Организация проблемного обучения на уроках истории
1. Авсиевич, М. Чему и как учить на уроках истории // Гісторыя: праблемы выкладання / 1997, кв. 3, вып. 3, 1.
2. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе / О.И. Бахтина, Н.К. Боголюбова, Н.И. Ворожейкина и др. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
3. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной общеобразовательной школе / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 1985. -208 с.
4. Багдановіч, І.І. Метадычныя ўмовы павышэння эфэктыўнасці ўрока гісторыі / І. Багдановіча // Гісторыя : праблемы выкладання. 1997, кв. 2, вып. 2, 1.
5. Актуальные вопросы методики обучения истории в средней школе: пособие для учителя / Ред. О.И. Бахтина (и др.) ; ред. А.Г. Колосков. – М.: Просвещение, 1984. – 272 с.
6. Берков, В.Ф. Логика вопросов в преподавании. – Мн.: Университетское, 1987. – 56 с.
7. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории : учебник для студентов высш. учеб. заведений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.- 384 с.
8. Гильмашина С.И., Вилькеев Д.В. Профиссиональное мышление учителя: научно-педагогический аспект // Психологическая наука и образование. 2004. №2
9. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М.: Просвещение, 1988 .- 207 с.
10.Дайри, Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы. Познавательная активность учащихся и эффективность обучения / Н.Г. Дайри.- М.: Просвещение, 1966.
11. Жычко, В. Праблемныя гульні і пазнавальныя заданні ў выкладанні гісторыі / В.Жычко, Л. Кобрына, Л. Міхайлава // Гисторыя: праблемы выкладання.1999, № 3.
12. Запрудский, Н.И. Современные школьные технологии: пособие для учетелей / Н.И Запрудский. – Минск: ”Сэр-Вит”, 2004. – 288 с.
13.Ильницкая И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке М., 1985.
14. Корзюк А.А. Вывучэнне гісторыі Беларусі канца ХVІІІ- пачатку ХХ ст. у агульадукацыйнай школе: вучэб.-метад. дапам./ А.А. Корзюк; пад рэд. д – ра гіст. навук, праф. М.М. Забаўскага. – Мінск: БДПУ, 2010. - 152 с.
15. Короткова, М.В. Проблемные игры и познавательные задания на уроках истории средних веков // Преподавания истории в школе - М.: Шк. – Пресс, 1991, №4
16. Кухарев, Н.В. Тайны педагогического мастерства в системе акмеологических основ урока / Н.В. Кухарев. – Гомель, 2012. – 37 с.
17. Лазукова Н.Н. 2Альтернативные ситуации» на уроках истории // Преподавание истории в школе/ - М.: Шк. – пресс, 1993, №1
18. Лернер, И.Я. Процесс обучения и его закономерности/ И.Я. Лернер. – М.: Знание, 1980. – 96 с.
19. Лернер, И.Я. Проблемное обучение. – М.: Знание, 1974. – 64 с.
20. Лернер И.Я. Развивающее обучение с дидактической позиций. : Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г. 392 стр.
21. Матюшкин А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. : Издательство: Директмедиа Паблишинг, 2008 г. 392 стр.
22. Масюкова Н.А. Формирование стратегии обучения в виде дидактических сценариев уроков // Столичное образование сегодня 2010, №6,2
23. Махмутова, М.И Организация проблемного обучения в школе / М.И Махмутова. – М: Просвещение, 1977. – 240 с.
24. Мелешко, С. И Проблемное обучение в старших классах и преодоление пробелов в знаниях учащихся по программе предшествующих классов/ С.И. Мелешко. – Мн. 1970. – 18 с.
25. Оконь, В. Основы проблемного обучения / В. Оконь. – М. : Просвещение, 1968. – 208 с.
26. Ракуць, В. Актавізація мыслення школьнікаў як важны резерв удасканалення выкладання гісторыі/ В. Ракуць // Беларускі гістарычны чпсопіс/ - Мн., 1996, №4
27. Скаткин, М.Н. Проблемы современной дидактики : воспитание и обучение : Библиотека учителя / М.Н. Скаткина. -2е изд. – М.: Педагогика, 1984. -96 с.
28. Талызина, Н.Ф. Управление процессов усвоения знаний (психологические основы) / Н.Ф. Талызина. – 2-е изд. Доп. И испр. – М. : Изд-во МГУ, 1984. – 344 с.
29. Учебные программы для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения. Всемирная истории. История Беларуси классы. Мн.: Национальный институт образования, 2009.
30. Харламов И.Ф. Как активизировать учение школьников. (Дидактические очерки.) Изд. 2 – е, доп. И перераб. Мн.: «Нар. Асвета», 1975. – 208 с.
31. Хуторской А.В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 416 с.
32. Шамова, Т.И. Активизация учения школьников / Т.И Шамова. – М.: Педагогика, 1982. – 209 с.
Методика работы с картографическим материалом в 7 классе
1. Богданович И.И. Методика преподавания истории в школе, Минск, 2009г.
2. Вагин А.А. методика преподавания в средней школе, М., 1968 г.
3. Вяземски, Стрелова, Методические рекомендации учителю истории, М. 2000 г.
