Характеристика методов производственного обучения

Нормативные документы, отражающие содержание образования

Стандартизация содержания образования обусловлена и задачей вхождения России в систему мировой культуры, что требует учета тенденций развития содержания общего образования в международной образовательной практике. Понятие стандарта происходит от английского слова standart, означающего "норма, образец, мерило". Под стандартом образования понимается система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала. В государственном образовательном стандарте выделяются 2 компонента: федеральный и национально-региональный. Федеральный компонент определяет те нормативы, соблюдение которых обеспечивает единство педагогического пространства России, а также интеграцию личности в систему мировой культуры. Национально-региональный компонент содержит нормативы в области родного языка и литературы, истории, географии, искусства, трудовой подготовки и др. Они относятся к компетенции регионов и учреждений образования. Учебный план. На уровне общего теоретического представления государственный стандарт находит отражение в учебном плане учебного заведения. Базисный учебный план – это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта в этой области образования. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования. Типовыеучебные планы носят рекомендательный характер. Они разрабатываются на основе государственного базисного учебного плана и утверждаются Министерством образования РФ. Учебный предмет – это система научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их познавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства. Учебная программа – нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Авторские учебные программы, учитывая требования государственного стандарта, могут содержать иную логику построения учебного предмета, собственные подходы к рассмотрению тех или иных теорий, собственные точки зрения относительно изучаемых явлений и процессов. Учебная литература. Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Государственный образовательный стандарт, его основные

Положения и компоненты

Закон РФ «Об образовании» трактует ГОС как сумму 3-х составных частей:1.Обязательный минимум содержания основных образовательных программ.2.Максимальный объём учебной нагрузки обучаемых. 3.Требования к уровню подготовки выпускников. Стандарт профессионального образования – это совокупность требований к уровню, содержанию и качеству профессионального образования, отражённых в соответствующих нормативных документах.

Основные положения государственного стандарта профессионального образования. ГС ПО разработаны в соответствии с Законом РФ «Об образовании».Его цели: 1.повышение качества профессиональной подготовки рабочих за счёт регламентации требований к результатам обучения и упорядочения системы контроля за эффективностью работы образовательных учреждений; 2.сохранение и развитие единого образовательного пространства в России;3. чёткое определение и разграничение компетенций федеральных, региональных и местных органов управления образованием;4.обеспечение эквивалентности профессионального образования внутри страны и за её пределами для участия РФ в международном рынке труда.

Компоненты государственного стандарта НПО и СПО .ГОС включает в себя 2 основных компонента:

1.Федеральный компонент стандарта отражает требования, обеспечивающие эквивалентность профессионального образования на всей территории России. Он представляет совокупность перечисленных документов, разрабатываемых на федеральном уровне.Документы федерального компонента распространяются на все формы организации профессионального обучения рабочих в рамках государственных и негосударственных структур независимо от их правового статуса и ведомственной принадлежности. Они имеют юридическую силу во всех регионах РФ.Руководители региональных органов управления образованием, образовательных учреждений несут ответственность за невыполнение требований федерального компонента стандарта в порядке, установленном законодательством РФ.

2.Национально-региональный компонент стандартаотражает национально-региональные требования к качеству и содержанию ПО и представляет собой совокупность нормативных документов. Национально-региональный компонент стандарта может уточнять и дополнять федеральный Перечень профессий и специальностей с учётом местных особенностей при условии соблюдения квалификационной структуры и Основных положений ГСНПО.

3. Профессиональная и квалификационная характеристика.Профессиограмма

Профессиональная характеристика отражает общие интегрированные требования к знаниям и умениям по профессии, требования к отдельным специальностям. Профессиональная характеристикапредназначена:для научно-обоснованного отбора содержания обучения по интегрированным профессиям; для разработки системы контроля за качеством профессиональной подготовки; для организации работы по профориентации;для определения форм повышения квалификации рабочих. Профессиональные характеристики, содержащиеся в ГОС, могут быть дополнены работниками образовательных учреждений с учётом региональных и местных особенностей, с учётом специфических требований к рабочей профессии со стороны местных работодателей. При корректировке профессиональной характеристики не допускается изменять содержащиеся в ней федеральные требования к знаниям и умениям. Для дополнения профессиональной характеристики используются следующие дополнительные источники: квалификационные характеристики, профессиограммы, данные изучения трудовых процессов, характерных для данной профессии, на местных предприятиях, организациях, учреждениях. Квалификационная характеристика –это государственный документ, в котором содержатся требования к профессиональным знаниям и умениям, обеспечивающим определённый уровень квалификации по конкретной профессии. Квалификационные характеристики содержатся в Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессий рабочих (ЕТКС). Квалификационная характеристика включает обязательные разделы: «Должен уметь»; «Должен знать». Квалификационная характеристика иногда заменяется профессионально-квалификационной характеристикой. Её называют профессиограммой :социально-экономической характеристики профессии, значения профессии для народного хозяйства, тенденций её развития; 1.предметов, средств, продуктов, технологий и условий труда;2.содержания труда, трудовых функций рабочего;3.требований производства к общеобразовательной, общетехнической, профессиональной подготовке рабочего;4.уровней квалификации (диапазона тарификации);5.психофизиологических особенностей профессии.

