Система воспитания личного состава Вооруженных Сил Республики Беларусь

Воспитание – это процесс планомерного и целенаправленного воздействия на сознание, чувства и волю человека (воина) с целью выработки у него необходимых обществу, социальной группе, воин­скому коллективу убеждений, навыков и привычек.

Система воспитания – это стройная, многогранная система ра­боты, состоящая из взаимосвязанных и взаимообусловленных эле­ментов. Основными компонентами этой системы являются цели и задачи воспитания, его содержание, формы, методы и принципы, а также результаты воспитания, их анализ и соответствующее кор­ректирование воспитательного процесса.

Система воспитания личного состава ВС РБ определена в кон­цепции воспитательной работы в Вооруженных Силах Республики Беларусь.

Воспитательная работа охватывает все сферы армейской жизни, и, прежде всего боевую подготовку, службу войск и досуг личного состава.

В Вооруженных Силах РБ воспитательная работа является важнейшей и приоритетной частью деятельности Министерства оборо­ны, органов управления, командиров, их заместителей по воспита­тельной работе, инженерно-технических, тыловых и других кате­горий офицерского состава, прапорщиков, сержантов. То есть субъектом воспитания являются все категории командиров и начальников.

Объектом воспитательной работы являются различные катего­рии военнослужащих и воинские коллективы, усилиями которых выполняются основные задачи, стоящие перед подразделением, частью и вооруженными силами в целом.

Основывается воспитание на общечеловеческих ценностях, на­ционально-исторических традициях белорусского народа.

Военно-научной основой воспитания являются важнейшие по­ложения науки, которые отражены в современной Военной док­трине, в военной присяге, воинских уставах, директивах министра обороны и главного штаба ВС РБ. Сохранением принципа преем­ственности, использования наиболее аффективных форм и мето­дов воспитательной работы в вооруженных силах бывшего СССР, с учетом современных подходов к данной проблеме в странах СНГ, а также национально-исторических традиций белорусского народа.

Чтобы вести эффективную воспитательную работу с военнослу­жащими, необходимо прежде всею четко представлять ее цели и задачи, которые обусловлены новым содержанием общественно-политической жизни, вызванным процессом становления государства Республики Беларусь, а также созданием собственных Воору­женных Сил, изменением социально-психологической ситуации в воинских коллективах.

Главной целью воспитательной работы следует считать форми­рование у военнослужащих, рабочих и служащих чувства личной ответственности за безопасность страны, морально-психологической готовности к ее защите, верности конституционному долгу, добросовестного, творческого, активного отношения к военной службе, должностным обязанностям, дисциплинированности, гор­дости за принадлежность к Вооруженным Силам Республики Бе­ларусь.

В организации и руководстве воспитательной работой необхо­димо соблюдать следующие принципы:

1. В организации воспитания:

единство обучения и воспитания и приоритетность воспита­тельной деятельности командиров (начальников) при выполнении ими своих функциональных обязанностей;

признание личности как цели, результата и показателя эффек­тивности воспитания;

построение воспитательных взаимоотношений на правовой ос­нове и гуманизации межличностных отношений в воинских кол­лективах;

уважение свободы выбора убеждений в сочетании с высокой от­ветственностью за защиту Республики Беларусь;

использование комплексного, дифференцированного и инди­видуального подходов;

формирование морально-психологических качеств военнослу­жащих срочной службы при опоре на возрастные особенности и устремления молодежи;

учет всестороннего влияния на личный состав вневойсковой среды и превращение воинской части в основной центр воспита­тельного воздействия на каждого военнослужащего.

2. В руководстве воспитанием:

правовая компетентность воспитателей;

развитие положительной мотивации военной службы;

стимулирование профессиональной активности военнослужа­щих и воинских коллективов;

обоснованное сочетание убеждения и принуждения, уважения к подчиненным и уставной требовательности к ним;

активность, системность и конкретность воспитательных мер;

воспитание и коллективе и через коллектив;

постоянное взаимодействие в воспитательном процессе коман­диров, штабов, воспитательных структур;

создание конкретных систем воспитания с учетом специфики видов Вооруженных Сил, родов войск, частей и уровня психичес­ких и физических нагрузок на личный состав в ходе боевой учебы и решения других повседневных задач.

