I. методики изучения особенностей нервной системы

Оглавление

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ …………………..3

- Методика «Сила нервной системы» ………………………………………………………………3

- Методика «Уравновешенность нервной системы» ……………………………………………..3

- Методика «Подвижность нервной системы» …………………………………………………....4

- Исследование типологических и характерологических особенностей личности …………..6

- Бланковый тест ЧХТ ……………………………………………………………………………….6

- Методика В.М. Русалова ………………………………………………………………………….13

- Сигналетический опросник Гейса ………………………………………………………………17

- Опросник Г. Айзенка ……………………………………………………………………………...20

- Классификация понятий по мыслительному и художественному типу ……………………27

- Оценка уровня притязаний Ф. Хоппе …………………………………………………………..28

- Моторная проба Шварцландера …………………………………………………………………29

- Личностный опросник «ОТКЛЭ» ………………………………………………………………..30

- Тест эгоцентрических ассоциаций ……………………………………………………………….35

- Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат) ………………………37

- Ценностные ориентации (М. Рокич) …………………………………………………………….38

- Исследование самооценки (по Т.Н. Дембо., С.Я. Рубинштейн) ………………………………39

- Шкала мотивации одобрений Д. Кроуна и Д. Маслоу …………………………………………40

II. Исследование психологических процессов внимания

и компонентов учебной деятельности ……………………………………….42

- Диагностика общей школьной зрелости ребенка ……………………………………………….42

- Продуктивность памяти ……………………………………………………………………………44

- Исследование объема внимания …………………………………………………………………..46

- Выявление и оценка переключения внимания старшеклассников ………………………….47

- Исследование переключения внимания ………………………………………………………….50

- Исследование распределения внимания ………………………………………………………….51

- Исследование смысловой памяти …………………………………………………………………51

- Исследование кратковременной памяти …………………………………………………………52

- Исследование оперативной памяти ……………………………………………………………….53

- Оценка уровня внутреннего плана действия (ВПД) ……………………………………………53

- Исследование отражения существенных свойств объектов

(методика Д.Н. Завалишиной) ……………………………………………………………………..54

III. Диагностика развития эмоционально – волевой

сферы личности ……………………………………………………………………………55

- Личностная шкала самооценки С. Спилберга ……………………………………………………55

IV. Методическая диагностика некоторых психических

состояний личности ……………………………………………………………………..57

- Исследование личности с помощью модифицированной формы опросника FPI ……………57

- Многофакторный личностный опросник FPI (Модифицированная форма В) ………………59

- Шкала Дж. Тейлор ……………………………………………………………………………………65

- Исследование типов общей эмоциональной направленности личности …………………….. 67

- Выявление уровня настойчивости личности ……………………………………………………..70

- Исследование межличностных отношений ………………………………………………………..71

- Тест К.Н. Томаса ………………………………………………………………………………………71

- Методика парных сравнений ………………………………………………………………………..74

V. Комплексные методики изучения личности ………………………………………..75

МЕТОДИКИ ПСИХОДИАГНОСТИКИ

В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

I. МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ НЕРВНОЙ СИСТЕМЫ

1. Методика 'Сила нервной системы"

  1. Часто ли ваши новые интересы, чувства, настроения меняют первоначальные планы?

а) нет; б) не знаю; в) часто; г) очень часто.

  1. Можно ли вас назвать оптимистом, человеком постоянно ис­пытывающим радость, воодушевление, бодрость?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Часто ли вы бываете с товарищами искренни и откровенны?

а) нет, б) очень редко; в) иногда; г) да.

  1. Доставляют ли вам удовольствие шумные спортивные игры?

а) нет; б) очень редко; в) часто; г) всегда.

  1. Всегда ли вы проявляете осторожность в необычной ситуации?

а) всегда; б) почти всегда; в) редко; г) никогда.

  1. Часто ли вы можете терять интерес к одной работе, чтобы пе­рейти к другой?

а) очень редко; б) редко; в) часто; г) очень часто.

  1. Всегда ли вы можете сосредоточенно и эффективно работать в напряженной обстановке?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда

  1. Считаете ли вы себя более нервным, чем большинство людей?

а) да; б) не знаю; в) кажется нет; г) нет .

9. Всегда ли вы проявляете самостоятельность и инициативу в новых делах?

а) очень редко; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

10.Часто ли, вам приходит в голову мысль, что вы можете забо­леть или получить травму?

а) очень часто; б) редко; в) почти всегда; г) всегда.

