Художественно-эстетическая деятельность детей раннего к дошкольного возраста
.Художественно-эстетическая деятельность направлена на удовлетворения потребностей ребенка в активности, познании, развитии его творческих способностей, обеспечение его эмоционального благополучия. Поэтому в дошкольном образовательном учреждении должны быть созданы все условия для решения задач художественно-эстетического воспитания. Этому служит художественно-эстетическая деятельность, основная цель которой — обеспечение гармоничного развития ребенка, отвлечение его от грустных мыслей, снятие нервного напряжения, страхов, создание радостного настроения.
Художественная деятельность непосредственно связана с видами искусств: театрализованные игры, словесно-художественное творчество, музицирование, изобразительная и декоративно-прикладная практика, дизайн.
В художественной деятельности существует два взаимосвязанных фактора: воспроизводящий (репродуктивный) и творческий. Ребенок не может творить, не научившись воспроизводить, репродуцировать.
Художественное воспитание — это процесс формирования творческой личности средствами искусств. Эффективность художественной деятельности в комплексном использовании всех средств эстетического воспитания: музыки, художественной литературы, изобразительного искусства, художественного труда.
Художественно-эстетическое развитие включает решения следующих задач:
1) формирование эстетического отношения к окружающему миру;
2) формирование творческих умений в области разных искусств: обучение рисованию, лепке, конструированию, пению, выразительным танцевальным движениям, словесному творчеству.
Для решения этих задач необходимы педагогические условия: эстетика быта, наличие программ и методических рекомендаций по художественно-эстетическому развитию детей, организация самостоятельной художественной деятельности ребенка, использование различных видов искусств. *
Искусство — музыка, изобразительное искусство, литература, архитектура, театр. В настоящее время создано ряд программ, направленных на формирование художественно-эстетической субкультуры ребенка. Так, Т. С. Комаровой в программе эстетического воспитания детей от 2 до 7 лет соединены радость, красота, творчество. Синтезирующим началом является народное творчество: фольклор, песни, танцы. Разные виды деятельности интегрированы в тематические блоки вариативного характера: «Волшебный сад», «Наши друзья -*- животные», «Сказочный город», «Моя любимая сказка» и др. В тематических блоках одно содержание осваивается в разных видах занятий: рисовании, чтении литературных произведений, лепке, музыке. В программе Р. М. Чумичевой на основе синтеза искусств (живопись, музыки, литера-тура) происходит обогащение художественно-эстетической деятельности. С разными видами и жанрами искусства дети знакомятся на занятиях, экскурсиях, в процессе наблюдений, при посещении театра, цирка, выставок. Организация педагогического процесса на основе синтеза живописи, музыки, литературы способствует художественно-эстетическому развитию, обогащению самостоятельной художественной деятельности детей, что проявляется в театрализованных, режиссерских, сюжетно-ролевых играх. Приобщение к музыке, искусству, классическим произведениям живописи, литературы, театра, создают возможности для актуализации художественных способностей ребенка.
Художественно-эстетическая деятельность способствует формированию художественной культуры личности дошкольника.
В области эстетического восприятия искусства и действительности: ребенок должен видеть и отмечать красоту произведений искусства; знать имена некоторых произведений 2—3 композиторов, художников, детских писателей, использовать в своей деятельности выразительные средства искусства, знать и называть произведения народного искусства (русские народные песни, заклички и т. д.).
В области художественно-творческой деятельности: проявлять интерес к музыке, художественно-речевой деятельности, народному декоративно-прикладному искусству, архитектуре; создавать собственные произведения, делать поделки своими руками.
В области изобразительного искусства: знать имена двух-трех художников-живописцев; и одну - две картины каждого автора; различать виды изделий народного декоративно-прикладного искусства (дымковские, филимоновские, городецкие, хохломские, гжельские); знать геометрические формы предметов (круг, квадрат, прямоугольник, овал); изобразительные материалы для рисования, лепки, работы с бумагой; создавать изображения предметов разных форм.
В области музыки: проявлять интерес к классической музыке, русской народной песне; выражать творческую активность в пении, движениях под музыку, петь под музыку, знать ноты; исполнять несложные мелодии на детских музыкальных инструментах.
В области архитектуры и конструирования: знать и определять архитектуру как вид искусства, как часть духовной культуры общества, понимать сущность профессии архитектора; называть свойства и выразительные средства архитектурных сооружений; различать форму деталей конструктивных наборов, изготавливать разные поделки из бумаги, украшать созданные изделия, постройки.
Тема: «Методика руководства деятельностью детей».
План:
1. Основы руководства сюжетно – ролевыми играми детей дошкольного возраста.