Понятие уголовно-исполнительного права, его предмет и методы правового регулирования
Уголовное наказание или иные меры уголовной ответственности после вступления приговора в законную силу подлежат обязательному исполнению уполномоченными органами государства. Провозглашённые цели уголовной ответственности могут быть достигнуты только в процессе исполнения мер уголовно-правового воздействия как результат деятельности органов, на которые возложено исполнение наказаний. Если наказание или иные меры уголовного принуждения не исполнены в соответствии с требованиями закона, то и цели ответственности не могут быть достигнуты.
Уголовно-исполнительное законодательство основывается на положениях уголовного права, с которым его объединяют единый терминологический аппарат и исходные понятия: формы реализации уголовной ответственности, виды наказаний, правоограничения, присущие наказанию, основания освобождения от наказания и т.п. Уголовно-исполнительное законодательство призвано обеспечить правовой режим исполнения мер уголовной ответственности и реализацию правового принципа неотвратимости наказания. Уголовно-исполнительное право является отраслью законодательства, исполнительной по отношению к уголовному (материальному) праву, поскольку оно обеспечивает исполнение наказаний и иных мер уголовной ответственности.
В Республике Беларусь деятельность по реализации мер уголовной ответственности регламентируется тремя основными нормативными актами: УК, УПК, УИК. Все эти три кодекса объединяет то, что каждый из них содержит правовые нормы, регулирующие правоотношения, возникающие после вступления приговора в законную силу, и обеспечивающие реализацию мер уголовной ответственности. Однако содержание регулируемых правоотношений у них разное.
Уголовное право является базовой отраслью по отношению к уголовно-исполнительному и к уголовно-процессуальному праву. Уголовный кодекс содержит нормы материального права, которые устанавливают:
Ø виды наказаний,
Ø правоограничения, присущие определенному наказанию,
Ø порядок и условия досрочного освобождения от отбывания наказания, замены наказания более мягким видом, погашения или снятия судимости и др.
Уголовно-процессуальное право содержит процессуальные нормы, которыми регламентируется порядок отправления правосудия, т.е. порядок деятельности суда, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, прокуратуры и иных субъектов исполнения наказаний. УПК регулирует только процессуальную сторону исполнения наказаний. Например, какой суд рассматривает вопрос об изменении режима отбывания лишения свободы или досрочном освобождении от наказания, кто участвует в судебном заседании, в каком порядке суд рассматривает эти вопросы, приглашается ли на заседание осужденный и т.п. Уголовно-исполнительное право тесно связано с разделом уголовно-процессуального права, регулирующим порядок исполнения приговора как акта правосудия.
Порядок деятельности органов, на которые возложены функции исполнения наказаний и иных мер уголовной ответственности, регулируется нормами уголовно-исполнительного права. Основным нормативным актом в сфере исполнения мер уголовно-правового воздействия является УИК, который вступил в действие с 01.01.2001 г.
Необходимость единого кодифицированного акта в сфере исполнения уголовных наказаний была обусловлена тем, что сфера исполнения наказаний, как никакая иная деятельность, существенно вторгается в права и свободы человека и может повлечь неоправданные лишения и правоограничения для осужденных. Опыт защиты прав человека требует, чтобы ограничения прав и свобод человека были установлены законом, а не ведомственными инструкциями. Это положение нашло закрепление в ч.3 ст.2 УИК.
Ук и УПК устанавливают общий порядок исполнения всех наказаний, безотносительно того, какое это наказание - лишение свободы или общественные работы. Уголовно-исполнительное законодательство регламентирует порядок исполнения наказаний дифференцированно в отношении каждого вида.
Уголовно-исполнительное право является такой отраслью права, которая существенно вторгается в сферу прав и свобод человека и может повлечь неоправданные ограничения и лишения для осужденного. Опыт, накопленный международным сообществом, свидетельствует, что в целях защиты прав осужденного процесс исполнения уголовных наказаний должен быть регламентирован в законодательстве точно и четко, с исчерпывающим перечнем свойственных наказанию правоограничений. Причем в соответствии с ч.3 ст.2 УИК установлены они должны быть именно законом, а не иными нормативными актами, в том числе ведомственными инструкциями.
Предметом правового регулирования уголовно-исполнительного права является:
Ø общие положения и принципы исполнения наказания и иных мер уголовной ответственности, предусмотренных УК;
Ø порядок и условия исполнения и отбывания всех наказаний и иных мер уголовно-правового воздействия;
Ø порядок применения в отношении осужденных средств исправительного и профилактического воздействия;
Ø правовое положение осужденных и система гарантий защиты их прав и законных интересов;
Ø порядок деятельности органов, исполняющих наказание и иные меры уголовной ответственности,
Ø порядок участия государственных органов, организаций, общественных объединений и граждан в исправлении осужденных;
Ø порядок освобождения от наказания и оказания помощи освобожденным в социальной адаптации.
Предмет уголовно-исполнительного права шире предмета исправительно-трудового права, поскольку ИТК регулировал порядок исполнения и отбывания только части наказаний, предусмотренных УК, предусматривая двухуровневую классификацию наказаний: связанных с применением мер исправительно-трудовым воздействием (ИТВ) на осужденных и несвязанных с применением таких мер. К первой группе относились наказания в виде: лишения свободы, ареста, исправительных работ и условного осуждения с обязательным привлечением к труду (ст.23-1 УК 1960), исполнение которых собственно и регулировалось ИТК. Исполнение остальных наказаний ИТК не регулировалось. Уголовно-исполнительное право дополнительно включает в свой предмет исполнение наказаний, не связанных с исправительно-трудовым воздействием – общественные работы, штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, - а также иных мер уголовной ответственности: испытательное и профилактическое воздействие при отсрочке исполнения наказания, условном неприменении наказания и др.. Предметом регулирования последнего являлось исполнение только четырех наказаний: лишение свободы, арест, исправительные работы и условное осуждение с обязательным привлечением к труду (ст.23-1 УК 1960). Уголовно-исполнительное право регулирует исполнение и отбывание не только всех наказаний, предусмотренных УК, но и иных мер уголовной ответственности – ограничительные меры при отсрочке исполнения наказания, условном неприменении наказания, превентивный надзор, принудительные меры и т.д.
Предметомуголовно-исполнительного права являются общественные отношения, возникающие между осужденным, с одной стороны, и органом государства, на который возложено исполнение наказания, с другой, по поводу порядка и условий исполнения (отбывания) уголовного наказания, а также применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Уголовно-исполнительное право - это совокупность юридических норм, закрепляющих основные принципы исполнения и отбывания уголовных наказаний и регулирующих порядок и условия исполнения (отбывания) конкретных видов наказаний, а также порядок применения иных мер уголовно-правового воздействия.
Методом правового регулирования процесса исполнения наказаний и применения мер исправительного воздействия является метод властных предписаний (императивный метод). Он предполагает неравенство субъектов правоотношений: одни являются властными органами, другие – субъектами подчинения. Наряду с этим в определенных случаях используются и другие методы регулирования – диспозитивный, поощрения и т.п.
Уголовно-исполнительное право, являясь самостоятельной отраслью права, тесно связано с уголовным и уголовно-процессуальным правом. Совместно эти три отрасли права образуют единый комплекс наук уголовно-правового цикла, объединенный общей задачей борьбы с преступностью в рамках института уголовной ответственности.