Событийный подход в деятельности социального педагога
Педагогический процесс можно рассматривать как отражение жизни, но только более структурированное, основанное на определенных принципах и рассматривается нами как управление динамикой формирования и развития личности через организацию и свершения определенных событий в жизни коллектива и отдельной личности. Если педагог планирует и организовывает событие, то оно может стать основой для переоценки жизненных событий, изменения мировоззрения и формирования социально-значимого поведения личности.
Исследования показывают, что ценностно-смысловые способы переживаний и осмысления событий, интеграции их в целостную картину своего жизненного пути выступает как механизм детерминации реального жизненного пути личности. Деформации, которые связаны с обеднением, сужением временной перспективы, снижением событийной насыщенности жизни и неудовлетворенностью ею может стать причиной отклоняющегося поведения (ранней алкоголизации, наркотизации, деликвентного поведения). Профилактика и коррекция девиаций возможна через организацию деятельности, ситуаций, событий, влияющих на ценностно-смысловую сферу личности, через развитие навыков жизненной ориентации, самостоятельности и инициативы, принятии решений и веры в себя.
Событийный подход получил развитие в науке и практике в связи с изучением ситуативных детерминант поведения. Событийный подход рассматривается нами в контексте средового подхода в воспитании. Средовой подход в педагогике понимается как система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата (51). Средовой подход связан с учетом влияния различных факторов, носит комплексный характер воздействия.
Идеи педагогики среды активно разрабатывались и внедрялись в нашей стране в двадцатые годы двадцатого столетия, когда шел поиск форм личностно-средовых форм воздействий. В работах и практической деятельности А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.Н.Шульгина, М.В.Крупениной и т.д. представлены различные подходы к среде как фактору изучения, формирования и развития социального типа и индивидуальности ребенка. Формирование и развитие личности осуществлялись на основе организации определенной среды, а ее организатором является педагог. Считалось возможным и необходимым изменять среду в соответствии с целями, используя для этого ее богатый воспитательный потенциал: экскурсии, наблюдения, исследование на основе метода проектов, бригадно – лабораторного метода. Педагогика среды как формы опосредованного через среду воздействия на личность нашла свое теоретическое и практическое воплощение в изучении и организации фабрично-заводской среды, колхозов, коммун, совхозов, профсоюзов и т.д. Таким образом, объектом средового подхода в советский период явились не только факторы позитивного средового влияния, но и возможности воздействия на среду в целях ее улучшения.
Средовой подход предполагает нейтрализацию антисоциальных элементов среды и актуализацию позитивного потенциала среды. Е.А.Мясоедова отмечает, что процесс педагогизации среды необходимо осуществлять сразу в нескольких направлениях.
Для нейтрализации негативного воздействия среды можно использовать следующие способы:
- выведение отрицательных компонентов за пределы конкретного микросоциума, где они не смогут оказывать воздействие на детей и подростков.
- ликвидация отрицательно влияющих компонентов среды, то есть их полное уничтожение или изъятие.
- переориентация, то есть преобразование отрицательных моментов среды в нейтральные или даже позитивные.
- показ, разъяснение подрастающему поколению всей неприглядности отрицательных компонентов среды.
Актуализация педагогического потенциала среды возможна через:
- дифференциацию – операцию, обеспечивающую расчленение и разделение среды на составляющие ее ниши.
- интеграцию – процедуру включения в педагогический процесс в определенном виде ранее не задействованных, но существующих ингредиентов среды, соединение двух и более элементов среды в одно целое.
- генерирование среды – создание в микросоциуме чего-то ранее не существующего на базе имеющегося.
- демократизацию среды – операцию по блокированию лишних, изживших себя элементов педагогического процесса, мешающих оптимальной реализации педагогических функций в среде.
- дислокацию – перемещение в пространстве объектов и субъектов педагогического процесса с целью оптимизации их деятельности.(55).
Ситуативный подход предполагает обучение и воспитание на основе реальных жизненных ситуаций. Тем самым обеспечивается тесная связь жизни и учения ,планируется содержание учебного процесса на основе ситуационного анализа.
