Материалы для проведения промежуточной аттестации
6.2.4.1. Аттестационные педагогические измерительные материалы по дисциплине «Экономика образования»
Перед проведением промежуточной аттестации в форме электронного тестирования с использованием тестовой оболочки случайным образом выбирается каждый второй вопрос из темы. Шкала перевода тестовых баллов в оценочную шкалу приведена в окончании теста.
V1. Экономика образования в системе наук.
I.
S: Составным назначением экономики образования как учебного предмета является:
–: получение и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности;
–: выяснение экономических законов производства материальных благ;
–: передача научных знаний об экономических закономерностях развития образования;
+: получение и теоретическая систематизация объективных знаний о развитии образования.
I.
S: Верно ли определение: в современных условиях новый тип экономических ресурсов – знания – становится важнейшим из ресурсов
+: да
–: нет
I.
S: Верно ли определение: в современной экономике знания как экономическая категория означают важнейший современный фактор производства, позволяющий достигать качественно более высоких социальных и экономических результатов
+: да
–: нет
I.
S: Особенности образования как отрасли экономики состоит в том, что:
в сфере образования нет и не может быть производственных отношений;
+: имеются не производственные, а экономические отношения;
–: существуют производственные отношения, но отличаются своеобразием;
–: неверно все названное.
I.
Q: Верно ли определение
S: экономика образования исследует особенности действия экономических законов и категорий в сфере образования, воспитания, подготовки квалифицированных трудовых ресурсов и повышения образовательного уровня населения
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение:
S: экономика образования исследует проблемы использования человеческого капитала, влияние образования на макроэкономические показатели, то есть на национальную экономику в целом, используя методы макроэкономического анализа
+: да
–: нет
V2. Система образования Российской Федерации. Теория и практика определения эффективности образования.
I.
S: Какой нормативно-правовой документ наименее определяет законодательные основы образования в Российской Федерации.
–: Конституция РФ;
–: Закон РФ «Об образовании»;
+: Налоговый кодекс РФ;
–: Гражданский кодекс РФ
I.
Q: Верно ли определение
S: система образования – одно из направлений и составляющих частей государственной политики по обеспечению и защите прав человека и гражданина, по созданию условий для развития общества, по формированию кадрового потенциала и укреплению государственности.
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: система образования – это совокупность разнообразных и взаимосвязанных форм, типов и видов образовательных учреждений, осуществляющих учебно-воспитательную деятельность на основе образовательных программ и стандартов для удовлетворения разнообразных потребностей людей и общества в целом в образовании.
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: сеть образовательных учреждений – это управляемая сеть, наполненная содержательной (образовательной) деятельностью, образовательным процессом, регламентируемым программами, носителями содержания образования, организацией, мотивацией кадров учителей и участников процесса, их взаимодействием; результат взаимодействия отдельных звеньев инфраструктуры и достижении целей образования
+: да
–: нет
I.
S: Что из ниже перечисленного не входит в систему образования:
–: совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
–: сеть образовательных учреждений, реализующих образовательные программы;
–: органы управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций;
+: администрация районов и городов.
I.
S: Какую функцию не выполняют региональные органы управления образованием:
–: контроль за соблюдением законодательства РФ в области образования;
–: создание учебных заведений регионального уровня;
–: формирование и осуществление региональной политики в сфере образования;
+: выдачу документов государственного образца об образовании.
I.
Q: Верно ли определение
S: общеобразовательные учреждения – это учреждения, осуществляющие образовательный процесс, то есть реализующие одну или несколько образовательных программ и обеспечивающие содержание и воспитание обучающихся
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: учреждения профессионального образования обеспечивают потребности личности в приобретении профессионального образования и квалификации в избранной области профессиональной деятельности
+: да
–: нет
I.
S: Какое из определений верное:
–: аккредитация – это разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом образовательному учреждению;
+: аккредитация – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ.
I.
S: Какое из определений верное:
–: лицензирование – это процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью образовательных программ;
+: лицензия – это разрешение (право) на лицензируемый вид деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
I.
