Закономерности процесса обучения
Дидактика – теория обучения
Теорию обучения (дидактику) традиционно рассматривают как относительно самостоятельную часть педагогической науки. Современная дидактика призвана реализовать идеи гуманной педагогики, направленной на формирование свободной, творческой, социально активной, полезной и успешной личности. Знание теории обучения необходимо каждому педагогу, поскольку задачи образования, воспитания и развития учащихся в педагогической деятельности наиболее эффективно решаются с опорой на научные знания.
Дидактика (от греч. didaktikos – «поучающий, обучающий») – теория обучения.
Ещё Древней Греции учитель, преподающий в школе, назывался дидаскáлом. Термин «дидактика» появился в XVII веке. Он был введён В. Ратке в значении «искусство обучения». Я.А. Коменский в своей книге «Великая дидактика» определил дидактику как «универсальное искусство учить всех всему», включая в круг изучаемых дидактикой вопросов как обучение, так и воспитание. По мере развития педагогической науки дидактика постепенно сосредоточила своё внимание исключительно на учебном процессе.
Основываясь на наиболее признанных в педагогической науке определениях (Ю.К. Бабанский, И.Я. Лернер, И.П. Подласый, В.И. Загвязинский), современную дидактику можно определить какотносительно самостоятельный раздел педагогики, науку, которая занимается изучением теоретических и методических основ обучения, даёт научное обоснование целям, содержанию, методам, средствам, организации обучения и образования.
Предметом современной дидактики является взаимосвязь и взаимодействие преподавания (обучающе-воспитывающей деятельности учителя) и учения (учебно-познавательной деятельности учащихся).
Сущность, движущие силы, противоречия и логика процесса обучения
бучение – процесс, протекание которого подчиняется определённой логике, а значит, поддаётся изучению, управлению и прогнозированию. Процесс обучения иначе называют учебным или дидактическим процессом.
Социальная направленность обучения проявляется в том, что обучение выступает одним из оптимальных способов социальной адаптации человека, т.е. подготовки человека к жизни в обществе.
Сущность обучения можно выразить через следующие признаки современного дидактического процесса:
- двусторонний характер процесса (преподавание – учение);
- совместная деятельность учителя и ученика;
- руководящая роль учителя;
- специальная планомерная организация всего процесса;
- соответствие учебного процесса закономерностям возрастного развития учащихся;
- воспитание и развитие учащихся в процессе обучения.
Функции обучения
Основные функции обучения: образовательная, воспитательная, развивающая. Эти функции исторически закрепились за процессом обучения, их выполнение обеспечивает полноценное развитие и успешную социализацию личности учащихся.
Образовательная функция заключается в формировании знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.
Воспитательная функция связана с формированием у учащихся нравственности, эстетических представлений и вкусов, системы взглядов на мир, способности следовать социальным нормам поведения.
Развивающая функция состоит в том, что в процессе обучения происходит развитие ребёнка во всех направлениях: развивается его речь, мышление, эмоционально-волевая, мотивационно-потребностная и сенсорно-двигательная сферы личности.
Проблема единства и взаимосвязи функций обучения состоит в том, что для формирования у ученика базовой культуры личности, для его гармоничного развития учебный процесс должен осуществляться таким образом, чтобы его функции были неразрывны, реализовывались во всех компонентах обучения: в комплексе задач урока, в содержании учебного материала, в системе методов, приёмов, форм и средств обучения и т.д.
Закономерности процесса обучения
Теория обучения, как и любая наука, стремится к познанию и формулированию общих законов, которым подчиняются изучаемые ею процессы, предметы и явления. Однако педагогический процесс слишком сложен, подвержен влиянию многих факторов, в том числе таких, которые невозможно учесть заранее. Это делает чёткое и безоговорочное формулирование законов обучения невозможным, во всяком случае, в настоящее время.
Закономерности обучения - недостаточно познанные законы, упорядоченность познанных явлений, возникающих при обучении связей и зависимостей, а также факторов, влияющих на дидактический процесс.
Существует достаточно много подходов к выделению закономерностей обучения.
Так, Ю.К. Бабанский выделил закономерности как ряд зависимостей обучения:
1) от потребностей общества;
2) от процессов образования, воспитания и развития как сторон целостного педагогического процесса;
3) от возможностей учащихся и внешних условий.
И.П. Подласый выделяет в структуре закономерностей обучения общие (выражающие зависимость учебного процесса от его целей, содержания, методов обучения, характера управления учебным процессом и т.д.) и конкретные закономерности (дидактические или содержательно-процессуальные, психологические, организационные и др.).
Н.В. Бордовская и А.А. Реан подразделяют закономерности обучения на внешние (проявляющиеся как зависимости обучения от общественных условий) и внутренние (связи и зависимости между компонентами дидактического процесса: целями, содержанием образования, методами, средствами и формами обучения, между учителем и учеником).
Примеры конкретных закономерностей обучения:
- чем активней ребёнок в учебном процессе, тем выше результат обучения;
- если учитель доступно для детей излагает новый материал, то они лучше его поймут;
- чем больше органов чувств участвуют в восприятии учебного материала, тем он лучше воспринимается и запоминается;
- если многократно повторить некоторое действие, то потом его можно будет выполнять не задумываясь, автоматически;
- как бы хорошо ни был усвоен учебный материал, он всё равно забывается, если его периодически не повторять и т.д.