2. Методика "Уравновешенность нервной системы"

  1. Можно ли вас назвать спокойным и выдержанным человеком?

а) нет; б) не знаю; в) иногда можно; г) можно.

  1. Доставляет ли вам большое удовольствие работать аккуратно, но медленно?

а) нет, б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Часто ли у вас бывают поводы для раздражения и обид?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

4. Свойственно ли вам нетерпение в условиях вынужденного ожидания?

а) да; б) иногда; в) не знаю; г) нет.

  1. Доставляет ли вам удовольствие тяжелая физическая работа?

а) нет, б) иногда; в) не знаю; г) да.

  1. Часто ли вас беспокоят окружающие люди?

а) часто; б) иногда; в) очень редки; г) никогда.

  1. Часто ли товарищи бывали с вами несправедливы и грубы?

а) очень часто; б) часто; в) редко; г) очень редко.

  1. Легко ли вы отвлекаетесь от работы, чтения литературы?

а) легко; б) по-разному; в) стараюсь не отвлекаться; г) не отвлекаюсь.

9. Легко ли вы расстаетесь с прежними товарищами, чтобы при­обрести новых друзей?

а) легко; б) по-разному, в) с трудом; г) с большим трудом.

10.Можно ли вас назвать усидчивым и терпеливым человеком?

а) нет, нельзя; б) не знаю; в) иногда можно; г) да, можно.

  1. Методика "Подвижность нервной системы"
  1. Всегда ли вы активно отстаиваете свою точку зрения?

а) нет, б) очень редко; в) редко; г) всегда.

  1. Стараетесь ли вы руководить людьми, командовать ими, обучать их?

а) нет; б) не знаю; в) иногда; г) да.

  1. Стараетесь ли вы избегать трудностей, неясных ситуаций?

а) да; б) иногда; в) нет, г) никогда.

4. Доставляет ли вам удовольствие длительно работать в быстром темпе?

а) очень не люблю работать быстро;

б) иногда доставляет удовольствие;

в) всегда доставляет удовольствие.

5.Как быстро отвечаете на вопрос или реплику в ваш адрес?

а) медленно; б) по-разному, в) быстро; г) очень медленно.

6. Легко ли вы знакомитесь с людьми?

а) нет, б) по-разному, в) легко; г) очень легко и быстро.

7. Бурно ли вы реагируете на критику и оскорбление?

а) нет, б) смотря, когда; в) бурно; г) очень бурно.

8. Как быстро вам удается припомнить необходимый материал при сдаче экзамена или зачета?

а) очень медленно, с большим трудом;

б) медленно, но припоминаю все, что знал;

в) быстро припоминаю;

г) очень быстро припоминаю и отвечаю без подготовки.

9. Способны ли вы длительное время терпеть недостатки окру­жающих?

а) да; б) не знаю; в) смотря какие недостатки; г) нет.

10. Считаете ли вы себя осторожным и предусмотрительным человеком?

а) да; б) не знаю; в) иногда; г) нет.

Интерпретация результатов

/. /. Методика "Сила нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Сумма ответов вариантов «в», «г» 10 – 8 7 – 6 5 – 4 3 – 2 1 – 0
Баллы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает сила нервной системы

46 - имеет место сила нервной системы

36 - свойство неопределенно

26 - имеет место слабость

16 - преобладает слабость

1.2. Методика "Уравновешенность нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Сумма ответов вариантов «в», «г» 10 – 8 7 – 6 5 – 4 3 – 2 1 – 0
Баллы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает уравновешенность

46 - имеет место уравновешенность

36 - свойство не определенно

26 - имеет место неуравновешенность

16 - преобладает неуравновешенность

1.3. Методика "Подвижность нервной системы"

Шкала балльной оценки свойств нервной системы

Сумма ответов вариантов «в», «г» 10 – 8 7 – 6 5 – 4 3 – 2 1 – 0
Баллы

Оценка свойств нервной системы проводится следующим обра­зом:

56 - преобладает подвижность

46 - имеет место подвижность

36 – свойство не определено

26 – имеет место инертность

16 – преобладает инертность.

