Формирование элементарных математических представлений

Образовательные задачи:

Сравнение предметов и групп предметов

• совершенствовать умение выделять совокупности (группы) предметов или фигур.

обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей; формировать умение разбивать совокупности предметов на части по какому-либо признаку; развивать умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

развивать умение обозначать свойства фигур с помощью знаков (символов); сформировать представление о таблице, строке и столбце; сформировать представление о равных и неравных группах предметов; развивать умение устанавливать равенство и неравенство групп предметов путем составле­ния пар и фиксировать результат сравнения с помощью знаков =, .

Количество и счет

развивать умение считать в пределах 10 (и в больших пределах в зависимости от успехов детей группы) в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться по­рядковыми и количественными числительными;

сформировать представление о числе 0, познакомить с цифрой 0, формировать умение соотносить цифру 0 с ситуацией отсутствия предметов; развивать умение соотносить число (в пределах 10) с количеством предметов; формировать представления о сложении и вычитании совокупностей предметов, развивать умение использовать для записи сложения и вычитания знаки + и - ; развивать умение сравнивать, складывать и вычитать, опираясь на наглядность, числа в пределах 5;

развивать умение сравнивать группы предметов по количеству на основе состав­ления пар, при сравнении пользоваться знаками =,= >,<,отвечать на вопрос: «На сколько больше?»;

развивать умение составлять простейшие (в одно действие) задачи по картинкам и решать задачи в пределах 5.

Величины

развивать умение измерять длину, высоту предметов с помощью условной мерки; формировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему (вместимости); об измерении объема сосудов с помощью мерки.

Геометрические формы

закреплять умение узнавать и называть геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал - и тела: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пи­рамида; формировать представление о том, чем отличаются плоские и простран­ственные (объемные) фигуры. Пространственно-временные представления

развивать умение выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги (вверху, внизу, справа, слева, в верхнем правом (в нижнем левом) углу,-посередине, внутри, снаружи.); закреплять умение определять положение того или иного предмета не только по отношению к себе, но и к другому предмету, двигаться в заданном направлении;

совершенствовать умение называть части суток (день-ночь, утро-вечер), последо­вательность дней в неделе.

Содержание психолого-педагогической работы

Как и в предыдущие два года при работе по курсу «Игралочка» (3-4 и 4-5 курсе «Игралочка - ступенька к школе» новое знание не дается детям в готовой а организуется как «открытие» (под руководством взрослого) детьми законо связей и отношений окружающего мира путем анализа, сравнения, выявления ственных признаков и обобщения. Дети осваивают новый способ действий: что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу».

Сравнение предметов и групп предметов

Воспитатель продолжает знакомить детей со свойствами предметов (цвет, материал и пр.), тренирует умение разбивать совокупности предметов по либо признаку, находить «лишний» предмет совокупности. Воспитатель создает вия для «открытия» детьми способов обозначения свойств предметов с пом знаков (символов). Дети получают начальное представление о таблице, стр столбце, первичный опыт определения и выражения в речи места фигуры в таГ Совершенствуется умение детей находить и составлять закономерности.

Количество и счет

Формируются начальные представления детей о сложении совокупностей метов как об объединении их в одно целое и о вычитании совокупностей как об лении части совокупности. Воспитатель знакомит детей с переместител свойством сложения.

Преодолевая затруднения в игровой ситуации, дети под руководством взрослого крывают» знаки: + и -, = и , < и >. Дети учатся сравнивать, складывать и вычитать, раясь на наглядность, числа; правильно пользоваться порядковыми и количествен числительными, решают простые арифметические задачи на сложение и вычитание-величины

Воспитатель уточняет с детьми представления об изменении предметов по ширине, высоте, толщине; создает игровые ситуации, когда дети измеряют длину с мощью мерки, располагают предметы в порядке увеличения и в порядке уменьш их длины (ширины, высоты). Дети получают начальное представление о непосред ном сравнении сосудов по объему (вместимости), учатся с помощью переливания ( ресыпания) определять, какой сосуд больше по объему, а какой меньше. С помо экспериментирования и наблюдения дети убеждаются, что условной меркой мо быть любой предмет, при измерении условной меркой результат (число) зависит от величины (чем больше мерка, тем меньшее число раз она уложится, и наоборот).

Геометрические формы

Воспитатель продолжает работу с детьми по закреплению умения узнавать и зывать геометрические фигуры: квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, овал тела: шар, куб, цилиндр, конус, призма, пирамида. Через организацию проблемн ситуаций воспитатель помогает детям получить представление о том, чем отличаю плоские и пространственные (объемные) фигуры, и о том, из каких элементов сост пространственные фигуры.

