Методики изучения содержательных особенностей познавательной деятельности школьников
Значительную часть информации, касающейся содержания познавательной деятельности школьников и присущих им в этой сфере особенностей, мы считаем возможным получать в ходе
... М. Битянова
экспертного опроса педагога. Однако мы понимаем, что ее необходимо дополнять и теми данными, которые получаются непосредственно в процессе обследования школьников. Мы уже имели возможность изложить читателям наши взгляды на школьную прикладную психодиагностику и ее специфику. Большинство существующих интеллектуальных методик, предназначенных для обследования познавательной сферы детей и подростков, представляются нам мало информативными с точки зрения школьной психологической практики и задач сопровождения. Наиболее соответствуют нашим целям такие методики, как ШТУР в его различных модификациях, который может быть использован для изучения особенностей познавательной деятельности подростков (8-10 классы) и методика определения умственного развития нормальных и аномальных детей Э. Ф. Замбазявичене ( 3,33).
Данная методика предназначена для изучения уровня и особенностей словесно-логического мышления у детей 7-9 лет. Для школьного психолога интерес представляют не столько дифференциальные возможности теста, сколько возможности получения информации о сформированности различных элементов логического мышления у детей, обучающихся в массовой школе: операций обобщения и аналогий, выделения существенных признаков, общей осведомленности. Данные обследования дают информацию, важную как для построения процесса сопровождения конкретных детей, так и для анализа процесса преподавания в определенном классе, определенной параллели.
1. Методика сочинения
Авторы — Афанасьева Е. И., Васильева Н. Л.
Предлагаемая авторами методика ориентирована на обследование детей на этапе перехода из начального в среднее звено. В настоящее время психологическая готовность к переходу в среднюю школу является в основном предметом теоретического обсуждения, в практической деятельности реализуется слабо. Содержание психологической готовности с достаточной ясностью не определено, соответственно не разработаны критерии оценки готовности и приемы диагностики. Имеются немногочисленные описания методик, рассчитанных на индивидуальное применение. Массовые исследования с их использованием практически не осуществимы.
Выполнение задачи массового обследования детей (имеется
---- . • • Содержание деятельности школьного психолога • • • —
в виду обследование всех детей одного возраста в обычной школе) требует достаточно непривычных для традиционной психологической практики методов экспресс-диагностики. Результатом использования таких методов является условное разделение детей на группы. Такими группами в условиях школы могут быть высокий — средний — низкий уровень навыков или свойств. Авторами предлагается экспресс-диагностический метод оценки психологической готовности к переходу в среднюю школу, основанный на анализе продукта деятельности. Предполагается, что в продукте деятельности, особенно творческой, находят отражение основные черты личности субъекта (автора). Это относится как к интеллектуальным качествам, способностям, так и к личностным проявлениям. С определенной степенью достоверности (результаты экспресс-диагностики не могут быть окончательным выводом!) заключения, относящиеся к продукту деятельности, относятся и к качествам личности.
Анализу подвергаются работы детей. Используется обычный педагогический прием — дети получают задание написать сочинение. Работа выполняется в обычных условиях, всем классом в течение одного урока. Предлагается тема «Моя любимая игра или занятие». Оказывается необходимая организующая помощь, не влияющая на содержание работы. Тема связана с непосредственными интересами детей, что важно для мотивации к работе, достаточно широкая для того, чтобы выявить разнообразие представлений детей об окружающем, их знания и умения.
Сочинения рассматриваются с нескольких точек зрения. По разработанной авторами схеме определяется: интеллектуальный уровень, сформированность качеств субъекта учебной деятельности, уровень волевой регуляции деятельности, эмоциональный фон, уровень социально-личностного развития.
Анализ результатов позволяет не только оценить уровень готовности к обучению в среднем звене, но и реализовать программу помощи детям, испытывающим определенные психологические трудности.