Рекомендации по психологическому анализу урока с учетом развития перцептивных способностей учащихся

Для анализа того, как учитываются в учебном процессе пер­цептивные способности, учитель должен ответить на следующие вопросы:

1. Как создается на уроке установка на восприятие?

2. Как контролируется и учитывается точность и полнота фор­мирующихся на уроке образов?

3. Какими приемами привлекается внимание школьников к объектам восприятия?

4. Как учитывается фон восприятия при изложении материа­ла урока?

5. Как использует учитель прошлый опыт ученика при орга­низации его восприятия?

6. Как организуется совместная деятельность школьников при решении перцептивных задач?

7. Как организовано обучение перцептивным действиям?

8. Как учитываются индивидуальные различия в составе и степени сформированности перцептивных действий?

9. Как учитываются возрастные особенности восприятия?

10.Как учитываются закономерности развития восприятия?

11.Как учитываются индивидуальные различия в характере восприятия?

12.Как учитываются процессуальные характеристики вос­приятия?

13.Как учитываются различные виды восприятия?

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ АНАЛИЗУ УРОКА С УЧЕТОМ МНЕМИЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ

Изучая мнемические способности, студенты, анализируя урок, должны ответить на следующие вопросы:

1. Соблюдалась ли на уроке установка на запоминание?

2. Какими приемами привлекалось внимание учеников к тому, что подлежало запоминанию?

3. Имеет ли учитель представление о развитии мнемических способностей отдельных учеников?

4. Как учитываются средние показатели памяти в организа­ции учебной деятельности?

5. Как учитываются индивидуальные показатели памяти в ор­ганизации учебной деятельности?

6. Как учитываются половые и возрастные особенности в ор­ганизации учебной деятельности?

7. Как учитывается на уроке наличие нескольких видов памя­ти (образной, словесно-логической, двигательной, эмоциональной)?

8. Как учитываются эффекты проактивного и ретроактивного торможения?

9. Как организуется материал для заучивания: дозировка по объему, распределение во времени, структурирование материала, языковое оформление?

10. Как организуется повторение?

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ УРОКА С УЧЕТОМ СПОСОБНОСТИ ВООБРАЖЕНИЯ

Проанализировать урок с точки зрения учета данных способ­ностей и закономерностей их функционирования учителям и сту­дентам-практикантам помогут следующие вопросы:

1. Какие примеры, речевые средства и наглядные пособия,
использованные на уроке, способствовали формированию нагляд­ности представлений?

2. Какими способами учитель добивается обобщенности представлений у школьников?

3. Как учитываются индивидуально-психологические особенности представлений и образов отдельных учеников при органи­зации учебной деятельности?

4. Учитывается ли средний уровень развития соответствую­щих представлении (математических, физических, географических и т. д.) у учащихся данного класса?

5. Как учитываются половые и возрастные особенности пред­ставлений и образов при организации учебной деятельности?

6. Как учитывается наличие нескольких видов представлений и образов и несовпадение уровней их развития?

7. Как учитываются особенности пространственных представ­лений?

8. Как используются аналогии для формирования научных представлений школьников?

9. Используются ли различия в прошлом опыте и знания учеников для достижения максимальной полноты вторичных об­разов?

10. Какие приемы используют ученики для объективации сво­их представлений на уроке?

11.Учитываются ли при организации учебной деятельности индивидуальные различия в устойчивости представлений?

12.Как осуществляется учет в скорости формирования вторичных образов у разных школьников?

13.Как учитывались различия в содержании образов?

14.Была ли на уроке создана творческая атмосфера?

Наши рекомендации