4. Вяземски, Стрелова, Методики преподавания истории в школе, М., 2000 г. Ч.1.
5. Короткова М.В. Наглядность на уроке истории. Короткова М.В/ Преподавание истории в школе// Харьков – 2008 г. -№1.-с. 4-25
6.Линко Г.М. Работа с исторической картой в восьмилетней школе, М.,
1962 г.
7. Степанищев А.Т. Методика преподавания изучения истории. М., 2002 г., Ч.2.
8. Степанищев А.Т. Методика преподавания изучения истории. М.,2002 г., Ч.1.
9. Степанищев А.Т., Методический справочник учителя, М., 2000 г.
Кабинет истории в общеобразовательной школе
1. Аппарович, Н.И. Кабинет истории и обществоведения в средней школе / Аппарович, Н.И., Полторак Д.И. – М.: Просвещение, 1982. – с. 274
2. Вагин, В.А. Методика обучения истории в школе / Вагин, В.А. – М.: Просвещение, 1972. с. 356.
3. Варановіч В., Жэрка Л. Кабінет гісторыі ў школе // Беларус. Гіст. Часоп. 2008. - №4.- С. 46-53.
4. Герасимов, Т. А. кабинет истории в школе / Герасимов, Т.А – 2-е изд. –М.: Учпадгиз, 1959. с. 287
5. Дремова И.Н. Пакет правил и рекомендаций “ Учимся учиться” для кабинета истории, // Преподавание истории в школе. – 2002. - №7.
6. Завадье А.С. Кабинет истории и обществоведения в школе/ А.С. Завадье. – М.: Просвещение, 1975. – с. 318
7. Постановление Министерства здравохранения Республики Беларусь от 15 июля 2010 г. №94 об утверждении санитарных норм, правил и гигиенических нормативов “Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в общеобразовательных учереждениях”
8. Стрелова О.Ю. Справочник школьника по истории / О.Ю. Стрелова – М., 1999. с. – 214.
9. Трыгорлава Л. Кабінет гісторыі сістэме школьнай адукацыі // Гісторыя праблемы выкладання. – 2005. - №6. –С. 27-30.
Использование изобразительной наглядности на уроке всемирной истории новейшего времени
1. Апарович, Г.Г. Наглядное пособие в сегодняшней школе. /Г.Г. Апарович// Преподование истории в школе. – 1994. - №1.
2. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе. Вучэб. Дапам./ І.І. Багдановіч – Мінск: БДПУ, 2009. – 286 с.
3. Вагин, А.А. Методика обучения истории. / А.А. Вагин – М., 1972.
4. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средней школе. /А.А. Вагин – М.: Педагогика, 1998.
5. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе. / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова – М.:.ВЛАДОС, 2001.
6. Гора, П.В. Методические приемы и средства наглядного обучения истории в средней школе. /П.В. Гора – М.: Педагогика, 1971.
7. Загладин, Н.В. Всеобщая история. Новейшая история. ХХ век. / Н.В. Загладин // Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений. – 8 – е изд. – М.: ООО «ТДИ» Русское слово-РС», 2007. – 336 с.: ил.
8. Попова, С.Г. Исторические диалоги: изобразительное искусство на уроках истории. / С.Г. Попова, В.А. Гуружалова // Преподавание истории в школе. – 2003, №9.
9. Самсонова, Г.И. Работа с картой на уроках истории / Г.И. Самсонова. – Якутск, 1981.
10. Степанищев, А.М. Методика преподавания и изучения истории. – М.: ВЛАДОС, 2002. –Ч.1.
Использование мультимедийных презентаций на уроках
всемирной истории в 10 классе
1. Календарно -тематическая планирование по всемирной истории. 10 класс.// Гісторыя праблемы выкладання – 2010. - №8. – С. 13-19.
2. Каракурчи, Ю.В. Мультимедийные средства обучения на уроках истории. Преподавание истории в школе / Ю.В. Каракурчи // - 2009. - №7. С. 48-49
3. Мультимедийное сопровождение учебного процесса / авт.-сост. В.Н. Пунчик (и др.). – Минск, 2009. 176 с.
4. Полторак, Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории / Д. И. Полторак. – М., 1999.
5. Чернобай, Е.В. Деятельность учителя истории по проектированию электронных образовательных ресурсов / Е.В. Чернобай // Преподавание истории в школе. – 2010. №6. – С. 55-56.
6. Чернобай, Е.В. Формирование мотивации учителя истории к использованию средств ИКТ / Е.В. Чернобай // Преподавание истории в школе . – 2009. - №9.
Методика работы с учебным историческим текстом при изучении всемирной истории в 6 классе
1. Актуальные проблемы методики обучения / А.Г. Колосков (и др. ); под общ. Ред. А.Г. Колоскова. 1-е изд. – М.: Образование, 1984. – 387 с.
2. Вагин, А.А. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах / А.А. Вагин. – Государственное учебно – педагогическое издательство Министерства Просвещения РСФСР, 1959. – 436 с.
3. Вяземский, Е.Е. Методическиерекомендации учмтелю истории. Основы професионального мастерства / Е.Е. Вяземский. – М.: Владос, 2000. – 294 с.
4. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории / Е.Е. Вяземски, О.Ю. Стрелова. – М.: Влодос, 2003. 382 с.
5. Гора, П.В. Повышение эффективности обучения истории в средней школе / П.В. Гора. – М.: Просвещение, 1988. – 382 с.
6. История средних веков: V – ХІІІ вв. : учеб. Пособие для 6 – го Кл. общеобразоват. учереждений с рус. яз обучения / В.А. Федосик (и др.); под ред. В.А. Федосика. – Минск: Нар. Асвета, 2009. – 158 с.
7. Лисова, К.Н. Использование документов на уроках истории / К.Н. Лисова // Народнае образование. – 2001. - №5. – С. 16-29.
8. Методыка выкладання гісторыі ў школе : вучэб. Дапам. // І.І. Багдановіч. – Мінск : БДПУ, 2009. 286 с.
9. Степанищев, А.Т. Методика преподавания и изучения истории : учеб. Пособие для студ. В 2 ч. – М.: Владос, 2002. Ч.2. – 208 с.
10. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе /М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2004. – 240 с.
11. Умбрашко, К.Б. Развитие творческого мышления на уроках истории. / К.Б. Умбрашко // Вести БГАМ. 1996. - № 2. – С. 12-17.
Использование художественной литературы на уроках истории средних веков в 6 классе
1. Вагин, А.А. Методика преподавания истории в средних школе / А.А. Вагин. – М.: просвещение, 1968. – 431 с.
2. Вяземский, Е.е. Историческое образование в современной России: справочно – методическое пособие для учителя / Е.Е. Вяземский. – М.: 1997.- 240 с.
3. Дайри, Н.Г. Методика обучения истории в средней школе / Н.Г. Дайри. – М.: 1978. – 239 с.
4. Клетоганов, А. произведения древнерусской литературы на уроках истории / А. Клетоганов // Преподавание истории в школе. – 1994. - № 8.
- С. 15- 16.
5. Короткова, М.В. Практикум по методике преподавания истории в средней школе: учебное пособие / Н.Ю. Никулина. – Калининград: Калининградский университет, 2000. – 95 с.
6. Короткова, м.В. Практикум по методике преподавания истории: практическое пособие для ВУЗов / М.В. Короткова, М.т. Студеникин. – м.: Владос, 2000. – 271 с.
7. Паршаченко, П. Художественная литература на уроках истории / П. Паршаченко // преподавание истории в школе. – 1992. -№5. – С. 25.
8. Студеникин, М.Т. Методика преподавания истории в школе / М.Т. Студеникин. – М.: Владос, 2004. – 240 с.
Проверка и учет знаний учащихся на уроке истории
1. Вагин, А.а. Методика обучения в школе / А.А. Вагин – М., Просвещение, 1972.- с. 351
2. Вяземский, е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. Для студ. Высш. Учеб. Заведений/ Е.Е. Вяземский, О.Ю
. Стрелова. – М. 6 Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – С. 384
3. Десятибалльная шкала оценки результатов учебной деятельности (Электронный ресурс). – 2010. – Режим доступа: www.adu.by.
4. Ежова, С.А. Методика преподавания истории в средней школе: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов по спец. «История» / С.А. Ежова, И.М. Лебедева, А.В. Дружкова и др. – М.: Просвещение, 1986. – с 27
5. Кошелев, В.С. История древнего мира: учеб. Пособие для 5 кл. общеобразоват. учереждений с рус. яз. Обучения. В 2 ч. Ч. 1/ В.С. Кошелев – М.: Нар. Асвета, 2009. – 118 с.
6. Майорова, А.Н. Основы теории и практики разработки тестов для оценки знаний школьников. Лекции 1-4. / А.Н. Майоров. – М.: педагогический университет «Первое сентября», 2010.- с. 128
7. Феськов, н.С. Тестирование в образовании: проблемы и пути их развития / Н.С. Феськов. – Минск: РИКЗ, 2006. – с -79
Школьные историко – краеведческие музеи
1. Залуцкая, В.Л. Вучэбныя экскурсіі: падрыхтоўка і правядзенне: метад. Рэк. / В.Л. Залуцкая; прадм. А.С. Васілеўская. – Мінск: БДПУ, 2009.-57 с.
2. Корзюк, А.А. Музей носит звание «народный2 / А.А. Корзюк // Гісторыя: праблемы выкладання. – 1999. - №3. – С. 93-97
3. Корзюк, А.А. Учебные экскурсии при изучении факультативных курсов по религиоведению / А.А. Корзюк // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2008.- №8. – С. 47-49
4. Корзюк, А.А. Учебные экскурсии при изучении факультативных курсов по религоведению / А. А. Корзюк // Гісторыя6 праблемы выкладання. – 2008. - №8. – С. 46- 49
5. морозова, и.А. Музейная практика в Сети / И.А. Морозова // преподавание истории в школе. – 2007. - №8. – С. 22-24
6. Музейная педагогіка. Праблемы арганізацыі работы з дзецьмі / бел. ін-т праблем культуры. – мінск: Беліпк, 1997. – 70 с.
