Движущие силы психического развития ребенка
Существуют две диаметрально противоположные концепции развития: диалектико - материалистическая и метафизическая. Эти два взгляда на развитие наметил В. И. Ленин в работе «К вопросу о диалектике»: «Две основные (или две возможные? или две в истории наблюдающиеся?) концепции развития (эволюции) суть: развитие как уменьшение и увеличение, как повторение, и развитие как единство противоположностей...
При первой концепции движения остается в тени само движение, его двигательная сила, его источник, его мотив (или сей источник переносится во вне—бог, субъект.). При второй концепции главное внимание устремляется именно на познание источника «само» движения.
Первая концепция мертва, бледна, суха. Вторая—жизненна. Только вторая дает ключ к «самодвижению» всего сущего; только она дает ключ к «скачкам», к «перерыву постепенность», к «превращению в противоположность», к уничтожению старого и проникновению нового».
Суть первой позиции состоит в том, что она все развитие рассматривает как количественное изменение, как увеличение или уменьшение изначально данного свойства. Психическое развито ребенка сторонники этой теории сводят, например, К увеличению его словарного запаса (накопление запаса слов), уменьшению ошибок при развитии речи, увеличению объема памяти, внимания, навыков и т. п.
Диалектико - материалистическая наука под развитием понимает не только и не столько количественные изменения, сколько возникновение качественно новых форм и свойств.
Сущность развития психики ребенка она видит в постепенных количественных накоплениях, которые путем скачка приводят к качественным изменениям. Например, овладев отдельными звуками, ребенок в определенный момент начинает произносить слова; на следующем этапе развития появляется новое качество—способность связывать слова в предложение.
Аналогичный процесс количественно - качественных изменении можно наблюдать в различных областях формирующейся психики детей: в мыслительной деятельности, в области чувств, в отношении к окружающему, к самому себе, в действиях я поступках, в сознании в целом.
Следует отметить, что качественные изменения в результате постепенных количественных накоплений не всегда выступают в явном виде. Скачок как качественное изменение может быть растянут во времени. Для глубокого познания закономерностей психического развития, для практики управления процессом формирования личности важно выявить его источники, движущие силы, от которых зависит развитие ребенка. (СНОСКА: Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 317.) Метафизическая концепция развития не выявляет егоисточников, считает развитие самопроизвольным, спонтанным процессом, причины которого непознаваемы, а потому автоматически снимается вопрос о возможностях, управления этим процессом. По этой концепции ребенок—это. маленький взрослый человек. Психическое развитие— лишь развертывание данных изначально особенностей. Диалектико - материалистическая теория рассматривает развитие как борьбу противоположностей, борьбу старых, отмирающих форм с новыми, нарождающимися, прогрессивными. Эта теория видит источник развития в самом жизненном процессе. В этом процессе возникают противоречия, в нем же они преодолеваются, снимаются.
Противоречия между старым и новым в психике ребенка проявляются и преодолеваются в ходе воспитания и обучения. Таковы, например, противоречия между новыми потребностями, возникающими в деятельности, в процессе общения с окружающими людьми, и возможностями их удовлетворения ранее сложившимися формами и способами поведения, противоречия между реализуемыми возможностями и потенциальными возможностями ребенка и др.
На каждом возрастном этапе развития детей имеют место своеобразные формы проявления противоречий. Рассмотрим это положение на примере проявления и развития потребности в общении. Младенец общается с близкими ему людьми, прежде всего с матерью, при помощи мимики, жестов, отдельных слов, значение которых не всегда ему понятно, но интонационные оттенки которых он воспринимает очень тонко. С возрастом, к концу младенческого периода, средства эмоционального общения с окружающими оказываются недостаточными для удовлетворения его возрастной потребности к более широкому и глубокому общению с людьми и познанию окружающего внешнего мира. Потенциальные возможности также позволяют ему перейти к более содержательному и широкому обвинению. За возникшее противоречие между потребностью в новых формах общения и старыми способами их удовлетворения является движущей силой развития: преодоление, снятие противоречия порождает качественно новую, активную форму общения— речь.
Движущей силой психического развития в младшем школьном возрасте является противоречие между новыми требованиями, которые выдвигает учитель перед учеником, и старыми способами их удовлетворения, наличным уровнем развития ребенка, его знаниями, умениями, навыками. Чтобы удовлетворить возникшие новые потребности, выполнить требования - педагога, ученику необходимо овладеть более сложными способами поведения и деятельности. Например, снятие противоречий между требованием хорошо вести себя па уроке, быть дисциплинированным во время перемены и привычками, сложившимися до школы (импульсивность поведения, выполнение деятельности «по желанию», слабость волевых усилий), приводит к развитию положительных привычек дисциплинированного поведения. Потенциальные возможности ребенка (установка на обязательное выполнение требований учителя, ценность внутренней позиции школьника) также выступают как движущие силы его психического развития. Управление процессом психического развития ребенка в организованном обучении и воспитании предполагает знание и учет основных противоречий каждого возрастного периода.
Развитие и обучение
В зависимости от того, как оценивается соотношение обучения и развития, можно выделить две точки зрения.
Одна из них (ее поддерживают психологи женевского направления: Ж. Пиаже, С. Инельдер и др.) ограничивает роль обучения, считая, что знакомство с вещами и познание их ребенком происходят сами собой, а обучение только приспосабливается к тому развитию, которое происходит самостоятельно, автономно.
Психологи другого направления, и в первую очередь советские ученые, придают обучению ведущее значение. Они подчеркивают, что предметы и способы их употребления не могут быть «открыты» ребенком без сотрудничества со взрослыми. Взрослые передают ребенку знания о предметах, об общественных способах использования их, обучают ребенка.
Обучение—это специально организованное овладение ребенком социальным опытом, накопленным человечеством: знаниями о предметах и способах их употребления, системой научных понятий и способов действия, нравственных правил, отношениями между людьми и т. д.