По роду обучениявыделяют технические устройства индивидуального, группового и поточного (для больших групп обучаемых, например, в вузах для целого потока) пользования.
По логике работыТСО могут быть с линейной программой работы, т. е. не зависеть от обратной связи, ж с разветвленнойпрограммой, обеспечивающей различные режимы работы в зависимости от качества и объема обратной связи.
По характеру воздействия на органы чувстввыделяют визуальные, аудиосредства и аудиовизуальные ТСО.
По характеру предъявления информацииТСО можно разделить на экранные, звуковые и экранно-звуковые средства.
К техническим средствам обучения предъявляют разносторонние требования:
• Функциональные — способность аппаратуры обеспечивать
необходимые режимы работы (громкость и качество звуча- ,
ния; вместимость кассет аудиовизуальных средств, достаточ
ная для проведения занятия с минимумом перезарядок; уни
версальность прибора).
• Педагогические — соответствие возможностей техническо
го средства тем формам и методам учебно-воспитательного про
цесса, которые согласуются с современными требованиями.
• Эргономические — удобство и безопасность эксплуатации;
минимальное количество операций при подготовке и работе с
аппаратом; уровень шума; удобство осмотра, ремонта, транс
портирования .
• Эстетические — гармония формы (наглядное выражение
назначения, масштаб, соразмерность); целостность композиции, товарный вид.
• Экономические — относительно невысокая стоимость при высоком качестве и долговечности технических средств.
ТСО могут использоваться с любой дидактической целью на любом этапе процесса усвоения знаний. На этапе восприятия сигналы, идущие через органы чувств, подвергаются логической обработке, попадают в сферу абстрактного мышления. В итоге чувственные образы включаются в суждения и умозаключения. Более полное использование зрительных и слуховых анализаторов создает в этом случае основу для успешного протекания следующего этапа процесса познания — осмысления, когда применение ТСО оказывает влияние на формирование и усвоение понятий, доказательность и обоснованность суждений и умозаключений, установление причинно-следственных связей и т. д. Большую роль ТСО играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал.
Значительна роль ТСО и на этапе применения знаний: уже говорилось, что существуют специальные тренажеры, компьютерные программы, направленные на выработку умений и навыков, специальное использование для этих целей статических и звуковых средств.
Особенно педагогом должно учитываться эмоциональное воздействие технических средств. Если важно сконцентрировать внимание учащихся на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный настрой на восприятие. Но избыток эмоциональности может затруднить усвоение и осмысление основного материала. Если используемый материал должен вызвать определенные чувства и переживания (на уроках чтения и литературы, истории, на воспитательных занятиях и др.), решающим оказывается именно эмоциональный потенциал используемого средства. Цвет, умеренное музыкальное сопровождение, четкий и продуманный дикторский или учительский комментарий значимы при восприятии любых ТСО и НИТО (новых информационных технологий обучения). Это не исключает использования только наглядной или только звуковой передачи информации в зависимости от задач урока, содержания материала, возраста, имеющегося у детей опыта и т. п.
9—1742
В учебно-воспитательном взаимодействии воспитателя и воспитанника одной из актуальнейших и сложнейших проблем является привлечение и сохранение детского внимания на протяжении всего урока или внеклассного занятия. ТСО обладают значительными возможностями в этом плане; используя их, необходимо учитывать следующие психологические особенности внимания: сосредоточенность — удержание внимания на одном объекте; устойчивость, которая даже при активной работе с изучаемым объектом может у детей сохраняться 15—20 мин, а потом требуются переключение внимания, краткий отдых; объем — количество объектов, символов, воспринимаемых одновременно с достаточной ясностью, что в норме составляет 7±2; распределение — одновременное внимание к нескольким объектам и одновременное полное их восприятие (у детей оно как раз не очень развито, поэтому часто в подготовке экранных пособий используют принцип «фон и фигура», когда изучаемый объект выделяется крупнее всего, что изображено на экране, чтобы усилить внимание именно к нему, так как на общем фоне ученик теряет многие его необходимые характеристики); переключение — перемещение внимания с одного объекта на другой. При демонстрации наглядных пособий в виде карт, плакатов и т. п. управлять направленностью внимания всех учеников класса сложно. Технические средства позволяют давать информацию в нужной последовательности и в нужных пропорциях, акцентируя внимание на тех частях объекта, которые в данный момент являются предметом обсуждения. Такое организованное управление вниманием школьников способствует формированию у них важнейшего общеучебного умения — умения наблюдать.
