Повышение эффективности взаимодействия учреждений общего среднего образования с семьей

В соответствии с положениями Кодекса Республики Беларусь об образовании, субъектами образовательных отношений являются не только педагоги, но и родители или законные представители. Следовательно, семья и школа в равной мере ответственны за условия воспитания и развития личности обучающегося. К общим задачам семьи и учреждения образования относятся духовно-нравственное и физическое становление личности учащегося, подготовка к полноценной жизни в обществе, овладение основами наук, государственными языками; формирование навыков умственного и физического труда, культуры поведения, эстетического вкуса, здорового образа жизни, готовности к самостоятельному жизненному выбору и др. (Кодекс Республики Беларусь об образовании, статья 152, глава 22, раздел VIII).

Целенаправленное педагогическое взаимодействие с семьей приобретает сегодня большую социальную значимость и состоит в создании благоприятных условий для личностного развития и роста детей, их успешной социализации. Проведенная в апреле текущего года на базе Академии последипломного образования республиканская выставка научно-методической литературы и педагогического опыта ”Семья и учреждения образования: опыт эффективного взаимодействия“, показала, что в системе образования накоплен значительный опыт в этом направлении. На республиканскую выставку было представлено 308 материалов от управлений (отделов) образования, институтов развития образования, учреждений образования. 84 методические разработки отмечены дипломами Министерства образования Республики Беларусь. Представленные выставочные материалы характеризуются разнообразием и глубиной содержания, инновационными подходами, высоким уровнем оформления. В последние годы замечена тенденция увеличения количества представляемых материалов на электронных носителях, многие из которых дополнены видеофильмами и мультимедийными презентациями. Аннотированный каталог по материалам выставки размещен на сайте Академии последипломного образования.

На состоявшемся 30 мая 2012 г. выездном заседании коллегии Министерства образования Республики Беларусь по вопросу ”Об организации взаимодействия с семьей в учреждениях образования Минской и Гродненской областей“ перед учреждениями образования поставлена задача повысить воспитательную деятельность семьи, оказать ей необходимую социально-психолого-педагогическую поддержку, придать целенаправленный, общественно значимый характер семейному воспитанию. Решение данной задачи предполагает повышение эффективности взаимодействия учреждения образования с семьей как важнейшей составляющей современного процесса воспитания и его научно-методического обеспечения.

В соответствии с приказом Министра образования Республики Беларусь от 19.06.2012 № 476 ”Об организации взаимодействия с семьей в учреждениях образования Минской и Гродненской областей“ в новом учебном году необходимо провести мониторинг эффективности взаимодействия учреждения общего среднего образования с семьей, используя критерии и показатели оценки эффективности взаимодействия учреждения образования с семьей, разработанные Национальным институтом образования и Академией последипломного образования. Данные диагностические материалы и их научно-методическое обоснование размещены в Приложении 6 к данному инструктивно-методическому письму.

Целесообразно расширить практику проведения областных, районных и городских родительских собраний, семинаров, ”круглых столов“, конференций с участием родителей по актуальным вопросам воспитания. Решением вышеназванной коллегии запланировано проведение республиканского родительского собрания.

Требует обновления содержание работы по подготовке обучающихся к семейной жизни и ответственному родительству. Следует активизировать работу с молодой семьей по месту жительства, сотрудничество с отделами по делам молодежи, вузами, общественными объединениями, шире использовать возможности официальных интернет-сайтов во взаимодействии учреждений образования с семьей: работу ”горячих линий“, проведение опросов и др. В организации работы с молодыми семьями и работы по подготовке молодежи к ответственному родительству могут быть использованы материалы, разработанные специалистами Центра перспективного детства Белорусского государственного университета из серии ”Школа осознанного родительства“.

Заключение

Позитивно оценивая состояние идеологической и воспитательной работы в учреждениях общего среднего образования, следует отметить, что она нуждается в дальнейшем совершенствовании. С этой целью необходимо усилить воспитательное воздействие на обучающихся через реализацию мероприятий Программы непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь на 2011-2015 годы; республиканской патритической акции ”Я – грамадзянін Беларусі“ обеспечить качественное проведение идеологической работы; совершенствовать взаимодействие учреждений образования с семьей, со всеми государственными и общественными структурами; повышать роль детских и молодежных общественных объединений в организации работы по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся через содействие реализации инициатив, социально значимых проектов; совершенствовать работу по трудовому воспитанию, профессиональной ориентации обучающихся, обеспечению их безопасности; шире использовать современные научно-педагогические достижения, инновационные формы и методы, зарубежный опыт в практике идеологической и воспитательной работы.

Примечание: Приложения к инструктивно-методическому письму будут опубликованы в Сборнике нормативных документов Министерства образования Республики Беларусь в сентябре 2012 года и размещены на сайте Министерства образования.

[1]Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 ноября 2004 г. № 70 «Об утверждении Инструкции о порядке определения тарифицируемых часов организационно-воспитательной работы и дополнительного контроля учебной деятельности учащихся в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-техническо­го, среднего специального образования», с изменениями и дополнениями, внесенными на основании постановления Министерства образования Республики Беларусь от 07 октября 1011 г. «О внесении дополнений и изменений в отдельное постановление Министерства образования Республики Беларусь по вопросам регулирования труда»

[2] Из Послания Президента белорусскому народу и Национальному собранию от 08 мая 2012 года, размещенного на официальном интернет-портале Президента Республики Беларусь www.president.gov.by.

[3]Пастанова Міністэрства адукацыі Рэспублікі Беларусь ад 20 снежня 2011 г. № 283 “Аб зацвярджэнні палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыі”.

[4]Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25 июля 2011 г. № 149 «Об утверждении Положения об учреждении дополнительного образования детей и молодежи».

Наши рекомендации