ИССЛЕДОВАНИЕ ТИПОЛОГИЧЕСКИХ И ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ

В разделе представлены методики, позволяющие судить о проявлениях темперамен­та, под которым понимаются устойчивыеиндивидуальные особенности, характеризую­щие динамику психической деятельности. Учитывая их устойчивость, мы приводим несколько довольно больших по объему методик, полагая, что одно-двукратное их при­менение на протяжении обучения не создаст больших проблем как психологу, так и обследуемому. Тест Г. Айзенка дается в двух формах с учетом возможного повторного обследования. Методика В.М. Русалова впервые позволяет дифференцировать типологи­ческие особенности человека проявляющиеся при взаимодействии со средой и общест­вом. Для исследования уровня притязаний мы предлагаем две методики Ф. Холпе и моторную пробу Шварцландера, учитывая уровень притязаний может изменяться с воз­растом учащихся и возможное возникновение необходимости неоднократного тестирова­ния. Методика определения самооценки личности приведена в двух вариантах по другим причинам — один из них лучше "работает", когда речь идет об учащихся 8-14 лет, второй — о старшеклассниках и студентах. Опросник ОТКЛЭ, разработанный под руководством Н.И. Рейнвальд, базируется на теоретическом подходе, выделяющем интеллектуальные, волевые и моральные черты личности и позволяет диагностировать организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность и эстетическое разви­тие старшеклассников и студентов.

БЛАНКОВЫЙ ТЕСТ ЧХТ

(черты характера и темперамента).

Разработан на основе многопрофильного опросника ММР1, оценивает показатели эмоциональной реактивности, невротичности и уровня притязаний, типологические особен­ности личности.

Инструкция испытуемым:

Если Вы безусловно согласны с утверждением, напишите "Да", а если не согласны, напишите "Нет"; если сомневаетесь или не поняли вопроса, поставьте вопросительный знак.

Раздел I.

1. Вы человек очень выносливый и можете очень длительное время выполнять неин­тересную работу, не снижая ее интенсивности?

2. Вы любите преодолевать трудности в работе?

3. Вы никогда не волнуетесь, выступая на больших собраниях?

4. Решение вы принимаете, как правило, самостоятельно без советов других?

5. Вы очень настойчивы в достижении цели?

6. На экзаменах вы любите отвечать первым?

7. Неудачи в работе и жизни только усиливают наше желание достичь поставленной цели?

8. На спортивных и других состязаниях вы показываете обычно лучшие результаты, чем во время тренировки?

9. Вы не боитесь рисковать?

10. У вас твердый характер и вы можете успешно руководить людьми?

Раздел 1а.

11. Часто бывает так, что в мыслях вы готовы расправиться с вашим противником, а практически не решаетесь сделать то, что задумали?

12. Когда выполняете трудную умственную работу, то непроизвольно переключаетесь мыслями на какую-нибудь другую тему, иногда непроизвольно начинаете мечтать о чем-либо другом?

13. Часто бывало так, что вы хорошо подготовились к уроку, но во время ответу теря­лись и получали низкие оценки?

14. Бывало так, что в течение короткого времени вы приняли какое-то решение, но затем случайный довод заставил вас это решение переменить, затем вновь вы возвра­щались к старому решению, и так несколько раз в течение короткого времени?

15. Вы обычно не ввязываетесь в резкие объяснения, которые могут привести к ссоре, несмотря на то, что внутренне убеждены в своей правоте?

Раздел 2.

1. Если приключилась любая беда, вы обычно долго переживаете?

2. Вас легко обидеть, вы человек тонких чувств?

3. Если с вами поступили несправедливо у вас все из рук валится, работа не идет?

4. В кино или во время тяжелых пьес вы иногда плачете или близки к этому?

5. Если приключилась беда, вам хочется с кем-то поделиться переживаниями, хочется сочувствия?

6. Траурная музыка иногда вызывает у вас слезы?

7. Боль душевная гораздо мучительнее, чем боль физическая?

8. Вы никогда не ударите человека первым, даже если он перед вами виноват?

9. Часто вы долго и горько переживаете по какому-либо поводу, потом разберетесь и думаете, что переживали из-за пустяка?

10.Вы все принимаете слишком близко к сердцу?

Раздел 2а.

11. Вы обычно не обижаетесь, когда над вами остро подшучивают?

12. Если о вас другие говорят плохо или хорошо, вас это не беспокоит (пусть себе говорят)?

13. Вы никогда не теряетесь перед большой аудиторией?

14. О своих неприятностях вы обычно забываете довольно быстро?

15. Мучения животных вас не трогают?

Раздел 3

1.Вы любите делать все не спеша, обдумывая каждый поступок?

2. Вы — сдержанный человек?

3. Обычно вы крепко спите даже перед серьезными жизненными испытаниями (экза­мен, спортивные состязания и др.)?

