Семинар 7. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам
Темы семинаров по дисциплине
СОЦИАЛЬНАЯ КВАЛИМЕТРИЯ, ОЦЕНКА КАЧЕСТВА И СТАНДАРТИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ
Семинар 1. Социальная квалитология и социальная квалиметрия
1. Квалитология и квалиметрия:история и современное состояние.
2. Социальная квалиметрия как наука. Объект, предмет и отличие от технич.квалиметрии.
3. Основные понятия социальной квалиметрии.
4. Методы социальной квалиметрии.
Семинар 2. Качество и его оценка.
1. Количество и качество как основные понятия социальной квалиметрии.
2. Основные понятия социальной квалиметрии: количество. Сравнение как способ получения количественных характеристик свойств. Мера – количественная характеристика любого свойства.
3. Основные понятия социальной квалиметрии: качество. Показатели качества. Зависимость показателей качества от времени. Номенклатура показателей качества. Связь единичных и комплексных показателей качества. Виды зависимости относительного показателя качества от абсолютного. Понятие стандарта качества. Дифференциальные и комплексные методы оценки качества. Методы измерения показателей качества: инструментальный, экспертный, комбинированный.
Семинар 3. Стандартизация социальных услуг.
1. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.
2. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации".
3. Государственные стандарты по предоставлению социальных услуг: определение, группы.
4. Задачи и содержание стандартов социального обслуживания.
Семинар 4. Нормативно-правовая база обеспечения качества социального обслуживания.
1. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации". Сравнение с Федеральным законом от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
2. Государственные стандарты социального обслуживания на территории Омской области. Постановление Правительства Омской области от 28 октября 2009 г. N 206-п «Об установлении государственных стандартов социального обслуживания на территории Омской области» (в ред. Постановлений Правительства Омской области от 26.01.2011 N 6-п, от 27.03.2013 N 58-п).
Приложение к приказу Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 17 апреля 2014 г. № 258н «Об утверждении примерной номенклатуры организаций социального обслуживания» [Электронный ресурс] // СПС «Гарант» [сайт].
Семинар 5. Качество и эффективность социальной услуги.
1. Основные понятия в области оценки качества и эффективности социальных услуг. Социальная услуга, результативность, эффективность социальной услуги.
2. Методологические основы оценки качества и эффективности социальных услуг.
3. Услуги, оказываемые социальными учреждениями.
4. Постановление Правительства РФ №1236 от 24 ноября 2014 г. «Об утверждении примерного перечня социальных услуг по видам социальных услуг» [Электронный ресурс] // Официальные материалы сайта МТСЗ РФ [сайт].
5. Требования к качеству: стандарты ИСО 9000 и ИО 10000 (см. в Интернете).
Семинар 6. Организационно-управленческие основы контроля качества учреждения социального обслуживания и социальных услуг
(система менеджмента качества)
1. Задачи и принципы системы качества деятельности учреждения социального обслуживания.
2. Факторы качества деятельности социального учреждения.
3. Контроль качества социальных услуг.
4. Организационные основы оценки и контроля качества деятельности учреждения социального обслуживания.
5. Трехуровневая система контроля качества деятельности социального учреждения.
Семинар 7. Методики оценки качества и эффективности деятельности учреждений социального обслуживания и предоставления социальных услуг клиентам
1. Принципы выбора методик оценки.
2. Методики оценки качества и эффективности деятельности социального учреждения (SWOT-анализ, факторный метод, оценочная карта).
3. Социальный аудит, изучение и освоение передового опыта в деятельности социального учреждения (бенчмаркинг) как методики оценки качества.
4. Методика оценки деятельности структурного подразделения социального учреждения и социального работника.
5. Анкетный опрос как метод оценки качества и эффективности социальных услуг, предоставляемых клиентам.
6. Кейс-метод повышения работы социального учреждения.
7. Статистический подход к оценке качества социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов на дому
ЛИТЕРАТУРА
1. Басовский Л. Е., Протасъев В. Б. Управление качеством. Учебник. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: ИНФРА-М, 2011.
2. Беккер Б. И.,Хьюзлид М. А., Улърих Д. Измерение результативности работы HR-департамента. Люди, стратегия и производительность /Пер. с англ. — М.: Вильямс, 2007.
3. Войтенко А. И., Комаров Е. И. Организация, управление и администрирование в социальной работе. Учебник. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010.
4. Вучкович-Стадник А. А. Оценка персонала: четкий алгоритм действий и качественные практические решения. — М.: Эксмо, 2010.
5. Григорьев С. И., Гуслякова Л. Г., Лига М. Б. Квалиметрический потенциал социологического витализма в исследовании качества жизни. — М., Чита: ЗабГГПУ, 2009.
