Формы и виды профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников

Ученичество организуется в форме индивидуального, бригадного, курсового обучения и в иных формах (ст. 202 ТК РФ). При этом время ученичества в течение недели не должно превышать нормы рабочего времени, установленной для работников соответствующих возраста, профессии, специальности при выполнении соответствующих работ.

Организационная форма ученичества зависит от приобретаемой учеником профессии, специальности, квалификации, способностей ученика, потребностей работодателя в количестве подготовленных работников и его возможностей по организации процесса обучения.

Индивидуальная форма обучения предполагает индивидуальное самостоятельное под руководством квалифицированного работника освоение профессии, специальности. Данная форма обучения требует от работодателя меньших затрат, поскольку не предполагает создание специального места для обучения, не влечет освобождения обучающего работника от работы. Ученик при такой форме обучения самостоятельно осваивает теоретическую часть и как бы вовлекается в работу обучающего.

Бригадная форма обучения состоит в том, что учеников объединяют в ученические бригады. Они кроме обучения могут осуществлять и производственные программы. Состав бригады определяется в зависимости от профессии и производственных условий. При наличии 10 - 15 учеников по однородной профессии для их обучения нередко выделяют освобожденного работника.

Курсовое обучение заключается в том, что для обучения создается учебная группа, в которой и происходит производственная подготовка. Нередко группы для курсового обучения составляют 10 - 30 чел. Производственная практика обучающихся проводится индивидуально на рабочих местах.[185] Курсовая форма предполагает разделение всего процесса обучения на части: теоретическую и практическую, которые могут чередоваться в зависимости от получаемой профессии, специальности. Обучение при курсовой форме может осуществляться как индивидуально, так и в составе группы.

Профессиональная переподготовка как вид обучения означает, что работников, обладающих определенными профессиональными навыками, обучают выполнению новых для них работ. Профессиональная переподготовка может быть обусловлена совершенствованием технологического процесса, внедрением новых технологий, оборудования и т. п. Целью профессиональной переподготовки специалистов является получение ими дополнительных знаний, умений и навыков по образовательным программам, предусматривающим изучение отдельных дисциплин, разделов науки, техники и технологии, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности. Профессиональная переподготовка осуществляется также для расширения квалификации специалистов в целях их адаптации к новым экономическим и социальным условиям и ведения новой профессиональной деятельности, в том числе с учетом международных требований и стандартов.

Повышение квалификации предполагает совершенствование навыков и умений выполнения определенной работы по профессии, специальности, по которым работает работник. Главной задачей повышения квалификации можно назвать удовлетворение потребностей специалистов в получении знаний о новейших достижениях в соответствующих отраслях науки и техники, передовом отечественном и зарубежном опыте. Целью повышения квалификации является обновление теоретических и практических знаний специалистов в связи с повышением требований к уровню квалификации и необходимостью освоения современных методов решения профессиональных задач.

Повышение квалификации проводится по мере необходимости, но, как правило, не реже одного раза в пять лет в течение всей трудовой деятельности работников. Периодичность прохождения специалистами повышения квалификации устанавливается работодателем.

Повышение квалификации включает в себя следующие подвиды обучения:

-краткосрочное (не менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства, которое проводится по месту основной работы специалистов, и заканчивается сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата; тематические и проблемные семинары (от 72 до 100 часов) по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам, возникающим на уровне отрасли, региона, предприятия (объединения), организации или учреждения;

-длительное (свыше 100 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.

Нормативными правовыми актами для специалистов устанавливаются другие организационные формы повышения квалификации, кроме названных в ст. 202 ТК РФ: стажировка на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и учебных заведениях; обучение в целевой аспирантуре, докторантуре.[186]

Таким образом, одним из вариантов повышения квалификации и переподготовки работников является стажировка. Стажировка может быть как самостоятельным видом дополнительного профессионального образования, так и одним из разделов учебного плана при повышении квалификации и переподготовке специалистов. Стажировка руководителей и специалистов на передовых предприятиях, в ведущих научных организациях и высших учебных заведениях, в том числе, за рубежом проводится в целях освоения лучшего опыта, приобретения практических и организаторских навыков для выполнения обязанностей по занимаемой должности или на должности более высокого уровня (для резерва на выдвижение). Стажировка специалистов может проводиться как в Российской Федерации, так и за рубежом на предприятиях (объединениях), в ведущих научно-исследовательских организациях, образовательных учреждениях, консультационных фирмах и федеральных органах исполнительной власти. Продолжительность стажировки устанавливается работодателем, направляющим работника на обучение, исходя из ее целей и по согласованию с руководителем предприятия (объединения), организации или учреждения, где она проводится.

В результате профессиональной переподготовки специалисту может быть присвоена дополнительная квалификация на базе полученной специальности. Профессиональная переподготовка для получения дополнительной квалификации проводится путем освоения дополнительных профессиональных образовательных программ.[187]

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Назовите основные права и обязанности работника и работодателя в сфере профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

2. Каковы основные цели профессиональной подготовки, переподготовки, повышения квалификации и стажировки?

3. В каких случаях и с какой периодичностью работники и работодатели обязаны осуществлять повышение квалификации?

4. Какими договорами (соглашениями) могут быть опосредованы отношения по профессиональной подготовке, переподготовке и повышению квалификации?

5. Что представляет собой ученичество?

6. Какие виды ученического договора предусмотрены действующим трудовым законодательством?

7. Какое место в предмете трудового права занимают ученические отношения?

8. Что составляет содержание ученического договора и ученического правоотношения?

9. Какую ответственность несут стороны ученического договора за неисполнение или ненадлежащее исполнение его условий?

Наши рекомендации