S: Какое из определений верное:
+: в настоящее время функционально-управленческая конфигурация образовательного учреждения состоит из шести главных элементов, представляющих типы «действующих лиц», участвующих в принятии и исполнении решений в образовательном учреждении: руководитель учреждения; администрация (заместители директора, главный бухгалтер и другие руководители); учащиеся и их родители (законные представители); учредители (собственники) как физические и юридические лица, трудовой коллектив образовательного учреждения;
–: в настоящее время функционально-управленческая конфигурация образовательного учреждения состоит из трех главных элементов, представляющих типы «действующих лиц», участвующих в принятии и исполнении решений в образовательном учреждении: руководитель учреждения; администрация (заместители директора, главный бухгалтер и другие руководители); учредители (собственники) как физические и юридические лица.
I.
Q: Верно ли определение
S: мониторинг системы образования - статистическое наблюдение, при котором органы управления образованием различных уровней и органы государственной статистики получают сведения о деятельности учреждений образования
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: нестатистический («мягкий») мониторинг системы образования - основан на самостоятельно разрабатываемых исследователями показателях, шкалах измерения, периодах измерения
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: статистический мониторинг системы образования - базируется на данных государственной статистической отчетности и регламентированной системе сбора информации
+: да
–: нет
I.
S: Реформирование сферы образования в развитых странах осуществляется по направлениям:
–: создание условий для расширения ресурсной базы;
–: совершенствование содержание образования;
–: поощрение интеграционных процессов;
+: верно все перечисленное.
I.
S: Целенаправленная деятельность всех субъектов по обеспечению становления оптимального функционирования и обязательного развития каждого образовательного учреждения и всех звеньев системы образования – это:
–: финансирование образования;
+: управление образованием;
–: планирование образования;
–: эффективность образования.
V3. Формы собственности в образовании.
I.
S: Некоммерческий сектор экономики образования включает в себя:
+: предприятия малого и среднего бизнеса в сфере производства;
+: частные образовательные учреждения;
+: государственные образовательные учреждения;
–: оптовые базы.
I.
S: Выполняют ли следующие значение учреждения образования некоммерческого сектора:
+: обеспечивают систему социальной защиты населения;
+: обеспечивают систему правовой защиты населения;
+: обеспечивают осуществление культурных программ;
+: обеспечивают научный потенциал общества.
I.
S: Материально-техническая база образовательного учреждения – это:
+: совокупность вещественных элементов, необходимых для функционирования и развития учебных заведений и образовательного комплекса в целом;
–: учебные и вспомогательные здания;
–: вся сумма финансовых средств образовательных учреждений;
–: все то, что необходимо для обеспечения.
I.
S: Учредителем учреждения высшего профессионального образования не может быть:
–: орган государственной исполнительной власти;
+: орган законодательной власти субъекта Российской Федерации;
–: физическое лицо;
–: некоммерческая организация.
I.
Q: Верно ли определение
S: учредитель автономного государственного образовательного учреждения не может вмешиваться в деятельность учебного заведения
–: да
+: нет
I.
S: В случае ликвидации областного государственного образовательного учреждения его имущество:
+: передается учредителю;
–: остается в распоряжении органа местного самоуправления, отвечающего за реализацию образовательной политики на данной территории;
–: может быть реализовано по усмотрению руководителей ликвидационной комиссии на цели, связанные с образованием.
V4. Финансирование образования.
I.
Q: Исключите лишнее
S: Финансирование образования предполагает:
целевое расходование средств – расходование средств на установленные заранее определенные цели;
+: возмещение предоставленных средств по итогам финансового года;
–: безвозвратность – представленные образовательным учреждениям средства ими непосредственно не возвращаются.
I.
Q: Исключите лишнее
S: Финансирование осуществляется на принципах:
–: плановости – средства предусматриваются при составлении бюджета (финансового плана);
–: целевой направленности – использование средств допускается только на предусмотренные планом объекты и цели;
–: безвозвратности – у получателей средств не возникает обязательств по их возврату;
–: выделения средств по мере их расходования;
+: эргономичности – соответствия расходов финансовому плану;
–: экономии – правильного и рационального расходования средств.
I.
S: При разработке сметы на годовое финансирование образовательного учреждения не учитываются:
–: численность обучающихся;
–: сроки и условия обучения (по соответствующим уровням);
+: квалификация преподавательского состава;
–: материальная база обучения.
I.
S: Образовательная услуга – это:
материальное благо;
+: нематериальное благо личного пользования;
–: нематериальное благо общественного пользования;
–: верно все перечисленное.
