Знаки препинания в сложных предложениях

Упражнение 49

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложных предложений указав: 1) тип предложения по цели высказывания (если сложное предложение восклицательное, отметьте это); 2) какое это сложное предложение (союзное — сложносочиненное или сложноподчиненное — или бессоюзное) и из скольких простых предложений оно состоит; 3) какими средствами связаны простые предложения в сложном (союзами, союзными словами, без союзов), какое значение имеют (соединительное, противительное, разделительное; определительное, изъяснительное, условное, временное, причинное и др.); 4) объясните пунктуацию.

1. Сверкнула молния и вслед за ней послышался удар грома (Арс.). 2.Дорога повернула вправо а слева показалась окраина небольшого болота (Форм.). З. Иль чума меня подцепит иль мороз окостенит иль мне в лоб шлагбаум влепит непроворный инвалид (П.). 4. Бойцы вспоминают минувшие дни и битвы где вместе рубились они (П.). 5. Где первый грозный наш учитель чью долго­временную злость смирил полтавский победитель? (П.) 6. И как этот же самый лес хорош поздней осенью когда прилетают вальдшнепы! (Т.) 7. Ехал сюда рожь только начинала желтеть (Пришв.). 8. Опрометью побежали мы на выстрел смотрим на валу солдаты собрались в ку­чу и указывают вполе... (Л.)

Знаки препинания в сложносочиненном

Предложении

Упражнение 50

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Сделайте синтаксический разбор сложносочиненных предложений.

I. Я стал читать и во мне пробудилась охота к лите­ратуре (П.). 2. Он [Максим Максимыч] хотел кинуться на шею Печорину но тот довольно холодно, хотя с при­ветливой улыбкой, протянул ему руку (Л.). 3. Воздух еще не остыл а в низинах уже ночь расстилала белые холсты (Абр.). 4. Был бы покос да пришел мороз (Пог.). 5. То хлопнуло где-то то раздался вдруг вой (С.-Щ.). 6. Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и во­споминания (Сераф.). 7.Деревья спали и казалось ни­какая буря не могла разбудить их молодого весеннего сна (Ч.).

Упражнение 51

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Обозначьте в каждом предложении главные члены. Со­ставьте схемы 3, 9 и 10-го предложений из п. I.

I. 1. Поезд мчался в неясную даль и я вспомнил зим­нюю ночь в горах Алатау (Пауст.). 2.Вдруг пронесся порывами ветер и осыпал яблоневый и вишневый цвет (Бл.). 3. Окна в мой сад подняты и оттуда веет бодрой осенней прохладой (Бун.). 4. На берегу горел костер и на дорогу наносило дым (Каз.). 5. Ночь была душная и все мы пассажиры сидели или лежали на палубе букси­ра и вели между собой неторопливый разговор (Пауст.). 6. Уже темнело и на небе там и сям показались звезды (Ч.). 7. Только миноносцы да легкие крейсеры рискова­ли в буран выходить на разведку в студеное зимнее море да изредка ночью грохотали береговые батареи (Степ.). 8. То падал как будто туман то вдруг припускал косой крупный дождь (Л. Т.). 9. Ни о чем не хочется думать или бродят мысли и воспоминания мутные неясные как сон (Сераф.). 10. За заводами кончился город и начина­лись поля (Ч.). 11. На горах-то только тайга шумит да ручьи бегут по камню играют (Кор.).

II. 1. Дождя нет и земля опять суха как перец (Ч.). 2. Вода в озере побелела сгустела как сметана и будто утеряв привычную стихию чайки с громкими панически­ми криками носились над береговой кромкой (Наг.). 3. Светлый месяц почти полный вышел из-за сарая и че­рез двор легли черные тени и заблестело железо на кры­ше (Л. Т.). 4. Там на реке в тумане шла какая-то не­устанная медленная работа и то сопело что-то трещало то обсыпалось то звенели как стекло тонкие льдины (Л. Т.). 5. Ни гор ни даже холмов позади полосы зарос­лей не было видно и очевидно местность прилегавшая к этому берегу моря на значительное расстояние пред­ставляла низменную равнину вероятно сплошь лесистую и болотистую (Обр.). 6. Вот крик и снова все вокруг затихло (Л.).