Принципы обучения (cократить)
Принципы обучения – это фундаментальные положения, которые отражают общие требования к организации учебного процесса. Принципы формулируются на основе научного анализа процесса обучения, соотносятся с его закономерностями, с целями и задачами образования, с уровнем развития педагогической науки, с возможностями существующей системы образования.
Сегодня не существует единства мнений в вопросе о принципах обучения, авторы разных учебных пособий предлагают различные формулировки и различное количество принципов. Так, И.П. Подласый, считает, что система основных дидактических принципов должна включать следующие принципы: 1) сознательности и активности; 2) наглядности; 3) последовательности и систематичности; 4) прочности; 5) доступности; 6) научности; 7) связи теории с практикой. П.И. Пидкасистый и В.В. Воронов добавляют к ним принцип развивающего и воспитывающего характера обучения и принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм учебной работы.
Однако при всём разнообразии существующих подходов можно выделить ряд принципов, которые прошли длительную проверку временем и присутствуют – так или иначе – в подавляющем большинстве современных учебников и пособий по педагогике. Рассмотрим эти принципы.
Принцип научности ориентирует педагога на формирование у учащихся научных знаний. Он реализуется в анализе учебного материала, выделении в нем важных идей, использовании достоверных научных знаний, фактов и примеров, а также стандартных научных терминов. Реализация этого принципа требует от преподавателя…
- исправлять фактические ошибки учащихся и организовывать на учебном занятии поиск и исправление таких ошибок;
- применять новейшую научную терминологию, не пользоваться устаревшими терминами;
- быть в курсе последних научных достижений в своем предмете;
- поощрять исследовательские работы школьников;
- находить возможность знакомить школьников с техникой экспериментальной работы, алгоритмом решения изобретательских задач, использования справочных материалов, архивных документов, с обработкой первоисточников.
Принцип системности определяет необходимость формирования у обучающихся целостной системы знаний и умений, тем и разделов учебного материала. Принцип системности реализуется в комплексе правил, среди которых можно назвать следующие:
- использовать планы, схемы, для того чтобы обеспечить усвоение учащимся системы знаний;
- разделять содержание учебного материала на логические завершенные части (т.е. применять «пошаговую систему»), последовательно реализовать эти части (шаги, этапы) и приучать к этому учащихся;
- не допускать нарушения системы в содержании, и способах обучения, а если она нарушена, то немедленно нейтрализовать пробелы, чтобы предупредить неуспеваемость;
- изложить основания теории, объяснить следствия теории и показать границы ее применения.
Принцип доступности (посильности) – отражение принципов последовательности и постепенности обучения, которые известны с древности.
Пожалуй, одним из наиболее убедительных примеров реализации этих принципов является история непобедимого античного борца Милона, живший в IV веке до н.э. В юности Милон тренировался, ежедневно нося на своих плечах маленького теленка. Телёнок рос, постепенно становясь тяжелее. Однако юноша в это время развивался физически, и по-прежнему мог носить его на себе.
Суть принципа доступности состоит в том, что сначала нужно выявить раннее сформированные знания и умения, а уже потом постепенно осуществлять новые стадии обучения. Принцип доступности не означает, что учение должно происходить без усилий со стороны ученика, однако преодоление возникающие затруднений должно быть для него посильным. Для соблюдения этого принципа, необходимо руководствоваться рядом правил:
- добиваться совпадения темпа сообщения информации и скорости её усвоения учащимися;
- ориентировать учащихся на понимание и осмысление изучаемого материала, а не на запоминание и зубрежку;
- обучая, исходить из уровня подготовленности учащихся, опираться на их возможности;
- изучать и учитывать жизненный опыт, интересы, особенности развития учащихся и т.д.
Принцип наглядности заключается не только в иллюстрации изучаемого предмета и явления, а в использование целого комплекса приемов и средств, которые обеспечивают формирование ясного и четкого восприятия сообщаемых преподавателем знаний. Вот некоторые из правил эффективной реализации принципа наглядности:
- использовать в обучении закономерность, согласно которой запоминание предметов, представленных наглядно (например, на моделях или картинках), происходит лучше, чем, если они описаны только в словесной форме;
- используя средства наглядности, не увлекаться чрезмерным количеством наглядных пособий;
- при использовании средств наглядности не ограничиваться только их показом, а пояснять и комментировать наглядный материал;
- тщательно готовить виды наглядности к применению, продумывая сопутствующие им дидактические приёмы;
- в подборе средств наглядности учитывать возрастные особенности обучающихся.
Принцип сознательности и активности нацелен на формирование у учащихся мотивации учения, познавательных потребностей, убеждённости в необходимости изучения материала, интереса в учении. Суть принципа в том, что педагог должен добиваться понимания (а не механического заучивания) учениками теоретического материала и осмысливания ими практических действий, побуждать их к активным учебным действиям, стимулировать самостоятельность в познании. В качестве рекомендаций по практическому применению этого принципа можно привести следующие правила:
- использовать возможности взаимообучения;
- организовывать соревнование и партнёрство учащихся;
- обеспечивать условия для коллективного поиска правильного ответа;
- вводить в учебный процесс занимательные задания, игровые элементы;
- учить находить второстепенное и главное в изучаемом материале;
- использовать в обучении реальные жизненные ситуации и требовать от учащихся самостоятельного понимания, видения различий между наблюдаемыми в жизни фактами и их научным объяснением.
КЛАСТЕР (пример)