Целеполагание в педагогике. Иерархия целей. Таксономия целей обучения

Цель-задачи
Целепологание в Педагогике
Цель(это идеальное предвиденье, предвосхищение результата на достижении которого направлена деятельность)
Цель в Педагогическом смысле:
-Это формируется в сознании педагога в виде обобщенных мысленных представлений, результат взаимоотношения педагога с воспитанниками.
Вывод: Цель всегда субъективна.
По источнику возникновения: Цель всегда объективна.

-Цель Воспитания- Теоретическое обобщение и выражении потребности общества в определенном типе личности ,идеальных требований к ее сущности ,индивидуальности, свойствам и качествам. Умственному, нравственному, физическому, эстетическому развитию, отношению к жизни.
-Цель образования-Это образовательный идеал задаваемый социальным

1)модель Экстенсивная- Предполагает информацию полного объема накопленного опыта, культурные достижения.
2)Модель Продуктивная- Подготовка ученика к тем видам деятельности которыми ему придется заниматься к структуре занятости, востребования.
3)Модель Интенсивная- Цель образования предполагает подготовку учащихся на основе результата развития, не только к освоению определенных знаний, но и к постоянному усовершенствованию развитию творческого потенциала.

ИЕРАРХИЯ ЦЕЛЕЙ. (Расположение по порядку)
Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему:
1)-Государственные цели (общественный заказ)разрабатываются специалистами, фиксируются законом страны.
2)-Цели отдельных. образов. Педагогических воспитательных систем и этапов обучения(Цели образования в ср.школе,школах)
3)-Цели обучения отдельному предмету.
4)-Цели урока темп урока.

ТАКСОНОМИЯ ЦЕЛЕЙ ОБУЧЕНИЯ -Это проблема постановления целей дидактики получила название таксономия –(система целей по порядку)Таксономия Блума создана в 1956.г.
1место-Знание(название имен, фактов)
2место-Знание(определений ,пониманий их смысла)
3место-Знание(сравнительные, самопостовительные)
4место-Знание(классификационные)
5место-Знание(противоположностей, противоречий, синонимичных, антонимичных объектов)
6место-Знание(Ассоциативные рождение в голове (явления))
7место-Знание(Причинные)
8место-Знание(Алгоритмические, процедурные(Продвинутый уровень))
9место-Знание(Оценочные(оценить себя))

32. Содержание образования в современной школе. Образовательные стандарты. Учебный план, учебная программа, учебник.

Содержание образования- это конкретный объем знаний,умений и навыков по той или иной учебной дисциплине, который отбирается из соответствующих областей знаний на основе имеющихся дидактических принципов. Отобранная информация передается обучающимся при помощи определенных средств обучения, источников информации (слово

обучающего, учебное пособие, наглядные и технические средства).Существуют следующие общие принципы формирования содержания школьного образования:

1) гуманистичность,обеспечивающая приоритет общечеловеческих ценностей и здоровья человека, свободного развития личности;

2) научность,проявляющаяся в соответствии предлагаемых для изучения в школе знаний последним достижениям научного, социального и культурного прогресса;

3) последовательность,заключающаяся в планировании содержания, развивающегося по восходящей линии, где каждое новое знание опирается на предыдущее и вытекает из него;

4) историзм,означающий воспроизведение в школьных курсах истории развитее той или иной отрасли науки, человеческой практики, освещение в связи с изучаемыми проблемами деятельности выдающихся ученых;

5) систематичность,предполагающая рассмотрение изучаемых знаний и формируемых умений в системе, построение всех учебных курсов и всего содержания школьного обучения как систем, входящих друг в друга и в общую систему человеческой культуры;

6) связьс жизньюкак способ проверки действительности изучаемых знаний и формируемых умений и как универсального средства подкрепления школьного образования реальной практикой;

7) соответствие возрастным возможностями уровню подготовленности школьников, которым та или иная система знаний,умений предлагается для освоения;

8) доступность,определяемая структурой учебных планов и программ, способом изложения научных знаний в учебных книгах,а также порядком введения и оптимальным количеством изучаемых научных понятий и терминов.

