Категории социальной педагогики
Социально-педагогическая деятельность — это разновидность профессиональной деятельности, направленная на оказание помощи личности в процессе социализации, освоение ею социокультурного опыта и создание условий для самореализации в обществе1.
Осуществляется социально-педагогическая деятельность социальными педагогами в образовательных и других учреждениях, организациях, объединениях.
Социально-педагогическая деятельность является адресной, направленной на конкретную личность и решение ее индивидуальных проблем, возникающих в процессе социализации, интеграции в общество.
Отличительными особенностями профессиональной социально-педагогической деятельности являются:
• передача социокультурного опыта, помощь в социализации личности (цель деятельности);
адресный и локальный характер деятельности;
• воздействие на личности, имеющие проблемы в социализации (объект деятельности);
• работа в образовательных, социально-педагогических учреждениях, социальных службах и др.
Основными направлениями социально-педагогической деятельности
являются:
• профилактика дезадаптации (социальной, психологической, педагогической);
• повышение уровня социальной адаптации;
• социальная реабилитация личностей, имеющих те или иные отклонения от нормы.
Осуществляется социально-педагогическая деятельность непосредственно с личностью или через посредническую деятельность (личность — среда).
По содержанию социально-педагогическая деятельность достаточно многообразна. Включает работу с детьми (социальная защита детства), молодежью, пожилыми людьми, малообеспеченными гражданами, инвалидами, семьей, в сфере занятости и др.
Дадим краткую характеристику представленных выше направлений деятельности социальных педагогов и социальных работников.
Работа в семье. Семья представляет систему социального функционирования человека. Она обеспечивает экономическую, социальную, физическую безопасность своим членам; заботу о младших, престарелых и больных; создает условия для их социализации, объединяя всех чувством любви, общности.
Современный кризис семьи проявляется в снижении ее педагогического потенциала, ухудшении качества и содержания семейного воспитания. Семья воздействует на процесс социализации детей не только фактом своего существования, но и благоприятным морально-психологическим климатом семьи.
В настоящее время семье, имеющей детей, оказывают такие виды помощи, как:
• денежные выплаты (пособия и пенсии);
• трудовые, налоговые, жилищные, медицинские и другие льготы;
• бесплатная выдача детского питания;
• социальное обслуживание (оказание конкретной психологической, юридической, педагогической помощи, консультирование).
Социальная работа в сфере занятости. Безработица (незанятость) определяется различными факторами: сокращением рабочих мест, вызванным структурными изменениями в экономике, уровнем и характером рыночных отношений.
В условиях экономического кризиса, дестабилизации экономики имеет место ухудшение уровня жизни людей.
Выделяют следующие формы безработицы:
• текущая — незанятость в связи с переходом работника с одного
предприятия на другое;
■ структурная — результат дисбаланса спроса и предложений на рынке труда;
• скрытая (латентная) — избыточная занятость, обусловленная стрем
лением сохранить кадры с выплатой минимального пособия (стаж сохраня
ется, трудовая деятельность не ведется).
Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, поэтому главным в социальной политике является предупреждение массовой безработицы, развертывание профориентационной работы.
Служба занятости имеет разветвленную сеть и выполняет следующие задачи:
• сбор и распространение информации о спросе и предложениях на местном рынке труда;
• консультирование работников по вопросам профессионального обучения и трудоустройства;
• профессиональная ориентация всех групп населения;
• выплата пособий по временной незанятости;
• консультирование предпринимателей по проблемам занятости;
организация переподготовки высвобождаемой с производства рабочей силы.
Социальные работники и социальные педагоги осуществляют психологическую поддержку в рамках индивидуальной консультации, обсуждая конкретную жизненную ситуацию, намечают план дальнейшего поиска работы. Кроме этого, они предоставляют информационную консультацию клиенту о наличии вакантных мест, об учреждениях, где можно пройти обучение и переобучение.
Профориентация является приоритетным направлением государственной политики в учреждениях службы занятости, что позволяет снижать уровень социальной напряженности и повышать степень социальной адаптации населения к современным условиям жизни.
Работа с детьми (социальная защита детства). Основой системы защиты детства выступает правовая база, включающая международное законодательство (Хартия детства, Декларация прав ребенка), российские государственные законы (Конституция РФ, Закон о семье, Закон об образовании).
Система защиты детства начинается с защиты семьи, матери и ребенка. Социальная защищенность детства определяется системой работы учреждений образования и воспитания детей.
Социальная защита интересов женщин. Социально-экономическая ситуация в стране вынуждает женщин трудиться в разных условиях, в том числе вредных и опасных для здоровья.
В стране принят Указ «О первоочередных задачах государственной политики в отношении женщин» (1993 г.), который направлен на обеспечение фактического равноправия женщин и мужчин в политической, социальной и экономической жизни страны, свободного выбора в самореализации женщин во всех областях деятельности. С целью реализации Указа создаются организации (консультационно-правовые службы, центры социально-психологической адаптации), позволяющие женщинам совмещать родительские обязанности с трудовой и общественной деятельностью.
