Определение уровня притязаний и потребности в достижениях у детей дошкольного возраста
Материал
Квадратики размером 3x3 см красной, белой и красно-белой раскраски, по 4 квадратика каждого вида. Образцы узоров.
Инструкция к проведению
Педагог. «Сейчас мы будем составлять узоры. У меня три вида заданий: легкие, средней сложности и трудные. Если вы выберете труднее задание и справитесь с ним получите 5 баллов, если среднее— 1, если легкое— 3. Если вы выберете задание и не справитесь, получите только 2 балла. Старайтесь набрать побольше баллов. А теперь пусть каждый скажет, какое задание он выбирает». Детям показывают карточки, разложенные стопками: «Посмотрите на три задания. Вот легкие (рис. 1), вот средней трудности (рис. 2), вот трудные (рис. 3). Выбирайте то, с которым сможете справиться, и выполняйте». После выполнения задания взрослый говорит ребенку, справился он или нет. Затем детям снова предлагают сделать выбор. Всего выполняется 4 задания.
Суть заданий заключается в том, чтобы из квадратиков составить узоры, нарисованные на карточках.
Взрослый может специально создавать ситуацию успеха пли неудачи:
— оценивать деятельность ребенка как неуспешную, ограничив время для выполнения задания или указывая на недостатки в работе;
— оценивать деятельность как успешную, предоставив больше времени на ее выполнение или незаметно оказав помощь ребенку, если он испытывает какие-то затруднения.
По окончании работы определяют число выполненных и невыполненных заданий в зависимости от степени их трудности. На основе этого делают вывод, соответствует ли уровень притязаний реальным возможностям ребенка, адекватно или неадекватно он реагирует на успех или неудачу в работе. По результатам теста дети делятся на 4 группы.
Действия ребенка при выполнении задания | Уровень притязаний |
Выбирает после достижения успеха более сложные задания, а после неудачи — менее сложные. | Адекватная реакция на успех и неудачу. Уровень притязаний соответствует возможностям ребенка. Ему свойственно стремление к успеху. |
Стремится выбирать более сложные задания, независимо от постигшей его неудачи и степени трудности предыдущих заданий. | Неадекватная реакция на неудачу. Уровень притязаний выше реальных возможностей ребенка. Ему свойственно стремление к успеху. |
Всегда выбирает несложные задания, независимо от того, достигает успеха или нет. | Неадекватная реакция на успех. Уровень притязаний ниже реальных возможностей ребенка. Ему свойственно стремление избегать неудач. |
Достижение успеха и неудачи не влияют на выбор задания. Задания выбираются хаотично, независимо от их трудности. | Неадекватная реакция на успех и неудачу. Уровень притязаний не сформирован. Такие действия характерны для детей более младшего возраста. |
Что оказывает влияние на формирование самооценки и представлений ребенка о себе?
Выделяют четыре условия, определяющие развитие самосознания в детском возрасте:
1) опыт общения ребенка со взрослыми;
2) опыт общения со сверстниками;
3) индивидуальный опыт ребенка;
4) его умственное развитие.