Возможностей у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

Письмо – один из базовых школьных навыков, без эффективного владения которым будущее обучение затруднено или просто невозможно. Это сложный интегративный навык, объединяющий в единую структуру деятельности все высшее психические функции, восприятие, память, мышление [3].

Л.С. Выгодский отмечал, что овладеть письменной речью можно « только при условии, если ребенок усвоил и выработал ряд приемов, вплотную подведших его к процессу письма, подготовивших и неимоверно облегчивших для него владение идеей и техникой записи» [2].

Графо-моторные возможности – это определенные привычные положения и движения пишущей руки, позволяющие изображать письменные звуки и их соединения. Правильно сформированные графо-моторные возможности позволяют писать буквы четко, красиво, разборчиво, быстро. Неправильно сформированные – создают комплекс трудностей письма: небрежный, неразборчивый почерк, медленный темп.

Известный ученый А.Р. Лурия отмечал, что «процесс письма с полным основанием относится в психологии к наиболее сложным, осознанным формам речевой деятельности». Процесс письма связан с деятельностью всех участков коры головного мозга [2].

Общее недоразвитие речи – термин психолого-педагогической классификации. Под ОНР у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом следует понимать такую форму речевой аномалии, при которой нарушается формирование всех компонентов речевой системы, относящихся как к звуковой, так и смысловой стороне речи [1].

Графо-моторные возможности данной категории детей отличаются незрелостью сложных произвольных форм зрительно-моторной координации. У детей отмечается неправильная передача пространственного положения предмета, слабое развитие навыков соизмерения, соотнесения и расчета размеров, построение линий прерывистыми, неровными движениями. Для овладения письмом как графо-моторным навыком, кроме сформированных временных и оптико-пространственных представлений, фонематического восприятия, необходим достаточный уровень развития двигательной сферы. Моторный компонент – базовый с точки зрения графических навыков, необходимых для успешного овладения грамотой [5].

У детей с ОНР значительно хуже, чем у сверстников с нормальной речью, сформированы зрительное восприятие, пространственные преставления, внимание и память. Также отмечается недостаточная координация движений во всех видах моторики – общей, мимической, мелкой, артикуляционной.

Согласно данным психологов и физиологов, у детей с ОНР графо-моторные возможности сформированы слабо или недостаточно, слабо развиты мелкие мышцы рук, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястьев и фалангов пальцев. Зрительные и двигательные анализаторы находятся на разной стадии развития. Поэтому движения характеризуются недостаточной четкостью и организованностью. Отмечаются нарушения координации, темповые расстройства, утомляемость, истощаемость движений. У детей наблюдается нарушение ориентировки на листе бумаги, излишняя мышечная напряженность, неправильное положение руки во время графо-моторной деятельности, слабая развитость мелкой моторики, нарушение координаций тонких движений рук [6].

Если не проводить коррекционную работу по развитию графо-моторных возможностей, в дальнейшем, в школе, у детей появляются ошибки при письме. Наиболее частыми из них являются: смешение букв, имеющие одинаковые элементы начертания; элементы зеркального письма; ошибки в виде слитного написания слов в предложении.

Сам процесс овладения графо-моторной деятельностью является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки на письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.

Графо-моторная деятельность требует от ребенка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления самым негативным образом сказываются на овладении графо-моторными навыками [4].

Таким образом, очевидно, что уровень развития мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи III уровня является препятствием на пути формирования графо-моторных возможностей у дошкольников. Для овладения этими навыками в полной мере в головном мозге должны находиться в состоянии готовности определенные специфические сферы головного мозга, сформированы психические функции, такие как внимание, зрительно-пространственная ориентация и пространственное мышление. У детей с ОНР III уровня наблюдается не только недостаточность в устойчивости и объеме внимания, ограниченные возможности его распределения, но и отставание в развитии двигательной сферы, а именно, недоразвитие мелкой моторики. Что в дальнейшем может привести нарушению письма – дисграфии.

Изучение графо-моторных навыков проводится по следующим параметрам:

- ведущая рука;

- мелкая моторка;

- пространственные представления;

- зрительное восприятие;

- графический навык.

Можно выделить основные направления работы по развитию мелкой моторики и подготовки руки к письму:

- нормализация мышечного тонуса;

- развитие двигательных функций руки;

- нормализация оптико-пространственных ориентировок;

- работа над формированием буквенного гнозиса и зрительного образа букв.

Список литературы

1. Беккер, К. А. Логопедия / К. А. Беккер, М. П. Совак. – М. : 1981. – 288 с.

2. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский. – М. : «Лабиринт», 1996. – 416 с.

3. Каше, Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи / Г. А. Каше. – М. : Просвещение, 1985. – 205 с.

4. Моисеева, Л. О. О подготовке руки к письму / Л.О. Моисеева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 12. – С. 33-44.

5. Немов, Р. С. Психология. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии / Р. С. Немов. – 2-е изд. – М. : 1995. – 576 с.

6. Светлова, И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук / Е. Р. Светлова. – М. : 2001. – 71 с.

Наши рекомендации