6. Гриневич В.А. Стандартизация и сертификация: конспект лекций/ В.А. Гриневич, 2009. -119 с.
7. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. Учебник. — М.: Инфра-М, 2011.
8. Ковалев С. В. Управление качеством работы персонала. Учебно-практическое пособие. — М.: Альфа-Книга, 2008.
9. Ковальчик М. М. Квалиметрия. — М.: МГИУ, 2006.
10. Кокинз Г. Управление результативностью: как преодолеть разрыв между объявленной стратегией и реальными процессами / Пер. с англ. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007.
11. Комаров Е. И. Измерение мотивации и стимулирования "человека работающего". Учеб. пособие. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010.
12. Комаров Е. И. Стратегический менеджмент: Учебное пособие. — М.: РИОР; ИНФРА-М, 2010.
13. Котлер Ф. Маркетинг от А до Я: 80 концепций, которые должен знать каждый менеджер / Пер. с англ. — М.: Бизнеском, 2010.
14. Лифиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг. Учеб. пособие для вузов. — 2-е изд., перераб., доп. — М.: Высшее образование; Юрайт, 2009.
15. Мазур И. И., Шапиро В. Д. Управление качеством: Учеб. пособие для вузов. — 7-е изд., стереотип. — М.: Омега-Л, 2010.
16. Новикова М. А., Тарасова Н. В. Система стандартизации социального обслуживания: современное российское законодательство и перспективы развития // Социальное обслуживание. — 2004, —№ 1.
17. Одегов Ю. Г., Абдурахманов К. X., КотоваЛ. Р. Оценка эффективности работы с персоналом: методологический подход: Учебно-практическое пособие. — М.: Альфа-Пресс, 2011.
18. Организация, управление и администрирование в социальной работе: Учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой, Е. И. Комарова, О. Г. Прохоровой. — М.: Юрайт, 2011.
19. Оценка эффективности деятельности учреждений социальной поддержки населения / Под ред. П. В. Романова и Е. Р. Ярской-Смирновой. Серия "Научные доклады: независимый экономический анализ". — М.: Московский общественный научный фонд; Центр социальной политики и тендерных исследований, 2007.
20. Салимова Т. А. Управление качеством: Учебник для вузов. — 4-е изд. — М.: Омега-Л, 2010.
21. Стандарты предоставления услуг. Материалы Совместного семинара Всемирного банка и Шведского агентства по международному развитию. Всемирный банк: Сида, 2002.
22. Стрельникова Н. Н., Барсукова Т. М., Самарская Г. А., Гончарова И. П. Методики оценки деятельности социальных служб по работе с семьей и детьми: Методическое пособие. — М.: Институт переподготовки и повышения квалификации руководящих кадров и специалистов системы социальной защиты населения г. Москвы, 2012.
23. Технология социальной работы: Учебник для бакалавров / Под ред. Е. И. Холостовой Л. И. Кононовой. — М.: Юрайт, 2011.
24. Топчий Л. В. Методика оценки эффективности социальных услуг и других видов социальной поддержки. — Нижний Новгород, 2006.
25. Топчий Л. В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: Учебное пособие для бакалавров и специалистов социальной работы. — М.: Изд-во РГСУ, 2009.
26. Топчий Л. В. Проблемы квалиметрии в социальной работе: подходы, критерии, логика оценки эффективности/ Л. В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. -2005. -N3. - C. 8-18.
27. Топчий Л. В. Использование средств социальной квалиметрии при оценке эффективности деятельности учреждений социального обслуживания семей и детей/ Л. В. Топчий // Социальное обслуживание. -2009. -N 2. - C. 46-63.
28. Топчий Л. В. К вопросу о разработке и внедрении в социальное образование учебного курса "социальная квалиметрия и стандартизация социальных услуг"/ Л. В. Топчий // Отечественный журнал социальной работы. -2010. -N 2. - C. 87-92.
29. Топчий Л. В. Социальная квалиметрия, оценка качества и стандартизация социальных услуг: Учебное пособие для бакалавров и специалистов социальной работы. — М., 2013.
30. Фомин В.Н. Квалиметрия. Управление качеством. Сертификация: учеб.пособие для вузов / В.Н. Фомин. – М.:ОСО-89, 2009. – 383 с. (гриф)
31. Чернявский Д. И. Управление качеством : учеб. пособие/ Д. И. Чернявский, Л. В. Минкевич, Д. В. Рудаков; ОмГТУ. – Омск: Изд-во ОмГТУ, 2010. – 84 c.
32. Энциклопедия социальных практик /Под ред. Е. И. Холостовой, Г. И. Климантовой. — М.: ИТК "Дашков и К°", 2011.