ТСО помогают развивать у учащихся умение сравнивать, анализировать, делать выводы, так как в различных формах наглядности можно дать разные ракурсы изучаемых объектов, довести до логического конца неправильные рассуждения ученика. Практически и традиционные, и современные технические средства обучения и воспитания обладают возможностями развития творческих способностей учащихся. ТСО позволяют широко использовать различные пособия, в которых дети в процессе усвоения информации или ее закрепления и обобщения могут что-либо дописывать, дорисовывать, заполнять, а также изготавливать учебные пособия самостоятельно и защищать их на уроках.
Типичные педагогические ошибки,снижающие эффективность применения технических средств:
— недостаточная методическая подготовленность учителя;
— неправильное определение дидактической роли и места
аудиовизуальных пособий на уроках, несоответствие вы
разительных возможностей аудиовизуальных средств их
дидактической значимости;
— бесплановость, случайность применения;
— перегруженность урока или воспитательного занятия
ТСО, превращение в зрительно-звуковую, литературно-
музыкальную композицию.
Следует помнить также, что слово учителя — необходимое условие и средство повышения действенности аудиовизуальных пособий, осознанности восприятия и усвоения их содержания учащимися, управления их познавательной деятельностью.
Средства наглядности, демонстрируемые с помощью технических устройств, могут служить основой для самостоятельной работы учащихся. Применение их позволяет: научить обучаемых работать с различными источниками информации; разнообразить формы самостоятельной работы; научить самоконтролю и самокорректированию познавательной деятельности.
Таким образом, ТСО имеют четкое целевое назначение в учебно-воспитательном процессе в зависимости от их содержания (литературного, исторического, биологического, географического и т. д.), характера и сложности материала, которые определяют возрастные рамки их применения, места в процессе обучения или воспитания (подготовить к восприятию нового материала, передать новую информацию, проиллюстрировать, способствовать выработке общих представлений или системы понятий и суждений, закрепить, обобщить или проверить уровень усвоения полученных знаний или вырабатываемых умений и навыков).
Вопросы и задания
1. Что такое ТСО?
2. Какие классификации и по каким основаниям вы можете назвать?
3. Каковы дидактические возможности и особенности ТСО?
4. Назовите основные требования к ТСО. В кабинете ТСО (в техниче
ском центре) оцените с позиции этих требований имеющиеся там техни
ческие средства.
5. На каких этапах усвоения знаний могут использоваться ТСО? Ка
ким образом?
6. Как влияет использование ТСО на привлечение и удержание вни
мания детей?
7. Посетите урок с использованием ТСО и дайте оценку применения
этих средств.
КОМПЬЮТЕР КАК СОВРЕМЕННОЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Персональный компьютер (ПК) — универсальное обучающее средство, которое может быть с успехом использовано на самых различных по содержанию и организации учебных и внеклассных занятиях. При этом он вписывается в рамки традиционного обучения с широким использованием всего арсенала средств обучения. ПК может помочь активному включению учащегося в учебный процесс, поддерживать интерес, способствовать пониманию и запоминанию учебного материала. Кроме того, вся современная проекционная аппаратура является мультимедийной, т. е. многофункциональной (от лат. media — среда, или носитель информации). Многие модели сопряжены с компьютерами, которые тоже представляют собой мультимедийное устройство. Термин «мультимедиа» означает возможность работы с информацией в различных видах, а не только в цифровом, как у обычных компьютеров. Прежде всего это звуковая и видеоинформация. Мультимедиа-компьютеры — компьютеры с совокупностью программных и аппаратных средств, позволяющие воспроизводить звуковую (музыка, речь и др.), а также видеоинформацию (видеоролики, анимационные фильмы и др.).
