Методические рекомендации. Основные положения методики организации концертно-просветительской работы в музыкальных учебных заведениях требуют дополнений и пояснений
Основные положения методики организации концертно-просветительской работы в музыкальных учебных заведениях требуют дополнений и пояснений, отражающих нюансы этого вида деятельности. В методических рекомендациях сформулированы практические советы, касающиеся вариантов опроса населения и выбора актуальной темы, индивидуального подхода к выбору и подготовке исполнителей, подготовительной методической работы, необходимости формирования постоянно действующих творческих коллективов, сочетания различных форм концертной работы, эмоциональной окрашенности музыкального просветительства в целом.
В числе самых важных из них – анализ запросов, интересов и культурных потребностей предполагаемой аудитории. Для решения этой задачи необходимо изучение правительственных постановлений и документов по культурной политике государства (города, района), беседы с руководителями учебных заведений, производственных предприятий и общественных организаций, анкетирование будущих слушателей. В анкете, как правило, определяется средний возраст, образование, профессия, круг интересов, качество желаемого досуга предполагаемой аудитории.
Анализ полученных данных даёт возможность выбора темы, формы и содержания музыкально-просветительской работы. Актуальность темы зависит от соответствия намеченных просветительских целей потребностям настоящего времени. Ориентиром в выборе тем предполагаемых мероприятий служит задача знакомства с лучшими образцами классической, народной, джазово-эстрадной музыки, события городского и местного (касающегося только данной аудитории) значения.
Выбор участников будущих музыкально-просветительских мероприятий, изучение их исполнительских возможностей – залог успеха всей концертной работы в целом. Замечено, что возрастное соответствие слушателей и исполнителей способствует созданию атмосферы живой заинтересованности, искренности общения, эмоциональному восприятию музыкальных произведений аудиторией. Подбор репертуара – важный этап в процессе подготовки к концерту. Непременным его условием является выбор музыкальных произведений посильных для исполнителей (это даёт им возможность самовыражения) и для восприятия публикой. Успешно решают эту задачу коллективные формы музицирования, которые, вместе с тем, вносят разнообразие в программу концерта.
Организатору концертно-просветительской деятельности необходимо выявить самые яркие способности каждого преподавателя и учащегося, реализовать их на практике. Часть участников могут проявить себя как исполнители, другим ближе роль сценариста или ведущего, третьи проявляют себя в качестве корреспондентов СМИ, четвёртые заняты подготовкой и распространением афиш, программок и пригласительных билетов и т. д. Чёткое распределение обязанностей каждого участника предполагаемого концерта – залог успешного его проведения.
Концертная деятельность колледжа искусств должна сочетать в себе различные формы. Это может быть небольшой концерт учащихся класса для родителей или концерт отделения, тематический или отчётный концерт всего учебного заведения, циклы для детского и взрослого населения города, просветительские программы для определённой аудитории. Разнообразие форм даёт возможность участия каждому ученику и преподавателю в концертной работе, стимулирует дальнейший рост их исполнительского мастерства.
Для успешной реализации намеченных программ необходимо наличие в музыкальном учебном заведении постоянно действующих коллективов (ансамблей, оркестра, хора) и солистов из числа учащихся и преподавателей. Репертуар предполагаемых исполнителей должен строиться с учётом планирования концертно-просветительской деятельности на учебный год.
Организация этой работы требует кропотливой подготовительной методической работы. Очень важно проводить её в комплексе разнообразных форм повышения исполнительского мастерства. Глубокое понимание стиля достигается в том случае, когда непосредственно исполнению репертуара предшествуют: лекция по смежным видам искусств (в соответствии с эпохой); методическая разработка или открытый урок по теме, где излагались бы основные исполнительские требования к избранным музыкальным произведениям; прослушивание музыкального материала с целью анализа исполнительских интерпретаций.
Только в комплексе всех составляющих подготовительной работы к концертной деятельности возможно добиться желаемого качества её проведения. Самое же главное, на наш взгляд – это понимание высокой цели просветительства, проявление искренней любви к музыке, к детям и юношеству. В процессе творческого общения преподавателей, учащихся, родителей, публики рождается возможность духовно-нравственного воздействия музыки, как вида искусства, на формирование морального облика современного человека.
Концертно-просветительская работа в музыкальном учебном заведении является неотъемлемой частью образования и воспитания. Основной целью музыкального просветительства является пробуждение интереса к музыке и обучение её восприятию, формирование потребности в музыкальном искусстве, системы знаний о нём, слияние эстетического воспитания с нравственным. Задачи и содержание музыкального просветительства определяются обозначенной эпохой, состоянием культуры и уровнем эстетического развития слушательской аудитории, исполнительскими задачами и возможностями контингента данного учебного заведения.