7. Родин, А.Ф. Экскурсионная работа по истории / А.Ф. Родин. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: Просвещение, 1974. – 136с.
8. Сенейский, А.Е. Музей воспитывает юных / А.Е. Сейненский. – М.: Просвещение, 1988. – 206 с.
9. Столяров, Б.А. Музейная педагогика / Б.А. Столяров. – М.: Высш. Шк., 2004. – 215 с.
10. Тур, В. Музей как центр изучения истории / В. Тур, М. Шульман // Гісторыя: праблемы выкладання – 1988. - №1. – С. 90-95
11. Школьный музей / сост. О.л. Залуцкая, Н.Е. Луйгас. – Минск: Красико – принт, 2007. – 173 с.
12. Элькин, Г.Ю. Школьный музей / Г.Ю. Элькин. – М.: Просвещение, 1972. – 112 с.
13. Юхневич, М.Ю. Педагогические, школьные и детские музеи дореволюционной России: метод. Пособие / М.Ю. Юхневич. – М., 1990.
Эстетическое воспитание учащихся в процессе изучения истории
1. Борисова, е.С. эстетическое воспитание школьников / Е.С. Борисова. – Л.: Лениздат, 1972. – 200 с.
2. Бурова, А.И. Эстетическое воспитание в школе / А.И. Буров, л.П. Печко, Ю.Н. Петрова. – М.: педагогика, 1980.-136 с.
3. гулыга, А.В. Эстетика истории / А.В. Гулыга. М.: Наука, 1974. – 128 с.
4. Косова, Г.Р. Изобразительное искусство в преподавании истории. Древний мир. Средние века / Г.Р. Косова. - .: Просвещение, 1966. – 176 с.
5. Кукушин, В.С. Теория и методика воспитательной работы: учеб. Пособие / В.С. Кукушин. – Ростов- на - дону, 2002.
6. Мичурина, Н.С. Эстетическое воспитание на уроках истории / Н.С. Мичурина М.6 Учпедгиз, 1962. – 167 с.
7. Педагогический словарь / редкол.: В. Н. Наумчик (и др.). – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2006. – 208 с.
8. Сластёнин, В. А. Педагогика / В.А. Сластёнин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов. – 5-е изд., стериотипное. – М.: Издательский центр “Академия”, 2006.
9. степаненков, н.К. Педагогика школы: учеб. пособие / Н.К. степаненков. – минск: Адукацыя і выхаванне, 2007.
10. Хаенко, С.И. Эстетическое воспитание в школе средствами изобразительного искусства / С.И. Хаенко. – Рига: ЛГУ, 1974. – 31 с.
11. Эстетическое воспитание школьников / М.Д. Таборидзе ( и др.). – М.: Педагогика, 1988. – 101 с.
Методика изучения хронологии на уроках истории
1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе: вучэбны дапаможнік / І.І. Багдановіч. – мінск: БДПУ, 2009.- 286 с.
2. Борыс, С. Хранрлогія на ўроках гісторыі / с. Борыс, В. Ракуць // Беларускі гістарычны часопіс. – 1999. - №2. – С. 61-69.
4. Годер, Г.И. преподавание истории в 5 классе / Г.И. Горден. – М., 1985.
5. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.а. Вагин. – М.: «просвещение», 1968.- 431 с.
6. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе / А.А. Вагин. – М.: «Просвещение», 1972.- 351 с.
7. Вяземский, е.Е. материалы курса « как преподавать историю в современной школе: теория и методика». Лекции 5-8 / Е.Е. Вяземский, О.Ю.трелова. – Москва: Педагогический университет «Первое сентября», 2006. - 100 с.
8. Вяземский, Е.Е. Теория и методика преподавания истории: Учеб. Для студ. высш. Учеб. заведений / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003. – 384 с.
9. Кулагина Г. Сто игр по истории. М, 1983
10. Смирнов, С.Г. Задачник по истории средних веков / С.Г. Смирнов. – М.: МИРОС: Междунар. отношения, 1995. – 287 с.
11. Стражев А.И. Методика преподавания истории. М., 1964. С. 156.
Организация историко – краеведческой работы в средней общеобразовательной школе
1. Александров, А.И. Факультативные занятия по истории краеведения/А. И. Александров // Преподавание истории в школе. – 1982. - №3. – 59 – 61 с.
2. Ашурков, В.Н. Историческое краеведение: Учеб. пос. / В.Н. Ашурков. – М.: Просвещение, 1982 -0 192 с.
3. Вагин, А.А. Методика обучения истории в школе. / А.А. Вагин. – М.: Просвещение, 1972. – 132
4. Верба, А.И. Школьный исторический музей в системе учебно-воспитательной работы / А.И. Верба, А.Е. Сейненский // Воспитание школьников. – 1986. - №2. – 55 – 56 с.
5. Вяземский, Е.Е. Методика преподавания истории в школе / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – М.: ВЛАДОС, 1999. – 174 с.
6. Даринский, А.В. Краеведение: Учебное пособие для студентов / А.В. Даринский. – Л, 1985. – 130 с.
7. Иванов, П.В. Краеведение / П.В. Иванов, И.С. Матрусов, А.Е. Сейнейский; под общ. ред. В.В. Давыдова. // Большая Российская энциклопедия. – М., 1993. – 656 с.