33. Белозерова Т.Б. Проблемы разработки и внедрения государственных стандартов социальных услуг в регионах РФ / Т.Б. Белозерова // Духовная ситуация времени. Россия XXI век. 2014. № 1 (2). С. 51-54.
34. Ершова И.В. Стандартизация как элемент правового механизма технического регулирования в условиях экономической интеграции // Предпринимательское право. 2013. N 1. С. 33 - 45.
35. Иванова Г.Н. Применение инструментов стандартизации для совершенствования деятельности органов исполнительной власти / Г.Н. Иванова, Н.В. Андросенко // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. 2014. № 5 (35). С. 238-250.
36. Лукьянова В.Ю. Вопросы стандартизации в международных правовых актах Таможенного союза ЕврАзЭС и ВТО // Право ВТО. 2013. N 2. С. 37 - 42.
37. Минин И.В. Участие СГГА в реализации концепции развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года / И.В.Минин, О.В. Минин // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. Т. 5. № 2. С. 70-74.
38. Панова А.С. Национальные стандарты Российской Федерации // Предпринимательское право. 2015. N 8. С. 49
39. Панова А.С. Об особенностях и современном состоянии национальных стандартов Российской Федерации / Панова А.С. // Предпринимательское право. 2014. № 3. С. 14-23.
40. Уткин В.В. Гармонизация законодательства в сфере стандартизации в условиях экономической региональной интеграции / В.В. Уткин // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Юридические науки. 2016. № 1 (21). С. 98-103.
41. Уткин В.В. Законодательное обеспечение стандартизации в условиях экономической региональной интеграции / В.В. Уткин // Право и государство: теория и практика. 2015. № 8 (128). С. 145-149.
42. Уткин В.В. О стандартизации в Российской Федерации: проблемы эффективности административно-правового управления / В.В. Уткин // Финансы и управление. 2015. № 4. С. 18-37.
ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.).
2. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года.
3. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации".
5. Постановление Правительства Омской области от 28 октября 2009 г. N 206-п «Об установлении государственных стандартов социального обслуживания на территории Омской области».
6. Федеральный закон от 29.06.2015 N 162-ФЗ "О стандартизации в Российской Федерации" // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 30.06.2015,
7. Распоряжение Правительства РФ от 24.09.2012 N 1762-р «Об одобрении Концепции развития национальной системы стандартизации РФ на период до 2020 года» // "Собрание законодательства РФ", 01.10.2012, N 40, ст. 5485
8. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года, одобренная распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2012 г. № 1762-р.
9. ИСО 8402-94 "Управление качеством и обеспечение качества. Словарь".
10.
11. ГОСТ Р 52142-2003 Качество социальных услуг
12. ГОСТ Р 52143-2003 Основные виды социальных услуг
13. ГОСТ Р 52495-2005 Термины и определения
14. ГОСТ Р 52496-2005 Контроль качества социальных услуг
15. ГОСТ Р 52497-2005 Система качества учреждений социального обслуживания
16. ГОСТ Р 52498-2005 Классификация учреждений социального обслуживания
17. ГОСТ Р 52880-2007 Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов
18. ГОСТ Р 52881-2007 Типы учреждений социального обслуживания семьи и детей
19. ГОСТ Р 52882-2007Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания
20. ГОСТ Р 52883-2007 Требования к персоналу учреждений социального обслуживания
21. ГОСТ Р 52884-2007 Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам
22. ГОСТ Р 52885-2007 Социальные услуги семье
23. ГОСТ Р 52886-2007 Социальные услуги женщинам
24. ГОСТ Р 52887-2007 Услуги детям в учреждениях отдыха и оздоровления
25. ГОСТ Р 52888-2007 Социальные услуги детям
26. ГОСТ Р 53058-2008 Социальные услуги гражданам пожилого возраста
27. ГОСТ Р 53059-2008 Социальные услуги инвалидам
28. ГОСТ Р 53060-2008 Документация учреждений социального обслуживания
29. ГОСТ P 53061-2008 Контроль качества социальных услуг детям
30. ГОСТ Р 53062-2008 Контроль качества социальных услуг женщинам
31. ГОСТ Р 53063-2008 Контроль качества социальных услуг семье
32. ГОСТ Р 53064-2008 Типы учреждений социального обслуживания и социальные услуги лицам без определенного места жительства и занятий
33. ГОСТ Р 53347-2009 Контроль качества социальных услуг гражданам пожилого возраста
34. ГОСТ Р 53348-2009 Контроль качества социальных услуг инвалидам
35. ГОСТ Р 53349-2009 Реабилитационные услуги гражданам пожилого возраста
36. ГОСТ Р 53555-2009 Контроль качества социальных услуг лицам без определенного места жительства и занятий