РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ. ·уточнить знания детей о полевых цветах, активизировать словарь по теме;
Дата «___» __________ ______ ________________
Группа/класс
Занятие 70
Развитие речи. Звук [ч']. Полевые цветы
Цель:
·уточнить знания детей о полевых цветах, активизировать словарь по теме;
·уточнить произношение звука [ч']; совершенствовать звуковой анализ;
·учить пересказывать текст от третьего лица; различать литературные жанры;
·учить понимать смысл поговорок, переносный смысл слов;
·упражнять в образовании уменьшительно-ласкательной формы существительных; согласовании существительных с прилагательными и числительными в роде и числе; подборе образных сравнений, слов-антонимов;
·развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику;
·воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Ход занятия
1. Послушайте поговорку:«Весна красна цветами, а осень пирогами». Почему так говорят? (Весной все цветет. Осенью убирают урожай.) Посмотрите на рисунки в тетради. Как можно это назвать одним словом'? (Цветы) Что здесь лишнее?
Какой цветок лишний и почему? (Это роза. Она растет в саду. А колокольчик, одуванчик, ромашка, василек, тюльпан растут в поле. Они полевые) Назовите ласково слово: тюльпанчик колокольчик.
Какой звук есть в этих словах? (Звук [ч'])
Сегодня мы с вами поговорим о полевых цветах и звуке [ч'].
11. 1. Что происходит с органами речи, когда мы произносим звук[ч']? Артикуляция: губы округлены и вытянуты вперед. Между зубами небольшое расстояние. Кончик языка прижат за верхними зубами. Короткая воздушная струя разрывает эту преграду голос не работает.
Какой 'звук [ч']? Характеристика: согласный, всегда только мягкий и
2. Расскажем чистоговорки со звуком [ч']:
Чо-чо -чо, чо-чо-чо
Солнце светит горячо
Чо-чу-ты, чо-чу-ты
В поле выросли цветы
Чик-чик-чик, чик-чик-чик
Это желтый одуванчик.
Ольчик-ольчик-ольчик
Это синий колокольчик.
3. Игра «Шифровка». Соедините картинку со схемой слова. (Найдите к какому слову эта схема.)
4. Образуйте слова-признаки.
- Подберите определения к слову одуванчик (желтый, белый, пушистый, золотой, легкий), С чем вы можете сравнить одуванчик? (Как парашютик, как снежок, как пушинка, как солнышко.) Как называется поле, где цветут одуванчики? (Одуванчиковое)
5.Закончите предложение (образование антонимов).
6.Составление предложений по картинкам со словом цветочный .
III. Чтение рассказа М. Пришвина«Золотой луг».
У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная забава. Бывало, идем куда-нибудь на свой промысел, он - впереди, я в пяту.
«Сережа!» - позову я его деловито. Он оглянется, а я фукну ему одуванчиком прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, фукнет. И так мы эти неинтересные цветы срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне. Перед окном у нас был луг; Весь золотой от множества цветущих одуванчиков, Это было очень красиво. Все говорили: «Очень красиво! Луг золотой». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не золотой, а зеленый. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь золотой. Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошел, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои лепестки, как все равно если бы у вас пальцы со стороны ладони были желтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы желтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как одуванчики раскрывают свои ладони и от этого луг становится опять золотым.
С тех пор одуванчик стал для нас одним из самых интересных цветов, потому что спать одуванчики ложились вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
Автор сказал про луг –золотой. А какой еще может быть луг? (Цветистый, разноцветный, веселый). Про что еще можно сказать «золотой»? (Золотой дождь, золотой лес) А про что можно сказать «золотое»? (Поле, солнце, сердце) «Золотая осень», «Золотые руки».
Физминутка.
Лесная лужайка
Мы с лесной лужайки вышли,
Поднимая ноги выше,
Через кустики и кочки,
Через ветки и пенечки.
Кто высоко так шагал,
Не споткнулся, не упал.
IV. 1. Беседа по вопросам:Что я вам прочитала? (Рассказ) О чем этот рассказ? (О природе, о золотом луге) С чем М. Пришвин сравнивает одуванчик? Какие описания в рассказе вам 'запомнились?
2. Давайте придумаем имя тому, кто нам рассказывает, и перескажем этот рассказ. Послушайте его еще раз и постарайтесь запомнить. Повторное чтение рассказа.
Пересказ рассказа детьми от 3-го лица.