8. Иванов, П.В. Педагогические основы школьного краеведения/ П.В. Иванов. – Петрозаводск, 1966. – 150 с.
9. Историческое краеведения: учебное пособие для студентов ист. фак. пед. ин-тов / В.И. Ашурков (и др.); под. Общ.ред. Г.Н. Матюшина.- -2-е изд. Переработанное и дополненное. – М.: Просвещение, 1980. – 192 с.
11. Методика историко – краеведческой работы в школе/ Н.С. Борисов (и др.); под общ. ред. Н.С. Борисова – М.: просвещение, 1982.- 223 с.
12. Ожегов, С.И. краеведение. / С.И.Ожегов; под общ. ред. Проф. Л.И.Скворцова // Словарь русского языка. – 24-е изд., испр. – М.: ООО «Издательский дои «ОНИКС 21 век», ООО «Издательство «Мир и образование», 2003. – 622 с.
13. Родин, А.Ф. Экскурсионная работа по истории / А.Ф. Родин (и др.); под. Общ. ред. А.Ф. Родина – М.: Просвещение, 1974. – 134 с.
14. Стражев, А.И. Методика преподавания истории. / А.И. Стращев – М.: Просвещение, 1964. – 284 с.
15. Строев, К.Ф. краеведение / К.Ф. Строев, Ю.К. Ефремов / /Большая советская Энциклопедия. – 3-е изд. – М., 1973. – Т. 13. – 920 с.
Методические пути повышения мотивации учащихся к изучению истории
1. Корзюк, А.А. Развитие интереса учащихся к истории средствами использования компьютерных технологий / А.А. Корзюк // Мастерская педагогических идей : из опыта профильного обучения и допрофильной подготовки учащихся : сб. метод. Материалов / сост. О.Л. Бойко, А.А. Корзюк, С.Г. Рогальский; под общ. ред. А.А. Корзюка. – Минск: БПЦ, 2008. – 120 с. – 44 с.
2. Паноў, С.В. Навукова – метадычныя аспекты актывізацыі пазнавальнай дзейнасці вучняў пры вывучэнні гісторыі Беларусі ў 8 – 9 класе : автореф. Дыс. Канд. Пед. Навук : 13.00.02 / С.В. Паноў. – Мінск, 1998.- 22 с.
3. Ляпина, Н.Н. Структуированная дискуссия и другие способы развития мотивации / /Н.Н. Ляпина // Преподавание истории в школе. – 2009. - №6. – 9 – 14 с.
4. Иоффе, А.Н. Мотивация в обучении истории и обществоведения / А.Н. Иоффе // Преподавание истории в школе. – 2009. -№6. – с. 4-8.
5. Остовский, О.Б. О формировании интереса учащихся к истории / О.Б. Островский // преподавание истории и обществознания в школе. -2001. - №10. – с. 17- 27.
6. Фролова, Н.А. Приёмы активного мотивированного овладения учащимися системой знаний и способами деятельности . Н.А. Фролова // Начальная школа, 2006. –№2. – с. 49-53.
7. Антипова, И. Развитие познавательной деятельности на уроках истории / О. Мороз // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2003. - №2. – С. 27-30.
8. Дерябина, Н.Диалог на уроках истории / Н. Дерябіна // Гісторыя : праблемы выкладання. – 2006. -№4. -с. 20-22.
9. Солдатова, О. Дидактические аспекты применения некоторых инновационных форм и методов обучения старшеклассников истории /О. Солдатова //Гісторыя: праблемы выкладання. – 1998. – с. 40-52.
Организация проблемного изложения учебного материала при изучении всемирной истории в 7-м классе
1. Горбовская, О.И. Проблемное обучение на уроках истории / О.И. Горбовская. – Саратов: Изд-во Сарат. Ун-та, 1977. – 64 с.
2. Дайри, Н.Г. Как подготовить урок истории. – М.: Просвещение, 1969. – 128 с.
3. Дайри, Н.Г. Обучение истории в старших классах средней школы / Акад. пед. Наук РСФСР . Ин-т общего и политехн. Образования. – М.: Просвещение, 1966. – 438 с.
4. Дорно, И.В. Проблемное обучение в школе. – М.: Просвещение, 1984. – 31 с.
5. Ильницкая, И.А. Проблемные ситуации и пути их создания на уроке. – М.: Знание, 1985. – 80 с.
7.История средних веков: ХІV-ХV вв.: учебное пособие для 7-го класса общеобразовательных учреждений с рус. Яз. Обучения В.А. Федосик. – Минск: Нар. Асвета, 2009. – 167 с.
8. Кудрявцев, ВТ. Проблемное обучение: истоки, сущность, перспективы. М.: Знания, 1991. – 80 с.
9. Курвитс, В.Э. Праблемное обучение / В. Курвитс, Х. Пурье, Л Саулин. – 2-е изд. – Таллин: Валгус, 1976. – 178 с.
10. Лернер, И.Я Методы обучения и требования жизни. – М., 1982. – 28 с.
11. Лернер, И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М.: Просвещение, 1982. – 191 с.
