Материалы для проведения промежуточной аттестации

6.2.4.1. Аттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине «Экономика образования»

Перед проведением промежуточной аттестации в форме электронного тестирования с использованием тестовой оболочки случайным образом выбирается каждый второй вопрос из темы. Шкала перевода тестовых баллов в оценочную шкалу приведена в окончании теста.

V1. Экономика образования в системе наук.

I.

S: Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:

–: получение и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;

–: выяснение экономических законов производства материальных благ;

–: передача научных знаний об экономических закономерностях развития образования;

+: получение и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.

I.

S: Верно ли определение: в современных условиях новый тип экономических ресурсов – знания – становится важнейшим из ресурсов

+: да

–: нет

I.

S: Верно ли определение: в современной экономике знания как экономическая категория означают важнейший современный фактор производства, позволяющий достигать качественно более высоких социальных и экономических результатов

+: да

–: нет

I.

S: Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что:

в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;

+: имеются не производственные, а экономические отношения;

–: существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;

–: неверно все названное.

I.

Q: Верно ли определение

S: экономика образования исследует особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования, воспитания, подготовки квалифицированных трудовых ресурсов и повышения образовательного уровня населения

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение:

S: экономика образования исследует проблемы использования человеческого капитала, влияние образования на макроэкономические показатели, то есть на национальную экономику в целом, используя методы макроэкономического анализа

+: да

–: нет

V2. Система образования Российской Федерации. Теория и практика определения эффективности образования.

I.

S: Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.

–: Конституция РФ;

–: Закон РФ «Об образовании»;

+: Налоговый кодекс РФ;

–: Гражданский кодекс РФ

I.

Q: Верно ли определение

S: система образования – одно из направлений и составляющих частей государственной политики по обеспечению и защите прав человека и гражданина, по созданию условий для развития общества, по формированию кадрового потенциала и укреплению государственности.

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: система образования – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании.

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: сеть образовательных учреждений – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования

+: да

–: нет

I.

S: Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:

–: совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;

–: сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;

–: органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;

+: администрация районов и городов.

I.

S: Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:

–: контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;

–: создание учебных заведений регионального уровня;

–: формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;

+: выдачу документов государственного образца об образовании.

I.

Q: Верно ли определение

S: общеобразовательные учреждения – это учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: учреждения профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности

+: да

–: нет

I.

S: Какое из определений верное:

–: аккредитация – это разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом образовательному учреждению;

+: аккредитация – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ.

I.

S: Какое из определений верное:

–: лицензирование – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ;

+: лицензия – это разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

I.

S: Какое из определений верное:

+: в настоящее время функционально-управленческая конфигурация образовательного учреждения состоит из шести главных элементов, представляющих типы «действующих лиц», участвующих в принятии и исполнении решений в образовательном учреждении: руководитель учреждения; администрация (заместители директора, главный бухгалтер и другие руководители); учащиеся и их родители (законные представители); учредители (собственники) как физические и юридические лица, трудовой коллектив образовательного учреждения;

–: в настоящее время функционально-управленческая конфигурация образовательного учреждения состоит из трех главных элементов, представляющих типы «действующих лиц», участвующих в принятии и исполнении решений в образовательном учреждении: руководитель учреждения; администрация (заместители директора, главный бухгалтер и другие руководители); учредители (собственники) как физические и юридические лица.

I.

Q: Верно ли определение

S: мониторинг системы образования - статистическое наблюдение, при котором органы управления образованием различных уровней и органы государственной статистики получают сведения о деятельности учреждений образования

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: нестатистический («мягкий») мониторинг системы образования - основан на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях, шкалах измерения, периодах измерения

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: статистический мониторинг системы образования - базируется на данных государственной статистической отчетности и регламентированной системе сбора информации

+: да

–: нет

I.

S: Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям:

–: создание условий для расширения ресурсной базы;

–: совершенствование содержание образования;

–: поощрение интеграционных процессов;

+: верно все перечисленное.

I.

S: Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это:

–: финансирование образования;

+: управление образованием;

–: планирование образования;

–: эффективность образования.

V3. Формы собственности в образовании.

I.

S: Некоммерческий сектор экономики образования включает в себя:

+: предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;

+: частные образовательные учреждения;

+: государственные образовательные учреждения;

–: оптовые базы.

I.

S: Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:

+: обеспечивают систему социальной защиты населения;

+: обеспечивают систему правовой защиты населения;

+: обеспечивают осуществление культурных программ;

+: обеспечивают научный потенциал общества.

I.

S: Материально-техническая база образовательного учреждения – это:

+: совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом;

–: учебные и вспомогательные здания;

–: вся сумма финансовых средств образовательных учреждений;

–: все то, что необходимо для обеспечения.

I.

S: Учредителем учреждения высшего профессионального образования не может быть:

–: орган государственной исполнительной власти;

+: орган законодательной власти субъекта Российской Федерации;

–: физическое лицо;

–: некоммерческая организация.

I.

Q: Верно ли определение

S: учредитель автономного государственного образовательного учреждения не может вмешиваться в деятельность учебного заведения

–: да

+: нет

I.

