Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе
Обеспечение развития первичных представлений:
- о способах поведения в стандартных и нестандартных (непредвиденных) опасных ситуациях;
- о некоторых способах безопасного поведения в современной информационной среде (включать телевизор для просмотра конкретнойпрограммы, согласовывая выбор программы и продолжительность просмотра со взрослым; включать компьютер для конкретного занятия, со-
- держание и продолжительность которого согласовывать со взрослым);
- о жизненно важных для людей потребностях и необходимых дляих удовлетворения природных (водных, почвенных, растительных, минеральных, климатических, животного мира) ресурсах, в том числе иродного края; об ограниченности природных ресурсов и необходимостиэкономного и бережливого отношения к ним (выключать свет при выходе из помещения; выключать электроприборы (телевизор, компьютер),если уже не пользуешься ими; закрывать кран сразу после пользованияводой;
- закрывать за собой двери и оконные рамы для сохранения тепла;
- экономно расходовать бумагу для собственных нужд и др.);
- о некоторых источниках опасности для окружающего мира природы (транспорт, неосторожные действия человека, деятельность людей,катастрофы, опасные природные явления (гроза, наводнение, сильныйветер, крепкий мороз, землетрясение, извержение вулканов));
- о некоторых видах опасных для окружающего мира природы ситуаций (загрязнение воздуха, воды, вырубка деревьев, лесные пожары,осушение водоёмов);
- о правилах безопасного для окружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам, не рвать растения, листья и веткидеревьев и кустарников; не распугивать птиц; не засорять водоёмы и почву; пользоваться огнём в специально оборудованном месте;
- тщательнозаливать место костра водой перед уходом и др.).
Создание условий для приобретения опыта:
- осознанного выполнения основных правил безопасного поведения встандартных опасных ситуациях (переходить улицу в указанных местахв соответствии с сигналами светофора, не ходить по проезжей части дороги и не играть вблизи дороги, не играть с огнём, в отсутствие взрослыхне пользоваться электрическими приборами, не трогать без разрешенияострые, колющие и режущие предметы), различных видах детской деятельности;
- в случае необходимости самостоятельного обращения в службу спасения (набрать номер 01 и попросить о помощи);
- выполнения без напоминания взрослого правил безопасного дляокружающего мира природы поведения (не ходить по клумбам, газонам,не рвать растения, листья и ветки деревьев и кустарников и др.);
- самостоятельного соблюдения некоторых способов безопасного поведения в современной информационной среде (включать телевизор дляпросмотра конкретной программы и др.).
Методическое сопровождение:
Е.Я.Хабибуллина «Дорожная азбука» в детском саду. Елабуга 2003г.
Дорожная азбука
Перспективное планирование
№ п/п | Тема ОД | Месяц |
1. | Правила пешеходов и пассажиров | сентябрь |
2. | Изучение запрещающих знаков | октябрь |
3. | Предписывающие знаки | ноябрь |
4. | Информационно-указательные знаки | декабрь |
5. | «Знаки сервиса» | январь |
6. | Встреча с работниками ГИБДД. Закрепление сигналов регулировщика. | Февраль |
7. | Телевикторина «Гордемарины, вперёд» | март |
8. | Посвящение дошкольников в пешеходы. «Дорожный марафон». | Апрель |
9. | Комплексное занятие «Урок инопланетянам» | май |
Методическое сопровождение:
Л.Н.Ермакова Методические технологии формирования здорового и безопасного образа жизни ребёнка «Колесо безопасности». –Елабуга 2007г.
«Колесо безопасности».
Перспективное планирование
№ п/п | Тема ОД | Месяц |
1. | Ребёнок и его старшие приятели. Первое знакомство детей с губительными последствиями алкоголя, наркотиков, табакокурения, токсикомания. | Сентябрь |
2. | Использование и хранение опасных предметов: ножи, бытовая химия, электроприборы, лекарства. | Октябрь |
3. | Балкон, открытое окно, лифт и безопасность при общении с животными. | Ноябрь |
4. | Причины возникновения пожаров и методы их избежания. | Декабрь |
5. | Съедобные и не съедобные грибы и ягоды, ядовитые растения. | Январь |
6. | Как сохранить своё здоровье. Витамины, правильная пища, здоровый организм. | Февраль |
7. | Врачи – наши друзья (педиатр, стоматолог и т.д.). Роль лекарств и витаминов. | Март |
8. | Конвенция о правах ребёнка. | Апрель |
9. | КВН «Знатоки основ безопастности». | Май |
В результате проделанной работы к концу года дети «по безопасности» могут:
° знать домашний адрес и номер телефона; имена и отчества родителей; адрес детского сада;
° применять усвоенные знания и способы деятельности для решения проблемных ситуаций;
° планировать свои действия, направленные на достижение конкретной цели. Соблюдать правила поведения на улице (дорожные правила), в общественных местах;
° различать и называть виды транспорта (наземный, подземный, воздушный, водный);
° ориентироваться в окружающем пространстве, обозначать взаимное расположение и направление движения объектов; пользоваться знаковыми обозначениями;
° устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов, бережно относиться к природе.
Познавательное развитие
Познавательное развитие обеспечивает полноценную жизнь ребёнкав окружающем мире (природа, социум). Формируемые представления,их упорядочивание, осмысление существующих закономерностей, связей и зависимостей способствуют дальнейшему успешному интеллектуальному и личностному развитию ребёнка.При реализации образовательной области «Познавательное развитие» необходимо учитывать следующее:
- познавательные возможности ребёнка определяются уровнем развития психических процессов (восприятия, мышления, воображения,памяти, внимания и речи);
- значительное место в реализации области занимают разнообразные формы работы с детьми, обеспечивающие развитие познавательнойактивности и самостоятельности, любознательности и инициативностикаждого ребёнка;
- формирование целостной картины мира на основе развивающихся уребёнка первичных представлений и познавательных действий обеспечивается в результате интеграции со всеми образовательными областями.
Лет
Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружа-ющего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе,количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении ипокое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей,об особенностях её природы, многообразии стран и народов мира, в томчисле: