Страховой стаж- понятие, значение (тоже посмотреть)
Страховой стаж (с 1 января 1997 года)- суммарная продолжительность периодов трудовой деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Страховой стаж рассчитывается на основании продолжительности периодов деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы.
Общий страховой стаж нужен для определения того, заработал ли человек право на трудовую пенсию по старости или нет. Причем нужен он как для назначения пенсии на общих основаниях, так и при досрочных основаниях. Общие основания - это достижение возраста: 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин. Для общих оснований нужен страховой стаж не менее 5 лет. Досрочные основания - это назначение пенсий в связи с вредными условиями труда, а также при работе по ряду профессий (например, медики, педагоги, профессиональные спасатели и др.). Для каждого основания нужен страховой специальный стаж определенной продолжительности.
К данным видам деятельности относится любая работа по трудовым договорам, военная или гражданская служба, работа в качестве индивидуального предпринимателя и пр. В силу действия п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 этого же Закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Пример. Постановлением Конституционного Суда РФ от 10.07.2007 N 9-П положения п. 1 ст. 10 Закона о трудовых пенсиях признаны противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
Впредь до установления федеральным законодателем соответствующего правового регулирования Конституционным Судом РФ установлен правовой механизм реализации пенсионных прав указанной категории граждан (см. указанное выше Постановление).
В то же время упомянутым Постановлением положения п. 1 данной статьи в той мере, в какой они закрепляют безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы и направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами, признаны не противоречащими Конституции РФ.
О применении п. 1 ст. 10 издано Определение Конституционного Суда РФ от 20.11.2007 N 798-О-О.
Пункт 2 ст. 10 в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан Российской Федерации, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, - независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (Определение Конституционного Суда РФ от 15.01.2009 N 188-О-П).
С 1 января 2007 г. размер пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам зависит не от непрерывного трудового стажа, как это было ранее, а от страхового стажа. Страховой стаж - это суммарная продолжительность уплаты страховых взносов. В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством" (от 24.07.2009, Закон N 255-ФЗ) в этот стаж включаются:
- периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы;
- периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Исчисление страхового стажа производится в календарных днях, а в случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.
Юридическое значение страхового стажа заключается в том, что он является одним из необходимых юридических фактов в сложном юридическом составе, порождающем пенсионное правоотношение, а его продолжительность косвенно влияет на размер трудовой пенсии как продолжительность периода уплаты страховых взносов
Особенностью СС (страхового стажа) является предъявление законом требований лишь к минимальным размерам СС, а требований к максимальным размерам не предъявляется, т.е. размеры СС не ограничиваются (минимальный размер СС для назначения трудовой пенсии по старости не менее 5 лет).
Страховой стаж подразделяется на два подвида: общий (смешанный) страховой стаж (ОСС) и специальный страховой стаж (ССС). Все то, что изложено выше, относится к общему страховому стажу. Смешанным его можно назвать в связи с тем, что в него включаются как трудовая деятельность, так и иные периоды. Для назначения пенсии по старости на общих основаниях требуется общий страховой стаж не менее пяти лет.
Общий страховой стаж (ОСС) - также одно из условий, которое необходимо для назначения досрочной пенсии по старости. Так, для пенсии по старости в связи с работой с особыми условиями труда, помимо работы в течение определенного срока в таких условиях, необходим общий страховой стаж не менее 25 или 20 лет (соответственно мужчинам и женщинам).
Специальный стаж.
Специальный стаж. Вид стажа, в который учитывается количество проработанных лет на определенной профессии или должности. К этому стажу относятся профессии военнослужащих, работа в спецслужбах и органах и т. Д. Кроме этих видов стажа существует также страховой стаж, который учитывает те периоды, когда гражданин вносил страховые взносы в Пенсионный фонд. Этот вид стажа учитывается при выходе человека на пенсию по старости.
В трудовой стаж включаются такие периоды:
- Постановка на учет по безработице.