S: В случае ликвидации областного государственного образовательного учреждения его имущество:

+: передается учредителю;

–: остается в распоряжении органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию образовательной политики на данной территории;

–: может быть реализовано по усмотрению руководителей ликвидационной комиссии на цели, связанные с образованием.

V4. Финансирование образования.

I.

Q: Исключите лишнее

S: Финансирование образования предполагает:

целевое расходование средств – расходование средств на установленные заранее определенные цели;

+: возмещение предоставленных средств по итогам финансового года;

–: безвозвратность – представленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются.

I.

Q: Исключите лишнее

S: Финансирование осуществляется на принципах:

–: плановости – средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);

–: целевой направленности – использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;

–: безвозвратности – у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;

–: выделения средств по мере их расходования;

+: эргономичности – соответствия расходов финансовому плану;

–: экономии – правильного и рационального расходования средств.

I.

S: При разработке сметы на годовое финансирование образовательного учреждения не учитываются:

–: численность обучающихся;

–: сроки и условия обучения (по соответствующим уровням);

+: квалификация преподавательского состава;

–: материальная база обучения.

I.

S: Образовательная услуга – это:

материальное благо;

+: нематериальное благо личного пользования;

–: нематериальное благо общественного пользования;

–: верно все перечисленное.

V5. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений.

I.

S: Что не относится к объекту собственности образовательных учреждений:

–: денежные средства, переданные в форме дара;

–: доходы от собственной деятельности;

+: работники образовательного учреждения;

–: продукты творческого труда.

I.

S: Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения:

L1: оборотный

R1: химикаты

L2: основной

R2: компьютеры

R3:средства на банковских счетах

I.

Q: Верно ли определение

S: калькулирование - установление такой цены на товар, которая обеспечит максимум прибыли в краткосрочный период

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: максимизация прибыли - установление такой цены на товар, которая обеспечит максимум прибыли в долгосрочный период

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: максимальная цена на образовательную услугу определяется издержками образовательного учреждения

+: да

–: нет

I.

Q: Верен ли тезис

S: при осуществлении одновременно нескольких программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в одном образовательном учреждении не допускается использование бюджетных средств одной целевой программы для выполнения другой, за исключением случаев, когда перечисление бюджетных денежных средств осуществляется для ведения деятельности

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: неустранимый физический износ - это когда затраты на исправление дефекта превышают стоимость, которая будет добавлена к объекту

+: да

–: нет

I.

Q: Верно ли определение

S: устранимый физический износ - это когда затраты на ремонт меньше, чем добавленная стоимость объекта

+: да

–: нет

V6. Налогообложение в образовании.

I.

S: Что относится к объектам налогообложения в сфере образования;

–: движение собственности;

–: земельные участки;

–: хозяйственный результат;

+: верно все перечисленное.

I.

S: Объектом налогообложения средств, полученные от реализации товаров, работ и услуг, реализуемых учебным заведением в рамках осуществления уставной деятельности образовательные услуги, выполнение НИОКР и др. доходы) является:

–: прибыль;

+: выручка.

I.

S: Перечень расходов, которые считаются произведенными на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (исключите лишнее):

–: на заработную плату;

+: на приобретение финансовых обязательств кредитных учреждений;

–: на компенсацию затрат по проезду работников к месту выполнения служебных обязанностей.

I.

S: Перечень расходов, которые считаются произведенными на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (исключите лишнее):

–: на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;

+: на приобретение акций, векселей других образовательных учреждений;

–: на приобретение мебели и прочего инвентаря.

V7. Организация труда и заработной платы в системе образования.

I.

Q: Верен ли тезис

S: надбавки в образовательных учреждениях устанавливаются за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, т.е. за качественные показатели работы

+: да

–: нет

I.

Q: Верен ли тезис

S: доплаты в образовательных учреждениях устанавливаются за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника

+: да

–: нет

I.

Q: Верен ли тезис

S: правила внутреннего распорядка образовательных учреждений устанавливаются приказом регионального органа управления образованием и детально регламентируют рабочее время педагогов

–: да

+: нет

I.

Q: Верен ли тезис

S: право разрабатывать должностные инструкции работников, детально регламентирующих рабочее время педагогов, принадлежит каждому конкретному образовательному учреждению.

+: да

–: нет

V8. Маркетинг образовательных услуг.

I.

S: Непосредственными производителями образовательных услуг являются:

+: педагоги;

+: управленцы;

–: родители;

–: ученики.

I.

S: Деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей образовательных услуг – это:

+: сегментация рынка образовательных услуг;

–: позиционирование рынка образовательных услуг;

–: конкуренция рынка образовательных услуг;

–: специализация рынка образовательных услуг.

I.

S: Лица, непосредственно осуществляющие покупку, то есть избравшие и получающие образование – это:

–: покупатели;

+: потребители;

–: индикаторы;

–: влияющие лица.

I.

S: Конкурентоспособность новых образовательных услуг должна быть:

+: опережающей и долговременной;

–: краткосрочной и долгосрочной;

–: плановой и внеплановой;

–: первичной и вторичной.

Наши рекомендации