Проблема качества современного образования
Качество образования – это способность образовательного продукта или услуги соответствовать предъявляемым нормам государственного стандарта и социального заказа. В ГОСТ Р ИСО 9000 – 2001, дано следующее определение качеству: «Качество – степень соответствия присущих объекту характеристик установленным требованиям». Можно выделить несколько основных факторов, определяющих качество образования и основные задачи в области качества профессионального обучения (табл. 1).
Учет указанных основных факторов качества высшего профессионального образования определяет успех вуза при разработке и внедрении эффективной системы управления качеством образования и в конечном счете долговременный успех вуза на рынке образовательных услуг и рабочей силы.
При этом под объектом понимается то, что может быть индивидуально описано и рассмотрено. Объектом может быть, например, деятельность или процесс, продукция или результат предоставления услуги, организация или система, или некоторая их комбинация. В этом контексте, когда говорят о качестве, обычно выделяют качество результатов деятельности (процесса), качество самих процессов и качество системы или организации деятельности. Их взаиморасположение, отношение показано на рисунке.
Таблица 1
Ключевые факторы качества образования
Основные факторы качества образования | Они определяют | |
Качество содержания образования, т. е. качество ГОС ВПО и качество конкретных образовательных программ, построенных на их основе | Чему мы учим? | |
Качество абитуриентов и студентов | Кого мы учим? | |
Положительная мотивация обучающихся студентов | Хотят ли они хорошо учиться? | |
Качество методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса | Как обеспечено обучение? | |
Качество профессорско-преподавательского состава и вспомогательного персонала | Кто учит? | |
Положительная мотивация персонала | Хотят ли они хорошо учить? | |
Качество технологий обучения | Как учат? | |
Качество технологий тестирования и проверки знаний, умений и навыков студентов | Как проверяются полученные знания и навыки? | |
Качество общего менеджмента вуза | Как управляют образовательной организацией? |
Применительно к сфере высшего образования качество результатов образовательной деятельности определяется качеством знаний, навыков и умений выпускников вузов, их активной гражданской позицией, уровнем культуры и нравственности, их компетентностью. Понятно, что хорошее качество результатов может быть достигнуто только при хорошем качестве образовательного процесса, которое определяется, с одной стороны, его содержанием, а с другой – его обеспеченностью материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами. В то же время хорошее качество образовательного процесса может быть обеспечено только при качественном функционировании всей системы вуза, включая качество управления (менеджмента) на всех уровнях управления и качество организации вспомогательных процессов.
Рис. Объекты качества образования
Таким образом, качество результатов деятельности высших учебных заведений (вузов) должно обеспечиваться через управление качеством основных рабочих процессов вуза. Вся основная деятельность вуза, как рекомендует
ГОСТ Р ИСО 9000-2001, может быть представлена в виде процессов). При этом возможно выделение основных направлений деятельности вуза: образовательная и научно-исследовательская деятельность. Каждое из названных направлений можно рассматривать, как самостоятельный вид деятельности и соответственно система управления качеством может быть сформирована как для вуза в целом, так и применительно к каждому из этих видов деятельности. Подобный подход обосновывается относительной самостоятельностью данных видов деятельности.
Применительно к деятельности вуза целесообразно выделение трех групп процессов: основные процессы, процессы менеджмента и обеспечивающие процессы.
С учетом данных требований можно рекомендовать выделение в числе основных процессов образовательной деятельности вуза формирование образовательной программы профессионального образования и организацию учебного процесса. В каждом из вышеназванных процессов необходимо выделить подпроцессы, которые должны учитывать общие требования к формированию и организации учебного процесса, а также специфику вуза. Так, например, организация учебного процесса должна предусматривать процессы формирования учебного графика и расписания, реализацию учебного процесса, организацию проведения аттестации студентов. В свою очередь данные процессы могут быть также подвергнуты декомпозиции. Например, организация и проведение аттестации студентов предполагает процессы текущей аттестации (во время семестра), промежуточной аттестации (курсовые экзамены и зачеты в конце семестров), итоговой аттестации (государственная аттестация – государственные экзамены, защита бакалаврских и дипломных работ).
Контроль качества образования – контроль соответствия образовательного продукта или услуги нормам государственного стандарта и социального заказа.
Государственный стандарт (федеральный и/или региональный компонент) – определяет обязательный минимум содержания основных образовательных программ, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Социальный заказ – сбалансированная система требований родителей, общественных и государственных институтов к образовательному продукту в соответствии с выдвигаемыми ими нормами в рамках Закона РФ «Об образовании».
Порядок проведения мероприятий государственного и государственно-общественного (аттестация ОУ) контроля качества образования:
1) лицензирование ОУ;
2) итоговая аттестация выпускников ОУ;
3) государственная аттестация ОУ;
4) государственная аккредитация ОУ.
Лицензирование учреждения образования – приобретение учреждением образования права на ведение образовательной деятельности и льгот, установленных законодательством Российской Федерации, которые возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения). Лицензия на право ведения образовательной деятельности выдается лицензионным органом на основании заключения экспертной комиссии. Предметом и содержанием экспертизы является установление соответствия условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям в части строительных норм и правил, санитарных и гигиенических норм, охраны здоровья обучающихся, воспитанников и работников образовательных учреждений, оборудования учебных помещений, оснащённости учебного процесса, образовательного ценза педагогических работников и укомплектованности штатов.
Итоговая аттестация выпускников – процедура, устанавливающая уровень подготовки выпускников (каждого в отдельности) образовательного учреждения в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Государственная (итоговая) аттестация выпускников IХ и ХI (ХII) классов общеобразовательных учреждений проводится аттестационной комиссией и в форме письменных и устных экзаменов. Выпускникам образовательных учреждений, прошедших итоговую аттестацию, образовательное учреждение, имеющее государственную аккредитацию и реализующее общеобразовательные программы и профессиональные образовательные программы, выдаёт документ государственного образца об уровне образования и квалификации.
Аттестация образовательных учреждений является основной формой государственно-общественного контроля качества образования в образовательном учреждении. Целью и содержанием аттестации является установление соответствия содержания, уровня и качества подготовки выпускников образовательных учреждений (независимо от формы получения образования) требованиям государственных образовательных стандартов. Условием аттестации образовательного учреждения, выдающего документ об образовании, являются положительные результаты итоговой аттестации не менее чем половины его выпускников в течение трёх последних лет, предшествующих аттестации.
Государственная аккредитация – процедура признания государством в лице его государственных органов управления образованием государственного статуса образовательного учреждения (типа, вида, категории образовательного учреждения, определяемых в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых образовательных программ). Образовательное учреждение с момента государственной аккредитации, подтверждённой свидетельством о государственной аккредитации, имеет право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования и (или) квалификации (кроме учреждений, не выдающих документов об образовании), на пользование печатью с изображением Государственного герба Российской Федерации.
Общеобразовательное учреждение с момента государственной аккредитации приобретает право на включение в схему централизованного финансирования в соответствии с установленным видом, а дошкольное образовательное учреждение и учреждение дополнительного образования детей – право на финансирование в соответствии с установленными видом и категорией.