В процессе подготовки и проведения концертов доказана необходимость использования межпредметных связей. Только «погружение» в эпоху даёт возможность полного понимания стиля композитора, содержания его музыкальных произведений. Использование в лекциях-концертах элементов театрализации с привлечением лучших образцов литературы, живописи и архитектуры дополняет концерт яркими образными впечатлениями, облегчает восприятие музыки, усиливает эмоциональное впечатление.
Синтез полученных знаний по всем музыкальным предметам в сценарии концерта, способствует более глубокому проникновению в содержание исполняемого произведения, стиль и эпоху определённого композитора. Участие в музыкальных представлениях учащихся класса ансамбля, аккомпанемента, хора, оркестра даёт возможность проявить свои творческие способности большому количеству учащихся и педагогов и, вместе с тем, вносит разнообразие в программу концерта. Практика работы показала, что такая форма проведения концертов способствует полноценному, глубокому и осознанному усвоению программного материала, общему и музыкальному развитию учащихся, активному формированию духовно-нравственного потенциала, что является важным аспектом музыкального воспитания и обучения.
Музыкально-просветительская деятельность сближает детей, родителей и преподавателей, превращая их в единый коллектив. Общение в ходе подготовки к концертному мероприятию, единение в момент его проведения способствуют формированию чувств товарищества, взаимопонимания, сопереживания. Приобретённые качества влияют на духовный рост исполнителей и, вместе с тем, повышают престиж профессии музыканта.
Участие в концертной жизни учебного заведения даёт возможность учащимся осознать триединство составляющих музыкальной деятельности: композитора, исполнителя, слушателя, а так же помогает им сделать процесс познания музыкальной культуры живым и увлекательным. Факт оптимизации процесса обучения оказывает положительное влияние на рост исполнительского уровня учащихся и общей успеваемости. Концертно-просветительская деятельность открывает широкие возможности для творческой самореализации музыканта-педагога, роста профессионального мастерства, вариативности преподавания в музыкальных учебных заведениях, поиска образовательных технологий.
Интерес к внеклассной работе с учащимися музыкальных учебных заведений сделал необходимым поиск новых форм и методов организации и проведения концертных мероприятий. На основе изучения исторического пути становления и развития музыкального просветительства, как вида деятельности, и собственного опыта автора в этой области была теоретически обоснована и применена на практике методика организации концертно-просветительской деятельности преподавателями музыкальных учебных заведений. Её основными принципами стали: широкое привлечение преподавателей и учащихся к практическому музицированию, формирование профессиональной готовности преподавателей к организации концертно-просветительской работы, использование межпредметных связей.
Исходя из понятия «музыкально-просветительская деятельность», как передачи знаний о музыке, были определены базовые компоненты её структуры и содержания. В основе музыкального просветительства лежат принципы популяризации лучших образцов мировой музыкальной культуры, пропаганды отечественной музыки прошлого и настоящего, знакомства с лучшими западноевропейскими и отечественными музыкальными традициями. Основная цель музыкального просветительства – духовное и нравственное совершенствование личности и общества.
Концертно-просветительская деятельность призвана внести свой вклад в реализацию общих социальных функций музыкального искусства:
– просветительской, которой соответствует задача удовлетворения познавательного интереса аудитории (содержание концертов являет собой знакомство с лучшими образцами мировой музыкальной культуры, выдающимися деятелями, композиторами, исполнителями);
– пропагандистской, отличающейся направленностью на определённую область музыкальной литературы (часто это связано с популяризацией творчества отечественных композиторов прошлого и настоящего);
– гедонистической, не менее важной в процессе организации концертно-просветительской деятельности, поскольку музыка должна доставлять эстетическое наслаждение и удовольствие;
– общесоциологической, наиболее важной, подчиняющей предыдущие, состоящей в воспитательном воздействии на слушателей (условием её осуществления служат содержательность, глубина и эмоциональная насыщенность концертов).
В организации концертно-просветительской деятельности важно опираться на принципы гуманизма. Каждое мероприятие такого рода должно нести заряд человечности, доброты, нравственной чистоты. При отборе концертного репертуара следует соблюдать принципы демократизма: не замыкаться в рамках национальной музыки, а делать акцент на непреходящих человеческих ценностях, на связь музыки с реальной жизнью, чувствами человека. Музыкальный материал должен отвечать высокохудожественным требованиям и, вместе с тем, быть доступным для понимания данной аудитории. Систематичность и целостность процесса, чёткая организация мероприятий, контакт ведущего с аудиторией создают благоприятную атмосферу для духовного очищения слушателей.