Пространственно-временные представления

Дети совершенствуют умение различать правую и левую руку, ориентироваться в

юлении движений «к себе» и «от себя», ориентироваться в пространстве с по-но плана, ориентироваться на листе бумаги в клетку (пишут графические диктант). Воспитатель побуждает детей последовательно называть дни недели, целять, какой день был вчера, сегодня, какой будет завтра. Математическое развитие детей не ограничивается одними лишь занятиями, а вклю-кя в контекст всех других традиционных для детского сада видов деятельности: игра, иние, лепка и т.д. Для индивидуальной работы можно использовать ситуации оде-и, прогулки, приготовления к обеду. Например, можно спросить у ребенка, кого в не больше - девочек или мальчиков и на сколько, в какую чашку поместится больше пота, можно попросить сравнить по длине путь до горки и песочницы. На занятиях ической культурой детям можно предложить разбиться на группы с равным коли-рвггвом человек; изобразить телом знаки: + и -, = и ,<и>и т.д. Во время ситуативных эворов с детьми можно активизировать слова - дни недели, месяцы в году и т.д.

Конструирование Образовательные задачи:

продолжать знакомить детей с архитектурой как видом пластических искусств и дизайном как новейшим искусством, направленным на гармоничное обустройство человеком окружающего его пространства;

расширять опыт дизайн-деятельности в процессе конструирования из различных по форме, величине, фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных) разными способами: по словесному описанию, условию, рисунку, схеме, фотографии, собственному замыслу; обучать новым конструктивным умениям на основе развивающейся способности видеть целое раньше частей: соединять несколько небольших плоскостей в одну большую, подготавливать основу для перекрытий, распределять сложную постройку в высоту, делать постройки более прочными и устойчивыми; продолжать учить детей использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); побуждать к адекватным заменам одних деталей другими (куб из двух кирпичиков, куб из двух трехгранных призм); знакомить с вариантами строительных деталей (пластины: длинная и короткая, узкая и широкая, квадратная и треугольная); содействовать формированию элементов учебной деятельности (понимание задачи, инструкций и правил, осмысленное применение освоенного способа в разных условиях, навыки самоконтроля, самооценки и планирования действий).

Содержание психолого-педагогической работы

В процессе образовательной деятельности, организованной в форме прогулок, экскурсий и фотопутешествий, педагог знакомит детей с искусством дизайна в разнообразии его видов (архитектурный, интерьерный, автомобильный, мебельный, игрушечный и др.), помогает установить связь между формой предмета, его назначением и размещением в пространстве. В различных образовательных ситуациях, связанных с восприятием произведений архитектуры, мебели и детским конструирова-

нием педагог продолжает учить детей анализировать сооружения (н-р, замок, избушку) и бытовые предметы (н-р, трон, кресло, стул, табурет), выделять характерные признаки и сравнивать объекты между собой по этим признакам: назначение и ' величина, форма, конструктивный принцип,устойчивость, строительный материал, создания, детали, декор и др.

На протяжении учебного года дети получают опыт создания различных кон из разнообразных материалов: готовых и неоформленных, бытовых и при окрашенных и естественных по цвету, а также каркасных крупногабаритных м масштабных мягких модулей, строительных деталей, элементов конструкторов с способами крепления, объемных и плоскостных форм и т.д. С этой целью содействует обогащению предметно-пространственной среды в помещении и на детского сада; поддерживает и углубляет интерес детей к разным видам конструи с учетом возрастных, тендерных, индивидуальных особенностей. Так, для констру деятельности мальчиков выделяет более широкое пространство, чем для дев предусматривает переход конструирования в подвижные игры. Для девочек игровой и бытовой материал, связанный с «обживанием» (куколки, лоскутки, игрушечная посуда). Поддерживает стремление детей к коллекти конструированию и совместному обустройству игрового пространства.

В различных образовательных ситуациях педагог содействует развитию у детей универсальных способностей на основе умения видеть целое (конструкцию) и части: устанавливать связь между конфигурацией и назначением; опред пространственное положение элементов и понимать логику конструкции (выд опорные детали и узлы крепления; учитывать запас прочности для адекват изменения постройки); использовать детали с учетом их конструктивных свой заменять одни детали другими в разных комбинациях (куб - это два кирпичика две трехгранные призмы); находить творческие решения; не бояться апробиро варианты, замечать и своевременно исправлять ошибки, оценивать результат с и совместной с другими детьми деятельности.

Основной путь развития детей средствами конструктивной деятельности следующее:

1) создание оптимальных условий для накопления и постепенного обобщен полученного опыта;

2) инициативный перенос освоенных способов в разные ситуации;

3) свободное использование способов в самостоятельной деятельности (конструитивный, игровой, художественный);

4) применение способов в играх и упражнениях с условными заместителями)! (геометрическое плоскостное и компьютерное конструирование);

5) перевод внешней (практической) деятельности во внутренний план (мышление», воображение), решение простейших задач, связанных с изменением ракурса, сменой точки зрения, прогнозированием результата - мысленное экспериментирование с формой и конструкцией.