Содержание и принципы профессионального образования

Стандартная модель учебного плана устанавливает: 1.общую структуру содержания профессионального образования; 2.соотношение различных форм обучения (теоретического и практического); 3.ограничения на учебную нагрузку. Обязательные компоненты содержания профессионального образования раскрываются через укрупнённые учебные элементы и параметры качества усвоения учебного материала. Рабочие учебные планы и программы разрабатываются образовательными учреждениями. Порядок разработки и утверждения рабочей учебно-программной документации устанавливается территориальными органами управления образованием. Содержание профессионального образования может быть представлено следующими блоками: 1.Общетехнический блок – содержит учебный материал, отражающий научные основы техники и технологии межотраслевого назначения.2.Отраслевой блок –содержит учебный материал, раскрывающий общетехнические, общетехнологические и экономические основы производства и отрасли;3.Профессиональный блок – включает теоретический и практический учебный материал, являющийся основой для группы родственных профессий в рамках отрасли или на межотраслевом уровне.4.Специальный блок– содержит теоретический и практический учебный материал, необходимый для освоения специальности с выходом на требуемый уровень квалификации.5.Общеспециальный блок –выделяется в том случае, если профессия включает разветвлённую сеть специальностей.6.Блоки перепрофилирования –позволяют на основе имеющейся получить новую профессию.7.Блоки повышенного ПО –среднего или высшего. 8.Бизнес-блоки –нужны для благоприятного вхождения людей в рынок.9.Учебный план –это официальный документ, отражающий объём и содержание обучения.10.Модель учебного плана –это форма представления учебного плана, отражающая основные структурные компоненты содержания профессионального образования.11.Примерный учебный план –это документ, устанавливающий на федеральном уровне перечень и объём учебных циклов и предметов применительно к профессии и специальности с учётом ступени квалификации, минимального (базового) срока обучения.12.Рабочий учебный план –это учебный план, разработанный для конкретного образовательного учреждения на основе примерного, с учётом выбранной специализации и требований национально-регионального компонента образовательного стандарта. Принципы профессионального образования. Традиционные принципы:

1.преемственность всех ступеней и видов образования в стране;2.непрерывность;3.научность;4систематичность;5доступность;6.единство и взаимосвязь общего и профессионального образования.В последние годы к ним добавились новые принципы:1.профессиональная мобильность;2унификация образования;3.дифференциация образования;4.интенсификация образования;5.вариативность образования;6.индивидуализация подготовки;7.интеграция образования;8.гуманизация образования;9.демократизация образования;10гуманитаризация образования;11.повышение информационной насыщенности;12. информатизация и компьютеризация.

Учебные планы и программы. Их виды, структура и принципы разработки

Учебный план – основной документ, предназначенный для организации всего учебного процесса в учебном заведении. Различают: 1) примерный учебный план и 2) рабочий учебный план.В примерном – приводится перечень предметов, периоды их изучения, объёмы циклов дисциплин.В рабочем – даётся перечень учебных предметов; определяется порядок и последовательность их изучения; указывается количество часов на каждый предмет в неделю, в учебный год, за весь курс обучения; перечисляются экзамены; устанавливается режим учебных занятий, структура учебного года, т.е. график учебного процесса. Проектирование учебного плана включает 3 этапа: 1) создание модели учебного плана;2) создание примерного учебного плана;3) создание модели рабочего учебного плана. Учебная программа – документ, детально раскрывающий содержание обучения по конкретному предмету.Примерная учебная программа – документ, детально раскрывающий обязательные (федеральные) компоненты содержания обучения и параметры качества усвоения учебного материала по конкретному предмету примерного (типового) учебного плана.Рабочая учебная программа – это программа, разработанная на основе примерной (типовой) применительно к конкретному учебному заведению с учётом национально-регионального компонента стандарта. Принципы разработки учебно-программных документов.

Основными – являются известные дидактические принципы: научность; доступность; систематичность; последовательность, связь теории с практикой; унификация; дифференциация.

Характеристика методов производственного обучения

Метод обучения в производственной деятельности – это способ взаимосвязанной деятельности преподавателя, мастера производственного обучения и учащихся, направленный на овладение учащимися знаниями, умениями, навыками, на их воспитание и развитие. Существует классификация методов, выделяемых в зависимости от основных дидактических задач, реализуемых на данном этапе обучения:1.методы организации и реализации учебно-познавательной и учебно-производственой деятельности;2.методы стимулирования и мотивации учебной деятельности учащихся;3.методы самоконтроля и контроля за эффективностью учебной деятельности учащихся. В учебном процессе наиболее важным является знание преподавателем, мастером производственного обучения их сущности, условий эффективного применения, владения умениями пользоваться ими для руководства познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся.Деятельность педагога (преподавателя, мастера ПО) при реализации методов обучения складывается из следующих основных типичных компонентов: целевая установка; определение содержания и порядка деятельности учащихся (ориентировочная основа их деятельности); собственнообучающая деятельность педагога; руководство познавательной и учебно-производственной деятельностью учащихся; подведениеитогов. Методы обучения должны: способствовать активизации учащихся; обеспечивать понимание и осознание изучаемого материала; быть разнообразны; быть комплексными; соотносится с реальными возможностями учащихся. соотносится с реальными возможностям по их использованию.

Наши рекомендации