4.Тише едешь — дальше будешь! Согласны?

5. Вы весьма осторожны в своих словах, лишнего не скажете?

6. В очереди вы обычно стоите совершенно спокойно, не испытывая раздражения?

7. Своими мыслями вы не любите делиться с другими?

8. Вы легко храните в секрете интересную новость?

9. Вы обычно не очень спешите принимать решения, любите подождать, посмотреть, как поступят другие?

10. Люди, которые все делают быстро, слишком часто ошибаются?

Раздел 3а.

11. Вы нередко совершаете необдуманные поступки, о которых потом жалеете?

12. Товарищи часто обвиняют вас в опрометчивых поступках?

13. Вы очень не любите ожидать трамвая или автобуса?

14. Если обсуждается интересный вопрос в спорте, нам хочется первым выразить свое мнение?

15. Когда вы очень рассердитесь, что часто не можете себя сдержать?

Раздел 4.

1. Вы часто испытываете тягу к новым впечатлениям?

2. Вам нравится работа, которая требует быстрого и частого переключения с одной про­изводственной операции на другую?

3. Вы можете быстро перейти от покоя (отдыха) к интенсивной деятельности?

4. Вы быстро сходитесь с новыми людьми?

5. Вы быстро засыпаете и пробуждаетесь?

6. Вы быстро осваиваетесь в новой обстановке, включаетесь в новое для вас дело?

7. Вам нравится, когда на работе появляются новые люди?

8. Вы любите бывать в новом для вас обществе?

9. Вам приходится слышать от окружающих и друзей, что вы — человек очень деятель­ный и подвижный?

10. Новый для вас учебный материал вы обычно запоминаете очень быстро, хотя иногда способны так же быстро его забывать?

Раздел 4а.

11. Вы не любите заводить новых знакомых?

12. Вам очень трудно расставаться с какой-либо мыслью, в которую вы когда-то пове­рили, хотя есть много убедительных доводов против этой мысли?

13. Новые навыки в какой-либо деятельности, новые привычки формируются у вас медленно, но зато прочно, как говорят намертво?

14. Вас иногда называют флегматиком (или упрекают в медлительности)?

Раздел 5.

1. У вас иногда бывает такое чувство, будто пересохло во рту?

2.Когда вы сердитесь или находитесь ни экзаменах, нас иногда

3. Когда вы сердитесь, или волнуетесь то нередко ощущаете сильное сердцебиение?

4.Бывает ли так, что когда вы сердитесь или волнуетесь у вас захватывает дыхание?

5. Когда вы сердитесь или находитесь на экзаменах, у нас иногда заметно меняется тембр голоса и появляются неестественные вам низкие или высокие тона?

6. Когда вы очень волнуетесь или сердитесь, вас иногда бросает в дрожь?

7. Бывает ли так, что при сильном волнении или злости вы бледнеете?

8. Верно ли, что вы "заводитесь с пол-оборота", (вас можно быстро рассердить)? 9.Когда вы волнуетесь, вы сильно краснеете?

10. Когда очень волнуетесь, то ходите в туалет чаще, чем обычно?

Раздел 5а.

11. Обычно у вас преобладает ровное настроение, вас трудно рассердить?

12. Когда сердитесь, вы не повышаете голос?

13. По выражению вашего лица нельзя определить, рассержены ли вы или спокойны?

14. При волнении у вас не сбивается ритм дыхания, он обычно ровный?

15. Даже в самых сложных ситуациях ваше сердце бьется ровно?

Раздел 6.

1. Практическая деятельность вам нравится больше, чем ее осмысливание?

2. Вам очень нравятся красивые пейзажи?

3. Вы пишите стихи или пытались когда-либо их писать?

4. Геометрия в школе дается вам гораздо легче, нежели алгебра?

5. Художественные произведения в живописи доставляют вам наслаждение?

6. Вы любите (или любили раньше) участвовать в художественной самодеятельности?

7. Литература нравится вам больше, чем математика?

К. География нравится вам больше, чем физика?

9. Вы любите фотографировать?

10. У вас хорошая зрительная память? Можете мысленно представить те районы (дома улицы, деревни), где вы недавно находились?

Раздел 6а.

11 Нельзя сказать, что вы любите природу?

12. Вы не любите смотреть приключенческие фильмы?

13. Вы никогда не любили читать стихи и не любите слушать, когда читают другие?

Раздел 7.

1. Все свои поступки вы обычно тщательно планируете?