Подготовительная группа

Сенсорное развитие Образовательные задачи:

• продолжать формирование у детей представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина, материал, длительность времени);

• способствовать самостоятельному использованию детьми различных эталонов в игре, продуктивных видах деятельности, движении;

• развивать умения детей выделять и называть особенности предметов и материа­лов, устанавливать главные и второстепенные признаки предметов, обозначать словом свои действия;

• поддерживать стремление детей расширять способы обследования предметов

окружающего мира, выявлять их особенности, определять качества и свойства материалов, из которых они сделаны;

• продолжать формировать у детей умение исследовать природные объекты с помощью всех органов чувств.

Содержание психолого-педагогической работы

Воспитатель продолжает работу по воспитанию сенсорной культуры детей: организует практическую деятельность детей с предметами и материалами, продуктиавные виды деятельности, экспериментирование, различные игры.

Ребенок дошкольного возраста способен к точной оценке оттенков разных цветов. Воспитатель способствует развитию у детей аналитического восприятия, тонкой дифференцировки цветовых оттенков. В 6-7 лет дети начинают разбираться в цветовая сочетаниях. Этому способствует составление узоров из деталей мозаики, природнави материала (камешков, раковин, опавших листьев), совместная деятельность педага и детей по оформлению группы детского сада, дизайна кукольного домика, одежды для игрушек и пр.

На занятиях воспитатель предлагает детям выделять главные и второстепенные признаки предмета, называть его отдельные компоненты или детали. В целом явление с детьми особенностей одного предмета весьма продуктивно для развк детализированного восприятия.

В подготовительной к школе группе активно развивается пространственное мь ление дошкольников. На занятиях используются задания-лабиринты, в которых нужно карандашом начертить верный маршрут мышки к сыру или охотника к добыче: задания, развивающие умение вычленять спрятанную на рисунке фигуру. Можно демонстрировать детям различные иллюзии восприятия.

Развивается умение узнавать и называть многоугольник, параллелепипед (и коробку), цилиндр, конус, пирамидку; находить в окружающей обстановке предмет! сходные по форме; объединять различные геометрические формы в одну (квадрат, прямоугольник, многоугольник). Совершенствуются умения детей находить в окружающем пространстве предметы, которые можно соотнести с сенсорными эталонами.

Дети учатся самостоятельно обследовать предметы, анализировать их с целью отбора для продуктивной деятельности, игры; аргументировать свой выбор. Воспита­тель предлагает детям выделять главные и второстепенные признаки предмета, называть его отдельные компоненты или детали.

Старшие дошкольники начинают рисовать человека или любой другой объект, ис­пользуя для этого большое количество деталей, тщательно прорисовывают контуры. Закрашивая фигуру, стараются не выходить за ее пределы. Задача педагога - демон­стрировать детям произведения живописи различных художественных направлений, а также побуждать детей к детализации и внимательности при рисовании с образца и натуры.

Развитию зрительного восприятия и осязания способствуют творческие игры-занятия с различными тактильными стимулами (кисточки, перышки, губки, рис, фасоль, к, камешки), когда ребенок изучает свои ощущения от прикосновения этих предметов, а затем с закрытыми глазами пытается почувствовать, каким предметом к нему прикасаются.

Педагог может подбирать музыкальные фрагменты, различные по звучанию, ритму, водить подвижные игры под музыку. Дети довольно хорошо учатся определять оение, которое возникает при прослушивании разных музыкальных фрагментов, а также придумывать импровизированные танцы под музыку. Это позволяет дошколь­нику транслировать свой чувственный опыт в танцевальных движениях. Они могут ныть самыми простыми, главное научить ребенка передаче эмоционального состояния посредством движений тела.

Несмотря на то, что занятий у дошкольника становится все больше, его желание двигаться, выплеснуть энергию остается таким же сильным. В этом возрасте ребенка •ожно обучить стрельбе по мишени, интересным играм с мячом, настольному теннису. Эти игры позволяют развивать мелкую моторику.

Расширению сенсорного опыта детей способствует посещение живого уголка, или экологической комнаты, где они могут наблюдать за животными, покормить их, уха­живать за растениями, выполнять различные задания (найти листья растений, похо­жие на круг, найти разные оттенки зеленого цвета и т.п.). Многие дети в этом возрасте стремятся к коллекционированию. Благодаря этой деятельности ребенок естественным образом научается выделению признаков предмета, операции обоб­щения. Педагог может побуждать детей к совместному созданию коллекций, которые размещают в группе. Дети создают коллекции камней, шишек, раковин, ищут природ­ные объекты для коллекций на территории детского сада. На основе коллекций соз­даются мини-музеи.

