Предметная деятельность детей раннего и дошкольного возраста

Раннее детствохарактеризуется большими потен­циальными психофизиологическими возможностями. Их реализации уделяет большое внимание современ­ная педагогика и психология. Период раннего дет­ства (1-3 года) рассматривается как базисный для всего последующего развития. Исследователи педа­гогики раннего детства подчеркивали его самоцен­ность и уникальность (А. М. Аксарина,. М. Н. Щело-ванов, А. В. Запорожец).

С момента рождения ребенок выступает как биоло­гическое существо, которое развивается в социальную личность. Все способы практических действий, кото­рые формируются у ребенка, черпаются из социаль­ной среды, из материального и духовного опыта чело­века, поэтому большую роль в социализации ребенка играют взрослые. Под их влиянием ребенок овладева­ет определенными способами практических действий, у него развиваются положительные эмоции. Исследованиями доказано, что только в процессе формирова­ния разных видов деятельности (общения, ориентиро­вочной, двигательной активности, предметно-игровой) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляются задачи всестороннего воспита­ния детей.

Предметная деятельность является ведущей в пе­риод раннего детства,в ней осуществляются возмож­ности для психофизического и психоэмоционального благополучия ребенка. Особенность предметной дея­тельности в раннем возрасте заключается в сотрудни­честве ребенка и взрослого, когда взрослый выполня­ет роль наставника. Основные линии совместной дея­тельности ребенка и взрослого можно представить в схеме «ребенок-предмет-взрослый». Мотивпредмет­ной деятельности — сам предмет, способ его удовлет­ворения. Формой организации является общение. Де­ятельность взрослого направлена на изменение форм общения.Первоначально взрослый использует ситуа­тивно-деловое общение, показывает способы действий с предметом, затем общение становится речевым (на­зывание предмета, озвучивание), постепенно ребенок овладевает орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях.

Этапы, становления предметного действия:совме­стные действия, частично совместные, показ, словес­ные указания. Обучениерассматривается как процесс передачи ребенку начальных элементов социального опыта, осуществляемого в разных видах его деятель­ности, организуемой и направляемой взрослым. При этом основной формой являются занятия, где воспитатель обучает ребенка функциональным действиямс предметом, показывает перенос действияс одного предмета на другой (пить из чашки, потом из круж­ки), перенос действия в другую ситуацию («кормить» куклу за столом, на поляне). Постепенно складывает­ся процессуальная игра как самостоятельная. На вто­ром году жизнивзрослый предлагает ребенку наборы образцов действий, используя при этом показы, пока­зы-инсценировки, знакомит его с предметами-оруди­ями, учит использовать их по назначению (Е. И. Ра-дина, Г. М. Лямина, С. Л. Новоселова). Линия при­своения образца разработана Д. Б. Элькониным. Так, первоначально ребенок осваивает функцию предмета-орудия, затемсмысл действия(как пользоваться), затем его операционно-техническую сторону.

Основные психолого-педагогические условия освоения действий с предметами: а) совместная деятельность ре­бенка и взрослого; б) сравнение ребенком своего дей­ствия с действиями взрослого; в) комплектирование пред­метно-игровой деятельности; г) развитие игровых заме­щений и целенаправленности действий; д) признание до­стижений ребенка, развитие его «Я»; е) развитие самостоятельности в стремлении к результату.

Большое значение в развитии предметной деятель­ности играет организация развивающей среды, нали­чия игрового оборудования, игрушек.

При организации предметно-развивающей среды следует учитывать, что на первом и втором году жиз­ни детей важно обеспечить интимно-личностное, по­зитивно-эмоциональное общение взрослого и ребенка с помощью действий с игрушками (погремушки, на­боры шаров, гирлянды, бусы, предметы-вкладыши, музыкальные игрушки), наборами игрового оборудо­вания (объемные геометрические фигуры, каталки, куклы-неваляшки).

На третьем году вводятся сюжетные игрушки, спо­собствующие развитию отобразительных действий (кор­мление, уход, купание, одевание куклы), а также сю-жетно-отобразительной и ролевой игры (посуда, ме­бель для куклы), наборы для игр «дочки-матери», в «больницу». В группах раннего возраста могут быть и наборы для развития мелкой моторики пальцев рук, комплекты игрушек «Черепаха» и др.

Педагогические условия использования предметов и игрушек: обновление игрушек, их разнообразие, ис­пользование предметов-заменителей, подбор предме­тов для развития речи, сенсорики, освоение различ­ных предметов быта, игровых способов их использо­вания, освоение новых предметных действий, (ручных и орудийных, смысловых и технических).

Большое значение играет система занятийнаправ­ленных на формирование необходимых способов дей­ствия, сферы восприятия, предметной деятельности. Со­временный подход к занятиям включает: создание на­глядно-дидактического материала, разработку системы автодидактических игрушек, систематизацию методов и приемов обучения маленьких детей, дифференциа­цию задач, содержания, методов обучения (2-й год — активное подражание, 3-й год —- обучающие действия по инструкции, по представлению, в воображаемой си­туации). Важное значение для развития сюжетно-роле-вой игры представляют игры-занятия (Р. И. Жуковская, А. Н. Фролова), в которых в интересной игровой фор­ме, незаметной для детей происходит усвоение ими способов нравственного поведения, а также протекание психических процессов восприятия, мышления, речи, воображения. (Методика проведения игр-занятий с сю­жетными игрушками дана в пособиях: Р. И. Жуков­ская «Игра и ее педагогическое значение» (М., 1975); А. Н. Фролова «Игры-занятия с малышами». (Киев, 1987); Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой (М., 1989).) В играх-занятиях ребенок приобретает пер­вые навыки коллективного поведения в сюжетно-роле-вой игре, партнерских отношений на основе взаимной симпатии, учета интересов каждого.

Общие дидактические принципы занятий с деть­ми раннего возраста: планомерность проведения, посильность требований, вариативность заданий, услож­нение содержания, методов обучения, подчеркивание успеха ребенка на всех этапах обучения.

Под влиянием предметной деятельности как веду­щей в раннем возрасте развивается сюжетно-ролевая игра, зарождаются новые виды деятельности: сюжет­ное конструирование, игра-драматизация, рисование, самообслуживание, происходит развитие и усложне­ние самой предметной деятельности. Таким образом, всестороннее развитие ребенка реализуется в процессе , комплексного воздействия, включающего правильно организованный уход и целенаправленное воспитание.

Наши рекомендации