической задаче. Педагогические условия трансформации ситуации в педагогическую задачу.
7. Характеристика педагогических задач. Технология решения педагогических задач.
Практические задания:
Задание 1.Представьте примеры проектов (на основе школьного учебника по вашему предмету). Предложите несколько междисциплинарных тем для проектов учащихся. Подумайте, в каком виде они могут быть представлены (конференция, консилиум, КВН и проч.).
Задание 2. Проанализируйте опыт педагогов по реализации метода проектов в практической педагогической деятельности. На основе анализа периодической педагогической печати проанализируйте заинтересовавший вас педагогический опыт, выразите свою точку зрения. Результат можно представить в виде рецензии психолого-педагогической статьи.
Задание 3. Используя данные таблицы, конкретизируйте цели учебной темы по предмету вашей специальности (тему выберите из учебника) и приведите примеры заданий для учащихся в четвёртом столбике по схеме: знание, понимание, применение, анализ, синтез (см. табл.). В данном случае будет осуществляться постановка целей через планируемые результаты обучения.
Табл.1
Уровень цели | Действия ученика | Ключевые слова и фразы |
Знание | Запоминает и воспроизводит факты, понятия, правила | Соотнесите, перечислите, сформулируйте, расскажите, опишите, назовите … |
Понимание | Ученик преобразует учебный материал из одной формы выражения в другую (интерпре-тирует, объясняет, кратко излагает, переводит с одного языка на другой) | Объясните смысл, покажите взаимосвязь, составьте таблицу, схему, алгоритм … |
Применение | Ученик демонстрирует применение изученного в конкретных условиях и в новой ситуации (по образцу в сходной или изменённой ситуации) | Продемонстрируйте, объясните цель применения, выполните упражнение, решите задачу, выберите вариант … |
Анализ | Ученик выделяет скрытые предположения, видит ошибки и упущения в логике рассуждения, проводит различия между фактами и следствиями | Объясните причины, классифицируйте, объясните, как и почему, сравните, найдите ошибку … |
Синтез | Ученик проявляет умения комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной (пишет творческие сочинения, использует межпред-метные связи, предлагает план эксперимента) | Предложите, придумайте, предположите, сочините … |
Оценка | Ученик проявляет умения осуществления самооценки. | Установите критерии, выберите лучший вариант, определите значимость, выскажите своё мнение … |
Задание 4. Рассматривая цели, как с позиции деятельности педагога, так и с позиции деятельности учащегося, приведите примеры постановки таких целей (не менее трех примеров). За основу можно взять материалы учебников и учебных пособий. Сформулируйте образовательную, воспитательную, развивающую цель по конкретной теме учебника.
Задание 5. По масштабу педагогические цели можно разделить на стратегические, тактические и оперативные. Стратегия педагогического процесса определяется социальным заказом школе, отображаясь в теории обучения и воспитания, учебных планах, объяснительных записках к программам, ФГОС. Цели тактического характера связаны с решением конкретных, близлежащих проблем педагогического процесса, встречаются в планах преподавателей к конкретным занятиям и именно их называют дидактическими целями. Индивидуализированные и ориентированные на решение не в перспективе, а практически сиюминутно, цели можно назвать оперативными. Приведите примеры стратегических, тактических и оперативных целей.
Задание 6. Составьте технологическую карту урока по какой-либо теме учебника.