Типы уроков интегративного курса «Окружающий мир».
Можно выделить две основные группы форм: урочные и внеурочные. К урочным относятся различные типы уроков окружающего мира, а к внеурочным - экскурсии, праздники, проектная, кружковая работа. Остановимся более подробно на типах уроков окружающего мира. Можно перечислить следующие типы: вводный урок, обобщающий урок, комбинированный урок, предметный урок. Вводный урок окружающего мира нацелен на введение учащихся в тему, раздел. Вводный урок можно проводить в следующих случаях: -первый урок в первом классе. На данном уроке учитель знакомит детей с новой учебной дисциплиной - окружающий мир, с учебником и учебной тетрадью, правилами работы в них.
-первый урок новой большой темы, раздела. Урок проводится, если позволяет время. Нацелен на выявление знаний учащихся по теме, актуализацию их знаний, а также обзор перспектив изучения темы.
-первый урок четверти, учебного года.
На практике часто имеет место только первый случай проведения вводного урока - первый урок в первом классе. Остальные случаи могут быть реализованы при наличии резервных часов на дисциплину.
Структура вводного урока включает организационный момент, анализ содержания учебника или раздела, ознакомление с учебником, тетрадью, прогнозирование. Преобладающими методами являются словесные и наглядные.
Обобщающий урок окружающего мира. Такой урок нацелен на обзор изученного материала и его обобщение. Может проводиться:
- в конце изучения большой темы, раздела;
- в конце четверти;
- при завершении каждого года обучения.
В структуру учебника для подобного урока часто заложен особый материал - игры, задания. Для обобщающего урока можно выбрать нетрадиционную форму проведения урока: урок-путешествие, урок-соревнование, урок- конференция и др. Преобладающими методами будут словесные, очень уместны игры.
Комбинированный (смешанный) урок. Этот тип урока является преобладающим, так как его структура позволяет реализовать различные виды деятельности: актуализировать знания, проверить их, изучить новое и закрепить. На данном уроке применяются все группы методов и средств. Подробнее его структуру рассмотрим в следующем разделе.
Предметный урок окружающего мира – особый тип урока, характерен именно для дисциплины окружающий мир. Особенностями урока являются следующие:
-предмет изучения передается в руки учащихся (индивидуально, паре или группе);
- дети самостоятельно проводят работу по исследованию данного предмета: выявление свойств, опыты, сравнения.
Соответственно, урок имеет особую структуру: организационный момент, актуализация знаний, инструктаж (по технике безопасности и последовательности выполнения исследования) и последующая самостоятельная исследовательская работа с объектом, выводы по результатам исследовательской работы.
№50 Смешанный (комбинированный) урок, его признаки, структура, хронометрия.
Смешанный (комбинированный) начинается с организационного момента, имеюще го своей целью установить в классе рабочее настроение, мобилизо вать. внимание учащихся на предстоящую работу..Повторение и проверка изученного на предыдущем, а также по вторение ранее изученного занимает 8—10 мин урока, но в исклю чительных случаях продолжительность этого этапа может продол жаться 15 мин.Изучение нового материала — самая важная часть урока, поэтому на нее отводится обычно до 25 мин. эффек тивно. Достичь этого можно применением разнообразных методов и приемов.Начинается с вводной беседы,
Часть новой информации учитель может передать классу, приме няя метод рассказа, Часть новых знаний ребенок может получить в ходе самостоя тельной работы с различными наглядными пособиями, ,
При изучении нового материала могут быть проведены практи ческие и лабораторные работы. Для их проведения применяют глав ным образом практические методы: определение и распознавание признаков, наблюдение, эксперимент, моделирование. Изучение нового материала завершается его закреплением. Функ ционально этот этап урока является очень важным.. Кроме того, закрепление систематизирует изученное на уроке и подводит к обобщению. На закрепление отводится 3—5 мин уро ка. Формы и методы закрепления те же, что и при изучении ново го материала. Домашнее задание
№51 Предметный урок, его признаки, структура, хронометрия.