Принято различать два вида музыкально-просветительской деятельности: лекции-концерты и мероприятия дискуссионного характера. В практике музыкальных учебных заведений чаще предпочтение отдаётся первому варианту, так как именно лекции-концерты (в связи со смежными видами искусств) дают возможность изложить музыкальную тему в логически стройном виде, сочетать задачи совершенствования исполнительских навыков учащихся и музыкального просветительства.
Праздничная атмосфера концерта даёт возможность общения исполнителя с публикой и самих слушателей между собой. Замечено, что восприятие музыки в коллективе отличается от индивидуального, «музыка, в отличие от живописи, является искусством, которым мы наслаждаемся в массе» (Р.Шуман). Находясь в обществе, человек активизирует процессы мышления и воли, слушатели влияют друг на друга, энтузиазм одного передаётся соседу. Взаимное эмоциональное состояние, охватывающее аудиторию, приводит к огромной концентрации чувств, усиливает эмоциональное воздействие на публику, воодушевляет исполнителя.
Процесс общения исполнителя с публикой представляет собой взаимодействующую систему, построенную по принципу прямой и обратной связи. Исполнитель, реализуя замысел композитора, воздействует эмоционально на слушателей, убеждает логикой своей интерпретации, чем вызывает коллективную реакцию аудитории. Последняя, в свою очередь, рождает ответное воздействие публики на исполнителя. Выступающий корректирует свою игру с учётом факторов, соединяющих его и публику в единое целое.
Таким образом, реализуется социальная роль концерта, как формы общения, воспитывающей в человеке способность к эмоциональному сопереживанию, ощущение общности, духовной близости с окружающими людьми. Эти качества в современном обществе становятся особенно ценными. «Кроме того, любое психологически глубокое воплощение духовного мира людей учит нас лучше разбираться в сложных, порой противоречивых чувствах, тоньше воспринимать всё богатство внутренней жизни человека, воспитывает то, что называется «культурой чувств». И это тоже – важная грань воспитательного воздействия великих образцов музыкального наследия, которые замечательны как раз глубиной и разносторонностью эмоциональных характеристик».
Специфика концертно-просветительской деятельности в музыкальном учреждении состоит в том, что она способствует оптимизации учебного процесса. Концертное выступление является конечным этапом совместной работы учащегося и педагога, поэтому чрезвычайно важно каким оно будет: примет ли форму отчёта (как на академических концертах) или открытого концерта, окрашивающего исполнение множеством положительных моментов. Самое главное, на наш взгляд, – это востребованность выступления, ощущение причастности учащихся и преподавателей музыкальных учебных заведений к делу просветительства, значимости своей, пусть скромной, роли в этом благородном деле.
Концертные выступления способствуют формированию у учащихся исполнительских навыков. На сцене появляется возможность проявить свои артистические качества, эстрадную выдержку (музыканты знают, что присутствие публики всегда влияет на исполнение), а у педагога – проследить за качеством выступления своего ученика со стороны. В тематических концертах появляется возможность публичного выступления учащегося, в зависимости от его музыкальных способностей и уровня профессиональной подготовки, в роли солиста или участника ансамбля, в составе хора или оркестра. Приобретая и совершенствуя исполнительские навыки, учащиеся с удовольствием участвуют в концертной работе. Это, в свою очередь, позволяет им выбрать профессию музыканта или стать активными просвещёнными любителями музыки. «Музыка – искусство, т. е. некое явление в мире, создаваемое человеком, а не научная дисциплина, которой учатся и которую изучают».
Кроме того, процесс организации и осуществления концертной деятельности предполагает участие учащихся в составлении сценария и проведении концерта, освещении мероприятий в средствах массовой информации, в работе по связям с общественностью, разработке дизайна афиш, программок, пригласительных билетов и оформления сцены. Такой широкий спектр деятельности расширяет возможности проявления, порой скрытых, способностей и талантов индивидуума, позволяет развиваться ему разносторонне, часто ориентирует на смежные с музыкой профессии.
В музыкальных учебных заведениях разного уровня есть реальная возможность организации концертно-просветительской деятельности во всём её разнообразии средств, форм и методов. Это могут быть: отчётные концерты классов, отделений и всего учебного заведения; тематические концерты; циклы концертов; музыкально-просветительские программы, специально разработанные для определённых групп населения или учреждений города.
