Художественно-эстетическая деятельность детей раннего к дошкольного возраста

.Художественно-эстетическая деятельность направ­лена на удовлетворения потребностей ребенка в актив­ности, познании, развитии его творческих способностей, обеспечение его эмоционального благополучия. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для решения задач художественно-эстетического воспитания. Этому служит художествен­но-эстетическая деятельность, основная цель которой — обеспечение гармоничного развития ребенка, отвлечение его от грустных мыслей, снятие нервного напряжения, страхов, создание радостного настроения.

Художественная деятельность непосредственно свя­зана с видами искусств: театрализованные игры, сло­весно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.

В художественной деятельности существует два взаимосвязанных фактора: воспроизводящий (реп­родуктивный) и творческий. Ребенок не может тво­рить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.

Художественное воспитание — это процесс фор­мирования творческой личности средствами искусств. Эффективность художественной деятельности в комп­лексном использовании всех средств эстетического воспитания: музыки, художественной литературы, изоб­разительного искусства, художественного труда.

Художественно-эстетическое развитие включает решения следующих задач:

1) формирование эстетического отношения к окру­жающему миру;

2) формирование творческих умений в области раз­ных искусств: обучение рисованию, лепке, конструи­рованию, пению, выразительным танцевальным дви­жениям, словесному творчеству.

Для решения этих задач необходимы педагогиче­ские условия: эстетика быта, наличие программ и ме­тодических рекомендаций по художественно-эстетиче­скому развитию детей, организация самостоятельной художественной деятельности ребенка, использование различных видов искусств. *

Искусство — музыка, изобразительное искусство, литература, архитектура, театр. В настоящее время создано ряд программ, направленных на формирова­ние художественно-эстетической субкультуры ребен­ка. Так, Т. С. Комаровой в программе эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет соединены радость, красота, творчество. Синтезирующим началом явля­ется народное творчество: фольклор, песни, танцы. Разные виды деятельности интегрированы в темати­ческие блоки вариативного характера: «Волшебный сад», «Наши друзья -*- животные», «Сказочный го­род», «Моя любимая сказка» и др. В тематических блоках одно содержание осваивается в разных видах занятий: рисовании, чтении литературных произведе­ний, лепке, музыке. В программе Р. М. Чумичевой на основе синтеза искусств (живопись, музыки, литера-тура) происходит обогащение художественно-эстети­ческой деятельности. С разными видами и жанрами искусства дети знакомятся на занятиях, экскурсиях, в процессе наблюдений, при посещении театра, цир­ка, выставок. Организация педагогического процесса на основе синтеза живописи, музыки, литературы спо­собствует художественно-эстетическому развитию, обо­гащению самостоятельной художественной деятельно­сти детей, что проявляется в театрализованных, ре­жиссерских, сюжетно-ролевых играх. Приобщение к музыке, искусству, классическим произведениям жи­вописи, литературы, театра, создают возможности для актуализации художественных способностей ребенка.

Художественно-эстетическая деятельность способ­ствует формированию художественной культуры личности дошкольника.

В области эстетического восприятия искусства и действительности: ребенок должен видеть и отме­чать красоту произведений искусства; знать имена не­которых произведений 2—3 композиторов, художни­ков, детских писателей, использовать в своей деятель­ности выразительные средства искусства, знать и на­зывать произведения народного искусства (русские народные песни, заклички и т. д.).

В области художественно-творческой деятельно­сти: проявлять интерес к музыке, художественно-ре­чевой деятельности, народному декоративно-приклад­ному искусству, архитектуре; создавать собственные произведения, делать поделки своими руками.

В области изобразительного искусства: знать име­на двух-трех художников-живописцев; и одну - две кар­тины каждого автора; различать виды изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские); знать геометрические формы предметов (круг, квад­рат, прямоугольник, овал); изобразительные материа­лы для рисования, лепки, работы с бумагой; созда­вать изображения предметов разных форм.

В области музыки: проявлять интерес к класси­ческой музыке, русской народной песне; выражать творческую активность в пении, движениях под му­зыку, петь под музыку, знать ноты; исполнять неслож­ные мелодии на детских музыкальных инструментах.

В области архитектуры и конструирования: знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества, понимать сущность про­фессии архитектора; называть свойства и выразитель­ные средства архитектурных сооружений; различать форму деталей конструктивных наборов, изготавли­вать разные поделки из бумаги, украшать созданные изделия, постройки.

Тема: «Методика руководства деятельностью детей».

План:

1. Основы руководства сюжетно – ролевыми играми детей дошкольного возраста.

Наши рекомендации