В методической литературе имеет и другие названия: урок работы с раздаточным материалом, урок с практическими работами. Сущность такого урока заключа ется в том, что объект для изучения передается в руки ученика, и ведущими формами деятельности детей являются практические и лабораторные работы. Последние могут быть организованы как фронтальные или групповые, либо индивидуальные. Роль данного типа уроков в учебном процессе очень велика. Они позволяют на копить определенный запас конкретных представлений о предме тах и явлениях природы, что, как уже указывалось выше, является основой формирования и развития понятий, суждений, умозаклю чений. На этих уроках развиваются важные практические умения и навыки. Таковы, например, умения работать с приборами, лабо раторным оборудованием и др. Совершенствуются органы чувств, развивается наблюдательность, настойчивость, умение преодоле вать трудности и доводить дело до конца и т. п. Основное время (25—28 мин) отводится на изучение нового материала. Видное ме сто здесь занимает закрепление и обобщение учебного материала — 7—10 мин. урока. Остальное время распределяется между органи зацией класса на урок и домашним заданием. В домашнее задание наряду с заданием закрепить содержание знаний урока учащимся может быть предложено провести дома или в природе (со взрослыми) аналогичные наблюдения, опыты.
№52 Урок экскурсия, его признаки, структура, хронометрия и значение в процессе изучения интегративного курса «Окружающий мир».
Экскурсии присущи все признаки урока: она проводится со стабильной группой учащихся примерно одинакового возраста и одинаковой подготовки, имеет определенную продолжительность, такую же, как все другие уроки в данном классе и в данной школе, она обязана выполнить те же функции, что и другие уроки.На экскурсии основным источником информации является метод наблюдений. Возможно применение эксперимента.Эк.различаются по особенностям организации познавательной деятельности учащихся: они могут быть иллюстративными, исследовательскими или комбинированными.Из словесных методов, на иллюстративных экскурсиях применяется рассказ, на исследовательских — объяснение и беседа.Особенности наблюдений :их конкретность и систематичность,начинаются с постановки цепи,.Задания для наблюдений берет из учебников, разумный отбор объектов.Каждая экскурсия должна быть определенным образом подготовлена: следует определить и изучить место экскурсии.Накануне следует детей предупредить о том, что тогда-то и туда-то состоится экскурсия.сама экскурсия начинается с вводной беседы.хХод исс.экс..Учащимся или группам детей указываются объект или объекты для наблюдений.До сведения экскурсантов доводятся задания, по которым пойдет исследование объектов.Далее следует самостоятельная работа учащихся по изучению объекта. На этом этапе ведущим является метод наблюдений.Обсуждение результатов самостоятельной работы.Обобщение и формулировка вывода.
№53 Внеурочная работа учащихся при изучении интегративного курса «Окружающий мир»
Она, как и урок, является обязательной. Однако в отличие от урока она не ограничена строгими временными рамками по каждому учебному предмету, продолжительность ее выполнения во многом определяется индивидуальными особенностями ребенка. Виды внеурочной работы разнообразны. Это, прежде всего, выполнение домашних заданий по материалу, изученному на уроке. Основная цель этой деятельности — повторение, закрепление и практическое применение знаний и умений, полученных на уроке. Домашние опыты и практические работы. К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о природе особенно, если это касается обязательного списка книг для внеклассного чтения. Для естествознания развитие навыка чтения не является главной задачей. Одна из ведущих задач начального естествознания — формирование знаний и умений. Возможны и другие виды внеурочной деятельности учащихся.
№54 Домашняя работа учащихся при изучении интегративного курса «Окружающий мир». Объем и содержание домашнего задания определяется учителем конкретно по каждому уроку. При не внимательном изучении материала учащиеся могут неправильно усвоить какие-то знания, что в дальнейшем лишь усложнит работу учителя: переучивать всегда труднее, чем учить. Это может быть закрепление материала урока в ходе работы с текстом и рисунками учебника; Домашние опыты и практические работы. Иногда процесс можно проследить только в условиях, приближенных к природным или непосредственно в природе. В содержание домашнего задания включаются задания для наблюдений в окружающем мире. Они даются по теме данного урока, и их выполнение способствует практическому применению знаний. В домашнее задание желательно включать задания для наблюдений по теме следующего урока, задания что-то повторить из ранее изученного, узнать что-то из других, чем учебник источников и т. п. Учащиеся должны хорошо усвоить содержание и цель выполнения задания. В задании для них должна быть четко определена их деятельность, Особенно важно объяснить, как во внеурочное время продолжить опыт или выполнить фрагмент практической работы. Очень четко должны быть сформулированы задания для наблюдений в окружающем мире, Учителя-предметники, давая домашнее задание, как правило, указывают лишь страницы учебника, не объясняя его цель. Это неправильно. Домашние задания могут быть дифференцированы учителем и даваться разно-уровневые задания
№55 Внеклассная работа по естествознанию при изучении интегративного курса «Окружающий мир».Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся.
Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов.
Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней.
Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. . В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети.