План музыкально-просветительской работы должен составляться в начале учебного года. Его, как правило, предваряет тщательный анализ исполнительского уровня предполагаемых участников концертов, сроков их подготовки, методического обеспечения, а так же анализ эстетического уровня и возраста будущей аудитории. Учитывая эти данные, принимая во внимание запросы общества в целом, определяются цели и задачи музыкально-просветительской работы, выбираются актуальные темы на планируемый период, определяется состав участников концертов, распределяются их роли и обязанности.
В ходе подготовки к концертным мероприятиям необходим тесный контакт организатора с исполнителями и слушателями. Цель его – заинтересовать, вдохновить, убедить в значимости этого вида деятельности обе стороны процесса, создать и поддерживать творческую атмосферу на всех этапах музыкально-просветительской работы (планирование, подготовка и проведение концерта). Процесс подготовки к концерту требует также и контроля со стороны организатора: умения внести, в случае необходимости, коррективы в репертуар, сценарий, художественное оформление концерта и методическое обеспечение.
Подготовка к концерту должна включать достаточный период для работы над музыкальным материалом, решением художественно-исполнительских задач. Овладение передовыми методиками позволит педагогу в достаточно короткий срок подготовить с учащимися музыкальные произведения к концерту. Большую пользу в подготовке к предстоящему концерту принесут беседы на выбранную тему на занятиях теоретического цикла. Это поможет учащимся осмысленно исполнить подготовленное музыкальное произведение.
Завершающим этапом подготовки к концерту являются прослушивания и репетиции, на которых утверждаются исполнители и ведущие, проверяются наглядные пособия (вернисаж, декорации, костюмы), определяются дежурные по залу и сцене. Большое значение уделяется осмысленному исполнению музыкальных произведений и их соответствию содержания рассказа ведущего. Отшлифовываются такие качества исполнителей, как артистизм, эстрадная выдержка, поведение на сцене, столь необходимых для эмоционального общения с публикой.
Не стоит забывать о том, что успех или неуспех концерта часто зависит от чёткой организации его подготовки, проведения и предварительной работы по обеспечению публики. Необходимо проводить работу по своевременному освещению содержания предстоящих концертов в средствах массовой информации, тщательно разработать и своевременно распространить афиши, программки, пригласительные билеты. В телевизионных репортажах и заметках в газетах важно подчеркнуть просветительскую направленность концертов, их значительность для населения района, города, области и т. д.
После состоявшегося мероприятия необходимо провести тщательный анализ положительных и отрицательных моментов в организации и проведении концерта, в процессе концертно-просветительской деятельности в целом, сделать определённые выводы. Это позволит в дальнейшем избежать ошибок и просчётов, а так же дать толчок к новым идеям. «Ценность каждой лекции измеряется тем, оказала ли она воздействие на слушателей, принесла ли с собой нечто такое, что запало им в душу».
Положительную роль в процессе концертно-просветительской деятельности играет тесный контакт педагога с родителями учащихся. Их участие в творческой жизни учебного заведения помогает общему делу духовного и нравственного воспитания детей. Такое сотрудничество призвано совершенствовать лучшие качества человека: взаимопонимание, доброту, чуткость, красоту дружеского общения. Полезно проводить беседы с родителями, посвящённые вопросам эстетического воспитания. Завершать их целесообразно концертами. Родители должны понимать, что искусство формирует духовный облик человека, выполняет огромную положительную роль в деле воспитания ребёнка, делая его чувства более чуткими, глубокими, тонкими. Важно заинтересовать родителей перспективой эстетического воспитания детей, убедить в необходимости содействия их культурному развитию. Интересно услышать мнения родителей, их советы и пожелания в организации концертной работы.
Привлечение возможно большего количества учащихся к концертной деятельности обеспечивает наличие аудитории, большинство которой составляют родители, друзья, знакомые выступающих. Вовлекая в процесс концертно-просветительской деятельности широкий круг родных и близких учащихся, мы воздействуем через музыку на весь их духовный мир, прежде всего на их нравственность. Общение учащихся и преподавателей в процессе подготовки к концерту, на репетициях и на самом концерте объединяет всех интересом к музыке. Одухотворённое сотворчество оптимизирует процесс музыкального воспитания и образования.
Участие в концертах преподавателей вызывает уважение учащихся, родителей, слушателей к профессии музыканта и, вместе с тем, помогает развитию самого педагога. Свой исполнительский опыт, обогащаемый постоянными выступлениями, он может передать своим учащимся. Пополнение и обобщение своих знаний в процессе концертно-просветительской деятельности не дают замкнуться педагогу в рамках профессиональной технологии.