Социальная забота о трудоустройстве и быте инвалидов. Инвалид — это человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленных заболеванием, последствием травм иди дефектами, приводящими к ограниченной жизнедеятельности и вызывающими необходимость в социальной защите.
Инвалидов классифицируют:
• по возрасту (дети, взрослые);
• по происхождению инвалидности (инвалиды детства, инвалиды войны, труда, общего заболевания);
• по степени трудоспособности (нетрудоспособные — I группа, временно нетрудоспособные — II группа, трудоспособные в щадящих условиях — III группа);
• по характеру заболевания (мобильные, маломобильные и неподвижные).
Социальному работнику необходимо знать основные принципы обслуживания инвалидов, которые сформулированы в Декларации ООН о правах инвалидов, в Законе «О социальном обслуживании»:
• соблюдение прав человека и гражданина;
• предоставление государственных гарантий в сфере социального обслуживания;
• равные возможности получения социальных услуг;
• ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан;
• ответственность органов власти всех уровней за обеспечение прав граждан.
Социальные услуги предоставляются всем инвалидам независимо от пола, расы, национальности, места жительства, отношения к религии, убеждений.
Законом предусматриваются следующие формы социального обслуживания:
• на дому (социально-медицинское обслуживание);
• в отделениях — полустационарное социальное обслуживание (дневного или ночного пребывания граждан);
• социальное обслуживание (дома-интернаты, пансионаты);
• срочное социальное обслуживание (организация питания, обеспечение одеждой, обувью, ночлегом);
• социально-консультационная помощь.
Социальный работник содействует организации помощи при проведении медико-социальной реабилитации инвалидов, в их санаторно-курортном лечении, приобретении необходимых тренажеров, средств передвижения, корригирующих аппаратов, а также предоставлении рабочих мест для людей с ограниченными возможностями.
Социальная работа с пожилыми людьми. В социальной работе с пожилыми людьми используются разнообразные формы и методы: социальное обслуживание на дому, срочная и адресная социальная помощь и защита (оказывается одиноким пенсионерам, инвалидам, престарелым старше 80 лет).
Важное значение приобретает медико-социальная реабилитация пожилых людей. Социальные службы заботятся о физическом и духовном здоровье пожилых людей, содействуют их активному образу жизни, повышают оптимизм; привлекают к работе в различных обществах, организовывают встречи, приобщают к совместному проведению досуга.
Одним из основных направлений в социальной работе с пожилыми людьми является попечительство. Главной формой — функционирование домов-интернатов (временного или постоянного проживания).
Проблема бездомности в России. Бездомность трактуется как отсутствие укрытия, проживание без прав на жилье. Значительную часть бездомных составляют так называемые бомжи, т. е. лица без определенного местожительства.
Невозможность получить жилье, устроиться на работу побуждает часть таких людей на преступления. Положение бездомных детей особенно тяжелое. Многие дети покидают конфликтные семьи, бегут от побоев, угроз, оскорблений, родителей-алкоголиков. Для них создаются приюты, ночлежки, центры реабилитации.
Массовый наплыв беженцев также усугубляет проблему бездомности. Бесправное положение, ущемление свободы русскоязычного населения
в странах ближнего зарубежья, межнациональные конфликты, военные действия, экологические катастрофы вынуждают многие семьи оставить свое жилье и стать беженцами (мигрантами). Необходимо совместное решение всех государств СНГ, единство их государственной политики для оказания помощи беженцам.
В настоящее время разработана программа «Миграция», согласно которой беженцев расселяют по отобранным регионам, обеспечивая им социальную защиту, рабочие места. Кроме того, учрежден фонд помощи беженцам «Соотечественники», отделения которого существуют в 20 городах России. Его целью стало комплексное обустройство переселенцев.
В решении проблем бездомности большую роль играют социальные педагоги, имеющие опыт работы в приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах.
Социальная работа с молодежью. Молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости (возраст от 14 до 20 лет).
Главными направлениями в работе социального педагога с молодыми людьми являются:
• трудоустройство (хорошо оплачиваемая и интересная работа);
• оздоровление межличностных отношений;
• устранение психотравмирующих ситуаций;
• выработка навыков общения со взрослыми и сверстниками;
• создание условий ^гля нормальной жизнедеятельности. Девиантное поведение как проблема социальной работы. Нестандартное,
отклоняющееся от норм поведение (преступность и аморальное поведение) называют девиантным. Девиантное поведение подразделяют на две группы: к первой относят людей с явной или скрытой психопатологией (астеники, шизоиды, эпилептики, а также лица с акцентуированным характером). Ко второй группе относятся люди, чье поведение отклоняется от морально-нравственных норм и проявляется в социальной патологии (пьянство, наркомания, проституция). В основе девиантного поведения данной группы лежит социальное неравенство, расслоение общества на богатых и бедных, бездуховность, отчуждение личности, морально-этическая деградация, неблагоприятные условия жизни в семье, неудачи в учебе и т. д.