2.Вы как правило тщательно анализируете спои поступки и делаете соответствующие выводы на будущее?

3. Вам гораздо легче запомнить, смысл события, нежели подробности о том, где и когда оно происходило?

4. Игру в шахматы вы всегда предпочитаете игре в домино?

5. Любите ли вы (или раньше любили) доказывать теоремы?

6. Алгебра вам нравится больше, чем химия?

7. Физика вам нравится больше, чем география.

8. Вы любите делать обобщения?

9. Вам легче составить план какой-либо работы, подготовить какую-либо схему прибо­ра, чем собственноручно выполнить такую работу?

10. Вы любите умственный труд, связанный с математическими вычислениями?

Раздел 7а.

11. Самое неприятное для вас выполнять задания по математике?

12. В книгах вы любите описания природы и нередко в мыслях представляете себе те пейзажи, о которых читаете?

13. В книгах Л. Толстого вам больше нравится следить за ходом событий и судьбой героев, чем разбираться в многочисленных философских отступлениях?

Раздел 8.

1. Вам очень трудно приспособиться к новым условиям жизни и работы? Переход к новым условиям жизни, работы, учебы кажется невыносимо трудным?

2. Вы часто вступаете в конфликт (ссоритесь) с окружающими?

3. Верно ли что по отношению именно к вам особенно часто поступают несправедливо?

4. Вы заслуживаете гораздо лучшей участи, чем та, которая выпали на вашу долю?

5. Когда за вами кто-нибудь внимательно наблюдает, у нас к такому человеку просыпается неприязнь?

6. Иногда вам кажется, что вы самый несчастный человек на свете?

7. Вы часто чувствуете себя несправедливо обиженным?

8. Ваше мнение обычно не совпадает с мнением других?

9. Случается ли так, что вас пугают собственные мысли?

10. Бывает ли, что вы просыпаетесь среди ночи в холодном поту?

11. Считаете ли вы себя человеком, которого преследуют разные болезни?

12. Вы часто испытываете чувство усталости?

13. Бывает ли так, что у вас пропадает аппетит из-за переживаний?

14. Вы человек особенный, непонятный для других, не такой как все?

15. На вас обращают внимание, чаще, чем на других?

16. Не кажется ли вам, что у вас слишком много припон?

17. Бывают ли у вас головные боли, головокружении из-за переживаний?

I8. Иногда вам хочется избавиться от какой-либо мысли, в она вас упорно преследует?

19. Часто бывает так, что вы не понимаете жизнь и людей?

20. Часто у вас бывают такие периоды, когда никого не хочется видеть?

Раздел 9.

1. В жизни не было такого случая, чтобы вы нетактично поступили по отношению к учителю или пытались его обмануть?

2. В жизни не было такого случая, чтобы вы нарушили обещание?

3. За всю свою жизнь у вас не было ни одной такой мысли, за которую вам потом было стыдно?

4. За всю жизнь вы не сделали не одного дурного поступка?

5. За всю свою жизнь вы не сделали ни одного нехорошего поступка по отношению к родителям?

6. Вы никогда не опаздываете на работу или учебу?

7. Вы всегда согласны с решением руководителя?

8. Вы никогда не сказали грубого слова женщине?

9. За всю свою жизнь вы ни разу ни солгали?

10. У вас нет и никогда не было плохих привычек?

Раздел 10.

1. Вы настойчиво и без колебаний осуществляете принятые решения, не останавливаетесь перед трудностями?

2.Командоватъ, руководить лучше, чем подчиниться?

3. По сравнению с большинством людей вы достаточно способны и сообразительны?

4. Когда вам поручают какое-нибудь дело, вы всегда настаиваете на том, чтобы делать его по-своему?

5. Вы всегда и везде стремитесь быть первым?

6. Если бы вы всерьез занялись наукой, то рано или поздно стали бы профессором?

7. Вам очень трудно сказать себе "нет", даже если ваше желание неосуществимо? S. Вы считаете, что достигнете в жизни гораздо большего, чем ваши сверстники?

9. В своей жизни вы еще успеете сделать очень многое, больше, чем другие?

10. Если бы вам пришлось заново начать жизнь, вы бы достигли большего?

Раздел 10а.

П. Обычно вы планируете свою работу так, что все успеваете сделать?

12. В любом деле лучше быть где-то в серединке — меньше спросу?

13. При равном материальном вознаграждении вы скорее изберете роль подчиненного, нежели начальника?