Образовательный стандарт– это обязательный уровень требований к общеобразовательной подготовке выпускников и соответствующие этим требованиям содержание, методы, формы, средства обучения контроля. В содержательном аспекте стандарт средней общеобразовательной школы предусматривает:
владение базовыми понятиями;
узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знаний;
давать им определение;
раскрывать содержание понятия, его объем;
устанавливать межпредметные связи с выше, ниже, рядом стоящими понятиями;
давать практическую интепретацию понятиям;
знание теорий, концепций, законов и закономерностей основ науки, ее истории, методологии, проблем и прогнозов;
умение применять научные знания на практике в стабильной и изменяющейся ситуации;
иметь собственные суждения в теории и практики данной образовательной области;
знание основных проблем общества (России) и понимание своей роли в их решении;
владение технологией непрерывного самообразования по отраслям знаний, наукам и видам деятельности. Это общие основы стандартизации образования по ступеням, уровням образования, которое конкретизируется по образовательным областям, конкретным учебным дисциплинам.
В рамках федерального и национально-регионального уровней стандарт образования включает:
описание содержания образования на каждой из его ступеней, которое государство обязано предоставить обучаемому в объеме необходимой общеобразовательной подготовки;
требование к минимуму необходимой подготовки учащихся в рамках указанного объема содержания;
максимально допустимый объем учебной нагрузки по годам обучения.
Учебный план - документ, определяющий состав учебных дисциплин, изучаемых в данном учебном заведении, их распределение по годам в течение всего срока обучения. Учебный план, как правило, включает 3 части: график учебного процесса – периоды теоретических занятий, учебной и производственной практики, экзаменационных (или лабораторно-экзаменационных) сессий, дипломной работы (или дипломного проектирования), каникул и их чередования в течение всего срока обучения; сводные данные по бюджету времени – общая продолжительность каждого периода учебного процесса по годам и за весь срок обучения; план учебного процесса – перечень обязательных, альтернативных и факультативных дисциплин с указанием объёма каждой из них в академических часах и распределения этих часов по неделям, семестрам, учебным годам, сроки сдачи экзаменов, зачётов и курсовых работ (проектов) и количество часов, отводимых на лекции, семинары, лабораторные работы и упражнения по каждому предмету (в 3-й части Учебный план могут быть указаны специализации с соответствующими перечнями изучаемых дисциплин).
Учебная программа - в системе обучения документ, определяющий содержание и объём знаний, умений, навыков, подлежащих обязательному усвоению по каждой учебной дисциплине, а также содержание разделов и тем с распределением их по годам обучения. Учебная программа иногда сопровождается объяснительной запиской, в которой раскрываются задачи обучения данному предмету, последовательность изучения материала, особенности методов и организационных форм обучения, связь с преподаванием др. предметов и т.д.
Учебник - Учебно-теоретическое издание, содержащее сис­тематическое изложение учебной дисциплины или ее части, раздела, соответствующее учебной программе и официально утвержденное в качестве данного вида издания.

Учебное пособие-Учебно-теоретическое издание, офици­ально утвержденное в качестве данного вида издания, частично или полностью заменяющее или дополняющее учебник. Основные разно­видности учебных пособий: учебные пособия по части курса (частич­но освещающие курс); лекции (отдельная лекция, текст лекций, курс лекций, конспект

лекций)

Курс лекций-Учебно-теоретическое издание (совокупность отдельных лекций), полностью освещающее содержание учебной дис­циплины. Отражает материал, читаемый определенным преподавателем

Учебно-наглядное издание- Учебное издание, содержащее материалы в помощь изучению или преподаванию определенной дис­циплины, содержание которого выражено изобразительно-графическими средствами с кратким поясняющим текстом или без него. Основными разновидностями учебно-наглядных изданий являют­ся альбомы и атласы

1)Альбом- Учебно-наглядное издание, книжное или комплектное листовое изоиздание, имеющее обычно пояснительный текст, служащее для учебных целей

2)Атлас-Учебно-практическое издание, альбом, содержащий изображения различных объектов (карты, чертежи, рисунки и пр.), служащий для учебных целей

Наши рекомендации