Вопрос 24. Цели задачи и принципы профессиональной деятельности педагога дополнительного образования

1. Педагог дополнительного образования - специалист, орга­низующий образовательный процесс в непосредственном контакте с детьми в сфере свободного времени ребенка. Цели его деятельности:

- осуществляет дополнительное образование детей и под­ростков, организует их разнообразную творческую деятель­ность;

- комплектует состав воспитанников учебной группы, сек­ции, студии, клубного и другого детского объединения и при­нимает меры по сохранению контингента в течение срока обучения;

- обеспечивает педагогически обоснованный выбор форм, средств и методов работы (воспитания и обучения), исходя из психофизиологической целесообразности;

- обеспечивает соблюдение прав и свобод детей; участвует в разработке и реализации образовательных программ, несет ответственность за качество их выполнения, за жизнь и здо­ровье воспитанников;

- составляет план и программу занятий. Обеспечивает их выполнение;

- выявляет творческие способности детей, способствует их развитию, формированию устойчивых профессиональных интересов и склонностей;

- поддерживает одаренных и талантливых воспитанни­ков, а также детей, имеющих отклонения в развитии;

- организует участие воспитанников в массовых меропри­ятиях;

- оказывает консультативную помощь родителям (лицам, их заменяющих), а также педагогическим работникам в пре­делах своей компетенции;

- при проведении занятий обеспечивает соблюдение пра­вил и норм охраны труда, техники безопасности и противопо­жарной защиты;

участвует в деятельности методических объединений и других форм методической работы, повышает свою профес­сиональную квалификацию. Педагог допол­нительного образования - особая категория работников образова­тельных учреждений, массовая педагогическая профессия.

Дополнительное образование детей охватывает все сферы жизнедеятельности человека. Его содержание ограничено лишь одним требованием - не приносить вреда развивающейся личности. В дополнительном образовании детей работают спе­циалисты любых отраслей знаний, любых направлений человеческой деятельности. Занятия с детьми могут вести инже­неры, артисты, театральные критики, экономисты, юристы, художники, спортсмены, тренеры, социологи, политологи, психологи.

Специалисты системы дополнительного образования детей подразделяются на несколько категорий не только по образо­ванию (педагогическое и непедагогическое) и направлениям деятельности (наиболее часто встречающиеся в практике перечислены выше), но и по характеру реализуемых функций. На этом основании можно выделить:

- специалистов, работающих непосредственно с детьми (педагогическая деятельность);

- специалистов, организующих деятельность учреждения и его подразделений (организаторская - управленческая дея­тельность);

- специалистов, обеспечивающих систему на разных уров­нях (программно-проектировочная, методическая, финансо­во-экономическая и др. обслуживающая деятельность).

В сфере дополнительного образования детей особая роль принадлежит личности ПЕДАГОГА, стремящемуся к сотворчеству, сотруд­ничеству с детьми. Профессионализм педагога дополнительного образования выражается в умении видеть и формировать педагогические задачи на основе анализа ситуаций и находить оптимальные способы их решения. Заранее предвидеть многообразие ситу­аций быстро меняющейся жизни невозможно. Поэтому од­ной из важнейших особенностей педагогической деятельнос­ти является ее творческий характер. Эталоном действий пе­дагога дополнительного образования можно считать позицию: «рядом», «наравне», «вместе», но чуть «впереди». Но при этом необходимо, чтобы действия педагога проявлялись в трех группах качеств:

- деловые качества;

- свойства личности;

- педагогическое мастерство.

Ведущие деловые качества - это:

- целеустремленность в работе;

- организованность;

- требовательность;

- четкость и деловитость;

- последовательность и настойчивость в достижении целей.
Свойства личности - это:

- гражданская позиция;

- моральная чистота;

- любовь к детям и педагогическому труду;

- тактичность;

- педагогический оптимизм;

- творческий подход к делу.

1 Основным и конечным результатом профессиональной деятельности педагога дополнительного образования явля­ется сам воспитанник, развитие его личности, способнос­тей и компетентности.

Задача педагога дополнительного образования - это руко­водство разнообразной творческой деятельностью обучающих­ся (воспитанников), комплектование учебных групп (детс­ких объединений). Именно педагог призван интегрировать усилия по физическому, интеллектуальному, нравственно-духовному развитию ребенка. Профессиональная деятельность педагога дополнительного образования направлена как на развитие познавательной мотивации детей, так и на решение образовательных задач, непосредственно отвечающих жиз­ненным потребностям детей. Все это позволит в будущем прогнозировать возможности формирования у детей знаний, навыков, приобретаемых в системе дополнительного образо­вания с целью использования их в различных жизненных ситуациях.

Содержание профессиональной деятельности педагога до­полнительного образования в соответствии с квалификаци­онной характеристикой определяется ее педагогической на­правленностью. Это означает, что вся его профессиональная деятельность, по сути, представляет собой комплекс действий по воспитанию, обучению, развитию и педагогической под­держке и социальной защите личности ребенка.

Важное место в деятельности педагога дополнительного образования занимает не только стимулирование и развитие деятельности воспитанников, но и поддержка социальных инициатив, мероприятий, акций, социальных проектов и программ на основе постоянного творческого поиска.

2. Задача педагога дополнительного образования - это умение создавать «ситуации успеха» для каждого ребенка, независимо от уровня его способностей. Профессиональная состоятельность педагога зависит от искреннего согласия детей и подростков сотрудничать с ним, от подлинного педагогического автори­тета. Нельзя заставить детей посещать занятия, которые им не нравятся, не удовлетворяют их духовным запросам.

Педагог дополнительного образования призван прививать детям следующие общекультурные качества:

- уважительное отношение к людям, ко всему живому,
природе;

- чувство прекрасного, умение видеть и создавать красоту;

- интерес к получению знаний, навыки самостоятельного
поиска творчества;

- физическая культура, стремление к здоровому и гармо­ничному образу жизни;

- умение конструктивно общаться;

- умение владеть собой, своими желаниями и эмоциями;

- умение реалистично оценивать свои возможности и конст­руктивно определять жизненные задачи, свое предназначение.

3. Предмет профессиональной деятельности педагога допол­нительного образования включает выполнение нескольких функций:

- обучающей;

- воспитательной;

- организаторской;

- исследовательской и прогностической;

- диагностической и педагогической поддержки;

- посреднической;

- организационно-коммуникативной;

- профилактической;

- культурно-досуговой.

Эти функции проявляются в единстве, хотя у многих пе­дагогов одна из них может доминировать над другими.

Показателями результативности профессиональной дея­тельности педагога дополнительного образования могут быть:

С одной стороны:

- участие и достижения обучающихся в различных конкурсах, фестивалях, выставках, соревнованиях;

- успешное освоение ими образовательной программы;

- увлеченное отношение детей к делу, которым они зани­маются;

- ранняя профессиональная ориентация и допрофессиональная подготовка обучающихся.

С другой стороны - собственный профессиональный рост педагога дополнительного образования (участие в выставках, творческих, мастерских, сольных концертах, конкурсах).

Наши рекомендации