Основные техники модерации
«Clustem» — специальный термин модераторской практики, характеризующий процесс систематизации рабочего материала по принципу от частного к общему. Технологически этот процесс состоит из ряда последовательных операций.
1. На подготовительном этапе устанавливаются или «строятся» две «рабочие стены» (их могут заменить магнитные доски).
2. Определяется проблема, которая требует своего решения.
3. «Карточный опрос». Участники групповой работы на карточках выражают индивидуальное мнение по поводу той или иной стороны данной проблемы.
4. От участников групповой работы карточки поступают в модераторскую группу (обычно — двое). Карточки спонтанно развешиваются на первой «рабочей стене» или складываются и перемешиваются на столе.
5. «Систематизация». На второй «рабочей стене» происходит комбинация близких по смыслу карточек-идей. Критерием такой комбинации служат те или иные общие признаки явления, связанного с проблемой или ее решением. Модераторская группа систематизирует работу предварительного карточного опроса. Для этого один из модераторов берет карточку, показывает ее и зачитывает вслух, обращаясь к участникам группы.
6. Второй модератор крепит ее к «рабочей стене» в соответствии с мнением группы и обоснованными критериями. Карточка крепится к той или иной колонке карточек, либо формируется новая колонка (иногда целесообразно продублировать одну и ту же карточку и разнести их по разным колонкам). От повторяющихся карточек не следует избавляться. При разумной систематизации им тоже можно найти место. Карточки с двумя и более идеями могут быть либо разрезаны, либо каждая идея продублирована на отдельной карточке.
7. Когда все предоставленные для систематизации карточки нашли свое место, можно переходить к их объединению. Близкие по значению карточки объединяются в одно большое (или маленькое) семейство. В модераторской практике такое семейство называется «проблемное облако» [50; с. 32]. Такое название связано с тем, что объединенные карточки обводятся контуром и теперь имеют особое значение.
8. В дальнейшей работе «облака» можно пронумеровать и выстроить своеобразную сеть с ее элементами и взаимосвязями (рис. 18).
9. «Титулирование». После того как все карточки обсуждены, вывешены и систематизированы, группа вместе с модераторами определяет центральное понятие в каждой проблемной области. Эти понятия могут быть выявлены методом вызова. Окончательную формулировку той или иной проблемной области модераторы вывешивают над колонкой как заглавие. Таким образом, порядковые номера «облаков» заменяются названиями и выписываются на отдельные карточки определенных цветов.
Рис. 18. Последовательность систематизации рабочего материала: а — определение «проблемных облаков»; б — последовательная нумерация |
10. «Пунктуация». Определение приоритетов важно для развития готовности участников к процессу кооперирования в дальнейшей работе. В модераторской практике известны два способа обозначения приоритетов: открытый, когда каждый участник подходит к «стене» и «липкой точкой» указывает предпочитаемые им идеи, темы, проблемы, и закрытый, когда каждый участник отмечает порядковый номер проблемного облака или заглавие темы «облака» на собственной карточке, в порядке их предпочтения. В качестве примера приводим таблицу ранжирования тем по проблеме «Подготовка к разработке программы развития в школе».
Таблица 11. Графическое средство «Ранжирование тем»
Темы | Предпочтения | Место |
Ознакомление с особенностями процесса развития образовательного учреждения | + + + + | |
Наблюдения за организацией образовательного процесса | +++++ | |
Изучение структуры управления и особенностей работы с персоналом в инновационной школе | +++ | |
Консультирование родителей учащихся по отдельным аспектам обучения и воспитания | +++++++ | |
Проведение диагностики процесса развития школы и его отдельных этапов | +++ |
Другие техники и методы модерации представим в виде конспектов организации групповой работы, где пошагово отражены необходимые операции. Групповая работа проходила в течение одного дня и включала в себя 6 основных этапов, три коротких перерыва по 10 минут, большой перерыв в течение 40 минут между 4-м и 5-м этапами работы.
J. Введение: определение целей и задач семинара (20 минут).
2. Техника «Mind-mapping», «Clustem» (90 минут).