Число детей в группе также определяется в каждом случае индивидуально. При этом учитывается содержание внеклассного занятия, его потребности в оборудовании и т. п.
Внеклассная работа может быть организована в школе. Она является основным видом деятельности внешкольных учреждений таких, как дома детского творчества, станции юных натуралистов, художественные школы. Внеклассные занятия для детей проводятся на базе домов и дворцов культуры взрослых, музеев, ДЭЗов и т. д. В каждом из названных учреждений могут быть организованы занятия на естественнонаучные темы.
№56 Особенности организации обучения в малокомплектной начальной школе.
Малокомплектная школа -это небольшой разновозрастный коллектив, где создаются улучшенные возможности для воспитания старшим младших. Такие школы напоминают большую семью.
Отношения между педагогами и учениками здесь ближе и теплее,чем в больших коллективах. Поэтому исключаются возможности для крупного хулиганства, других правонарушений, характерных для больших школ. Каждого здесь знают, каждого любят, все друг другу верят и помогают. Однако малокомплектная школа имеет свои специфические трудности, обусловленные небольшим количеством учеников и социальной средой, которая оказывает далеко не всегда положительное влияние на процесс развития сельского ребенка. Большое беспокойство вызывают такие факторы, как :низкая информационная насыщенность школ на селе; отсутствие специальной литературы; недостаточность научно - методических рекомендаций по управлению начальной малокомплектной школой; низкий образовательный и культурный уровень сельской семьи; отдаленность малокомплектных начальных школ от методических центров.
Однако при имеющихся трудностях можно и нужно находить новые, более эффективные средства организации педагогического процесса (формы, методы, приемы обучения и воспитания) оптимально используя для этого все возможности, связанные со спецификой учебно - воспитательной работы в малокомплектной школе. Малая наполняемость классов имеет и ряд преимуществ, которые нужно знать и рационально использовать в повседневной практической деятельности.
В условиях малой школы учителю легче осуществлять:
индивидуальный подход к учащимся с учетом типа их темперамента и нервной системы, особенностей развития, склонностей и интересов, уровня знаний и умений;
личностно - ориентированный подход в обучении, при котором личное общение выступает как цель и средство обучения и воспитания, как понимание внутренней позиции ученика. Ученик и учитель "слышат" друг друга;
практическую направленность учебной деятельности учащихся ( экскурсии на сельскохозяйственные объекты, участие в опытнической работе и т. д.)
В сложных своеобразных и нестандартных условиях малокомплектной школы существенно возрастает роль организации учебно -воспитательного процесса. Основной структурный компонент начальной малокомплектной школы - класс - комплект. В подавляющем большинстве территорий начальная школа на селе - одно - или двухкомплектная. При работе школы по программе I - IV комплектование классов происходит по договоренности между учителями: в один комплект сводятся смежные (I и II; III и IV ) классы или разновозрастные (I и III; II и IV ). Оптимальным мы считаем объединение разновозрастных классов и рекомендуем его учителям. Это традиционное , из земской народной школы идущее комплектование, опробованное многими поколениями учителей; такое объединение педагогически целесообразно, т. к. позволяет организовать самостоятельную работу старших, работу в переменных парах, высвобождая время учителя для младших, требующих усиленного внимания; учителю легче переключать свое внимание, не смешивать учебные программы, не снижать требований к старшим, приноравливаясь к младшим, что случается при смежном комплектовании.
При объединении классов в комплекты необходимо учитывать: численность учеников в каждом классе; сложность программы; степень подготовленности учеников каждого класса к самостоятельной работе на уроке; опыт и квалификацию педагога; площади классной комнаты.
Основной формой обучения и воспитания в малокомплектной школе является урок. Отличительной особенностью уроков в малокомплектной школе является широкое использование всех видов раздаточного материала. Эта особенность также вызвана необходимостью проводить самостоятельную работу. Основныетребования к организации самостоятельной работы таковы. Содержание и характер её определяется задачами конкретного урока и целью изучения всей темы , при этом содержание должно быть посильным, а характер деятельности разнообразным, чтобы в усвоении материала принимали участие разные виды восприятия и памяти ( слуховая, зрительная, двигательная ). Важно предусматривать в содержании самостоятельной работы постепенное наращивание трудностей. Содержание заданий должно быть доступно учащимся. Это означает, что формулировка задания четка , лаконична, понятна ребёнку, характер задания предполагает, что ученик владеет необходимыми для его выполнения исполнительскими операциями, умениями и навыками. В зависимости от конкретных задач урока, подготовка учителя и учащихся , наличия средств обучения самостоятельная работа может проводиться на разных этапах усвоения учебного материала : при подготовке к восприятию нового; при ознакомлении с новым ; при первичном закреплении и совершенствовании формулируемых умений и навыков; при контроле и при повторении усвоенного.