Совместная деятельность присутствует и в создании творческих работ, апплика­ций, коллажей, игрушек из старых коробок, пластиковых бутылок, флаконов из-под шампуня и пр. Ребенок получает неоценимый опыт создания собственных поделок не из готовых купленных материалов, а из того, что есть под рукой. Это значительно расширяет его представления о предметном мире, развивает творческий потенциал и способствует формированию навыков ресурсосбережения.

Воспитатель проводит активную исследовательско-проектную работу с детьми, руководствуясь, прежде всего, интересами самих детей. Индивидуальные и группо­вые исследования с детьми позволяют не только получить опыт взаимодействия с различными предметами и явлениями, но и самостоятельно понаблюдать за их свой­ствами, а также попытаться воздействовать на эти предметы.

В подготовительной к школе группе воспитатель использует усложненные вари­анты игр с предметами, игрушками, картинками, которые были интересны детям в старшей группе.

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Образовательные задачи:

• формировать первоначальные представления о космосе, о Земле как планете солнечной системы;

• расширять представления детей о времени, учить ориентироваться по дели, понимать соотнесенность месяцев и времен года;

• продолжать формировать представления детей о более отдаленном пространстве, о родной стране, ее символике (флаг, герб, гимн), достоприм ностях, народах, ее населяющих; знакомить с образом жизни людей в климатических зонах, других странах, рассказывать, чем они знамениты;

• учить детей ориентироваться на карте страны, мира, глобусе; находить ме они живут;

• продолжать формировать у детей первые представления о целостности природы и о взаимосвязях ее компонентов: о связи животных, растений между со различными средами (воздушной, наземно-воздушной, водной, почвенной),о что на разных континентах обитают как разные, так и сходные живые орган о приспособленности животных и растений к разным условиям местообита единстве и целостности природы Земли, о взаимоотношениях человека и при

• формировать у детей элементарные представления о круговоротах в природе (вода никуда не исчезает, а «ходит» по кругу, опавшие листья перегнивают и обогащают почву);

• формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания как на примерах ближайшего окружения,так и на примерах различных природных зон (животные и растения тайги, степи, пустыни и т. п.);

• знакомить детей с ростом, развитием и размножением живых организмов, с их требностью в пище, свете, тепле, воде и других экологических факторах; со с ствами объектов неживой природы (песка, глины, камней, воздуха, воды);

• знакомить детей с разными состояниями вещества (вода, снег, лед, пар), с чинно-следственными связями (густая шерсть и толстый слой жира помогают жить животным в условиях холода; растения с толстыми мясистыми листьями, правило, обитают в условиях отсутствия влаги; загрязнение водоемов, выр леса приводят к гибели их обитателей и т. п.);

• знакомить с некоторыми процессами производства бытовых предметов, уч определять, из каких материалов они сделаны.

Содержание психолого-педагогической работы

Дети продолжают знакомиться с космосом и историей его освоения, строением планетами Солнечной системы; получают представление о трехмерности простран­ства, о целостности окружающего мира и различных взаимосвязях в нем.

Дети узнают о различных способах и единицах измерения времени (часы) и про­странства (метр), придумывают свои измерители и проверяют их на практике, зна­комятся в доступной форме с лентой времени (настоящее, прошлое, будущее).

Педагог знакомит детей с историческим прошлым родины, показывает старые вещи и документы, связанные с историей России, знакомит с их происхождением, ис­торической эпохой, которой они принадлежат. В самых общих чертах и в доступной форме дает детям представление о государственном устройстве России.

Воспитатель знакомит детей с глобусом, различными картами, картосхемами (мира, страны, города, территории детского сада, экологической тропинки), учит ориенти­роваться по плану и карте, составляет макеты разных природных зон, организует се­мейные выставки, мини-музеи.

Дети узнают свою историю, историю членов своей семьи, своего детского сада, города (по фотографиям, документам, рассказам). Они учатся документировать свою деятельность: составлять альбомы и фотостенды о событиях своей жизни (с рисун­ками, фотографиями, записями рассказов, видео- и аудиоматериалами, наглядными примерами своего творчества).

Воспитатель показывает детям устройство планов помещений и карт, календарей и ежедневников, расписаний и планов на будущее, составляет их вместе с ними и по­ощряет к использованию в играх. Воспитатель показывает, как пользоваться днев­никами, тетрадями, чеками, а также знакомит с разными образцами настоящих денег разных стран, предлагает делать для игры игрушечные образцы.