3. Техника «СВУС» (90 минут).
4. Техника «SOFT» (60 минут).
5. Метод «Мозговой штурм» (60 минут).
6. Рефлексия (40 минут).
Техника «Mind-mapping»
Время: 40 минут.
Цель: обсудить необходимые качества студента-практиканта — организатора инновационных процессов в школе.
Результат: создан «идеальный образ» студента-практиканта — организатора инновационных процессов в школе.
Шаги:
1) в центре магнитной доски (пин бота) крупная табличка с темой «Качества, необходимые для студента-практиканта»;
2) у каждого участника имеется набор карточек, на которые выносятся идеи (индивидуальная работа);
3) участники вывешивают карточки с идеями на пин боте (индивидуальная работа);
4) модераторы помогают объединить близкие по смыслу карточки (индивидуальная и групповая работа);
5) в целом все представленные качества сформировались в «идеальный образ» студента-практиканта — организатора инновационных процессов в школе;
6) «идеальный образ» студента-практиканта обсуждается в групповой дискуссии (групповая работа).
Рис.2. Техника «Mind-Mapping»
Техника «Cliistern»
Время: 40 минут.
Цель: разработать общие требования к подготовке студента — организатора инновационных процессов в школе.
Результат: создана профессиограмма «Студент-практикант — организатор инновационных процессов в школе», в которой отражены основные компетенции студента-практиканта
Шаги:
1) в центре пин бота крупная табличка с темой «Качества, необходимые для студента-практиканта» и набор карточек-идей, расширяющих общие представления о студенте-практиканте — организаторе инновационных процессов в школе;
2) модераторы систематизируют карточки по группам и объединяют их в проблемные поля. Образовались группы: когнитивные, коммуникативные, организаторские компетенции студента-практиканта — организатора инновационных процессов в школе (групповая работа);
3) группы карточек-идей «титулируются», и названия выписываются на карточки разных цветов: желтая — коммуникативные; синяя — когнитивные, зеленая — организаторские (групповая работа);
4) модераторы в ходе обсуждения группы формируют под цветными карточками компетенции студента-практиканта (групповая работа, дискуссия);
5) в соответствии с комплексом целей педагогической практики «идеальным образом» и разработанными компетенциями участники утверждают общие требования к подготовке студента — организатора инновационных процессов в школе в виде профессиограммы.
Техника «СВУС»
Рис.Техника«СВУС» (Слабые, Возможности, Угрозы, Сильные)
С | В | У | С | |
Модератор | ○ ○ ○ | ○ ○ ○ ○ | ○ ○ | ○ ○ ○ |
Консультант | ○ ○ ○ | ○ ○ ○ | ○ ○ | ○ ○ ○ |
Время: 90 минут.
Цель: сформировать картину общих представлений о компетенциях и возможностях студентов, выступающих на практике в роли модераторов и консультантов.
Результат: создана таблица самоанализа компетенций студентов-модераторов, студентов-консультантов.
Шаги:
1) в центре пикбота таблица с названиями ячеек: модератор, консультант; С (слабые стороны), С (сильные стороны), У (угрозы), В (возможности);
2) участники предлагают свои идеи для заполнения таблицы: у каждого есть карточки, на которых он описывает свои сильные, слабые стороны, возможности и угрозы (трудности) деятельности в качестве модератора, затем о себе как консультанте (индивидуальная работа);
3) модераторы систематизируют на таблице карточки по ячейкам; складывается реальная картина самоанализа студентов, выступающих на педагогической практике в роли модераторов и консультантов (индивидуальная и групповая работа);
4) обсуждение различных сторон модераторских и консультативных компетенций студентов (работа в группах и дискуссия).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Андреас Эдмюллер, Томас Вильгельм. Модерация: искусство проведения заседаний, конференций, семинаров.- М.:Изд-во «Омега-Л», 2007.
2. Дьяченко В. К. Коллективный способ обучения: Дидактика в диалогах / В.К. Дьяченко. - М. : Народное образование, 2004.
