Тема №58. Качества хорошей (образцовой) речи. Правильность речи. Правильный выбор слова и формы слова. Особенности построения простых и сложных предложений.
2. Цель:дать представление о таких понятии «культура речи», выявить качества хорошей речи, черты правильной речи, научить выявлять орфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи
3. Задачи обучения:
- Студент должен знать:
- о понятиях культуры речи, качества и правильность речи
- Студент должен уметь:
- выявлятьорфоэпические и орфографические ошибки в устной и письменной речи
4. Основные вопросы темы:
1. Качества речи
2. Правильность речи
Правильность речи, т. е. соблюдение норм литературного языка, – одно из главных коммуникативных свойств, поскольку именно правильность речи обусловливает ее понятность адресату, ее единство.
Орфоэпическая правильность речи – это соблюдение норм литературного произношения и ударения.
Правильное, литературное произношение – важный показатель общего культурного уровня человека. Чтобы устное выступление было успешным, оно должно быть выразительным, а выразительность достигается четким и ясным произношением, правильной интонацией. Важную роль при этом играют нормативное произношение и ударение. Ошибки произношения отвлекают слушателей от содержания выступления, затрудняя тем самым общение, уменьшая степень воздействия на аудиторию.
Русская орфоэпия включает в себя правила произношения безударных гласных, звонких и глухих согласных, правила произношения отдельных грамматических форм, особенности произношения слов иноязычного происхождения.
5. Методы обучения и преподавания:работа в малых группах, работа с текстом
1. Работа в малых группах. Задание 1.Охарактеризуйте сложносочиненные предложения по следующей схеме:
I. Подчеркните грамматические основы, второстепенные члены предложения, обозначьте номера предикативных частей.
II. Начертите схему предложения.
III. Охарактеризуйте предложение:
по функции (цели высказывания): повествовательное, вопросительное или побудительное;
по эмоциональной окраске: восклицательное или невосклицательное;
по количеству предикативных частей: сложное, сложносочиненное, минимальное (или многочленное);
открытости или закрытости структуры;
по грамматическому значению (грамматическим и смысловым отношениям между предикативными частями): с соединительными, разделительными, сопоставительно-противи-тельными, присоединительными или пояснительными смысловыми отношениями.
IV. Каждую предикативную часть охарактеризуйте по схе-ме простого предложения, указав ее структурные характеристики: наличие главных членов (подлежащего и сказуемого), наличие второстепенных членов предложения, полнота структуры, осложненность-неосложненность.
1. В эти несколько секунд между ними точно раздвинулись все преграды человеческой хитрости, притворства и непроницаемости, и они свободно читали в душах друг друга. 2. От долгого движения разгоряченных тел и от пыли, подымавшейся с паркета, в зале стало душно, и огни свеч обратились в желтые туманные пятна. 3. На мгновение вспомнилась ему Шурочка — такая сильная, такая гордая, красивая, — и что-то томное, сладкое и безнадежное заныло у него около сердца. 4. У подножий дубов густо разросся сплошной кустарник, но кое-где оставались просторные прелестные поляны, свежие, веселые, покрытые нежной и яркой первой зеленью. 5. Веки ее прекрасных глаз полузакрылись, а во всем лице было что-то манящее, и обещающее, и мучительно-нетерпеливое. 6. Сердце его забилось быстро и беспорядочно, как во время испуга, а голова опять сделалась тяжелой и теплой. 7. С оглушительным радостным ревом кинулись полторы тысячи людей в разные стороны, и земля затряслась и загудела под их ногами (А.Н. Куприн).
Задание 2.Охарактеризуйте сложноподчиненные предложения по следующей схеме:
I. Подчеркните грамматические основы, второстепенные члены предложения; обозначьте номера предикативных частей.
II. Начертите схему предложения.
III. Дайте характеристику предложению:
1) по функции: повествовательное, вопросительное или побудительное;
2) по эмоциональной окрашенности: восклицательное или невосклицательное;
3) по количеству предикативных частей: сложное, т.к. состоит из двух предикативных частей, союзное, сложноподчиненное минимального типа. Назовите главную и придаточную части.
IV. Определите:
а) расчлененной или нерасчлененной структуры; в нерасчлененных назовите то слово главной части, к которому относится придаточная часть;
б) какой вопрос можно задать к придаточной части?
в) вид придаточной части по значению и синтаксической функции;
г) средство связи придаточной части с главной: союз (синтаксический или семантический) или союзное слово.
IV. Охарактеризуйте структурные особенности предикативных единиц: по грамматической основе (наличию главных членов), наличию второстепенных членов, по полноте структуры и осложненности.