- Служба в армии, ОВД, а также учреждениях системы исправления граждан.
- Декретный отпуск и воспитание ребёнка до 1,5 года.
- Участие в общественных работах. Долгосрочное и краткосрочное пребывание в ссылке или тюрьме.
- Уход за инвалидом.
Эти периоды обусловлены законодательством и в обязательном порядке будут включены в общий стаж гражданина, если до этого человек работал хотя бы 1 день, при этом производились зачисления в Пенсионный Фонд России.
Под этим видом понимается общий период трудовой деятельности в определённых отраслях, на некоторых должностях, в установленных местностях, в особых условиях.
К данной деятельности относятся:
- работа в тяжелых климатических условиях, например, на севере;
- вредные производства;
- труд на территориях, подвергшихся опасному радиоактивному излучению;
- занятость в спецслужбах.
На основании данного срока назначается особая льготная пенсия. Также предусмотрена выслуга лет.
Выделяют следующие виды специального трудового стажа.
Специальный трудовой стаж, учитываемый при досрочном назначении пенсии по старости:
• мужчинам и женщинам, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 и 15 лет;
• мужчинам и женщинам, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
• женщинам, если они проработали в качестве трактористов-машинистов в сельском хозяйстве, других отраслях экономики, а также в качестве машинистов строительных, дорожных и погрузочно-разгрузочных машин не менее 15 лет и имеют страховой стаж не менее 20 лет;
• женщинам, если они проработали не менее 20 лет в текстильной промышленности на работах с повышенной интенсивностью и тяжестью;
• мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих локомотивных бригад и работников отдельных категорий, непосредственно осуществляющих организацию перевозок и обеспечивающих безопасность движения на железнодорожном транспорте и в метрополитене, а также в качестве водителей грузовых автомобилей непосредственно в технологическом процессе на шахтах, разрезах, в рудниках или рудных карьерах на вывозе угля, сланца, руды, породы и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
• мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в экспедициях, партиях, отрядах, на участках и в бригадах непосредственно на полевых геологоразведочных, поисковых, топографо-геодезических, геофизических, гидрографических, гидрологических, лесоустроительных и изыскательских работах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
• мужчинам, женщинам, если они проработали соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет в качестве рабочих, мастеров непосредственно на лесозаготовках и лесосплаве, включая обслуживание механизмов и оборудования, и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет;
• мужчинам, женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали соответственно не менее 20 и 15 лет в качестве механизаторов комплексных бригад на погрузочно-разгрузочных работах в портах и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет и т. Д.
Выслуга лет:
Выслуга лет – суммарная продолжительность трудовой деятельности в определенных отраслях и по определенным профессиям. Учет выслуги лет ранее осуществлялся:
а) на военной и приравненной к ней службе;
б) работников прокуратуры;
в) работников таможенных органов;
г) выслуга в связи:
• с работами в аварийно-спасательных службах;
• с работой в гражданской авиации;
• с педагогической деятельностью;
• с лечебной и иной работой по охране здоровья населения;
• с творческой работой на сцене театров и в других театрально-зрелищных организациях и коллективах.
Юридическое значение выслуги лет в том, что она является условием назначения пенсии за выслугу лет военнослужащим
и приравненным к ним категориям лиц, а также государственным служащим.
Система пенсионного права
Пенсионная система - это совокупность создаваемых государством правовых, экономических, организационных институтов и норм, предусматривающих предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии.
Действующая в РФ пенсионная система предполагает наличие большого числа различного вида пенсий, которые можно классифицировать по различным основаниям. Пенсия (от лат. pensio - платеж) - регулярная денежная выплата (в расчете на месяц), которая производится в установленном законом порядке определенным категориям лиц из специальных фондов и других источников, предназначенных для этих целей.
Структуру новой пенсионной системы составляют следующие ее элементы:
- государственное пенсионное обеспечение;
- государственное пенсионное страхование;
- профессиональные пенсионные системы;
- дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение.