Ситуативный подход был предложен немецким институтом молодежи в 70-е годы. «Ситуативный подход» ориентировал педагогическую работу на жизненные ситуации детей и предлагал им обучение, близкое к реальной жизни. В 80-е годы в связи с социальными изменениями и новыми практическими проблемами концепция «ситуативного подхода» была разработана далее. Ее рамки значительно расширились и помимо собственно педагогической тематики стали охватывать более широкий круг проблем, связанных с организацией деятельности и вопросами функционирования детских воспитательно –образовательных учреждений, их взаимодействия с другими социальными службами, государственными и общественными структурами и т.д.
К основным характеристикам «ситуативного подхода» относятся: обучение на базе реальных жизненных ситуаций, тесная взаимосвязь свободной игры и учения детей, планирование содержания учебного процесса на основе ситуативного анализа – «открытое планирование».
Педагогическая работа строится с учетом потребностей детей разного возраста и конкретных жизненных ситуаций, возникающих во время их пребывания в детском учреждении, в общении и взаимодействии со взрослыми, сверстниками, младшими и старшими детьми.
Важнейшей особенностью деятельности педагогов является отсутствие жесткой методической и содержательной регламентации. Работа воспитателя носит гибкий, дифференцированный характер и включает элементы спонтанности и импровизации. Она требует наличие ряда профессиональных умений и навыков, главные среди которых – умение наблюдать за деятельностью, поведением и взаимоотношениями детей, анализировать текущие события, интерпретировать полученные результаты (М.Г.Сорокова).
Ситуативный и событийный подходы рассматриваются нами как разновидности средового подхода и определяются через отношения общего, особенного и частного.
Событийный подход понимается как технология организации и осуществления жизненных событий в жизни коллектива и отдельной личности Событийный подход характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, событийному подходу присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности. Действенность воздействия осуществляется на основе факта свершения события, так как увиденное оказывает иногда более сильное воздействие, нежели услышанная информация. Событие является вариантом сообщения информации, а также может предоставить богатый эмпирический материал, который может быть использован в дальнейшем для обсуждения и интерпретации, стать основой для совместной деятельности педагога и учащегося.
Воздействие на эмоциональную сферу личности обеспечивается путем организации в педагогической деятельности событий, вызывающих сильные эмоциональные переживания. Эмоциогенный характер воздействия усиливается, если событие осуществляется в жизни коллектива, участником которого он является и связан с групповым переживанием определенных событий.
В реализации событийного подхода в деятельности социального педагога следует особое внимание уделить организационному аспекту, разработке сценария организации и осуществления жизненного события. Для реализации событийного подхода в практике социального педагога следует учитывать следующие этапы технологической цепочки: диагноз социальной ситуации и индивида, прогнозирование и планирование, осуществление и оценка события.
На диагностическом этапе исследуется социальная ситуация, выявляется влияние факторов среды, определяющих развития личности и группы. На этом этапе целесообразно определить события, которые находятся в “зоне ближайшего развития” индивида и группы.
На этапе прогнозирования осуществляется разработка сценария организации и проведения события, намечаются пути развития личности и группы в зависимости от влияния различных факторов и переменных среды, функционирование которых приводится в действия событием.
На этапе планирования разрабатывается модель достижения поставленной цели, определяются средства, необходимые для ее достижения, детализируется деятельность на каждом шаге с учетом индивидуальных особенностей личности, отношений в группе и готовности к событию. На этом этапе определяющим является не только учет объективных характеристик события ( ситуации ), но и индивидуальные особенности субъективного восприятия, оценки и интерпретации событий индивидом. В процессе планирования следует учитывать тот факт, что отношение к событию обусловлено системой ожиданий, мерой включенности в деятельность. Также определяются возможные варианты взаимодействия с разными участниками воспитательного воздействия, институтами, группами с целью оптимизации воспитательного воздействия.
На этапе оценки анализируются полученные результаты, определяется эффективность воспитательного воздействия, учитывается положительный и негативный опыт организации и проведения события, с учетом проведенного анализа вносятся коррективы в учебно-воспитательный процесс.
В практике социального педагога эффективность воспитательного воздействия обусловлена использованием соответствующих методов. Событийный подход занимает важное место в системе форм и методов воспитания.