Ориентационная стратегия разрешения конфликтов «выиграть/ выиграть» Х. Корнелиус и Ш. Фейр

Преимущества рассматриваемой стратегии «выиграть/ выиграть» заключаются в том, что с ее помощью не только находится наиболее приемлемое решение, но и укрепляются и улучшаются взаимоотношения. Когда выигрывают обе стороны, повышается их склонность придерживаться принятого решения, продолжать отношения с тем же партнером, повторить опыт плодотворного сотрудничества.

Технология реализации стратегии «выиграть/ выиграть» предполагает обязательное изучение ситуации и вариантов ее разрешения перед принятием окончательного решения и включает четыре этапа.

Этап 1. Узнайте, почему он /они испытывают потребность в объекте желания. При этом необходимо установить, какая именно потребность стоит за желаниями другой стороны.

Этап 2. Быть может, разногласия компенсируются в каком-то ином аспекте? Необходимо узнать, в чем именно.

Этап 3. Каковы варианты решений? Разработайте новые варианты решений, наиболее удовлетворяющие потребности каждого.

Этап 4.Сотрудничество. Сделайте это вместе. Покажите ясно, что вы партнеры, а не противники.

Рекомендации для эффективной реализации стратегии разрешения конфликтов «выиграть / выиграть»:

* Необходимо определить потребности (скрытые и явные) всех участников;

* Нужно стремиться удовлетворить потребности всех участников;

* Необходимо признать ценности других, равно как и собственные;

* Нужно быть объективными, отделять проблему от личности;

* Необходимо искать творческие и неординарные решения;

* Следует щадить не проблему, а людей.

Схемы разрешения конфликтов Ч. Ликсона и Д. Дэна

Чарльз Ликсон предложил схему разрешения конфликтов, включающую в себя семь шагов:

Шаг 1. Снимание масок;

Шаг 2. Выявление подлинной проблемы;

Шаг 3. Отказ от установки «только победа»;

Шаг 4. Нахождение нескольких возможных решений;

Шаг 5. Оценка вариантов и выбор наилучшего из них;

Шаг 6. Стремление к диалогу и пониманию;

Шаг 7. Признание ценности отношений и стремление к их сбережению.

Четырех шаговая модель разрешения конфликта Д. Дэна

Даниэль Дэна предлагает четыре этапа действий по разрешению конфликтов. Содержание этих этапов подробно разработано В.Н. Ковалевым.

Шаг –I. Найти время для беседы:

- когда стороны не спешат;

- когда они в эмоциональном равновесии;

- когда они обдумали проблему и определили свои позиции;

- имеют первичную информацию (об интересах друг друга) для обсуждения;

Определить место встречи: нейтральное по дислокации для обеих сторон; располагающее к беседе.

Шаг –II. Подготовить условия:

- аргументировать собственные позиции (интересы, отношения);

- определить ресурс подлежащий обмену и обоюдовыгодные предложения;

- подготовить приемлемые варианты решения проблемы;

- заручиться поддержкой.

Шаг – III. Обсудить проблему:

- сформулировать цель и интересы;

- развеять опасения;

- рассмотреть предложенные варианты решения ситуации;

- выбрать лучший (взаимовыгодный или компромиссный) вариант или совместно разработать новый.

Шаг – IV. Заключить договор:

-определите обязанности сторон;

- определите правила взаимодействия, делового общения;

- установить санкции за нарушение договора;

- обсудить перспективы сотрудничества.

Модель разрешения конфликта Мерлин Биггерстафф

Общую схему разрешения конфликта дает Мерлин Биггерстафф. Она представляет собой обобщающую модель пошаговых действий:

Шаг – I. Прояснить проблему.

Шаг - II. Искать решение.

Шаг – III. Определить план действий.

Шаг – IV. Реализовать план.

Шаг –V. Оценить результаты деятельности.

Шаг – VI. Поддержание сердечных отношений.

Рационально-интуитивная модель разрешения конфликта

Д.Г. Скотт

Если в конфликт вовлечены непосредственно вы и нет возможности (или необходимости) привлечь «третейского судью», то целесообразным методом разрешения конфликтной ситуации является рационально-интуитивная модель Джинни Грехем Скотт.

Скотт дает следующие рекомендации по конструктивному разрешению конфликтных ситуаций:

1. Опишите проблему, какой ее видит каждая сторона.

2. Сосредоточьте внимание на проблеме, а не на личности оппонента.

3. Внимательно слушайте собеседника. Будьте внимательны к его чувствам.

4. Проявите желание и наберитесь терпения, чтобы рассмотреть все

возможные варианты решения.

5. Найдите то общее, позволит продвигаться к согласию.

6. Если вы не уложились в определенное время или не выяснили все вопросы до конца, договоритесь о новой встрече.

В таблице 10 приведены вопросы и соответствующая стратегия, которую может применить психолог при разрешении конфликта.

Таблица 10

Наши рекомендации