Ситуационные задачи по теме. 2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним?
2-1. Как изменится мембранный потенциал, если поток натрия внутрь клетки увеличится, а количество калия останется прежним?
2-2. Как изменится мембранный потенциал нервного волокна, если закрыть натриевые каналы?
2-3. Как изменится мембранный потенциал, если заблокировать работу Nа-K-зависимой АТФ-азы?
2-4. Порог раздражающего тока 3 в. Ткань раздражается током в 10 в., но возбуждения не возникает. В каком случае это может наблюдаться?
2-5. Возникает ли распространяющееся возбуждение в нерве, если известно, что мембранный потенциал равен 90 мв., критический уровень деполяризации на 30% ниже, а раздражающий ток сдвигает мембранный потенциал в одном случае на 10 мв., в другом - на 30 мв.?
2-6. Как изменится возбудимость ткани, если при гиперполяризации мембраны критический уровень деполяризации остается прежним?
2-7. Как изменится возбудимость ткани, если мембранный потенциал вырос на 20%, а критический уровень деполяризации - на 30%? Исходные величины : Ео=90 мв., Ек = 60 мв.
2-8. В результате длительного раздражения постоянным током критический уровень деполяризации (Ек) упал на 20%. Величина деполяризации - 10% от уровня мембранного потенциала (Ео). Исходные величины Ео = 100 мв7, Ек=70 мв. Как изменится возбудимость нерва в данном случае?
2-9. Каким образом и на какую величину должен сдвинуться критический уровень деполяризации, чтобы на аноде возникло возбуждение при размыкании постоянного тока, который увеличит Ео на 10 мв.? Принять Ео =100 мв., Ек = 70 мв.
2-10. Порог раздражения под анодом при размыкании 2 в. Сократится ли мышца при замыкании и размыкании, если раздражать нервно-мышечный препарат восходящим током в 1,9 в.?
2-11. Реобаза размыкательного удара 3 в. Нерв раздражается током в 10 в. Направление тока нисходящее. Что произойдет с мышцей при размыкании цепи раздражающего тока?
2-12. Нерв между раздражающими электродами перевязан. При действии тока мышца данного нервно-мышечного препарата сокращалась только в момент замыкания. Какой электрод находится ближе к мышце?
2-13. Какой электрод находится ближе к мышце, если при действии сильного тока сокращение возникает только при замыкании?
2-14. Схема какого процесса приведена ниже? Добавьте недостающие звенья.
Раздражение нерва ---- ? ----- вход Na внутрь клетки ----- ? --- генерация ПД и перезарядка мембраны --- ? --- увеличение К - проницаемости ----- реполяризация мембраны----- активация Na-K-зависимой АТФ-азы --- - восстановление мембранного потенциала.
2-15. Мембранный потенциал нервного волокна равен 100 мв. Критический уровень деполяризации отличается от мембранного потенциала на 30%. Какова реобаза нерва, если 1 в. раздражающего тока сдвигает Ео на 5 мв.?
2-16. Постройте кривую силы-длительности по следующим данным:
0,5 в 1000 мсек
1,0 в 80 мсек
1,2 в 40 мсек
2,0 в 25 мсек
3,0 в 10 мсек
4,0 в 9 мсек
Определите ориентировочные параметры возбудимости данной ткани.
2-17. Правильно и представлена последовательность событий, которые приводят к возбуждению нерва? Под каким электродом это происходит?
Пассивная деполяризация ---- усиление потока Na в клетку ---- повышение натриевой проницаемости ---- локальный ответ ---- активная деполяризация ---- потенциал действия.
2-18. Нерв раздражается электрическими стимулами разной формы:
1 2 3 4
Укажите, при какой форме импульса порог раздражения будет наименьшим и почему?
2-19. Нарисуйте кривые тока действия при следующих методах отведения:
1 2
2-20. Какой ответ дает возбудимая мембрана на раздражение, близкое к пороговой силе?
2-21. Изменится ли величина потенциала покоя, если искусственно снизить на 30% концентрацию ионов К внутри нервного волокна?
2-22. Какая из перечисленных возбудимых структур характеризуется наибольшей возбудимостью: нерв, синапс или мышца ? У какой структуры лабильность наименьшая?
2-23. Какая из структур, указанных на схеме ( А,Б,С,Д), обладает повышенной химической чувствительностью
5.2. Основные понятия и положения темы:
Содержание темы – см. соответствующий раздел лекций и учебника по физиологии, а также материалы Атласов и Пособий по теме занятия на сайте КрасГМУ:
5.3. Самостоятельная практическая работа студентов на занятии.
С помощью программы «Виртуальная физиология» выполнить следующие эксперименты по изучению механизмов транспорта веществ через плазматическую мембрану и записать их результаты в протокольную тетрадь:
1. Изучение механизмов простой диффузию
2. Моделирование диализа
3. Облегченная диффузия
4. Осмос
5. Фильтрация
6. Активный транспорт
Алгоритм выполнения экспериментов см. Савченков Ю.И. и др. «Практикум виртуального физиологического эксперимента», Методические указания для студентов. КрасГМУ, 2011.
Итоговый контроль знаний
Вопросы для обсуждения на занятии
1. Электрические явления в возбудимых тканях.
2. Строение и функции мембран. Активный и пассивный транспорт веществ через мембраны.
3. Мембранный потенциал и его происхождение. Сущность мембранно-ионной теории возбуждения.
4. Современное представление о процессе возбуждения. Местное и распространяющееся возбуждение.
5. Потенциал действия, его фазы, их происхождение
6. Соотношение фаз возбудимости с фазами потенциала действия. Изменение возбудимости при возбуждении.
7. Рефрактерность и ее причины.
8. Критерии оценки возбудимости (пороговая сила, полезное время, хронаксия).Закон силы времени.
9. Действие постоянного тока на возбудимые ткани (полярный закон, электротон, катодическая депрессия).
10. Аккомадация. Лабильность и ее мера. Парабиоз (Введенский Н.Е.)
11. Механизмы проведения нервного импульса по нервным волокнам.
12. Характеристика нервных волокон. Проведение возбуждения в нервных стволах.