Предметная деятельность детей раннего и дошкольного возраста
Раннее детствохарактеризуется большими потенциальными психофизиологическими возможностями. Их реализации уделяет большое внимание современная педагогика и психология. Период раннего детства (1-3 года) рассматривается как базисный для всего последующего развития. Исследователи педагогики раннего детства подчеркивали его самоценность и уникальность (А. М. Аксарина,. М. Н. Щело-ванов, А. В. Запорожец).
С момента рождения ребенок выступает как биологическое существо, которое развивается в социальную личность. Все способы практических действий, которые формируются у ребенка, черпаются из социальной среды, из материального и духовного опыта человека, поэтому большую роль в социализации ребенка играют взрослые. Под их влиянием ребенок овладевает определенными способами практических действий, у него развиваются положительные эмоции. Исследованиями доказано, что только в процессе формирования разных видов деятельности (общения, ориентировочной, двигательной активности, предметно-игровой) могут развиваться первые социальные потребности и элементарные способы их удовлетворения, а в связи с этим осуществляются задачи всестороннего воспитания детей.
Предметная деятельность является ведущей в период раннего детства,в ней осуществляются возможности для психофизического и психоэмоционального благополучия ребенка. Особенность предметной деятельности в раннем возрасте заключается в сотрудничестве ребенка и взрослого, когда взрослый выполняет роль наставника. Основные линии совместной деятельности ребенка и взрослого можно представить в схеме «ребенок-предмет-взрослый». Мотивпредметной деятельности — сам предмет, способ его удовлетворения. Формой организации является общение. Деятельность взрослого направлена на изменение форм общения.Первоначально взрослый использует ситуативно-деловое общение, показывает способы действий с предметом, затем общение становится речевым (называние предмета, озвучивание), постепенно ребенок овладевает орудийными способами действий в быту, игре, на занятиях.
Этапы, становления предметного действия:совместные действия, частично совместные, показ, словесные указания. Обучениерассматривается как процесс передачи ребенку начальных элементов социального опыта, осуществляемого в разных видах его деятельности, организуемой и направляемой взрослым. При этом основной формой являются занятия, где воспитатель обучает ребенка функциональным действиямс предметом, показывает перенос действияс одного предмета на другой (пить из чашки, потом из кружки), перенос действия в другую ситуацию («кормить» куклу за столом, на поляне). Постепенно складывается процессуальная игра как самостоятельная. На втором году жизнивзрослый предлагает ребенку наборы образцов действий, используя при этом показы, показы-инсценировки, знакомит его с предметами-орудиями, учит использовать их по назначению (Е. И. Ра-дина, Г. М. Лямина, С. Л. Новоселова). Линия присвоения образца разработана Д. Б. Элькониным. Так, первоначально ребенок осваивает функцию предмета-орудия, затемсмысл действия(как пользоваться), затем его операционно-техническую сторону.
Основные психолого-педагогические условия освоения действий с предметами: а) совместная деятельность ребенка и взрослого; б) сравнение ребенком своего действия с действиями взрослого; в) комплектирование предметно-игровой деятельности; г) развитие игровых замещений и целенаправленности действий; д) признание достижений ребенка, развитие его «Я»; е) развитие самостоятельности в стремлении к результату.
Большое значение в развитии предметной деятельности играет организация развивающей среды, наличия игрового оборудования, игрушек.
При организации предметно-развивающей среды следует учитывать, что на первом и втором году жизни детей важно обеспечить интимно-личностное, позитивно-эмоциональное общение взрослого и ребенка с помощью действий с игрушками (погремушки, наборы шаров, гирлянды, бусы, предметы-вкладыши, музыкальные игрушки), наборами игрового оборудования (объемные геометрические фигуры, каталки, куклы-неваляшки).
На третьем году вводятся сюжетные игрушки, способствующие развитию отобразительных действий (кормление, уход, купание, одевание куклы), а также сю-жетно-отобразительной и ролевой игры (посуда, мебель для куклы), наборы для игр «дочки-матери», в «больницу». В группах раннего возраста могут быть и наборы для развития мелкой моторики пальцев рук, комплекты игрушек «Черепаха» и др.
Педагогические условия использования предметов и игрушек: обновление игрушек, их разнообразие, использование предметов-заменителей, подбор предметов для развития речи, сенсорики, освоение различных предметов быта, игровых способов их использования, освоение новых предметных действий, (ручных и орудийных, смысловых и технических).
Большое значение играет система занятийнаправленных на формирование необходимых способов действия, сферы восприятия, предметной деятельности. Современный подход к занятиям включает: создание наглядно-дидактического материала, разработку системы автодидактических игрушек, систематизацию методов и приемов обучения маленьких детей, дифференциацию задач, содержания, методов обучения (2-й год — активное подражание, 3-й год —- обучающие действия по инструкции, по представлению, в воображаемой ситуации). Важное значение для развития сюжетно-роле-вой игры представляют игры-занятия (Р. И. Жуковская, А. Н. Фролова), в которых в интересной игровой форме, незаметной для детей происходит усвоение ими способов нравственного поведения, а также протекание психических процессов восприятия, мышления, речи, воображения. (Методика проведения игр-занятий с сюжетными игрушками дана в пособиях: Р. И. Жуковская «Игра и ее педагогическое значение» (М., 1975); А. Н. Фролова «Игры-занятия с малышами». (Киев, 1987); Игра дошкольника / под ред. С. Л. Новоселовой (М., 1989).) В играх-занятиях ребенок приобретает первые навыки коллективного поведения в сюжетно-роле-вой игре, партнерских отношений на основе взаимной симпатии, учета интересов каждого.
Общие дидактические принципы занятий с детьми раннего возраста: планомерность проведения, посильность требований, вариативность заданий, усложнение содержания, методов обучения, подчеркивание успеха ребенка на всех этапах обучения.
Под влиянием предметной деятельности как ведущей в раннем возрасте развивается сюжетно-ролевая игра, зарождаются новые виды деятельности: сюжетное конструирование, игра-драматизация, рисование, самообслуживание, происходит развитие и усложнение самой предметной деятельности. Таким образом, всестороннее развитие ребенка реализуется в процессе , комплексного воздействия, включающего правильно организованный уход и целенаправленное воспитание.