Изучение графо – моторных навыков
Рисование по крупным клеткам, по точкам, символов предметов.
Цель: выявление особенностей пространственной ориентировки, зрительного внимания, графо - моторных умений, умения правильно держать карандаш, проводить вертикальные и горизонтальные линии, регулировать движения в соответствии с задачей изображения: регулировка нажима, темп рисовального движения, изменение направления, соразмерение отрезка с заданной длиной или высотой, а также формой заданных изображений предметов.
В процессе выполнения заданий использовали тетрадь в крупную клетку, а для фигур по точкам – большие чистые листы.
Перед началом рисования предварительно проводится анализ графической структуры или фигуры, которые обследуются зрительно и осязательно.
Приведем примеры заданий:
Задание 1: нарисуй узоры по клеткам.
Задание 2: обведи по точкам и раскрась.
Задание 3: заштрихуй фигуры.
Задание 4: обведи фигурки точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание 5: дорисуй фигуры, так чтобы они стали одинаковыми.
Критерии оценки выполнения задания:
5 баллов (высокий уровень) - точное выполнение предложенного задания по образцу;
4 балла (уровень выше среднего) - выполнение предложенного задания с недостаточной точностью линий;
3 балла (средний уровень) - частичное выполнение задания по образцу с 1-2 ошибками, исправляемыми при стимулирующей помощи взрослого;
2 балла (уровень ниже среднего) - частичное выполнение задания по образцу с многочисленными ошибками;
1 балл (низкий уровень) - невозможность верного выполнения задания при отсутствии зрительно-моторной координации и точности движений.
Приложение 3
Исследование базовых состояний развития графо – моторных навыков: зрительного внимания, памяти и зрительно – пространственных представлений, зрительно – моторной координации
Изучение зрительно-пространственного восприятия:
Оборудование: тестовый материал, два цветных карандаша, демонстрационная карточка.
Задание 1. Сейчас перед тобой новое задание.
Посмотри: на листе нарисовано много различных фигур, но среди них есть квадраты. Тебе нужно найти их как можно больше и обвести. Будь внимателен, не перепутай их с прямоугольниками или ромбами. Не торопись, квадраты здесь есть большие и маленькие, белые и заштрихованные... Закончив, отложи карандаш.
Задание 2.
А на этом листе тоже нужно найти и обвести фигур как можно больше, но кругов (покажите дополнительные картинки).
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) – нахождение от 14 – 15 предложенных форм.
4 балла (уровень выше среднего) – нахождение от 12 – 13 предложенных форм.
3 балла (средний уровень) – нахождение от 10 – 11 предложенных форм.
2 балла (уровень ниже среднего) – нахождение 9 форм.
1 балл (низкий уровень) – нахождение 8 и менее форм.
Изучение зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти:
Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.
Задание 1. Посмотри на первую строчку. Здесь нарисованы уголки. Они все изображены по-разному, но среди них есть один, нарисованный так же, как образец (нарисован отдельно, покажите его ребенку). Найди точно такой же уголок среди остальных и зачеркни его. Смотри внимательно, уголки очень похожи, но лишь один из них «правильный».
Задание 2. А здесь нужно найти точно такой же круг, как на образце (покажите ребенку образец), и зачеркнуть его.
Задания 3, 4 (инструкция, приведенная ниже, аналогична для обоих заданий). Следующее задание сложнее. Здесь нарисованы три фигуры, но они расположены не просто так, а в определенном порядке (покажите образец). Внимательно посмотри на них, найди точно такую же группу фигурсреди остальных и зачеркни ее.
Задания 5, 6 (инструкция, приведенная ниже, аналогична для обоих заданий).
Посмотри: на образце (задание 5) нарисованы два треугольника (в задании 6 — круг, квадрат и треугольник). Тебе нужно найти точно так же нарисованные фигуры среди остальных и зачеркнуть их.
Задания 7, 8 (инструкция, приведенная ниже, к обоим заданиям аналогична). А в этих заданиях образец — буква. Найди такую жесреди остальных букв и зачеркни ее.
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) – нахождение 8 фигур.
4 балла (уровень выше среднего) – нахождение 7 фигур.
3 балла (средний уровень) – нахождение 6 фигур.
2 балла (уровень ниже среднего) – нахождение 5фигур
1 балл (низкий уровень) – нахождение 4 и менее фигур.
Изучение зрительно-пространственного восприятия и графо-моторных навыков:
Оборудование: тестовый материал, простой карандаш.
Задание 1. Здесь нарисован квадрат (показать), а рядом не дорисованы пять квадратов, т. е. рисунок не закончен. Постарайся правильно дорисовать эти квадраты. Они должны соответствовать образцу. Не забывай: лист не вращай, те линии, которые уже есть, обводить нельзя.
Задание 2. А здесь нужно дорисовать фигуры так, чтобы они не отличались от образца — круга с крестом (показать). Будь внимателен.
Задание 3. Образец в этом задании похож на конверт (показать). Дорисуй незаконченные рисунки. Не торопись, не обводи уже нарисованные линии.
Задание 4. И последнее задание. Дорисуй неполные фигуры. Должен получиться ромб с уголком (показать).
Оценка результатов:
5 баллов (высокий уровень) – правильно дорисованные фигуры - 19 – 20.
4 балла (уровень выше среднего) - правильно дорисованные фигуры - 16 – 18.
3 балла (средний уровень) - правильно дорисованные фигуры - 14 – 15.
2 балла (уровень ниже среднего) - правильно дорисованные фигуры - 12 – 13.
1 балл (низкий уровень) - правильно дорисованные фигуры - 11 и менее.
Приложение 4