Государственное пенсионное страхование направлено на формирование страховой и накопительной частей трудовых пенсий, пенсий инвалидам и иждивенцам умершего кормильца за счет обязательных страховых взносов.
Государственное пенсионное обеспечение направлено на начисление базовой части трудовых пенсий, выплачиваемых по Закону о трудовых пенсиях, и пенсий за выслугу лет, по старости, инвалидности и социальных пенсий, выплачиваемых по Закону о пенсионном обеспечении, и финансируется из федерального бюджета за счет перечисляемых работодателями сумм единого социального налога.
Дополнительное пенсионное обеспечение и страхование обеспечит гражданам дополнительные пенсии за счет накопительных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц в государственной и негосударственной системе пенсионного страхования в дополнение к двум первым частям.
Профессиональные пенсионные системы обеспечат предоставление лицам, имевшим более высокие доходы, пенсий в размерах, соответствующих уровню их заработной платы.
В зависимости от того, кто устанавливает пенсии, все пенсии можно подразделить на два вида: государственные и негосударственные.
В свою очередь государственная система пенсионного обеспечения состоит из двух составляющих ее частей: государственное пенсионное обеспечение и государственное пенсионное страхование.
Пенсия по государственному пенсионному обеспечению - ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении», и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств к существованию.
Государственное пенсионное страхование - организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования в РФ установлены ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ». Данный Закон устанавливает, что обязательное пенсионное страхование осуществляется страховщиком, а именно Пенсионным фондом РФ, который является государственным учреждением.
Обязательное пенсионное страхование - система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам заработка (выплат, вознаграждений в пользу застрахованного лица), получаемого ими до установления обязательного страхового обеспечения.
Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы составляют единую централизованную систему органов управления средствами обязательного пенсионного страхования. Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам ПФР перед застрахованными лицами.
Государственные пенсии также можно классифицировать по различным основаниям:
1. По источнику финансирования все государственные пенсии можно разделить на два вида:
а) пенсии, выплачиваемые за счет средств Пенсионного фонда РФ;
б) пенсии, выплачиваемые за счет ассигнований из бюджетов различных уровней.
2. По отношению к труду и иной общественно полезной деятельности государственные пенсии делятся на два вида:
а) пенсии заработанные трудом - трудовые;
б) пенсии социальные, т.е. такие, которые назначаются вне связи с трудом.
В свою очередь, трудовые пенсии делятся на три вида:
- пенсия по старости,
- пенсия по инвалидности,
- пенсия по случаю потери кормильца.
3. По кругу лиц, имеющих право на получение пенсии, можно назвать следующие виды государственных пенсий: пенсии лицам, работавшим на основании трудового договора; государственным служащим; судьям; инвалидам; лицам, проходившим военную службу; лицам, пострадавшим в результате радиационных или техногенных катастроф; участникам Великой Отечественной войны; детям-сиротам и др.
4. По нормативным актам, на основании которых назначаются пенсии, государственные пенсии делятся на:
- пенсии, назначаемые на основании ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" N 166-ФЗ;
- пенсии, назначаемые на основании ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" N 173-ФЗ;
- пенсии, назначаемые на основании Закона РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» №4468-1;
- пенсии, назначаемые на основании иных законов.
В ч. 3 ст. 39 Конституции РФ предусмотрено, что «поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность». В развитие этой конституционной нормы сейчас у нас в стране есть негосударственные пенсии, которые могут устанавливаться различными юридическими и физическими лицами (негосударственные пенсионные фонды, отдельные работодатели, частная благотворительность).
Действующая пенсионная система предусматривает не только многочисленные виды пенсий, но и иные выплаты, которые по своей сути также являются пенсиями, но носят иное название. Например, судьи имеют право получать пожизненное содержание; граждане, осуществлявшие трудовую деятельность в организациях ядерного оружейного комплекса РФ, и граждане, имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед РФ, могут получать дополнительное пожизненное материальное обеспечение.