Внастоящее время в ряде школ крупных городов появились так называемые видеоклассы,которые обладают массой преимуществ перед всеми ранее существовавшими оснащенными техникой кабинетами. Видеокласс предельно компактен и занимает минимум площади. Практически не требуется затемнения, кроме легких штор от прямых солнечных лучей. Состав кабинета: большой проекционный телевизор, компьютер, принтер, видеомагнитофон, телевизор учителя, миниатюрная самонаводящаяся видеокамера. Видеофильмы и все, что делается на компьютере, тут же транслируется на весь класс. Можно создать любой несложный учебный материал на экране компьютера и тут же его размножить на принтере и раздать детям, например, для индивидуальной работы или как индивидуализированные домашние задания. Под видеокамеру можно положить любой объект: раздаточные предметы, иллюстрации, даже некрупные живые объекты. Подложенная под нее школьная тетрадь с выполненной работой тут же появляется на экране демонстрационного телевизора, и учитель может показать любые ошибки, образцы выполнения тех или иных заданий и т.п. Все, что видят учащиеся, одновременно видит и учитель на экране своего телевизора. Это позволяет использовать всю аппаратуру
не сходя с места. Аппаратура установлена таким образом, чтобы, работая с ней, учитель имел возможность обозревать весь класс. К системе можно подсоединять любую мультимедийную технику, что делает возможности использования такого класса неограниченными .
В ряде школ возникают информационные центры — медиа-теки, содержащие помимо печатной продукции аудио- и видеокниги (альбомы с оптическими дисками), компьютерные программы на флоппи- и мини-дисках. При медиатеках создаются автоматизированные рабочие места для работы по новым технологиям обучения, создаются оптимальные условия для творческого, многоцелевого использования любой информации в учебно-познавательной деятельности учащихся во внеурочное время, для повышения профессионализма учителей и непрерывного их самообразования.
Возможности применения компьютера значительны: от справочной системы до средства моделирования ситуаций и деятельности в виртуальном мире.
Задачи применения компьютера в обучении:
— обеспечение обратной связи в процессе обучения;
— обеспечение индивидуализации учебного процесса;
— повышение наглядности учебного процесса;
— поиск информации из самых широких источников;
— моделирование изучаемых процессов или явлений;
— организация коллективной и групповой работы.
Основные аспекты,которыми надо руководствоваться при
анализе обучающей компьютерной программы и ее применении:
• Психологический — как повлияет данная программа на мо
тивацию учения, на отношение к предмету, повысит или снизит
интерес к нему, не возникнет ли у учащихся неверия в свои си
лы из-за трудных, непонятно сформулированных или нетради
ционных требований, предъявляемых машиной.
• Педагогический — насколько программа отвечает общей на
правленности школьного курса и способствует выработке у уча
щихся правильных представлений об окружающем мире.
• Методический — способствует ли программа лучшему усвое
нию материала, оправдан ли выбор предлагаемых ученику зада
ний, правильно ли методически подается материал.
• Организационный — рационально ли спланированы уроки с
применением компьютера и новых информационных техноло
гий, достаточно ли ученикам предоставляется машинного вре
мени для выполнения самостоятельных работ.
Компьютеры в обучении следует использовать только тогда, когда они обеспечивают приобретение знаний, которые невозможно или достаточно сложно получить при бескомпьютерных технологиях. Очень важно обучение строить таким образом, чтобы ученик понимал, что задачу решает он, а не машина, что только он несет ответственность за последствия принятого решения. Школьники теряют интерес к работе, если в конце урока уничтожаются плоды их труда, поэтому необходимо использовать выполненную ими работу на уроках при создании программных продуктов или разработке методических материалов.