С этими людьми ведется работа по их духовному развитию, нравственному возрождению на принципах-общечеловеческой морали, поиска смысла жизни.
Работа с малообеспеченными гражданами. Уровень жизни характеризует степень удовлетворения материальных и духовных потребностей и включает в себя такие показатели, как уровень национального дохода, оплата труда, объем потребляемых благ, уровень потребления продовольственных и непродовольственных товаров, жилищные условия, уровень здравоохранения, образования и культуры.
На сегодняшний день поляризация по уровню материального положения различных групп и слоев населения достигла невиданного размаха. Регулирование уровня жизни населения — одно из основных направлений деятельности государства. Оно включает в себя такие механизмы, как индексация и компенсация.
Индексация осуществляется двумя способами: путем увеличения доходов через определенное время и путем корректировки доходов в связи с ростом уровня цен. Индексируются заработная плата, пенсии, стипендии. Выплаты индексации осуществляются за счет государственного и местных бюджетов.
Государство использует следующие меры по социальной защите малообеспеченных граждан: льготное налогообложение, предоставление бесплатных или льготных услуг (в здравоохранении, на транспорте, коммунальном обслуживании, пособии на детей, пенсии).
В настоящее время социальные работники оказывают социальную поддержку малоимущим гражданам, привлекая для этой деятельности спонсоров и благотворительные организации.
Социальные работники содействуют льготному бытовому обслуживанию в отделениях социальной помощи и на дому (уборка помещений, ремонт жилья, выдача напрокат бытовой техники).
Формирование здорового образа жизни как цель социальной работы. Здоровый образ жизни — это выработка у населения навыков и привычек действовать с пользой для здоровья. Главной задачей социальных работников и социальных педагогов является охрана здоровья и жизни клиентов. Большое значение в этой деятельности имеет воспитание культуры межличностных отношений, охрана психического здоровья, приобщение к физической культуре, социальное воспитание людей.
Таким образом, социальные педагоги в своей практической деятельности независимо от направления работы осуществляют социальное воспитание.
Социальное воспитание — целенаправленный процесс формирования социально значимых качеств личности, необходимых ей для успешной социализации. Современная социальная педагогика рассматривает социальное воспитание как процесс содействия продуктивному личностному росту человека при решении им жизненно важных задач взаимодействия с окружающим миром (достижения жизненного успеха, социальной компетентности, конкурентоспособности, социального самоопределения, выживания в обществе).
Цели социального воспитания:
• направленная информационная и практическая поддержка процесса созидательного и творческого становления индивидуальности личности в конкретном обществе;
• содействие личности в Самоорганизации собственной жизни на всех возрастных этапах жизненного пути (в детстве, отрочестве, юности, взрослости, старости) и в разных жизненных пространствах ее социального взаимодействия (в семье, школе, малой группе общения, трудовом коллективе, территориальной общине);
• конструктивная помощь в ключевых и критических ситуациях социализации и самореализации личности человека (полоролевой, семейно-бытовой, профессионально-трудовой, досуготворческой, социально-правовой, гражданской, физической, психической, нравственно-эстетической, эмоциональной и др.).
Социальные педагоги, занимаясь социальным воспитанием, осуществляют целенаправленное влияние на развитие личности.
Социальное обучение — целенаправленный процесс передачи социальных знаний и формирования социальных умений и навыков, способствующих социализации личности1.
Обучаясь в образовательном учреждении, личность получает академические знания, необходимые для усвоения и использования. Одновременно она приобретает социальные знания, умения и навыки, которые обеспечивают освоение социальных норм, установок, ценностей и способствуют формированию собственного опыта.
Вопросы для самоконтроля
1. Что является предметом социальной педагогики?
2. Дайте характеристику функций социальной педагогики.
3. Назовите особенности социальной педагогики как науки.
4. Каковы направления работы социального педагога?
5. Какие формы, методы и средства воспитания использует социальный педагог в работе?
Основная литература
1. Василькова Ю. В. Лекции по социальной педагогике. В 2 т. М., 1997.
2. Мудрик А. В. Социальная педагогика. М.: Академия, 1999.
3. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ. ред. М. А. Галагу-зовой. М.: ВЛАДОС, 2000.
Дополнительная литература
1. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики: Учебник для студ. высш. пед. уч. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Академический проспект, 2001.
2. Овчарова Р. В. Справочная книга социального педагога. М.: ТЦ Сфера, 2001.
3. Селиванов В. С. Педагогика, Смоленск, 2001.
4. Социальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В. А. Никитина. М., 2002.
5. Ярцев Д. В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. № 5.