Технологическая карта урока 2 Наш друг – карандаш
Технологическая карта урока 1 Наши пальчики играют
Педагогическая цель | Создать условия для выявления уровня развития ручной моторики (кинетической основы движений) |
Тип урока | Постановочный, диагностика |
Планируемые результаты (предметные) | Самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики («Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»); овладевают первоначальными представлениями о правилах речевого этикета; ориентируются в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирают адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку. Познавательные: самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики («Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»); используют речевые средства для решения коммуникативных задач; овладевают логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, установления причинно-следственных связей, строят рассуждения. Коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения; осуществляют взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивают собственное поведение и поведение окружающих |
Основное содержание темы, понятия и термины | Сила и выносливость пальцев рук – залог успешной деятельности; упражнения: «Покажи пальчики», «Крестики», «Игра на рояле», «Кулак – ребро – ладонь», «Пальчики здороваются»; правила речевого этикета в ситуациях общения, ручная моторика, мелкие мышцы пальцев рук |
Окончание табл.
Образовательные ресурсы | 1. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3–7 лет : диагностический журнал / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград : Учитель, 2012. 2. Предметные картинки с изображениями козы, работающего кузнеца. 3. Сигнальные карточки (красного и синего цветов). 4. Аудиозапись р.н.м. «Во кузнице…» |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель проверяет готовность к уроку. Читает стихотворение: Раз, два – выше голова, Три, четыре – руки шире, Пять, шесть – тихо сесть | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Контрольно-диагностический | Фронтальная; беседа; словесный | Учитель читает текст стихотворения, сопровождая его движениями: У девочек и мальчиков На руке пять пальчиков: Палец большой – парень с душой, Палец указательный – господин влиятельный, Палец средний – тоже не последний. Палец безымянный – с колечком ходит чванный, Пятый – мизинец, принес вам гостинец. – Сколько у человека пальцев на руке? | Отвечают на вопросы: – Пять. | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы |
Продолжение табл.
– Скажите, как зовут каждый пальчик? Покажите свои пальчики. – Пальчики должны уметь трудиться. Это важно для того, чтобы успешно заниматься различными видами продуктивной деятельности. – Сегодня на уроке мы проверим, насколько ваши пальчики готовы к серьезной работе | – Большой, указательный, средний, безымянный, мизинец | ||||
1. Выполнение упражнения «Покажи пальчики» | Фронтальная, индивидуальная, парная; наглядно-демонстрационный, практический | Учитель загадывает загадку: Подойди ко мне поближе: Малыша я не обижу. Поиграй со мной минутку, Я бодаюсь только в шутку!* Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением козы. – Оказывается, вы можете сделать «козу» из пальцев рук. Учитель дает указания к выполнению упраж- нения: – Положите руки перед собой, сжав кисти рук в кулак. Одновременно вытяните указательный палец и мизинец правой руки, потом левой руки, обеих рук. – Наверное, часто родители, забавляясь с вами, играли в «козу». Предлагаю вам поиграть в игру «Идет коза рогатая» | Отгадывают загадку. (Коза.) Рассматривают предметную картинку с изображением козы. Выполняют упражнение | Слушают, анализируют содержание загадки, проводят ассо- циации, рассматривают картинку с изображением козы. Строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное и совместное вытягивание указательного пальца и мизинца правой (левой) руки | Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»: (отметить объем движений (полный, неполный), темп выполнения (нормальный, медленный, быстрый), актив-ность (нормальная, заторможенная, двигательное беспокойство), коор- динацию движений (нормальная, некоординированные движения), способность |
Продолжение табл.
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Игра «Идет коза рогатая». Учащиеся разворачиваются лицом друг к другу. Каждый из сидящих в паре учеников поочередно делает из пальцев рук «козу», точно следуя порядку выполнения движений. Те ученики, которые сделали «козу», повторяют слова учителя, сопровождая текст движениями: «Идет коза рогатая за малыми ребятами (девча- тами)». Затем начинает водить возле сидящего напротив ученика «рогами»: «Забодаю, забодаю, забодаю!» Произносит слова быстро, «бодая» ученика, сидящего напротив | Выполняют движения физкультминутки | Взаимодействуют друг с другом в процессе игрового общения | к переключению движений (см. Приложение 1) |
2. Выполнение упраж- нения «Крес- тики» | Фронтальная, индивидуальная; практический | – Следующее упражнение называется «Крестики». Учитель дает указания к выполнению упражнения: – Положите руки перед собой тыльной стороной ладони вниз. Поместите указательный палец на средний, а потом наоборот, сначала на правой руке, а затем на левой | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочеред-ное наложение указательного пальца на средний на правой, затем на левой руке | Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (критерии оценивания результатов – см. упражнение 1 в Приложении 1) |
Продолжение табл.