3. Еремеева Н. 100 игр и упражнений для бизнес-тренеров.- СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007.
4. Ерофеев В. К., Карягин Н. Е., Ноздрина Е. Г.Сценарное моделирование как технология принятия групповых решений: Учебное пособие. — Астрахань: Изд-во Астраханского гос. пед. ун-та, 1998.
5. Лазаренко И. Модерация - инновационный проект(результаты международного сотрудничества в области повышения квалификации), ОБЩЕСТВО "ЗНАНИЕ" РОССИИ, 2004.
6. Кричевский Я. Д., Дубовская Е. М. Психология малой группы: Теоретический и прикладной аспекты. — М., 1991.
7. Лопатенков Г. В. Формирование у студентов умения работать в команде в процессеподготовки банковских специалистов: Автореф. дисс... канд. пед. наук. — Казань,2000.
8. Марковская И.М. Тренинг взаимодействия родителей с детьми – СПб.: Речь, 2007.
9. Ньюстром Дж., Дэвис К. Организационное поведение. Поведение человека на рабочем месте.- СПб.:Питер, 2000.
10. Петров А.В. «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». – СПб.: Изд-во «Речь», 2005.
11. Певзнер М. Н., Зайченко О. М.Теория и практика сопровождения профессиональной деятельности педагогов // Научные традиции и перспективы педагогики. Герценовские чтения — 2001: Межрегиональный сборник научных трудов / Под ред. Е. В. Титовой. — СПб.: «Издательство «Петрополис», 2001.
12. Педагогика открытости и диалога культур / Под ред. М. Н. Певзнера, В. О. Букетова,О. М. Зайченко. — М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000.
13. Педагогическое консультирование: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина, И.А. Колесниковой.- М.: Академия, 2006.
14. Сартан Н.Г. Тренинг командообразования.- СПб.: Речь, 2005.
15. Тренинг для тренеров по правам человека - Книга 2 /Пособие участника.-Canadian Human Rights Foundation, 2001.
16. Шевандрин Н. И. Социальная психология в образовании: Учебное пособие. — М.: Владос, 1995.
17. Шевцова И.В. Тренинг тренеров: 9 дней личностного роста. – СПб.: Речь, 2006.
18. Язык и модели социального взаимодействия / Об!Ц, ред. В. В. Петрова. — М.:Прогресс, 1987.
19. Buhren C. G., Lindau-Bank D. Schulentwicklung in der Region. Aufbau eines regionaien Unterschtutzungssystems fur die Schulprogrammentwicklung. — Dortmund: IFS-Vferiag, 2000.
20. Dilts R. B. Kommunikation in Grappen & Teams: Lehren und Lehrnen effektiver Prasentationstecnniken. Aagewandtes NLP. — Paderbom: Junfermann, 1997.
21. Feix N. Moderationsmethode und Synaplan. — 2. Aufl. — Mannheim: Verl. Brandt, 1992.
22. Frank L., Gerhard M. Das Gaspracfa — ein Weg zum mundigen Lemen. Anleitung fiir Schuieund Erwacksenenbildung. — Munchen: Ehrenwirth, 1996.
23. Hausmann G., Stunner H. Zielwirksame Moderation. — Renningen-Malmsheim, 1994.
24. KlebertK., SchrederE., Straub W. G.Kurzmoderation: AnwendungderModerationsmethode in Betrieb, Schuie und Hochschule, Kirche und Politik, Sozialbereich und Familie bei Besprechungen nnd Prasentationen. — Hamburg, 1987.
25. Wachtel S. Sprechen und Moderieren in Horfunk und Femsehen. — Verlag Olschlager in:Uriitersitatsverlag Konstant GmbH (UVK — Medien / Olschlager), 1994.
26. http://www.con-text.ru/content.php?id=264
27. www.treko.ru/show_article_350 ·
[1] А.В. Петров «Дискуссия и принятие решений в группе: технология модерации». – СПб.: Изд-во «Речь», 2005