Наиболее ценными в учебном процессе оказываются программные средства без однозначной логики действий, жестких предписаний, средства, предоставляющие ученику свободу выбора того или иного способа изучения материала, рационального уровня сложности, самостоятельного определения формы помощи при возникновении затруднений.
Из всех видов ТСО, применяемых до настоящего времени, только компьютер решает такие проблемы, как:
а) адаптивность учебного материала (в зависимости от инди
видуальных особенностей учащихся);
б) многотерминальность (одновременная работа группы поль
зователей);
в) интерактивность (взаимодействие ТСО и учащегося, ими
тирующее в известной степени естественное общение);
г) подконтрольность индивидуальной работы учащихся во
внеаудиторное время.
Компьютеры во многом способны решать те же методические задачи, что и традиционные ТСО.Но в условиях компьютерного обучения это делается на более мощной, совершенной и быстродействующей технике. Обучение реализуется в диалоговом (ТСО — учащийся) режиме. Компьютеризованные учебные материалы (учебные компьютерные программы) способны полнее и глубже адаптироваться к индивидуальным особенностям учащихся.
В педагогическом процессе выбор способа использования компьютера стоит в прямой зависимости от дидактической задачи.
По целям и задачам обучающие компьютерные программы делятся на иллюстрирующие, консультирующие, программы-тренажеры, программы обучающего контроля, операционные среды. Одни из них предназначены для закрепления знаний и умений, другие ориентированы на усвоение новых понятий. Есть обучающие программы, которые позволяют учащимся стать непосредствен-
ными участниками открытии, композиторами или художниками.
Большими возможностями обладают программы, которые реализуют проблемное обучение. В трудовом и профессиональном обучении особенно полезны программы, моделирующие и анализирующие конкретные ситуации, так как они способствуют формированию умения принимать решения в различных обстоятельствах.
Учебные игровые программы способствуют формированию мотивации учения, стимулируют инициативу и творческое мышление, развивают умение совместно действовать, подчинять свои интересы общим целям. Игра позволяет выйти за рамки определенного учебного предмета, побуждая учащихся к приобретению знаний в смежных областях и практической деятельности.
Нередко в одной программе соединяются несколько режимов (обучение, тренировка, контроль). Работая в режиме обучения, программа выводит на экран дисплея учебную информацию, задает вопрос на ее понимание. Если ответ неверен, машина или подсказывает, как найти правильный ответ, или дает ответ и задает новый вопрос. В режиме тренажера выводятся только тексты вопросов, при ошибочном ответе идет комментарий — результаты ответов не запоминаются, время их обдумывания не ограничивается. В режиме контроля варианты заданий подбираются компьютером, время обдумывания ограничивается, результаты фиксируются, при ошибке дается правильный ответ и комментарий. По окончании выводится список тем, по которым была допущена ошибка и которые стоит повторить, ставится отметка.
Таким образом, компьютер в учебном процессе выполняет несколько функций: служит средством общения, создания проблемных ситуаций, партнером, инструментом, источником информации, контролирует действия ученика и предоставляет ему новые познавательные возможности.
Способы использования компьютера в качестве средства обучения различны: это и работа всем классом, и группами, и индивидуальная работа. Они обусловлены не только наличием или нехваткой достаточного количества аппаратных средств, но и дидактическими целями. Если в классе имеется только компьютер учителя или если учитель ставит перед собой задачу проведения коллективной работы по поиску решения задач, постановки проблемы и т. д., он организует работу класса на основе своего компьютера. Такой подход в ряде случаев оказывается даже более продуктивным, чем индивидуальная работа учащихся.