12. Махмутов, М.И. Вопросы организации процессапроблемного обучения / Пед. О-во РСФСР. Татар. Отд-ние. Казан. Дидакт. Лаб. НИИ общей педагогики АПН СССР. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1972. 57 с.
13. Махмутова, М.И. Организация проблемного обучения в школе / М.И. Махмутова. – М.: Просвещение, 1977. – 240 с. (Книга для учителей)
14. Махмутова, М.И Теория и практика проблемного обучения. – Казань:Таткнигоиздат, 1972. – 551 с.
15. Методы проблемного обучения / (авторы – составители: А.Р. Борисевич, В.Н. Пунчик). – Минск: Красико – Принт, 2007. – 125 с.
16. Оконь, В. Основы проблемного обучения. – М.: Просвещение, 1968. –
208 с.
17. Проблемно – развивающее обучение / Респ. Инт-т повышение квалификации работников нар. Образования, Каф. проф. педагогики и психологии. Мн., 1989. – 19 с.
18 Ситаров, .А. Дидактика: Учебное пособие для студ. высш. Пед. Учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – 2-е изд. – М.: Издательский центр
“ Академия”, 2004, - 368 с.
19. Сборник методических материалов по проблемному обучению при изучении дисциплин / Мин-во высш. И сред. Спец. образования БССР, Учеб-метод. Каб. Белорус. Гос ун-т им. ВИ. Ленина, Белорус. Политехн. Ин-т. – Мн., 1985. – 90 с.
Активатизация познавательного интереса к изучению всемирной истории
1. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении : учеб. пособие для слушателей ФПК директоров общеобразоват. Школ и студентов пед. Ин-тов / Г.И. Щукина (и др.); под ред. Г.И. Щукиной. – М. : - Посвещение, 1984. – 176 с.
2. Корзюк, А.А. Формиролвание устойчивого позновательного интереса учащихся в процессе изучения истории Беларуси в 7-8-х классах : автореф. Дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.02 / А.А. Корзюк; БГПУ им. Максима Танка. – Минск: БГПУ, 2009. – 23 с.
3. Борисюк, А.В. Влияние историко-культурного наследия на процесс социализации молодежи Беларуси / А.В. Борисюк // Актуальные проблемы социализации молодежи в современном мире : Материалы международной студенчиской конференции семинара (г. Минск, 12-13 марта 2010 г.), Минск: Зорны Верасок, 2010. – 360 с.
4. Педагогический словарь : в 2 т. Т.2. / Под ред. .И. Каирова. – Москва : Издательство Академии педагогических наук, 1960.- 766 с.
5. Щукина, Г.И. Проблемы позновательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М.: Педагогика, 1971. – 351 с.
6. Корзюк, А.А. Некоторые пути формирования интереса учащихся к истории / А.А. Корзюк// Гісторыя: праблемы выкладання. – 2003. - №2. – с. 27-28.
7. Межевский, В.М. Пути повышения интереса к истории и влияние интереса на качество знаний у школьников : автореф. Дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.02/ В.М. Межевский; Моск. Гос. Пед. Ин-т. – М., 1956. – 16 с.
8. Морозова, Н.Г. Учителю о позновательном интересе / Н.Г. Морозова. – М.: Просвещение, 1979. – 210 с.
9. Корзюк А.А. Дидактико – методические условия формирования позновательного интереса при обучении истории Беларуси в 7-8 классах / А.А. Корзюк // Мастерская педагогических идей: из опыта профильного обучения и допрофильной подготовки учащихся: СБ. МЕТОД. МАТЕРИАЛОВ / СОСТ. О.л. Бойко, А.А. Корзюк, С.Г. Рогальский; под общ. А.А. Корзюка. – Минск: БПЦ, 2008. – 120 с.
10. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе : вучэб. Дапам. / І.І. Багдановіч. – Мінск : БДПУ, 2009. – 286 с.
11. Педагогический словарь : в 2 т. Т. 1. / Под ред. А.И. Каирова. – Москва: издательство Академии педагогических наук, 1960. – 766 с.
12. Паноў, С.В. Навукова-метадычныя аспекты актывізацыі пазнавальнай дзейнасці вучняў пры вывучэнні гісторыі Беларусі ў 8-9 классе : автореф. Дыс. Канд. Пед. Навук : 13.00.02 / С.В. Паноў. – Мінск, 1998. – 22 с.
13. Антипова, И. Развитие позновательной деятельности на уроках истории . И. Антипова // праблемы выкладання. – 2006. - № 5. – с 45-46.
14. Дерябина, Н. Диалог на уроках истории / Н. Дерябина // Гісторыя праблемы выкладання. – 2006. - №4. 20-22.
15. Мороз, О. Развитие творческих способностей учащихся на уроках истории / О. Мороз // Гісторыя : праблемы выкладання. – 2006. - №4 с. 23-28.
16. Полторак, Д.И. Методика использования средств обучения в преподавании истории / Д.И. Полторак, Н.И. Аппарович, С.В. Думин ; под ред. Д.И. Полторак. – Москва : Просвещение, 1987. – 207 с.
