Основные тенденции развития образования
Тенденция(нем. Tendent, лат. tendere - направляться, стремиться) – направление развития склонности, стремления.
Современные тенденции развития образования, их сущность, основные черты и пути реализации представлены в нижеследующей таблице.
Эти тенденции развития присущи как отечественному, так и мировому образовательному процессу.
Цели и задачи модернизации российского образования
Правительство Российской Федерации одобрило Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 года, которая преследует цель - создание механизмов устойчивого развития системы образования.
Для достижения указанной цели будут решаться следующие задачи:
обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования;
достижение первого современного качества дошкольного, общего и профессионального образования;
формирование в системе образования нормативно-правовых и организационно-экономических механизмов привлечения и использования внебюджетных ресурсов;
повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;
развитие образования как открытой государственно-общественной системы на основе распределения ответственности между субъектами образовательной политики и повышения роли всех участников образовательного процесса - обучающегося, педагога, родителя, образовательного учреждения.
Образование становится все более мощной движущей силой экономического роста, повышения эффективности и конкурентоспособности народного хозяйства, фактором национальной безопасности, благосостояния страны и благополучия каждого гражданина. Обновленное образование должно сыграть ключевую роль в сохранении нации, ее генофонда, обеспечении устойчивого динамичного развития российского общества.— общества с высоким уровнем жизни, гражданско-правовой, профессиональной и бытовой культурой.
Основой современной образовательной политики государства является социальная адресность и сбалансированность социальных и личных интересов.
Словарь основных понятий
Гуманизм — принцип мировоззрения, в основе которого лежит признание безграничных возможностей человека и его способности к совершенствованию, прав личности на свободное проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки уровня общественных отношений; один из основных принципов педагогики в настоящее время.
Гуманизация образования - распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения и воспитания; обеспечение образовательным процессом разностороннего и гармоничного развития природных сил и способностей человека.
Демократизация образования - расширение прав и свобод образовательных учреждений; привлечение родителей и общественности к управлению образованием.
Интеграция образования - процесс сближения и объединения различных компонентов содержания образования, образовательных областей и учреждений, а также субъектов образовательного процесса.
Стандарт образования - документ, в котором определены конечные результаты образования (по предмету и специальности); содержательное ядро образования; оптимальный минимум содержания образования.
Образовательная область - набор соответствующих учебных дисциплин и курсов, которые включены в базисный учебный план общеобразовательной школы.
Технология — наука, о мастерстве, способах преобразовательной деятельности и конкретных технологических процессах; универсальный способ познания и жизнедеятельности человека; интегративная образовательная область.
Информатизация образования - массовое внедрение в педагогическую практику информационных технологий с целью создания условий для перестройки учебно-познавательной деятельности и усиления интеллектуальных возможностей обучающихся.
Непрерывное образование - образование человека на протяжении всей жизни с учетом его индивидуальных способностей, мотивов и интересов, ценностных установок; осуществляется в форме организованного образования или самообразования.
Вопросы и задания для самоконтроля
Дайте определение понятия «образование».
Назовите и охарактеризуйте аспекты образования.
Раскройте социальные и личностные функции образования.
Составьте таблицу «Ведущие парадигмы образования: когнитивная, личностно ориентированная, функционалистическая, культурологическая».
Дайте сравнительный анализ традиционной, рационалистической, гуманистической, неинституциональной моделей образования.
Охарактеризуйте сущность общего, профессионального и дополнительного образования.
Назовите уровни общего и профессионального образования.
Дайте характеристику законодательным актам по образованию.
Какие документы составляют нормативную основу образования?
Раскройте содержание ведущих компетенций и основных тенденций развития современного образования.
Литература для самостоятельной работы
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов. - СПб.: Питер, 2001. -С. 62-140.
Гершунской Б.С. Философия образования. - М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998. - С. 11-100.
Джуринский А.Н. Развитие образования в современном мире: Учеб. пособ. -М.: Владос, 1999. -С. 134-187.
Закон Российской Федерации «Об образовании» // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. - 1996. - №2. - С. 2-60.
Закон Российской Федерации «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» // Бюллетень Госкомитета РФ по высшему образованию. -1966. -№10. -С. 1-59.
Новиков A.M. Российское образование в новой эпохе: Парадоксы населения, векторы развития. - М.: Академия, 1996. - 224 с.
Педагогика / Под ред. П.И. Пидкасистого. - М.: Рос. педагогическое агентство, 1995. - С. 80-94; 504-529.
Пидкасистый П.И., Фридман Л.М., Гарунов М.Г. Психолого-дидактический справочник преподавателя высшей школы. - М.: Пед общество России, 1999. -С. 315-324.
Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов. - М: Владос, 2000. - Кн. 1. - С. 27-28.
Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - С. 3-15.
Сластенин В.А. и др. Педагогика: Учеб. пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия. 2002. - С. 133-138; 229-245.
Смирнов И.П. Человек - образование - профессия - личность. Монография. - М.: УМИЦ «Граф-Пресс», 2002. - С. 59-126.