Широкое применение в процессе обучения и воспитания могут иметь графические возможности компьютера. Созданные компьютерами изображения и мультипликация используются в кинофильмах, телешоу, рекламе, играх. Машинная графика не ограничена в своих возможностях: объекты графики могут появляться и исчезать, менять цвета, направление движения, превращаться в другие объекты и т. п. На экране можно смоделировать любой объект и подвергнуть испытаниям на реальность функционирования. С помощью графических программ вычерчиваются таблицы, графики, диаграммы и т. п. С появлением возможности транслировать через компьютер видеоинформацию программно-методические средства стали включать фрагменты документальных и художественных фильмов, музыкальные отрывки. Существуют разнообразные моделирующие программы. На уроках и во внеурочное время на компьютерах можно создавать познавательные игры. Возможно слежение за событиями через международные серверы.
Все эти возможности компьютерных технологий не снижают роли учителя.Все программы разработаны с обязательным активным участием педагогов, что предопределяет опосредованное влияние учителя даже в случае самостоятельной работы детей с компьютером. Именно учитель решает, исходя из индивидуальных особенностей ученика, какого характера программы более целесообразно использовать на том или ином этапе обучения, определяет все педагогические и психолого-методические аспекты взаимодействия ученика с компьютером.
Телепроекты, телеконференции, дистанционное обучение— виды компьютерных телекоммуникаций, получающие широкое распространение в учебно-воспитательном процессе. Самой известной и наиболее емкой телекоммуникационной сетью является Интернет.
Учебный телекоммуникационный проект — совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся-партнеров, организованная на основе компьютерной телекоммуникации, имеющая общую цель, согласованные способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности (Е.С. Полат).
Телеконференция — обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем, проводимый с привлечением одного или нескольких средств телекоммуникации (телефона, телевидения, видеотелефона, компьютерной телекоммуникации и т. п.).
Дистанционная форма обучения — получение образования без посещения учебного заведения с помощью современных информационно-образовательных технологий и систем телекоммуникации. Дистанционное обучение — заочное образование, самообразование и самообучение, заочное повышение квалификации и переподготовка, общедоступное «открытое» обучение.
Компьютер, мультимедийная и вспомогательная техническая аппаратура могут быть использованы для организации в школе своего издательства, можно создать электронную библиотеку, культурно-информационный центр. Формами внеклассной работы на основе техники являются кружки или клубные объединения по информатике и информационным технологиям, фото- и кинокружки. Современная мультимедийная аппаратура может широко использоваться при проведении любых массовых мероприятий в школе — от лекций с демонстрациями до театральных зрелищ и фестивалей, кинопоказов и дискотек.
Компьютер как техническое средство может использоваться на всех учебных предметах и во всех возрастных группах обучаемых.
Вопросы и задания
1. Что такое мультимедийные средства обучения?
2. Понравилась ли вам идея видеокласса? Какие варианты его ис
пользования вы можете предложить?
3. Какие задачи в обучении можно решать с помощью компьютерных
программ?
4. Назовите виды компьютерных программ.
5. Как строится режим обучающих, тренировочных и контрольных
компьютерных программ?
6. Какие способы использования компьютера в качестве средства обу
чения существуют?
7. Как вы думаете, вытеснит ли компьютер и современные информа
ционные технологии учителя из школы? Аргументируйте свое мнение.
8. Дайте определение основным компьютерным телекоммуникациям.
9. Как можно использовать компьютер и мультимедийную аппарату
ру в воспитательном процессе?
Литература
Дидактика средней школы. М., 1982.
Занков Л.В. Наглядность и активизация учащихся в обучении. М., 1960.
Коджаспирова Г.М., Петров В.К. Технические средства обучения и методика их использования. М., 2001.
Оконъ В. Введение в общую дидактику. М., 1990.
Интерес возникает из интересных предметов и занятий. Из богатства таковых возникает многосторонний интерес.
И.Ф. Гербарт
Глава 11