Профессионализм педагога как объект управления. система повышения квалификации руководителей и педагогов. виды и формы повышения квалификации.
В педагогической литературе под квалификацией работников образования чаще всего подразумевают уровень профессиональной подготовки педагога и его готовность к труду в сфере образования. Освоение специалистом сущностных характеристик квалификации в практической профессиональной деятельности обусловливает становление нового свойства его личности - профессионализма. Управление профессионализмом педагога предполагает создание условий для повышения его квалификации, т.е. речь идет о воздействии, влиянии на это качество специалиста, поэтому важно определить структуру профессиональной квалификации.
Можно выделить следующие направления деятельности по управлению профессиональным ростом педагогического работника:
-создание условий для включения педагогов в профессиональную деятельность в рамках гуманистической парадигмы;
- овладение новыми специальными знаниями и умениями, изучение и принятие достижений педагогической науки;
-изучение и внедрение достижений педагогической практики;
- включение педагогов в активную инновационную деятельность.
Выделяются следующие основные функции повышения квалификации:
- диагностическая - определение склонностей и способностей педагогических работников, выявление их уровня подготовленности и индивидуально-психологических особенностей;
- компенсаторная - ликвидация пробелов в образовании, связанных с недополучением психолого-педагогических знаний в процессе профессионального образования, с устарением ранее приобретенных знаний, с необходимостью более глубокого овладения предметно-профессиональными и педагогическими знаниями и умениями;
- адаптационная - развитие информационной культуры, обучение самообразованию, основам педагогического менеджмента и умениям проектирования универсальных педагогических технологий и систем;
- познавательная - удовлетворение информационных, профессиональных и интеллектуальных потребностей педагогов;
- прогностическая - раскрытие творческого потенциала педагогических работников, выявление их возможностей и готовности к профессионально-педагогической деятельности.
Рассмотрим систему работы по повышению квалификации педагогов в образовательном учреждении на уровне муниципальной системы образования. Система деятельности по повышению квалификации педагогов включает в себя:
- методическую работу в образовательном учреждении и на уровне муниципальной системы образования;
- проведение проблемных семинаров для педагогов на базе образовательного учреждения;
-самообразование педагогов;
- изучение педагогического опыта коллег;
- курсовая переподготовка педагогов;
- включение педагогов в активную инновационную деятельность;
- обучение в аспирантуре;
- получение второго высшего образования.
(раскройте 3 направления из вышеперечисленного)
Методическая работа ведется в каждом образовательном учреждении. Для ее эффективного осуществления педагоги объединяются в специальные структуры - методические объединения, кафедры и т.д., работающие по специальным планам (программам). На заседаниях методических объединений они знакомятся с методическими требованиями к обучению и воспитанию, с нормативными документами органов управления образованием всех уровней, обмениваются педагогическим опытом. Данные объединения организуют наставническую деятельность опытных педагогов. Члены методических объединений обсуждают проблемы, возникшие в учебно-воспитательном процессе.
Достаточно часто методическая работа в образовательном учреждении осуществляется по единой теме, называемой методической темой образовательного учреждения. В рамках этой деятельности каждый педагог разрабатывает свою тему методической работы, реализуя часть общей методической деятельности образовательного учреждения. Такая методическая работа всегда носит творческий характер, ее можно считать прообразом исследовательской деятельности, она активизирует профессиональные качества педагогов, стимулирует их деловую активность и инициативность.
Координация методической работы в образовательных учреждениях осуществляется на муниципальном уровне; создаются специальные методические структуры при муниципальных органах управления образованием (учебно-методические кабинеты). Координаторами методической работы являются методисты (методисты кабинета дошкольного образования, методисты кабинета воспитательной работы, методисты предметных кабинетов и т.д.). Они проводят профессиональные консультации для педагогов, посещают проводимые ими занятия, оказывают помощь в решении проблем, связанных с обучением и воспитанием детей, помогают в изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, отражающего достижения педагогов-практиков. Включенность в методическую работу позволяет педагогу постоянно повышать свою квалификацию и оперативно решать проблемы, возникающие в процессе осуществления профессиональной деятельности.