Как понятие принципы воспитания – это руководящие положе­ния, которые определяю! направленность, содержание, организа­цию ч методику воспитательного процесса. Однако принципы – не догма. Они требуют творческого подхода, инициативы и поиска наиболее эффективных приемов их реализации.

Обеспечение плановости подготовки войск, приведение ритма их жизни и деятельности в полное соответствие с действующим за­конодательством, охват боевой подготовкой всего личного состава, поддержание твердого уставного порядка, высокий уровень соци­альной и правовой защищенности военнослужащих и членов их семей, создание необходимых условий для жизни, быта и отдыха личного состава считаются главными задачами командиров в орга­низации и руководстве воспитательной работой и базовыми усло­виями эффективности воспитательного процесса.

Цели и задачи воспитания определяют содержание воспитатель­ной работы, которая проводится по таким направлениям:

1) государственно-правовому;

2)воинскому;

3) патриотическому;

4) духовно-нравственному.

1. Основные усилия в государственно-правовом воспитании со­средотачиваются на следующем:

формировании у военнослужащих глубокого понимания пред­назначения Вооруженных Сил, своею места и роли в обеспечении безопасности Беларуси;

разъяснении правовых основ государства и военной службы;

воспитании уважения к законам и воинским уставам и стремления их неукоснительно соблюдать.

В связи с важностью данного направления и требованиями ми­нистра обороны о повышении его влияния на состояние правопо­рядка и воинской дисциплины ранее проводимая в войсках гума­нитарная подготовка была переименована в государственно-правовую подготовку. Она нацелена на формирование, готовности к защите Республики Беларусь, верности воинскому долгу, укрепле­ние законности, правопорядка и воинской дисциплины, совер­шенствование управленческих знаний военных кадров. Проводит­ся она со всеми категориями военнослужащих.

Персональная ответственность за руководство государственно-правовой подготовкой возложена на командиров (начальников), а за организацию и учебно-методическое обеспечение – на их за­местителей по воспитательной работе.

Задачи государственно-правового воспитания решаются также в процессе боевой подготовки, повседневной воинской службы и жизни личного состава.

Государственно-правовое воспитание проводится в неразрывном единстве с воинским, патриотическим и духовно-нравствен­ным воспитанием. Будучи направленным на формирование у воинов высокого правосознания, оно вместе с тем способствует вы­работке у них высоких воинских, патриотических и нравственных качеств. В свою очередь воинское, патриотическое и духовно нравственное воспитание содействует формированию правильною понимания сущности и значения законов и воинских уставов, должного к ним отношения, готовности поступить в соответствии с требованиями правовых предписаний.

Специфическим направлением государственно-правового воспи­тания является работа по правовому обучению военнослужащих, главная цель которой – обучение постоянному руководству зако­нами и воинскими уставами.

Основная деятельность командиров, штабов, воспитательных структур и юридической службы по правовому обучению сосредо­точивается в соединении, части и подразделении.

Разъяснение и усвоение военнослужащими правовых знаний – важный, но не единственный элемент государственно-правового воспитании. Не менее значимым является формирование убежде­ний в необходимости соблюдать законы, нормы, требования, при­вычки правильного поведения. Этому способствуют:

образцовая организация социально-правовой практики воин­ской деятельности (поддержание твердого уставного порядка, ор­ганизация службы войск в соответствии с требованиями, правиль­ная дисциплинарная практика командиров и начальников, дея­тельность по рассмотрению писем, жалоб и заявлений военнослу­жащих и членов их семей, пример командиров и начальников в со­блюдении законов и др.);

использование практики применения законов в войсках;

создание обстановки нетерпимости к фактам правонарушений, неотвратимое и принятия законных мер воздействия к лицам, ви­новным в правонарушениях.

Такая работа эффективно способствует воспитанию дисципли­нированности, являющейся одним из основных морально-боевых качеств военнослужащих, необходимых для выполнения воинско­го долга.

Наши рекомендации