Дети учатся находить связь между климатом и образом жизни людей, узнают о том, как менялись климат, природа на протяжении истории Земли, как человек при­спосабливался к окружающему, как его деятельность, в свою очередь, изменяет при­роду, климат, окружающую среду и как люди решают экологические проблемы.

Воспитатель формирует у детей первые представления об экосистемах (не упо­требляя сам термин, а рассматривая конкретные экосистемы - леса, озера, луга, тундры, аквариума), о взаимосвязи всех компонентов живой и неживой природы.

Организует наблюдения за ростом и развитием растений и животных. Развивает обобщенные представления о последовательности (цикличности) изменений в при­роде весной, летом, осенью, зимой по существенным признакам. (Осенью насекомые прячутся в земле, под корой деревьев и засыпают; многие птицы улетают в теплые края; зимой такие животные, как еж, медведь, засыпают; зимующие птицы - сороки, вороны, снегири, синицы, воробьи - приближаются к домам людей).

Педагог формирует у детей представление о Солнце как источнике тепла и света, необходимых для жизни живых организмов, о том, что вода и воздух необходимы для каждого живого организма, для роста и развития растений, для жизни животных и человека.

Дети углубленно знакомятся с объектами неживой и живой природы: водой, кам­нями, песком, глиной, почвой, солнцем (свет и тепло), растениями, животными, грибами и связью состояния природных объектов с характером деятельности. Педагог знакомит детей со свойствами воды (прозрачная, без вкуса, запаха, не имеет формы и т.п.), с разнообразием водоемов (река, озеро, море, океан с ролью воды в нашей жизни и жизни животных, растений; со свойствами (невидимый, прозрачный, легкий), его значением в жизни живых организмов, человека; и с ветром - движением воздуха (ветер невидим, но ощутим по дв других предметов - качаются деревья, летят листья и т.п.; он способствует оп растений, распространению семян, движению парусных судов, помогает человеку переносить сильную жару, сильный ветер приносит штормы, бури, ураганы, что приводит к разрушению жилья человека, к морским кораблекрушениям).

Педагог продолжает знакомить детей с объектами неживой и живой природы, взаимосвязью, знакомит детей со свойствами почвы и ее ролью в жизни раст почве есть остатки и корни растений, песок, камешки, глина; в почве обитают девые черви, кроты; чем богаче почва, тем лучше растут растения и т.п.).

Закрепляет представления детей о признаках разных групп растений (деревья, кустарники, травы; культурные и дикорастущие растения; комнатные растения; щевые и ядовитые; растения разных природных зон, теплолюбивые и холодоустойчивые, теневыносливые и засухоустойчивые; охраняемые).

Формирует представления детей о разных группах животных (рыбы, насек звери, земноводные и т.п.; дикие и домашние; животные разных континентов, природных сообществ - лесные, луговые, тундровые и т.п.; охраняемые животные.

Педагог использует в работе интегрированный подход, создавая условия для периментальной, игровой, музыкальной, театральной деятельности, конструиро чтения и других видов деятельности ребенка. Организует познавательные походы, путешествия по экологической тропинке, наблюдения на прогулках, посещение музеев.

Познавательно-исследовательская деятельность Образовательные задачи:

поддерживать самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность (проведение опытов, наблюдений, поиск информации в литературе и т. п.); о низовывать детско-взрослую проектно-исследовательскую деятельность.; формировать обобщенные умения самостоятельно рассматривать различные екты и явления окружающего мира, производить с ними простые преобразова получать представление как об их внешних свойствах, так и о некоторых вну ниххвязях и отношениях; изучать фотографии и описывать, что на них изоб жено, какие свойства предметов нашли отражение в изображении; создавать условия для проведения опытов по схемам; учить составлять прос шие схемы проведенных опытов, классифицировать предметы, явления по раз признакам;

создавать условия для детского экспериментирования с различными материала

учить детей ориентироваться по простейшим планам, календарям, часам, картам и схемам, понимать и создавать самостоятельно систему простых знаков и симво­лов (пиктограммы), например, для обозначения своих занятий в течение дня; учить исследовать связь между жизнью людей и окружающей их природой.

Содержание психолого-педагогической работы

В процессе знакомства детей с планетами Солнечной системы и особенностями Земли (педагог предлагает детям рассмотреть соответствующие рисунки, модели, макеты. Дети изготавливают модели космических кораблей (в том числе из бросового материала).

Дети знакомятся с жизнью людей в разных природных условиях и устанавливают «язь между их образом жизни и природными особенностями местности (из чего строят дома, делают одежду, что выращивают, какие экологические проблемы решают и т.п.).

Педагог учит детей классифицировать предметы по внешним и внутренним при­знакам (форме, размеру, весу, скорости передвижения, цене, назначению, красочно­сти, привлекательности, обыденности и необычности и т.д.).

