V. Упражнение на развитие мелкой моторики
VI. Итог.О чем мы говорили сегодня на занятии? (О полевых цветах) Отгадайте, о каких цветах эти загадки:
Данилка маленький,
Удаленьки,
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. ( Мак)
Шарик пушистый
Белеет в поле чистом,
Дунул ветерок,
Остался стебелек. (Одуванчик)
Эх, звоночки,
Синие цвет,
Почему же звону нет? (Колокольчик)
Белые горошки
На зеленой ножке. (Ландыш)
- Какой звук учились слышать и произносить? ([ч'])
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 71
Грамота. Звуки [ч']. Буквы Ч, ч
Цель:
• закрепить звук [ч']; познакомить с буквами Ч, ч; упражнять в звуко-буквенном анализе;
·формировать навыки чтения;
·познакомить с правописанием ЧА, ЧУ;
·развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, мышление, память, мелкую моторику;
• воспитывать усидчивость, умение доводить начатое до конца.
Ход занятия
1. 1. О чем мы говорили на прошлом занятии'?(О полевых цветах). С каким звуком познакомились? ([ч'])
2. Мультвикторина викторина. Отгадайте загадки и наклейте отгадки:
1. Он не просто мальчик-лук, он надежный, верный друг.
2. Друг крокодила Гены.
3. Подруга львенка, с которым они пели песенку: «Я на солнышке лежу».
(Чиполлино, Чебурашка, черепаха)
--Какой первый звук в словах - отгадках? ([ч']) Сегодня мы продолжим
знакомство со звуком [ч] и узнаем букву, которой он обозначается.
11. 1. Дайте характеристикузвуку [ч ']. (Согласный, всегда только мягкий и глухой.)
Загадки.
Упадут - подскачут,
Ударишь - не плачут. (Мяч)
У них усы не для красы –
Они показывают время,
И называются ... (часы).
Соедините картинки-отгадки со схемами слов.
2. Произнесем скороговорку медленно, шепотом, быстрее и громче, быстро и громко:
--Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Звуко-буквенный анализ слова черепаха.
3. Обозначить звук [ч'] буквой Ч. Мягкий согласный 'звук [ч'] мы будем обозначать буквами Ч, ч. Выделить элементы написания. На что похожа
буква?
4. Красная Шапочка хочет собрать полевые цветы. Помогите ей. 0бведите те цветы, на которых написаны буквы Ч, ч.
Физминутка.
Психогимнастика. « Чунга-Чанга».
1. Путешественник пристал на своем корабле к волшебному острову, где
все всегда радостны и беззаботны.
Едва он сошел на берег, как его окружили жители чудесного острова - маленькие чернокожие дети. На мальчиках и девочках были надеты одинаковые пестрые юбочки, на руках и ногах у них звенели браслеты с колокольчиками, в ушах у всех были круглые серьги, на шее бусы, а в волосах красивые перья.
С веселой улыбкой они стали пританцовывать (под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга») вокруг путешественника и петь:
Чудо-остров, Чудо-остров,
Жить на нем легко и просто,
Чунга-Чанга!
111. 1. Чтение слогов, договаривание их до целого слова.Дать правильное написание сочетаний ЧА и ЧУ
Сочетание ЧА пишем только с буквой А. Сочетание ЧУ пишем только с буквой У.
2. Посмотрите на картинки и буквы под ними. Соберите из букв слова. (Ключ, чашка, мячик, тучка)
3.Чтение слов и предложений.
4.Разгадывание ребуса (запомнить слово-отгадку, сделать его звуковую схему).
IV. Выполнение упражнений по подготовке детей к письму.
V. Итог.
РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 72
Развитие речи. Звук [щ']. Строительство дома
Цель:
·уточнить произношение звука [щ']; совершенствовать звуковой анализ;
·уточнить 'знания детей о строительстве дома, строительной технике и строительных профессиях: активизировать и актуализировать словарь по теме;
• упражнять в образовании существительных с помощью суффиксов -щик-, -ищ-:
·учить составлять предложения с сочетанием «для того, чтобы»;
·учить составлять связный рассказ по картинке, опираясь на полученные 'знания;
• отрабатывать речевое дыхание, дикцию, умение регулировать, темп и ритм речи; мелкую моторику;
• воспитывать уважение к труду взрослых, бережное отношение к предметам, сделанным людьми.
Ход занятия
1. Какие машины-помощники вы знаете?О каких машинах "Эти загадки?
Там, где строят новый дом,
Ходит воин со щитом.
Где пройдет он, станет гладко,
Будет ровная площадка. (Бульдозер)
К нам во двор забрался крот,
Роет землю у ворот.
Тонна в рот земли войдет;
Если крот откроет рот. ( Экскаватор)
Поднимает великан
Груды груза к облакам.
Там, где встанет он, потом
Вырастает новый дом. (Подъемный кран)
--Как еще можно назвать эти машины? (Техника) Где нужна эта техника'? (На стройке) Вот туда мы сегодня отправимся. Вспомним, люди каких строительных профессий строят дома? (И это не только мужчины, но и женщины.)
Много профессий сейчас подберем,
Мамам и папам занятье найдем.
На кране работает: он крановщик, она - крановщица. (Экскаваторщик, каменщик, стекольщик, сварщик)
11. Какой одинаковыйзвук вы услышали?([щ'])
Артикуляция: губы растянуты в легкой улыбке. 'Зубы сближены, широкий кончик языка поднят к бугоркам, посередине языка идет сильная теплая воздушная струя (ощутить рукой). Проверить. «включен» ли голос.
Щ как мягкий Ш мы скажем.
Звук как будто маслом смажем.
Будет мягким Щ, тягучим,
Щебетать язык научим. (И. Лопухина)
Характеристика: согласный, глухой, шипящий, всегда мягкий.
III.1. Пришли мы на стройплощадку,а там бульдозер разравнивает
площадку, сгребает землю:
Ща-шу-ща-щи
IЦи-ща-щу-ща
Щу-ща-щи-щё
Экскаватор вырыл котлован:
Ащ-ощ-ищ-ещ
Ещ-ащ-ощ-ищ
Ощ-ищ-ещ-ащ
Залили фундамент. Его привезли в специальной машине-«миксере».
На грузовых машинах привезли стройматериалы (песок, щебень) и сгружают:
Щ-щ-ще-ще-ще
IЦ-щ-ще-ще-ще
Все материалы поднимают с помощью подъемного крана:
Щи-щи-щи
Щи-щи-щи
Щи-щи-щи
В доме поставили окна и двери. Накрыли крышу. Что было потом? (Побелили, покрасили, установили сантехнику.)
Рассмотрите картинки и напишите цифры в нужном порядке. Какой получился дом? (Большой, красивый, нарядный, просторный и т.д.)
2. Игра «Какой дом?»
Маляры
Маляры пришли втроем,
Обновили старый дом.
Был облезлый, скучный, голый,
Стал нарядный и веселый.
Все ребята со двора
Малярам кричат: «Ура!»
3. Игра «Для того, чтобы».
IV. Составление рассказао строительстве дома и строительной технике по картинкам в тетради.