Понятие о структуре дефекта, сравнительный анализ структуры различных видов нарушений.
Структура дефекта при интеллектуальной недостаточности (умственной отсталости)
Первичный дефект Инактивность (бездеятельность)
Вторичный дефект Нарушения психических функций
Третичный дефект Специфика развития личности Дезадаптация
Структура дефекта при нарушении слуха
Первичный дефект Выключение или грубая недостаточность слухового восприятия
Вторичный дефект Нарушения речи
Третичный дефект Специфика мышления Специфика развития личности Дезадаптация
Структура дефекта при нарушениях зрения
Первичный дефект Выключение или грубая недостаточность зрительного восприятия
Вторичный дефект Недоразвитие психомоторики Нарушение пространственной ориентации
Третичный дефект Специфика развития личности Дезадаптация
Структура дефекта при ДЦП
Первичный дефект Двигательные нарушения
Вторичный дефект Нарушения зрительного восприятия Нарушения речи Нарушения пространственного гнозиса и праксиса
Третичный дефект Специфика развития личности Дезадаптация
Структура дефекта при нарушении речи
Первичный дефект Речевые нарушения
Вторичный дефект Задержка психического развития
Третичный дефект Специфика развития личности Дезадаптация
Структура дефекта при раннем детском аутизме
Первичный дефект Энергетическая недостаточность Нарушение инстинктивно-аффективной сферы Низкие сенсорные пороги с выраженным отрицательным фоном ощущений
Вторичный дефект Аутистические установки
Третичный дефект Специфика развития личности Дезадаптация
Идея структурной организации дизонтогенеза принадлежит Л.С.Выготскому. Структура дефекта состоит из первичного, вторичного и следующих порядков дефектов (нарушений). Приведем определения составляющих структуры дефекта, данные В.М.Сорокиным. Первичные, или ядерные, нарушения представляют собой мало обратимые изменения в параметрах работы той или иной функции, вызванные непосредственным воздействием патогенного фактора. Данная проблема в специальной психологии в настоящее время требует детальной проработки, она сложна и неоднозначна. Существуют две точки зрения на структуру дефекта: 1) понятие «первичный дефект» рассматривается как нарушение, лежащее в основе клинической картины; 2) понятие «первичный дефект» рассматривается как первичное нарушение операции, психической функции. В литературе встречаются указания на то, что первичными дефектами выступают органические поражения мозга и анализаторных систем. На самом деле, на наш взгляд, подобные нарушения не представляют собой явления психологического порядка и не могут включаться в структуру психологического анализа (М.В. Жигорева, А.М. Поляков, Е.С. Слепович, В.М. Сорокин, И.А. Шаповал и т.д.). Первичные нарушения непосредственно вытекают из биологического характера болезни. Однако речь идет о нарушениях в работе именно психических функций, а не их анатомо-физиологических предпосылок. Например, первичный дефект при нарушении слуха – выпадение или недостаточность слухового восприятия, а не отсутствие слуха! Нарушенное развитие определяется временем возникновения первичного нарушения и тяжестью его выраженности. Наличие первичного нарушения оказывает влияние на весь ход дальнейшего развития ребенка. Вторичные, или системные, нарушения представляют собой обратимые изменения процесса развития психических функций, непосредственно связанных с первично нарушенной. Например, вторичным дефектом при нарушении слуха является нарушение речи. Подобные расстройства обладают большей степенью обратимости под влиянием коррекционных мероприятий, но исправление этих нарушений может быть весьма длительным и трудоемким, что не исключает в ряде случаев возможности спонтанного восстановления. Вторичные нарушения и сохранные функции являются основным объектом психодиагностики и психолого-педагогического коррекционного воздействия. Наличие первичного нарушения автоматически не приводит к появлению вторичных отклонений, формирование которых связано с действием разнообразных механизмов. Одно и то же первичное нарушение с возрастом будет менять состав вторичных отклонений. Этим объясняются существенные различия в структуре последних при одном и том же ядерном расстройстве у людей разного возраста. Кроме того, различия во многом зависят от индивидуальных особенностей человека, в частности от его компенсаторных возможностей, и тем более от своевременности и адекватности коррекционной работы, эффективность которой тем выше, чем раньше она начинается. В результате сочетания первичных и вторичных нарушений формируется сложная картина нарушений, которая с одной стороны, индивидуальна у каждого ребенка, а с другой – имеет много сходных характеристик в пределах каждого типа нарушенного развития.