Упражнение 52

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

I. I. Небо обл…лось закатом за (тем) пригасло и синеватая тень земли легла по горизонту (Наг.). 2. После обеда Порфирий Владимирович уд…лился спать услав предварительно Евпраксеюшку на село Арина Петровна отл…жив отъезд в Погорелку то (же) ушла в свою ком­нату и усевшись в кресло дремала (С.-Щ.). 3. Ярким пламенем вспыхнула сухая береста и в то(же) мгнове­ние (во)круг нас стало (в) двое темнее (Арс). 4.Она мне нравилась все больше и больше я то(же) (по)видимому симпатичен ей (Ч.). 5. Они медленно шли к пахоте и так(же) медленно прячась за огромную лиловую тучу вст…вало за спиной солнце (Шол.). 6. Восхождение на гору трудная задача за (то) вид с горы вознагр...дит нас за все усилия (Обр.). 7. В передней (н…)слышно было (н...)голосов (н...)шагов и весь дом казался спавшим (н…)смотря на яркое освещение (Ч.). 8. Контуры сосед­них гор и остроконечные вершины елей были отчетливо видны за(то) внизу все ут...пало во тьме (Арс.). 9. Еще немного времени и (кроваво) краснаяз…ря показалась на востоке. Ветер стал ст…хать а мороз усиливаться (Арс). 10. Начало смеркаться и одновременно с тем в воздухе закружилось несколько снежинок (Арс.). 11. В небе (н...)облачка но в воздухе чу…ствовался избыток влаги (Арс.). 12. Впалатке было дымно а снаружи хо­лодно (Арс.).

II.1. Командир дивизиона стал у входа в актовый зал и тысяча огней играла на серебр…ной резьбе его шашки (Булг.). 2. Сумерки совершенно закутали мороз­ные улицы и суету и тревогу смягчил крупный мягкий снег полетевший в пятна света у фонарей (Булг.). 3. Го­род был еще теплый со сна и над ним кружился (н..)то туман (н…)то дым (Булг.). 4. Гроза омыла Москву 29 апреля и стал сладостен воздух и душа как-то см…гчилась и жить захотелось (Булг.). 5. Тянуло уже к утру и погребенный м…хнатым снегом спал дом (Булг.). 6. В маленьком садике полковничьего дома распускались надменные нарциссы и гигантские ромашки дочери сте­пей напропалую соперничали с ними (Ок.). 7. В какой(то) полуверсте от дома, уже (не) призрачный а яв­ный зеленел лес и уже доносилось оттуда благополучное пение птиц и прохладные лесные реки вот-вот должны были откры(т,ть)ся взорам (Ок.).

Упражнение 53

Прочитайте. Определите стилистическую при­надлежность текста. Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки, расставляя недостающие знаки препинания.

— Да было около десяти часов утра досточтимый Иван Николаевич сказал профессор.

Поэт провел рукою по лицу как человек только (что) очнувшийся и увидел что на Патриарших вечер.

Вода в пруде почернела и легкая лодочка уже сколь­зила по ней и слышался плеск весла и смешки какой (то) гражданки а лодочке. В аллеях на скамейках появилась публика но опятъ (таки) на всех трех сторонах квадрата кроме той где были наши собеседники.

Небо над Москвой как(бы) выцв…ло и совершенно отч...тливо была видна в высоте полная луна но еще (не) золотая а белая. Дышать стало гораздо легче и го­лоса под липами теперь звучали мягче (по)вечернему. (М. Булгаков.)

Упражнение 54

Прочитайте и укажите, из каких частей состоит каждое сложносочиненное предложение. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Составьте схемы 1, 2, 4, 6 и 8-го предложений.