V5. Внебюджетная деятельность образовательных учреждений.
I.
S: Что не относится к объекту собственности образовательных учреждений:
–: денежные средства, переданные в форме дара;
–: доходы от собственной деятельности;
+: работники образовательного учреждения;
–: продукты творческого труда.
I.
S: Соотнесите указанные предметы к их отношению к оборотным или основным фондам образовательного учреждения:
L1: оборотный
R1: химикаты
L2: основной
R2: компьютеры
R3:средства на банковских счетах
I.
Q: Верно ли определение
S: калькулирование - установление такой цены на товар, которая обеспечит максимум прибыли в краткосрочный период
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: максимизация прибыли - установление такой цены на товар, которая обеспечит максимум прибыли в долгосрочный период
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: максимальная цена на образовательную услугу определяется издержками образовательного учреждения
+: да
–: нет
I.
Q: Верен ли тезис
S: при осуществлении одновременно нескольких программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов в одном образовательном учреждении не допускается использование бюджетных средств одной целевой программы для выполнения другой, за исключением случаев, когда перечисление бюджетных денежных средств осуществляется для ведения деятельности
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: неустранимый физический износ - это когда затраты на исправление дефекта превышают стоимость, которая будет добавлена к объекту
+: да
–: нет
I.
Q: Верно ли определение
S: устранимый физический износ - это когда затраты на ремонт меньше, чем добавленная стоимость объекта
+: да
–: нет
V6. Налогообложение в образовании.
I.
S: Что относится к объектам налогообложения в сфере образования;
–: движение собственности;
–: земельные участки;
–: хозяйственный результат;
+: верно все перечисленное.
I.
S: Объектом налогообложения средств, полученные от реализации товаров, работ и услуг, реализуемых учебным заведением в рамках осуществления уставной деятельности образовательные услуги, выполнение НИОКР и др. доходы) является:
–: прибыль;
+: выручка.
I.
S: Перечень расходов, которые считаются произведенными на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (исключите лишнее):
–: на заработную плату;
+: на приобретение финансовых обязательств кредитных учреждений;
–: на компенсацию затрат по проезду работников к месту выполнения служебных обязанностей.
I.
S: Перечень расходов, которые считаются произведенными на непосредственные нужды обеспечения, развития и совершенствования образовательного процесса (исключите лишнее):
–: на приобретение мягкого инвентаря и обмундирования;
+: на приобретение акций, векселей других образовательных учреждений;
–: на приобретение мебели и прочего инвентаря.
V7. Организация труда и заработной платы в системе образования.
I.
Q: Верен ли тезис
S: надбавки в образовательных учреждениях устанавливаются за высокую результативность работы, успешное выполнение наиболее сложных работ, высокое качество работы, напряженность, интенсивность труда, т.е. за качественные показатели работы
+: да
–: нет
I.
Q: Верен ли тезис
S: доплаты в образовательных учреждениях устанавливаются за проверку письменных работ, заведование учебными кабинетами и другую дополнительную работу, непосредственно не входящую в круг должностных обязанностей работника
+: да
–: нет
I.
Q: Верен ли тезис
S: правила внутреннего распорядка образовательных учреждений устанавливаются приказом регионального органа управления образованием и детально регламентируют рабочее время педагогов
–: да
+: нет
I.
Q: Верен ли тезис
S: право разрабатывать должностные инструкции работников, детально регламентирующих рабочее время педагогов, принадлежит каждому конкретному образовательному учреждению.
+: да
–: нет
V8. Маркетинг образовательных услуг.
I.
S: Непосредственными производителями образовательных услуг являются:
+: педагоги;
+: управленцы;
–: родители;
–: ученики.
I.
S: Деятельность по выявлению потенциальных групп потребителей образовательных услуг – это:
+: сегментация рынка образовательных услуг;
–: позиционирование рынка образовательных услуг;
–: конкуренция рынка образовательных услуг;
–: специализация рынка образовательных услуг.
I.
S: Лица, непосредственно осуществляющие покупку, то есть избравшие и получающие образование – это:
–: покупатели;
+: потребители;
–: индикаторы;
–: влияющие лица.
I.
S: Конкурентоспособность новых образовательных услуг должна быть:
+: опережающей и долговременной;
–: краткосрочной и долгосрочной;
–: плановой и внеплановой;
–: первичной и вторичной.