Итак, самостоятельная работа является органической частью учебного процесса, поэтому методика её проведения определяется прежде всего задачами урока, особенностями формирования определённого вида понятий, подготовленностью учащихся. Планируя самостоятельную работу, учитель определяет: на каком этапе урока в каждом из классов самостоятельная работа наиболее целесообразна; что можно требовать от учащихся на данном уровне овладения материалом: какими должны быть характер и форма задания. Большое внимание в начальной школе уделяется и домашней работе. Домашняя работа приучает учеников добросовестно относиться к своим обязанностям, воспитывая трудолюбие, ответственность, умение контролировать себя, преодолеть трудности .подготавливает к самообразованию и формирует первоначальные навыки организации труда. Но домашняя работа не должна подменять урок . Она вытекает из него и обслуживает его потребности . Так же характер и объём домашней работы определяется характером и объёмом работы, выполненной на конкретном уроке и запланированной на следующие уроки. При этом объём домашней работы регулируется ещё и нормами времени на её выполнение (1 класс -без домашнего задания; 2 класс - до 1,5 часов ; 3 -4 классы - до 2 часов на все домашние задания ). Обязательна систематичность домашней работы .У детей младшего школьного возраста не сформируется представление о ежедневном домашнем учебном труде , если они не будут получать задания на дом ежедневно. Бытующие в некоторых школах выражения "вы сегодня хорошо поработали на уроке, поэтому домашнего задания не получите" наносят большой воспитательный вред, приучая ребёнка видеть в домашней работе не радость познания, интереса учения, а наказание за недостаточно качественный труд на уроке. По степени трудности она не должна превышать работы, выполненной на уроке. В целом , система домашних заданий должна строиться так, чтобы каждое задание или группа заданий формировала или закрепляла, углубляла определённое конкретное умение, а сочетание продуктивных, конструктивных и творческих видов заданий обеспечивает всестороннее усвоение учебного материала учащимися и их развитие.
В малокомплектной начальной школе остро стоит и вопрос: как составить план урока? Ведь план урока должен отражать его специфику. Поэтому в малокомплектной школе удобнее пользоваться комплексным приемом поурочного планирования. Особенность его в том, что в одном и том же плане урока параллельно определяется содержание учебных занятий в двух или нескольких классах и общая их организация. План должен быть максимально кратким, но в то же время содержать материал, необходимый для проведения урока. В нем четко формируется тема урока, цели и названия этапов, вопросы и т.д. В плане следует отразить содержание заданий для самостоятельной работы. Вопросы , задания, примеры, задачи из учебников переписывать нет необходимости , достаточно указать страницу учебника и номера заданий. Задания, подготовленные самим учителем можно записать либо в план, либо на отдельные листочки, карточки, на которые в плане урока делает ссылка. В плане урока следует включить дополнительный материал (вопросы, задания), который может быть использован в беседе или дан ребятам, досрочно справившимся с основным заданием. В плане урока должны быть указаны учебные пособия , использованные на нём. Большое значение имеет точное время начала и окончания каждого этапа урока. Это поможет нам полнее реализовать задуманную организацию детей. В современной начальной школе распространены и пятидневная , и шестидневная учебные недели. Режим учебной недели (расписание уроков) мог быть разнопредметным и однопредметным. Этот подход сохранился и сегодня. При разнопредметном подходе чтение могло сочетаться с родным языком, математикой и т.д. Однако многолетняя практика работы педагогов показала, что оправдывает себя однопредметное расписание. Главное достоинство однопредметних уроков в следующем:
учителю легче планировать урок и переключать внимание учеников с одного вида занятий на другой;
уроки позволяют увеличить время на работу под непосредственным руководством учителя, развивать активность учащихся;учитель имеет возможность создавать условия для речевого развития детей, формирования навыкасамоконтроля и оценочной деятельности.
Результативность урока в малокомплектной школе зависит от его подготовки. Готовясь к уроку, учитель должен настолько хорошо продумать логику учебного процесса, чтобы предвидеть, где возникнут затруднения, и ему необходимо подключиться к работе, т.е. заранее выделить так называемые "зоны особого пед. внимания".
Часть уроков в классах - комплектах может иметь общие этапы, когда все ученики выполняют одну и ту же работу - слушают объяснение учителя, играют, выполняют задание.