I. Стадо диких уток со свистом промчалось над нами и мы слышали как оно опустилось на реку недалеко от нас (Т.). 2.Было довольно темно когда я проснулся но солнце заливало светом всю комнату (Дост.). 3. На небе начинало сереть и по воле заклубился легкий парок (Леск.). 4. Солнце било в окна так жарко что нагревало листья герани и они пахли сладколекарственно (Пауст.). 5. Он не сразу понял что случилось но военная привычка заставила его тотчас вскочить (Пол.). 6. В деревне которую они проезжали были красные огоньки и весело пахло-то дымом (Л. Т.). 7.Да жизнь есть постоянный труд только тот понимает ее вполне по-человечески кто смотрит на нее с этой точки зрения (Д.П.). 8. У нас весна но снегу целые горы и неизвестно когда он растает (Ч.). 9. Когда мы поднялись на вершину хребта утренняя мгла рассеялась и открылся великолепный вид со всех сторон (Арс.). 10. Как только взошло солнце туман начал рассеиваться и через какие-нибудь полчаса на небе не было ни одного облачка (Арс.).

Упражнение 55

Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания. Подчеркните рядом стоящие сочинительные и подчинительные союзы. Составьте схемы 2, 4, 5 и 8-го предложений.

1. Рука его дрожала когда он [Ростов] передавал лошадь коноводу и он чувствовал как со стуком прили­вает кровь к сердцу (Л. Т.). 2. Новый пассажир произ­вел на всех самое приятное впечатление и когда он удалился спать Труханов обратился к членам экспедиции с вопросом (Обр.). 3. Ольга Ивановна сидела около него и горько плакала но когда ему полегчало она надела на его стриженую голову беленький платок и стала писать с него бедуина (Ч.). 4. Вот наступает март и хотя холода все еще не уменьшаются но весна чуется уже недалеко (Прж.). 5. Дымову хотелось и пить и есть но чтобы не портить себе аппетита он отказался от чая (Ч.). 6. По­том Екатерина Ивановна играла на рояле шумно и дол­го и когда кончила ее долго благодарили и восхищались (Ч.). 7. Дядя и племянница садились у чайного стола разменивались замечаниями о прошедшем дне но так как содержание этого дня было скудное то и разговор оказывался скудным (С.-Щ.). 8. Поздно вечером север­ный горизонт очистился от тумана и туч и когда солнце спустилось почти до горизонта на алом фоне неба можно было различить отдаленную мелкозубчатую цепь (Обр.). 9. В доме к моему немалому удивлению было тихо и если бы не яркий огонь в окошке то можно было бы подумать что там уже все спят (Абр.). 10. Солнце сильно припека­ло и от воды шло такое сверканье что больно было смотреть (Ч.).

Упражнение 56

Перепишите, вставляя пропущенные буквы, раскрывая скобки и расставляя недостающие знаки препинания. Выделенные слова разберите по составу.

Есенина попросили читать. Он охотно согл…сился встал и начал м…нолог Хлопуши...

Вскоре я поч…ствовал что Есенин читает потр…сающе и слушать его стало тяжело до слез... Голос поэта зву­чал несколько хрипло крикливо надрывно и это как нельзя более ре…ко подчеркивало кам..ные слова Хло­пуши...

Даже (не) верилось что этот маленький человек обл…дает такой огромной силой ч…ства такой соверш..ной выр…зительностью. Читаяон побл..днел до того что даже уши стали серыми. Он р…змахивал руками (н…) в ритм стихов но это так и следовало ритм их был (не)уловим тяжесть кам…ных слов к...призно р…зновесна. Казалось что он меч...т их, одно под ноги себе другое да­леко третье в чье (то) (не)навистное ему лицо. И в…бще хриплый надорв…ныйголос (не) верные жесты к…чаю­щийся корпус тоской г...рящие глаза все было таким как и следовало быть всему в обстановке окружавшей поэта в тот(час)...

Взволновал он меня до спазмы в горле рыдать хотелось. Помни (т,ть)ся я (н…)мог сказать ему (н...) каких похвал да он я думаю и (н…)нуждался в них (М. Горь­кий.)

Наши рекомендации