Работая над методической темой, педагоги достаточно часто ощущают необходимость в пополнении своей теоретической базы. В этом случае в образовательном учреждении с помощью методической службы муниципальной системы образования организуются проблемные теоретические семинары, к проведению которых привлекаются преподаватели вузов, педагоги-экспериментаторы, методисты. Подобные семинары значительно расширяют профессиональный кругозор педагогических работников, знания, полученные в процессе проведения семинара, зачастую становятся основой для повышения эффективности педагогической деятельности, для осуществления экспериментальной работы педагога.
Одним из путей повышения квалификации педагогических работников является самообразование. Оно осуществляется посредством ознакомления с педагогической периодикой (например, с «Учительской газетой», газетой «Первое сентября», такими научно-педагогическими изданиями, как журнал «Педагогика», предметно-методическими журналами, посвященными преподаванию различных предметов в школе, методическими журналами, раскрывающими проблемы дошкольного образования и т.д.), а также чтения различного рода педагогической и методической литературы. Педагог не только должен посещать городские библиотеки, читальные залы, но и собирать собственную методическую библиотечку. Одним из видов самообразования педагога является изучение педагогического опыта коллег. Формами изучения позитивного педагогического опыта являются посещение уроков и внеклассных мероприятий учителей (занятий воспитателей), с достижениями которых предполагается ознакомиться, изучение их учебной документации, посещение семинарских занятий, лекций, которые они ведут, участие в обсуждении их достижений на педагогическом совете, «круглых столах», заседаниях методических объединений и т.д.
Периодически (чаще всего, один раз в пять лет) педагог проходит курсовую переподготовку, которая организуется муниципальной методической службой. Ее цель - обновление и расширение профессиональных знаний, овладение новыми профессиональными умениями. Как правило, курсы проходят в несколько сессий (на зимних, весенних и летних каникулах). На них читаются теоретические лекции, проводятся семинары, практические занятия по овладению новыми педагогическими технологиями. Кроме курсовой переподготовки, педагог может по своему желанию пройти курсы повышения квалификации и овладеть новыми знаниями и умениями, напрямую не связанными с основной специальностью (например, новыми педагогическими технологиями воспитательной работы, управления педагогическими процессами, технологиями социальной работы, содержанием и технологиями диагностического сопровождения образовательных программ и т.д.).
Существует мнение, что основной целью профессионального совершенствования педагога является не столько повышение профессиональной культуры, сколько развитие способности к новаторству. Эта способность предполагает устойчивую педагогическую направленность интересов и потребностей, гармоническое, умственное, нравственное и эстетическое развитие, педагогическое мастерство, увлеченность профессиональной деятельностью, установку на постоянный поиск нового и самосовершенствование, широкий научный кругозор, способность легко и естественно входить в творческое состояние, умение актуализировать свои эмоциональные, интеллектуальные и волевые процессы.
Приведенное утверждение подтверждается результатами исследований, которые свидетельствуют о том, что повышение квалификации учителя во многом зависит от его включенности в инновационную среду образовательной системы. Последнее способствует вхождению педагога в процесс активного самообразования, осмысления инновационных идей и процессов через призму собственной практической деятельности. В инновационной среде знания выступают основаниями для принятия собственных педагогических решений, для обоснования конструктивных принципов построения авторских программ, разработки методик обучения и воспитания, создания собственных моделей педагогических процессов и структур.
Как правило, многие педагоги, активно и результативно участвующие в экспериментальной работе, в дальнейшем стремятся повысить свой профессионализм. Они обучаются в аспирантуре (заочной или очной) или выполняют диссертационное исследование в качестве соискателя ученой степени кандидата наук, будучи прикрепленными к какой-либо кафедре вуза.
Некоторые педагоги повышают свою квалификацию, поступая в вуз для получения второго высшего образования, родственного первому. Например, учитель истории получает юридическое образование, учитель русского языка и литературы - журналистское, воспитатель дошкольного образовательного учреждения становится социальным педагогом и т.д.
Существуют и другие возможности повышения профессиональной квалификации, например, образовательные поездки педагогов, международный обмен педагогами и т.д..