Графическое изображение динамики пульса

Для того, чтобы графически изобразить динамику пульса необходимо начертить оси координат. Затем в соответствии с данным протоколом на оси абсцисс (горизонтальной линии) откладываются показатели графы «Время подсчета пульса от начала урока», а на оси ординат (вертикальной линии) - результаты графы «Частота пульса за 1 минуту». Далее отмечаются точки, соответствующие цифрам обеих граф, которые соединяются между собой отдельным отрезком. Таким образом, получается ломаная линия, которая называется пульсовой или физиологической, кривой урока. Она показывает изменение реакции сердца на различную нагрузку и позволяет оценить распределение различных упражнений и их дозировку на протяжении всего урока. Затем нужно выделить каждую часть урока. Для этого из точек на оси абсцисс, показывающих окончание подготовительной и основной частей (данные граф 1 и 3 протокола), следует провести вверх прямые параллельные оси ординат. Над отрезком, соответствующим конкретной части урока, делается запись - 1 часть, 2 часть, 3 часть.

В занятиях со школьниками типична пульсовая кривая с постепенным нарастанием ее и максимуму в начальных классах на 30-35 минутах, в 4-10 классах может быть два пика подъема кривой, например, на 30-40 минутах. В конце урока кривая снижается до величин несколько больше исходных. По ходу кривой возможны некоторые ее повышения и понижения. Вместе с тем бывают случаи, когда при проведении урока на открытом воздухе при холодной погоде или в случае, когда учащиеся пришли на урок вялыми (например, после контрольной работы по общеобразовательному предмету) необходимо уже в начале дать им соответствующие упражнения для того, чтобы разогреть школьников или настроить их на занятие физической культуры. Тогда пульсовая кривая может резко возрасти в начале урока.

 
  Графическое изображение динамики пульса - student2.ru

Возможен и такой вариант, когда максимум нагрузки необходимо перенести ближе к середине урока. Например, если после физкультуры проводится контрольная работа по общеобразовательному предмету. В этом случае пик кривой придется на 20 или 25 минуту. Однако во всех случаях изменения пульсовой кривой будут иметь общие черты: в начале урока она возрастает, далее имеют место различные ее колебания на уровне выше исходного и в конце урока она снижается.

Рис. Примерный график динамики пульса

Выводы и оценка дозировки упражнений и общей нагрузки в уроке

На основе данных, полученных во время наблюдений на уроке, протокола изменения пульса и графического изображения его динамики оценивается дозировка упражнений и общей нагрузки на уроке.

Исходя из задач урока, особенностей использованных упражнений, условий занятий (в зале, на улице), деятельности, предшествовавшей настоящему уроку и последующей за ним, определяется, насколько рационально изменилась величина нагрузки в течение урока. При этом целесообразно сравнить полученные показатели пульса с имеющимися нормативными данными о его колебании после нагрузки в соответствующем возрасте.

Высказывается суждение, как следовало более правильно распределить нагрузку. В заключение делаются общие выводы и излагаются конкретные предложения по регулированию нагрузки и дозировки упражнений на протяжении урока или в отдельных его частях. Анализ пульсометрических данных делается кратко. Записи - лаконичными.

3.5. Примерная запись выводов и оценки дозировки упражнений и общей нагрузки в уроке

Урок физкультуры проводился в спортивном зале. По расписанию он был третьим и следовал за уроком географии. Учащиеся разучивали лазание по канату в три приема и кувырок вперед. Изменение величины нагрузки на протяжении подготовительной и основной частей урока было правильным, о чем свидетельствует пульсовая кривая. Как видим, нагрузка постепенно нарастает и достигает своего пика на 40 минуте во время игры, проходившей очень эмоционально. Расположение упражнений по степени сложности шло в последовательном порядке от легких к трудным. Наиболее сложные задания давались во время, когда была достигнута наилучшая работоспособность - с 16 минуты – начала основной части урока. Частота пульса после нагрузки находилась в пределах границ, допустимых для детей 11-12 лет. Урок закончился с частотой пульса 114 ударов. После физкультуры следовал урок геометрии и поэтому данный показатель пульса высокий. В заключительной части учитель не смог так подобрать упражнения, чтобы достаточно снизить нагрузку и приблизить пульс к необходимой величине.

Выводы и предложения

Общее изменение нагрузки и дозировки упражнений в подготовительной и основной частях урока проводилось правильно. Необходимо в заключительной части урока применять упражнения, способствующие нормализации всех органов и систем организма.

Примерная схема педагогического анализа урока физической культуры

(1-й вариант)

I. Общие сведения

1. Дата проведения урока ___

2. Место проведения_ _

3. Класс___

4. Число учащихся по списку___

5. Присутствует_

6. Освобождение от работы на уроке ___

7. Какой урок по порядку ___

8. Где проводится урок____________

9. Температура воздуха_

10. Санитарно-гигиеническое состояние спортзала ___

11. Освещенность___

12.Оборудование и инвентарь__

13.Наглядные учебные пособия, ТСО_

Наши рекомендации