17. Ракунь, В. Актывіцізацыя мыслення школьнікаў як важны рэзерв удасканалення выкладання гісторыі / В. Ракуць // Беларус. Гіст. Часоп. – 1996. - №4. – С. 132-140.
18. История средних веков:ХІV-ХV вв. : учеб. пособие для 7 кл. общеобразоват. Учереждения с рус. яз. Обучения / В.А. Федосик (и др.); под ред. В.А. Федосика. – Минск: Народная асвета, 2009. – 167 с. : илл.
19. Гинчук, В. Учебник как средство организации познавательной деятельности учащихся / В. Гинчук // Беларускі гістарычны часопіс. – 1996. - №3. – с. 14-17.
20. Рогач, В. Тэматычныя заданні як сродак актывізацыі пазнавальнай дзейнасці вучняў (VІІ клас) / В. Рогач // Беларускі гістарычны часопіс. – 1996. - №4. – с. 105-111.
21. Карабань, Л. Использование игры средства привития интереса к истории / Л. Карабань // Гісторыя: праблемы выкладання. – 1998. - №3. – С. 84-89.
Нравственное воспитание в процессе учебной деятельности
1. Аплетаев М.Н. система воспитанияличности в процессе обучения: Монография/Омск.гос.пед.ун-т- Омск: Изд-во ОмГПУ, 1998
2. Аристотель. Сочинения в 4-х томах – М: 1984, т.4
3. Архангельский Н.В. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1979.
4. Бабанский Ю.К. Педагогика: Курс лекции. – М.: Просвещение, 1988.
5. Божович Л.и. О нравственном развитии и воспитании детей// Вопросы психологии. – М.: Просвещение, 1975.
6. Болдырев Н.И. Нраственное воспитание школьников. – М.: Просвещение, 1979.
7. Болотина Л.Р. Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. – М.:. Просвещение, 1987.
8. Васильева З.Н. Нраственное воспитание учащихся в учебной деятельности .- М.:Просвещение, 1978.
9. Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусского языка – М: 1979, т. 11.
10. Воспитание личности школьника в нравственной деятельности: Метод. Рекомендации/Ом.гос.пед. ин-т им. Горького – Омск: ОГПИ, 1991
11. Дробницкий О.Г. Проблемы нраственности. – М.: Просвещение, 1977.
12. Каирова И.А. Нравственное развитие младших школьников в процес-се воспитания. – М.: просвещение, 1979.
13. Кантарбаев С.Е. Формирование учебной деятельности как средства трудового воспитания: Афтореферат. – Алматы, Каз-ГУ им. С.М. Кирова, 1996.
14. Ковалев Э.П. Воспитание нравственного сознания школьников. Изд-во Ростовского ун-та, 1983.
16. Краткий словарь по философии – М.: 1982.
17. крупская н.К. Задачи школы І ступени: пед.соч., в шести томах Т.”. – М.: Просвещение, 1978
18. Макаренко А.С. проблемы школьного советского воспитания: Соч. – Т.5. – М.: Просвещение, 1976.
19. Марьенко Л.И. Развитие младшего школьника как субъекта учебной деятельности и нравственного поведения. – Л.: ЛГПИ им. .И. Герцина, 1989.
20. Морозова Т.В. “ Обзоры по иформационному обеспечению общесоюзных науч.-пед. Программ.” – Обзор информ. Вып. 5 с. 3
22. Ницше. Сочинение в 2-х томах – М: 1990.
23. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. толковый словарь русского языка, 2 издание – М: 1995.
24. Регуш л.А. Развитие способностей прогнозирования в позновательной деятельности (дошкольник – юноша): Учеб. пособие к спецкурсу. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцина, 1983.
25. Рубенштэйн С.Л. Психолого- педогагические сочинения – М: 1980, т.2.
26. Сухомлинский В.А. Избранные педагогические сочинения – М: 1980, т.2.
27. Уледов А.К. Нравственное воспитание. – М.: Мысль, 1979.
28. Урунбосарова Э.А. Проблемы нравственного воспитания в исторических трудах педагогической науки. – Алматы: Казгосиздан, 1999.
29. Ушинский К.Д. Собрание сочинений – М.: 1985, т.2.
30. Харламов И.Ф. Педагогика: Курс лекций. – М.: Просвещение, 1990.
Выкарыстанне гістарычных дакументаў пры вывучэнні гісторыі Беларусі ў 6-7 класах
1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе : вучэб. Дапам. /І.І. Багдановіч. – Мінск :БДПУ, 2009. – 286 с.
2. Вяземскі, Е.Е., Стрелова, О.Ю. Как преподавать историю в современной школе: теория и методика. Лекция 5-8. – М. Педагогический университет «Первое сентября», 2006. – 100 с.
3. Вяземский, Е.Е. Стрелова, О.Ю. Методика преподавания истории в школе. – М. «ВЛАДОС», 2003.
4. Ганчарэнка, Н.А. Беларускія землі щ складзе Вяликага княства Литощскага / Н. Ганчарэнка // Беларуски гистарычны часопис. – 2010. - №5. С. 54-56
5. Гісторыя Беларусі, другая палова ХІІІ – першая палова ХVІ ст. : хрэстаматыя : дапам. Для настаўнікаў і вучняў агульнаадукац. Устаноў / аўтар уступ. Матэрыялаў. Склад. В.А. Чамырыцкі, Г.В. Штыхаў; пад рэд. Ю.М. Бохана. – Мінск : Нар. Асвета, 2009. – 189 с.
6. Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярадзіны ХІІІ ст. : хрэстаматыя : дапам. Для настаўнікаў і вучняў агульнаадукац. Устаноў / аўтар уступ. Матэрыялаў, склад. Г.В. Штыхаў; пад рэд. Ю.М. Бохана. – Мінск : Нар. Асвета, 2009. – 191 с.
7.Забельникова, О. Использование исторических источников в учебно-воспитательном процессе / О. Забельникова // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2009. - №10. – с. 58-60
8. Лойка, П.А., Гардзіенка, А.М. Гісторыя Беларусі: Паўрочны тэсты: 5,6, 7-я кл.: Дапаможнік для вучняў агульнаадукац. Шк. / П.П. Лойка, А.М. Гардзіенка. – Мн.: ПУП “Ізд-во Юніпресс”, 2004.
9. Паноў, С. Выкарыстанне дакументальнп-метадычнага комплексу пры навучэнні гісторыі беларусі / С. Паноў // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2010. - №6. – С 11-16.
10. Ракуць, В. Вывучэнне тэмы “ Полацкае княства ў ІХ – ХІ стагодзях” у VІ класе / В. Ракуць // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2010. - №6 – С. 17-20.
11. Штыхов, Г.В., Бохан, Ю.Н., Краснова, М.А. История Беларуси: вторая половина ХІІІ – первая половина ХVІ в.: учеб. пособие для 7-го Кл. общеобразоват. учреждений с русс. яз. Обучения / Г.В. Штыхова, Ю.Н. Бохан, М.А. Краснова под ред. Ю.Н. Бохана. – Минск: Нар. Асвета, 2009. – 159 с.: ил.
12. Штыхова, Г.В., Темышев, С.Н., Ракуть., В.В. История Беларуси с древнейших времён до середины ХІІІ в. : учеб. пособие для 6-го кл. общеобразоват. Учереждений с русс. Яз. Обучения / Г.В. Штыхова, С.Н. Темышев, В.В. Ракуть; под ред. Г.В. Штыхова, Ю.Н. Бохана. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2009. – 143 с. : ил.
13. Шчарбак, І. Усходнеславянскія плямёны на тэрыторыі Беларусі. Урок па гісторыі Беларусі ў І класе / І. Шчарбак // Гісторыя: праблемы выкладання. – 2010. - №7. – С.39-42.
Воспитательные возможности школьного курса “История Беларуси” в 8 классе и пути их реализации на уроках
1. Багдановіч, І.І. Методыка выкладання гісторыі ў школе: вуч. дап. / І.І. Багдановіч. – Мінск: БДПУ, 2009. – 286 с.
2.Бордовская, Н.В. Педагогика. Учебник для вузов / Н.В. Бордовская, А.А. Реан - Санкт – Петербург.: Питер, 2004.- 300 с.
3. Воспитание, перевоспитание // Психолог. Энциклопедия практической психологии.
4. Вяземский, Е.Е Методика преподавания истории в школе: практ. пособие / Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова. – Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2000. – 176.
5. Гісторыя Беларусі. Кніга для чытання ( 16-18 ст.ст) / Склад. Н.Я. – Мінск.: ТАА “Юніпрэс”, 2002. – 192 с.
6. Кодексоб образовании Республики Беларусь. Настаўніцкая газета. – 2011 - №30.
7. Корзюк, А.А. Вывучэнне гісторыі Беларусі канца 18-пач. 20 ст.ст. у агульнаадукацыйнай школе: вуч. мет. Дап. / А.А. Корзюк, пад. Рэд д-ра гіст. Навук, праф. М.М. Забаўскага. – Мінск: БДПУ, 2010. – 152 с.
8. Методология истории: учебное пособие для студентов вузов/ Гуманитар. – эканамических негос. Ин-т Республики Беларусь / под. ред. А.Н. Алпеева и др. – Минск: НТООО “ТетраСистемс”, 1996. – 240 с.
9. Нестеренко, Е. Ыормирование нравственных качеств у подростков через гуманитарные дисциплины. / Е. Нестеренко // Гісторыя праблемы выкладання. – 2011. №3. – с 47-54.
10. Степаненко, Н.К. Педагогика: уч. пос. перераб. И доп. / Н.К. Степаненков. – Минск: изд-во Скакун, 2001. – 448 с.
11. Чалавек. Грамадства. Дзяржава: у 4 кн. – Кн.4. Чалавек у свеце культуры: вуч. дап. Для 11 класа. Агульна устаноў з бел. мовай навучэння / пад. Рэд. Ю.А. Харына. – Мінск: Народная асвета, 2002. – 183 с.
12.Белозоровеч, В.А. История Беларуси. Вт. Пол. 16-кон. 18 вв. Учебное пособие для 8 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения / В.А. Белозорович, И.П. Крень, Н.Н. Ганущенко. – Минск: « Издательский центр БГУ», 2010. – 191 с.