Воспитатель организует знакомство детей с новыми материалами и их свойствами (полиэтилен, плексиглас, керамика, фарфор, хрусталь, драгоценные металлы, драго­ценные камни), рассказывает о том, что некоторые из них (например, полиэтиленовые пакеты) отрицательно влияют на окружающую среду.

В ходе исследований материалов дети выясняют, что легко постирать или отмыть, а что - трудно, что легко перенести, а что - тяжело, в чем легче переносить грузы, а в чем сложней, чем можно рисовать, а чем нельзя, на какой поверхности рисовать легче, на какой труднее и пр.

Дети выясняют, какие виды бумаги существуют, чем они отличаются и как исполь­зуются (ламинированная, целлофанированная, гофрированная, шелковая, папирос­ная, цветная, гуммированная - покрытая клеем), как делают бумагу, какие ресурсы тратятся на ее производство (деревья, вода, энергия и т. п.), почему нужно экономить бумагу, как они могут это сделать в детском саду.

Педагог знакомит детей со свойствами магнита, его способностью притягивать к себе другие объекты. Дети узнают о звуке и его особенностях, проводят разные опыты.

Воспитатель организует эксперименты с воздухом (надуть шарики, поймать воздух полиэтиленовым пакетом, определить направление ветра с помощью флюгера и т.п.). Объясняет, как вертолет и самолет используют подъемную силу воздуха. При исполь­зовании вентилятора обращается особое внимание на безопасность.

Рассказывает о свойствах огня, показывает, как горит спичка, тает воск (парафин) и горит свеча, горят дрова, объясняет, как разводят костер, при этом учит правильно обращаться с огнем, избегать опасных ситуаций.

Педагог побуждает детей к наблюдению за поведением животных, к выделению характерных особенностей их внешнего вида, способов передвижения, питания, при­способления к условиям жизни. Дети разрабатывают природоохранные знаки

С использованием различных символов, выполняют опыты и наблюдения по моя схемам, изготавливают вместе с педагогом оборудование для исследований,! числе из бросового материала.

Взрослый показывает, как узнавать в календаре числа, дни недели, месяцы,.знакомит с разными видами календарей. Показывает, как устроен календарь-све могает отмечать в календаре, сколько градусов на термометре утром, днем, веч Учит создавать график температур. Учит делать солнечные часы, узнавать в; солнечным, песочным, водяным, цветочным часам.

Показывает, как найти по карте дорогу от дома к детскому саду, к центру, в другой город. Учит составлять план воображаемого дома, комнаты. Дети исс территорию детского сада и по результатам исследований составляют ее макет( макеты «Территория моей мечты»).

Для поддержки детской инициативы педагог организует различные иссл« тельские проекты.

Формирование элементарных математических представлений. Образовательные задачи: Сравнение предметов и групп предметов

закреплять умение объединять группы предметов, выделять часть, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

совершенствовать умение обозначать свойства фигур с помощью знаков; пользоваться таблицей.

Количество и счет

развивать умение называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом стоящие числа;

совершенствовать умение с помощью наглядного материала устанавливала сколько одно число больше или меньше другого, записывать результат сравнещ чисел с помощью знаков = , < и >;

формировать представление о составе чисел первого десятка из двух меньи формировать умение обозначать числа от 1 до 10 с помощью групп предметов точек, а также цифрами, печатая их в клетках; формировать начальное представление о числовом отрезке; формировать умение обозначать числа точками на отрезке прямой; совершенствовать умение решать простые (в одно действие) задачи на сложен и вычитание с использованием наглядного материала.

Величины

совершенствовать умение измерять длину, высоту, ширину, а также объем (вместимость) с помощью условной мерки;

познакомить со способами сравнения по площади и массе и способами их измерения с помощью условной мерки

формировать представление о необходимости единой мерки при сравнении ве­личин;

знакомить с некоторыми общепринятыми единицами измерения некоторых вели­чин (сантиметр, литр, килограмм).

Геометрические формы

развивать умение узнавать и называть многоугольник, параллелепипед (коробку), цилиндр, конус, пирамиду; находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме;

• формировать начальные представления о точке, прямой и кривой линии, лучей, от­резке, прямой линии, многоугольнике, о замкнутых и незамкнутых линиях. Пространственно-временные представления

• уточнять пространственно-временные представления: слева - справа - посере­дине, вверху - внизу, раньше - позже, внутри - снаружи и др.;

• закреплять умение устанавливать последовательность событий, определять и на­зывать части суток, последовательность дней в неделе, последовательность меся­цев в году;

• формировать умение пользоваться часами для определения времени;

• совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; ориентиро­ваться в пространстве с помощью плана.