В обследовании используется метод "жизненных показателей". Процедура сводитется к коллективному заслушиванию вопросов, бинарным ответам "да" — "нет". На ответ по каждому вопросу дается 7 — 10 сек. Ряд вопросов составлен по методу взаимного исключения.

При проведении обследования большинство вопросов ставится в утвердительной форме.

9-й раздел — об искренности?

10-й раздел — об уровне притязаний. Оценка проводится по сумме положительных ответов.

В тех случаях, если имеются дублирующие разделы 1-7и 10и др.), девяти и более положительные ответы дублирующих разделов вычитаются на суммы положительных ответов основных разделов.

При наличии восьми-девяти положительных ответов в разделах I — 7 и 10, девяти и более положительных ответов в разделе 8, а также при отсутствии положительных отве­тов в разделе 9 признаки - считаются безусловно доминирующими.

При наличии пяти-семи положительных ответов в разделах 1 — 7 и 10, шести-восьми положительных ответов в разделе 8 и наличии одного-двух положительных ответов в разделе 9 -признаки считаются выраженными (преобладающими).

Наличие трех-четырех положительных ответов в разделах I — 8 и 10, четырех-пяти положительных ответов в разделе 8 и трех-четырех положительных ответов в разделе 9. Характеризуют средние показатели выраженности признаков.

Наличие одного-двух положительных ответов в разделах 1- 7 и 10, одного-трех положительных ответов в paзделе 8 и пяти положительных ответов в разделе 9 характе­ризуют слабую выраженность признака.

Для удобства статистической обработки материалов ЧХТ может быть применена и 9-бальная оценка.

9 баллов — При девяти и более положительных ответах по разделам 1-7 и 10, отсутст­вии положительных ответов по разделам 8,9.

8-7 баллов — при восьми-семи положительных ответах по разделам 1-7 и 10, одном-двух положительных ответах по разделам 8 и 9; 6 баллов — при пяти-шести положите­льных ответах по разделам 1-7 н 10, четырех положительных оценках по разделу 8, по разделу 9 такой оценки нет.

5 баллов — при трех-четырех положительных итогах по разделам 1-7 и 10, пяти - шести положительным ответам по разделу 8, четырех положительных ответах по разде­лу 9.

3 балла — отсутствие положительных ответов по разделам I -7 и 10, девяти положи­тельных ответов по разделу 8, пяти положительных ответов по разделу 9.

2 балла — преобладание дублирующих ответов па одну единицу (сумма равна минус 1) в разделах 1-7 и 10, десяти положительных ответов по разделу 8, пяти-семи поло­жительных ответов по разделу 9.

1 балл — преобладание дублирующих ответов (сумма "равна минус 2 и менее) в раз­делах 1-7 и 10, двенадцати и более положительных ответов по разделу 8, восьми и более положительных ответов по разделу 9.

Во время оценки результатов ЧХТ прианализе раздела 9 при наличии пяти положи­тельных ответов результаты опросника подвергаются сомнению, при наличии шести положительных ответов результаты опроса не принимаются во внимание.

МЕТОДИКА В.М. РУСАЛОВА.

Служит для диагностики эргичности, социальной эргичности, пластичности, социальной пластичности, темпа, социального темпа, эмоциональности, социальной эмоциональности.

Инструкция испытуемых.

Вам предлагает ответить на 105 вопросов. Вопросы направлены на выяснение Вашего обычного способа поведения. Постарайтесь представить типичные ситуации и дайте первый «естественный" ответ, который придет Вам в голову. Отвечайте быстро и точно. Помните, нет "хороших" или "плохих" отпетов. Если вы выбрали ответ "да", пос­тавьте крестик или галочку а графе «да», если Вы выбрали отпет "нет", поставьте крес­тик (галочку) соответственно в графе "нет".

1. Подвижный ли Вы человек?

2. Всегда ли Вы готовы сходу, не раздумывай включиться в разговор?

3. Предпочитаете ли Вы уединение большой компании?

4. Испытываете ли Вы постоянную жажду деятельности?

5. Ваша речь обычно медленна и нетороплива?

6. Ранимый ли Вы человек?

7. Часто ли Вам не спится из-за того, что Вы поссорились с друзьями?

8. В свободное время Вам всегда хочется заняться чем-либо?

9. В разговоре с другими людьми Ваша речь часто опережает Вашу мысль?

10. Раздражает ли Вас быстрая речь собеседника?

11. Чувствовали бы Вы себя несчастным человеком, если бы на длительное время были лишены возможности общения с людьми?