1. Мимо всего длинного плетня, ограждавшего дом Николаевых, он прошел крадучись, осторожно вытаскивая ноги из грязи, как будто его могли услышать и поймать на чем-то нехорошем. 2. Ромашов сидел за обедом неловкий, стесненный, не зная, куда девать руки, большею частью держа их под столом и заплетая в косички бахромку скатерти. 3. И опять, с робко замирающим сердцем, бледнея от внутреннего волнения, досадуя на самого себя, он чувствовал, что не в состоянии это сделать. 4. Когда он пришел домой, то застал Гайнана в его темном чулане перед бюстом Пушкина. 5. Безусый мальчишеский рот Черемиса весь растянулся в длинную улыбку, от которой при огне свечи засверкали его великолепные белые зубы. 6. Он был так начинен рассказами о прошлом и планами на будущее, так переполнен новыми впечатлениями, что, кажется, готов был лопнуть под их напором. 7. Чувствовалось, что между ними бродит ласковый, прохладный ветерок и заигрывает, и шалит, и, наклоняя цветы книзу, целует их. 8. Но волнение, которое было только что пережито всеми, сказалось в общей нервной, беспорядочной взвинченности. 9. Она перегнулась через забор, чтобы подать ему руку, еще холодную и влажную от умывания. 10. Но он не мог удержаться, чтобы и здесь в последний раз не подумать о себе в третьем лице красивой фразой. 11. — Я любила вас и до сих пор еще люблю и знаю, что мне нескоро и нелегко будет уйти от этого чувства. 12. Тут было темнее и прохладнее, чем на открытой воде (А.И. Куприн).
Задание 3.Устраните ошибки, определите их вид и разновидность.
Студенты прослушали приказ ректора. «Слово о полку Игореве» поймет каждый подлинно любящий свою Родину человек. Горький написал целую плеяду рассказов о простых людях. В образе Матросова отмечается беззаветная храбрость, воинский пыл. Подскажите, который час. Каждый студент высказал свое кредо. В Ираке зверски погиб иностранный журналист. По утрам я не кушаю. Моя будущая специальность – инженер. Больной отходит. Проблемам занятости населения посвящено настоящее совещание. Врач обошел одну палату. Доктор оставил это лекарство. Я мыслю, что сдам экзамены. Губернатор поведал о планах на будущее. Таких людей, как президент, можно называть престижными. Большая половина года уже позади. Все люди страшно обрадовались. Актер заслужил славу зрителей. Облокотился спиной к стене. Брюки ношу с отцовского плеча. Ужасно красивый человек. Она страшная красавица. Сломал стеклянную вазу. Учитель принужден еще раз объяснять новый материал. Ученый стоял у источников нефтегазовой промышленности. Культура речи – показатель общей культурности человека. День города – очень волнительный праздник.
Задание 4.Правильно ли использованы фразеологизмы в следующих предложениях? Исправьте, определив вид нарушения.
Письма читателей газеты – кладезь для журналиста. Десятки заявлений с жалобами, просьбами остаются гласом, вопиющим в пустыне, они попадают в ящик. Такое несоответствие проходит красной полосой в письмах граждан. «Не красна хата углами, а красна пирогами», – сказал гость. Каждый из авторов внес свою бесценную лепту в сокровищницу русской литературы. Рабочие занимались сизифовым делом. В бухгалтерии сводят последние счеты с ушедшим годом. На ветер выбрасываются не слова, а ценные материалы. Здесь есть к чему приложить свои способности, есть простор для любителей сатирического оружия. Эти вопросы становятся и ребром, и горизонтально, но все остается на точке замерзания. Не мудрствуя лукаво, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки, свившей себе гнездо в нашем трудовом коллективе. Мы трудились в поте лиц и до последних сил, но, завершив работу, почувствовали облегчение: мы спели свою лебединую песню. Хотя он был и не из робкой десятки, но тут испугался. Ставлю вас в известность, что директор и завуч школы смотрят с закрытыми глазами на имеющиеся нарушения. Золотая лихоманка – вот что помутило мозги завоевателя; из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник. Поскитавшись, он вернулся в родные пенаты.
Задание 5.Поставить ударение у следующих слов:
Заржаветь, иначе, кирза, оброненный, петля, ржаветь, тефтели, длиннее, виднее, нужнее, красивее, ленивее.
Составьте 5 предложений с этими словами.
Задание 6. Прочитайте данные слова, соблюдая правильное ударение. Какие языковые нормы вы реализовали? С любыми двумя словами составьте словосочетания.
Диалог, каталог, монолог, эпилог, некролог; момент, документ, инструмент, цемент, постамент, аккомпанемент, эксперимент, ассортимент, аплодисменты, монумент.
Задание 7. Прочитайте выразительно текст, соблюдая нормы произношения имен числительных. Считается, что числительные - визитная карточка речевой культуры говорящего. Прочитайте еще раз предложения, в составе которых имеются числительные. Выпишите предложения с числительными, записав их словами. Определите разряд, падеж и синтаксическую функцию числительных.