Ситуационные задачи по теме. 2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним?

2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним?

2-2. Как изменится мембранный потенциал нервного волокна, если закрыть натриевые каналы?

2-3. Как изменится мембранный потенциал, если заблокировать работу Nа-K-зависимой АТФ-азы?

2-4. Порог раздражающего тока 3 в. Ткань раздражается током в 10 в., но возбуждения не возникает. В каком случае это может наблюдаться?

2-5. Возникает ли распространяющееся возбуждение в нерве, если известно, что мембранный потенциал равен 90 мв., критический уровень деполяризации на 30% ниже, а раздражающий ток сдвигает мембранный потенциал в одном случае на 10 мв., в другом - на 30 мв.?

2-6. Как изменится возбудимость ткани, если при гиперполяризации мембраны критический уровень деполяризации остается прежним?

2-7. Как изменится возбудимость ткани, если мембранный потенциал вырос на 20%, а критический уровень деполяризации - на 30%? Исходные величины : Ео=90 мв., Ек = 60 мв.

2-8. В результате длительного раздражения постоянным током критический уровень деполяризации (Ек) упал на 20%. Величина деполяризации - 10% от уровня мембранного потенциала (Ео). Исходные величины Ео = 100 мв7, Ек=70 мв. Как изменится возбудимость нерва в данном случае?

2-9. Каким образом и на какую величину должен сдвинуться критический уровень деполяризации, чтобы на аноде возникло возбуждение при размыкании постоянного тока, который увеличит Ео на 10 мв.? Принять Ео =100 мв., Ек = 70 мв.

2-10. Порог раздражения под анодом при размыкании 2 в. Сократится ли мышца при замыкании и размыкании, если раздражать нервно-мышечный препарат восходящим током в 1,9 в.?

2-11. Реобаза размыкательного удара 3 в. Нерв раздражается током в 10 в. Направление тока нисходящее. Что произойдет с мышцей при размыкании цепи раздражающего тока?

2-12. Нерв между раздражающими электродами перевязан. При действии тока мышца данного нервно-мышечного препарата сокращалась только в момент замыкания. Какой электрод находится ближе к мышце?

2-13. Какой электрод находится ближе к мышце, если при действии сильного тока сокращение возникает только при замыкании?

2-14. Схема какого процесса приведена ниже? Добавьте недостающие звенья.

Раздражение нерва ---- ? ----- вход Na внутрь клетки ----- ? --- генерация ПД и перезарядка мембраны --- ? --- увеличение К - проницаемости ----- реполяризация мембраны----- активация Na-K-зависимой АТФ-азы --- - восстановление мембранного потенциала.

2-15. Мембранный потенциал нервного волокна равен 100 мв. Критический уровень деполяризации отличается от мембранного потенциала на 30%. Какова реобаза нерва, если 1 в. раздражающего тока сдвигает Ео на 5 мв.?

2-16. Постройте кривую силы-длительности по следующим данным:

0,5 в 1000 мсек

1,0 в 80 мсек

1,2 в 40 мсек

2,0 в 25 мсек

3,0 в 10 мсек

4,0 в 9 мсек

Определите ориентировочные параметры возбудимости данной ткани.

2-17. Правильно и представлена последовательность событий, которые приводят к возбуждению нерва? Под каким электродом это происходит?

Пассивная деполяризация ---- усиление потока Na в клетку ---- повышение натриевой проницаемости ---- локальный ответ ---- активная деполяризация ---- потенциал действия.

2-18. Нерв раздражается электрическими стимулами разной формы:

           
    Ситуационные задачи по теме. 2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним? - student2.ru
  Ситуационные задачи по теме. 2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним? - student2.ru     Ситуационные задачи по теме. 2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним? - student2.ru
 

1 2 3 4

Укажите, при какой форме импульса порог раздражения будет наименьшим и почему?

2-19. Нарисуйте кривые тока действия при следующих методах отведения:

       
  Ситуационные задачи по теме. 2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним? - student2.ru   Ситуационные задачи по теме. 2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним? - student2.ru
 

Ситуационные задачи по теме. 2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним? - student2.ru 1 2

2-20. Какой ответ дает возбудимая мембрана на раздражение, близкое к пороговой силе?

2-21. Изменится ли величина потенциала покоя, если искусственно снизить на 30% концентрацию ионов К внутри нервного волокна?

2-22. Какая из перечисленных возбудимых структур характеризуется наибольшей возбудимостью: нерв, синапс или мышца ? У какой структуры лабильность наименьшая?

2-23. Какая из структур, указанных на схеме ( А,Б,С,Д), обладает повышенной химической чувствительностью

5.2. Основные понятия и положения темы:

Содержание темы – см. соответствующий раздел лекций и учебника по физиологии, а также материалы Атласов и Пособий по теме занятия на сайте КрасГМУ:

5.3. Самостоятельная практическая работа студентов на занятии.

С помощью программы «Виртуальная физиология» выполнить следующие эксперименты по изучению механизмов транспорта веществ через плазматическую мембрану и записать их результаты в протокольную тетрадь:

1. Изучение механизмов простой диффузию

2. Моделирование диализа

3. Облегченная диффузия

4. Осмос

5. Фильтрация

6. Активный транспорт

Алгоритм выполнения экспериментов см. Савченков Ю.И. и др. «Практикум виртуального физиологического эксперимента», Методические указания для студентов. КрасГМУ, 2011.

Итоговый контроль знаний

Вопросы для обсуждения на занятии

1. Электрические явления в возбудимых тканях.

2. Строение и функции мембран. Активный и пассивный транспорт веществ через мембраны.

3. Мембранный потенциал и его происхождение. Сущность мембранно-ионной теории возбуждения.

4. Современное представление о процессе возбуждения. Местное и распространяющееся возбуждение.

5. Потенциал действия, его фазы, их происхождение

6. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Изменение возбудимости при возбуждении.

7. Рефрактерность и ее причины.

8. Критерии оценки возбудимости (пороговая сила, полезное время, хронаксия).Закон силы времени.

9. Действие постоянного тока на возбудимые ткани (полярный закон, электротон, катодическая депрессия).

10. Аккомадация. Лабильность и ее мера. Парабиоз (Введенский Н.Е.)

11. Механизмы проведения нервного импульса по нервным волокнам.

12. Характеристика нервных волокон. Проведение возбуждения в нервных стволах.

Наши рекомендации