Содержание психолого-педагогической работы

Воспитатель продолжает создавать условия для приобретения детьми первона­чального опыта самостоятельного преодоления затруднения на основе рефлексив­ного метода, опыта самоконтроля. Новое знание также не дается детям в готовом виде, а организуется самостоятельное «открытие» ими закономерных связей и отно­шений окружающего мира путем анализа, сравнения, выявления существенных при­знаков и обобщения. Дети уточняют и закрепляют известные способы действия в ситуации затруднения: «Если чего-то не знаю, спрошу у того, кто знает», «Если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по образцу» и др.

Сравнение предметов и групп предметов

Дети продолжают совершенствовать умение выделять совокупности (группы) предметов или фигур, обладающих общим свойством, выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей, разбивать со­вокупности предметов на части по какому-либо признаку, находить «лишний» пред­мет совокупности. Воспитатель предлагает детям различные дидактические игры на развитие умения продолжить заданную закономерность с 1-3 изменяющимися при­знаками, находить нарушение закономерности, самостоятельно составить ряд, содер­жащий некоторую закономерность. Воспитатель инициирует ситуации, когда детям нужно установить равночисленность двух совокупностей предметов с помощью со­ставления пар (равно - не равно, больше на... - меньше на...).

Количество и счет

Совершенствуется умение детей считать в пределах 10 (и в бо льших л зависимости от успехов детей группы) в прямом и обратном порядке, правил зоваться порядковыми и количественными числительными; называть для числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа, сравнивать рядом числа; соотносить запись числа (в пределах 10) с количеством предметов-! учатся составлять число из двух меньших (до 10), составляют и решают арифметические задачи на сложение и вычитание.

Воспитатель создает ситуации, в которых дети получают начальное представление о числовом отрезке. Воспитатель использует дидактические игры на развитие детей обозначать числа от 1 до 10 с помощью групп предметов и точек, цифрами» ками на отрезке прямой.

Величины

Воспитатель знакомит детей с такими величинами, как площадь и масса, со условия для возникновения потребности у детей научиться сравнивать по пл (по массе) и измерять площадь (массу) с помощью условной мерки. Дети продолжать учиться измерять длину, ширину, высоту и объем (вместимость) с помощью условных мерок (отрезок, клеточка, стакан и т.д.). Воспитатель подводит детей к пониманию того, что необходима единая мерка при сравнении величин.

Под руководством взрослого дети «открывают» такие единицы измерения, как сантиметр, литр, килограмм.

Геометрические формы

Формируются первоначальные представления детей о точке, прямой и красной линии, луче, отрезке, многоугольнике, замкнутых и незамкнутых линиях. Дети учатся конструировать фигуры из палочек, веревочек, полосок бумаги и т.д., соста более сложные фигуры из простых.

Пространственно-временные представления

Продолжается формирование пространственно-временных представлений: - справа - посередине; между; вверху - внизу; раньше - позже; внутри - сна и др. Дети овладевают простейшей ориентировкой в пространстве (в том числе бумаге, странице тетради, книги). Воспитатель использует различные формы работы с детьми на закрепление умения устанавливать последовательность событий, оп делять и называть части суток, последовательность дней в неделе, последовате ность месяцев в году. Дети учатся пользоваться часами для определения времени.

Для математического развития детей воспитатель может использовать ситуа прогулки, одевания, дежурства, свободные диалоги с детьми, ситуативные разгово самостоятельные игры ит.п. Воспитатель размышляет вместе с детьми, задает вопросы.

При этом очень важно набраться терпения и выслушивать любые, даже самые на первый взгляд абсурдные предложения ребенка: у него своя логика, и у взрослого нет другой возможности познакомиться с ней, кроме как выслушать все рассуждения ребенка до конца.

Конструирование Образовательные задачи:

• продолжать знакомить детей с архитектурой, конструированием, дизайном; расширять опыт творческого конструирования в индивидуальной и коллективной деятельности; поддерживать интерес к созданию качественных конструкций, инсталляций, игрушек, подарков и сувениров из готовых деталей и различных материалов;

• содействовать освоению детьми обобщенных способов конструирования и свободному их переносу в различные ситуации для самостоятельного оборудования игрового, бытового и образовательного пространства;

• продолжать учить детей использовать детали с учетом их конструктивных свойств (форма, величина, устойчивость, размещение в пространстве); побуждать к адекватным заменам одних деталей другими; поддерживать интерес к видоизменению построек в соответствии с конструктивной задачей, игровым сюжетом или собственным замыслом;

• создавать условия для постепенного перевода внешней (практической) деятельности во внутренний план действий (мышление, воображение), поддерживать реальное и мысленное экспериментирование со строительными материалами; познакомить с общей структурой деятельности и обучать навыкам ее организации;

• содействовать формированию элементов учебной деятельности (принятие задачи, планирование содержания и последовательности действий, самоконтроль, самооценка).