12. Вы когда-нибудь опаздывали на свидание или на работу?

13. Нравится ли Вам быстро бегать?

14. Сильно ли Вы переживаете неполадки в своей работе?

15. Легко ли Вам выполнять работу, требующую длительного внимания и большой сос­редоточенности? ' -'

16. Трудно ли Вам говорить очень быстро?

17. Часто ли Вы испытываете тревоги, что вы выполнили работу не так, как нужно?

18. Часто ли Ваши мысли перескакивают с одной на другую во время разговора?

19. Нравятся ли Вам игры, требующие быстроты и внимательности?

20. Легко ли Вы можете найти другие-варианты решения известной задачи?

21. Испытываете ли Вы чувство беспокойства, что Вас неправильно поняли в разговоре?

22. Охотно ли Вы выполняете сложную, ответственную работу?

23. Бывает ли, что Вы говорите о вещах, в которых не разбираетесь?

24. Легко ли Вы воспринимаете быструю речь?

25. Легко ли Вам делать одновременно очень много дел?

26. Возникают ли у Вас конфликты с Вашими друзьями от того, что вы сказали им что-то, не подумав заранее ?

27. Вы обычно предпочитаете делать несложные вещи, ни требующие от Вас большой энергии?

21. Легко ли Вы расстраиваетесь, когда обнаруживаете незначительные недостатки в своей работе?

29. Любите ли Вы сидячую работу?

30. Легко ли Вам общаться с разными людьми?

31. Вы обычно предпочитаете подумать, взвесить и лишь потом высказаться?

32. Все ли Ваши привычки хороши и желательны? "

33. Быстры ли у Вас движения рук?

34. Вы обычно молчите и не вступаете в контакты, когда находитесь в обществе малоз­накомых людей?

35. Легко ли Вам переключиться от одного варианта решения задачи к другой?

36. Склонны ли Вы иногда преувеличивать в своем воображении негативное отношение близких Вам людей?

37. Разговорчивый ли Вы человек?

38. Вам обычно легко выполнить дело, требующее многочисленных реакций?

39. Вы обычно говорите свободно, без запинок?

40. Беспокоят ли Вас страхи, связанные с работой?

41. Легко ли Вы обижаетесь, когда близкие люди указывают на Ваши личные недостат­ки?

42. Испытываете ли Вы тягу к напряженной ответственной деятельности?

43. Считаете ли Вы свои движения медленными и неторопливыми?

44. Бывают ли у Вас мысли, которые Вы хотели бы скрыть от других?

45. Можете ли Вы без долгих раздумий задать щекотливый вопрос другому человеку?

46. Доставляют ли Вам удовольствие быстрые движения?

47. Легко ли Вы "генерируете" новые идеи, связанные с работой?

48. Сосет ли у Вас под ложечкой перед ответственным разговором?

49. Можно ли сказать, что Вы быстро выполняете порученное Вам дело?

50. Любите ли Вы браться за большие дело самостоятельно?

51. Богатая ли у Вас мимика в разговоре?

52. Если Вы обещали что-то сделать, всегда ли Вы выполняете свое обещание независи­мо от того, удобно это Вам или нет?

53. Испытываете ли Вы чувство обиды от тога, что окружающие Вас люди обходятся с Вами хуже, чем следовало бы?

54. Вы обычно предпочитаете выполнять одновременно только одну операцию?

55. Любите ли Вы игры в быстром темпе?

56. Много ли в Вашей речи длинных пауз?

57. Легко ли Вам внести оживление в компанию?

58. Вы обычно чувствуете в себе избыток сил и Вам хочется заняться каким-нибудь трудным делом?

59. Обычно Вам трудно переключить внимание с одного дела на другое?

60. Бывает ли, что у Вас надолго портится настроение от того, что сорвалось запланиро­ванное дело?

61. Часто ли Вам не спится из-за того, что не ладятся дела, связанные непосредственно с работой?

62. Любите ли Вы бывать в большой компании?

63. Волнуетесь ли Вы, выясняя отношения с друзьями?

64. Испытываете ли Вы потребность в работе, требующей полной отдачи сил?

65. Выходите ли Вы иногда из себя, злитесь?

66. Склонны ли Вы решать много задач одновременно?

67. Держитесь ли Вы свободно в большой компании?

68. Часто ли Вы высказываете свое первое впечатление не подумав?

69. Беспокоит ли Вас чувство неуверенности в процессе выполнения работы?

70. Медленны ли Ваши движения, когда Вы что-то мастерите?

71. Легко ли Вы переключаетесь с одной работы на другую?

72. Быстро ли Вы читаете вслух?

73.Вы иногда сплетничаете?

74. Молчаливы ли Вы находясь в кругу друзей?

75. Нуждаетесь ли Вы в людях, которые бы Вас ободрили и утешили?

76. Охотно ли Вы выполняете множество разных поручений одновременно?

77. Охотно ли Вы наполняете работу вбыстром темпе?

78. В свободное время Вас обычно тянет пообщаться с людьми?

79. Часто ли у Вас бывает бессонница при неудачах на работе?

80. Дрожат ли у Вас руки во время ссоры?

81. Долго ли Вы мысленно готовитесь перед тем как высказать свое мнение?

82. Есть ли среди Ваших знакомых люди, которые вам не нравятся?

83. Обычно Вы предпочитаете легкую работу?

84. Легко ли Вас обидеть в разговоре по пустякам?

85. Обычно Вы первым в компании решаетесь начать разговор?

86. Испытываете ли Вы тягу к людям?

87. Склонны ли Вы вначале поразмыслить, а потом говорить?

88. Часто ли Вы волнуетесь по поводу своей работы?

89. Всегда ли Вы платили бы за провоз багажа в транспорте, если бы не опасались про­верки?

90.Держитесь ли Вы обычно обособленно на вечеринках и в компании?

91. Склонны ли Вы преувеличинать в своем воображении неудачи, связанные с рабо­той?

92. Правится ли Вам быстро говорить?

93. Легко ли Вам удержаться от высказывания неожиданно возникшей идеи?

94. Предпочитаете ли Вы работать медленно?

95. Переживаете ли Вы из-за малейших неполадок на работе?

96. Вы предпочитаете медленный спокойный разговор?

97. Часто ли Вы волнуетесь из-за ошибок в работе?

98. Способны ли Вы успешно выполнять длительную трудоемкую работу?

99. Можете ли Вы, не долго думая, обратиться с просьбой к другому человеку?

100. Часто ли Вас беспокоит чувство неуверенности в себе при общении с людьми?

101. Легко ли Вы беретесь за выполнение новых заданий?

102. Устаете ли Вы, когда Вам приходится говорить долга?

103. Вы предпочитаете работать с прохладней, без особого напряжения?

104. Нравится ли Вам разнообразная работа, требующая переключения внимания?

105. Любите ли Вы подолгу бывать наедине с собой?

Ключи.

Эргичность (Эр) Да — вопросы 4.8.15.22.42.50.58.64.98; Нет — 27.83.103.

Социальная эргичность (СЭр) Да — 11.30.57.62.67.78.86; Нет 3.34. 74.90.105.

Пластичность <П> Да — 20.25.35.38.47.66.71.76.101.104; Нет — 54.59.

Социальная пластичность (СП) Да — 2.9.I8.26.45.68.85.99; Нет — 31.81.87.93.

Темп (Т) Да — 1.13.19.33.46.49.55.77; Нет — 29.43.70.94.

Социальный темп (СТ) Да — 24.37.39.51.72.92; Нет — 5.10.16.56.96.102.

Эмоциональность (Э) Да —14.17.28.40.60.61.69.79.88.91.95.97.

Социальная эмоциональность (СЭм) Да — 6.7.21.36.41.48.53.63.75.80. 84.100.

Контрольные вопросы на социальную желательность (К) Да — 32.52.89; Нет — 12.23.44.65.73.82.

Темперамент рассматривается автором как система формальных поведенческих изменений, отражающих различные блоки функциональной системы в понимании. П.К. Анохина. Число измерений и их содержание соответствует 4-х блоковой структуре функциональной системы: афферентный синтез соответствует эргичности; блок прог­раммирования — пластичности; блок исполнения — темпу; обратная связь эмоциональной чувствительности. Каждое измерение состоит из двух подызмерений: объективно ориентированного и субъективно ориентированного (или коммуникативного), связанных с двумя главными сферами взаимодействия человека со средой (с предметным миром и обществом). Предметная эргичность характеризуется уровнем потребности в освоении предметного мира, жаждой деятельности, стремлением к умственному и физическому труду, стремлением вовлеченности в трудовую деятельность.

Социальная эргичность — уровень потребности в социальных контактах, жажда освоения социальных форм деятельности, стремление к лидерству, общительность, вов­леченность в социальную деятельность.

Наши рекомендации