Содержание психолого-педагогической работы

Педагог продолжает знакомить детей с искусством дизайна в разнообразии его видов (архитектурный, ландшафтный, интерьерный, театральный, кулинарный и др.). Помогает установить связь между конструктивными особенностями, назначением и пространственным размещением различных объектов (здания, предметы интерьера, транспорт, игрушки). Создает условия для развития восприятия, умения анализировать реальные объекты и их изображения на макетах, фотографиях, схемах, картах, рисунках. Содействует развитию у детей способности видеть целое раньше частей и выделять основу конструкции как обобщенную форму (куб, цилиндр, пирамида, параллелепипед, конус) или конфигурацию (линейную, округлую, четырехугольную, сетчатую и др.). Приводит примеры аналогий (здание цирка в форме шляпы, шляпа в форме торта, торт в виде карусели и т.д.) для осмысления универсальности базовых форм и конструкций. Дети учатся целенаправленно, последовательно рассматривать объекты (от целого к его частям и обратно к целому), выделять смыслообразующие, основные и дополнительные элементы, определять их взаимное расположение, выделять соединительные плоскости и «узлы».

Педагог расширяет опыт детского зодчества (строительства) и дизайн-деятельности в процессе конструирования из различных по форме, величине, фактуре строительных деталей и других материалов (природных и бытовых, готовых и неоформленных, объемных и плоскостных, жёстких и мягких, крупных и мелких) разными по словесному описанию, технологической карте, условию, рисунку, схеме, собственному замыслу. Продолжает учить детей использовать детали с конструктивных свойств (форма, величина,устойчивость, размещение в пространстве) видоизменять сооружения; побуждать к адекватным заменам одних деталей другими, знакомить с вариантами строительных деталей (конус, усеченный конус, усеченная пирамида). Создает условия для экспериментирования и помогает опытным путем установить ряд зависимостей: формы и величины - от назначения пс скорости движения - от высоты горки или ширины дороги, особенностей вида - от ракурса или точки зрения и др. Поощряет проявления наблюдательности творческого воображения, элементов логического мышления.

Поддерживает интерес к использованию уже знакомых и освоению новых видов конструирования (в т.ч. компьютерного), с учетом индивидуальных интересов. Дети легко видоизменяют постройки по ситуации, изменяют высоту, устойчивость; свободно сочетают и адекватно взаимозаменяют детали в соотв с конструктивной задачей, игровым сюжетом или своим творческим замыслом. Конструируют в трех различных масштабах (взрослом, детском, кукольном), осваивают и обустраивают пространство по своему замыслу и плану.

Педагог поддерживает интерес детей к содержательному и позитивному взаимоде в коллективном конструировании, поддерживает общие замыслы, связанные с соз игрового пространства (н-р, «Космический корабль», «Подводная лодка», «Воли город», «Автозаправка», «Стадион», «Аквапарк»). В общих чертах знаком, структурой деятельности и обучает навыкам организации дизайн-деятельности: (что будем делать?), мотив (для чего?), содержание (как будем действовать, способами можем сконструировать данный объект?), последовательность дейс операций, материалы и инструменты, необходимые для реализации замысла, коя процесса и результата, оценка (как получилось, как действовали, каково отноше процессу и результату?). Дети учатся находить и обсуждать общий замысел, планиг последовательность действий, распределять объем работы на всех участников, учк интересы и способности, выбирать материал, делиться им, делать замены дет согласовывать планы и усилия, радоваться общему результату и успехам других де проявивших сообразительность, фантазию, волю, организаторские способности.

Педагог содействует формированию у старших дошкольников элементов учеби деятельности (понимание и принятие задачи, осмысление инструкций и правил, адекватное применение освоенного способа в разных условиях, устойчивые навь планирования действий, самоконтроля процесса и результата, самооценки).

Перечень программ, технологий и пособий по проблеме: «Познание».

Основные пособия

Алябьева ЕА. Тематические дни и недели в детском саду. Пла­нирование и конспекты. М.: ТЦ Сфера, 2011.

Блинова Г.М. Занятия. Познавательное развитие детей 5—7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Микляева Н.В. Развиваем способности дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Можейко АВ. Развитие познавательной и эмоциональной сфер дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре: Метод, пособие. М.: ТЦ Сфера, 2009.

Петрова И.В. Сенсорное воспитание детей раннего возраста. М.: ТЦ Сфера, 2011*.

Севостьянова Е.О. Занятия по развитию интеллекта детей 5— 7 лет. М.: ТЦ Сфера, 2010.

Щетинина АМ. Учим дошкольников думать. Игры, занятия, ди­агностика. М.: ТЦ Сфера, 2011.

Наши рекомендации