3. Выполнение упраж-нения «Игра на рояле» | Фронталь-ная, индивидуальная; практический | Учитель дает указания к выполнению упражнения: – Положите руки перед собой тыльной стороной ладони вниз. Поочередно сгибайте и разгибайте пальцы правой и левой руки, начиная с большого, затем с мизинца | Выполняют упражнение | Внимательно слушают, строго следуют инст- рукции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное сгибание и разгибание пальцев правой и левой руки, начиная с большого пальца, с мизинца | Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»: (отметить объем движений, координацию движений, самостоятельность выполнения (полная, с помощью), сопутствующие движения (есть, нет), лево- рукость (есть, нет) (см. Прило- жение 1) |
4. Выполнение упраж- нения «Кулак-ребро- ладонь» | Фронтальная, индивидуальная; беседа; наглядно-демонстрационный, практический, словесный | Учитель дает указания к выполнению упражнения. – Положите руки перед собой внутренней стороной ладоней друг другу. Одновременно изменяйте положение кистей рук: одна (правая) сжата в кулак, другая (левая) – с распрямленными пальцами, затем наоборот: левая сжата в кулак, правая – с распрямленными пальцами. – Что напоминают вам эти движения? Учитель демонстрирует иллюстрацию с изображением работающего кузнеца. | Выполняют упражнение. Отвечают на вопросы: – Работу кузнеца. Рассматривают иллюстрацию | Внимательно слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочеред-ное сжимание и разжимание пальцев правой и левой руки; | Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (критерии оценивания результатов – см. упражнение 1 в Приложении 1) |
Продолжение табл.
– Почему кузнец изображен таким сильным, большим? – Чем работает кузнец? – Предмет, на котором кузнец кует, называется наковальней. – Какие движения тяжелым молотом совершает кузнец? Покажите эти движения | с изображением работающего кузнеца. – Кузнец выполняет очень тяжелую работу. – Он работает тяжелым молотом | формулируют ответы на вопросы, рассматривают иллюстрацию с изображением работающего кузнеца | |||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Учащиеся выполняют упражнение под музыкальное сопровождение (р. н. м. «Во кузнице…») | Выполняют движения физкультминутки | Координируют действия с темпом музыки | |
5. Выполнение упражнения «Пальчики здороваются» | Фронтальная, индивидуальная; беседа; практический, словесный | Учитель дает указания к выполнению упражнения: – Положите руки перед собой, развернув кисти рук внутренними сторонами ладоней к себе. Поочередно касайтесь четырьмя пальцами большого пальца сначала на правой руке, затем на левой и на обеих руках. | Выполняют упражнение. | Внимательно слушают, строго следуют инструкции учителя, самостоятельно выполняют движения: поочередное касание четырьмя пальцами большого пальца на правой руке, затем на левой и на обеих руках. | Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (критерии оценивания результатов – см. упражнение 1 в Приложении 1) |
Продолжение табл.
– А вы знаете, что здороваться – это значит желать другому человеку здоровья. Как вы здороваетесь? Покажите. К доске выходят два ученика и демонстрируют форму обращения и поведения в соответствующей речевой ситуации | Решают речевую ситуацию: при встрече со взрослым человеком употребляют слово «здравствуйте»; при встрече со сверстником – «привет», «здравствуй» (допускаются поклоны и легкие взмахи кистью руки) | Соблюдают правила взаимодействия со сверстниками в процессе ситуации общения, знают и умеют применять пра- вила речевого этикета | |||
III. Рефлексивно-оце-ночный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Чем вы занимались на уроке? – На что были направлены задания и упражнения? | Отвечают на вопросы: – На уроке выполняли задания и упражнения. – Задания и упражнения направлены на развитие пальцев рук: их выносливость и силу. | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
Окончание табл.
– Где могут пригодиться выносливость и сила пальцев рук? – Какие качества помогли вам в выполнении заданий? – Какое задание вызвало у вас затруднение? – Кто доволен своей работой на уроке? Покажите сигнальную карточку красного цвета. Домарассказать о том, что делали на уроке; поиграть с родителями (сестрой, братом) в те игры, которые больше всего понравились | – При выполнении различной работы: письма, рисования, спортивных упражнений, игры на музы- кальных инструментах. – Терпение, внимательность, сила воли, сосредоточенность |
Технологическая карта урока 2 Наш друг – карандаш
Педагогическая цель | Создать условия для выявления уровня развития ручной моторики (навыка работы с карандашом) |
Тип урока | Постановочный, диагностика |
Планируемые результаты (предметные) | Самостоятельно выполняют диагностические задания на ручную моторику (рисование простых узоров, графический диктант); знакомятся с историей становления и развития письма, первыми принадлежностями для него, правилами посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом) |
Личностные результаты | Принимают и осваивают социальную роль обучающегося; уясняют мотивы учебной деятельности и понимают личностный смысл учения; проявляют эмоциональную отзывчивость, понимание и сопереживание сверстникам в неудачном выполнении ими заданий и упражнений; используют мотивацию к творческому труду, к работе на результат |
Универсальные учебные действия (метапредметные) | Регулятивные: принимают и сохраняют цель и задачи учебной деятельности, осуществляют поиск средств ее достижения; оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; адекватно воспринимают оценку. Познавательные: самостоятельно выполняют задания и упражнения на развитие ручной моторики (рисование простых узоров, графический диктант); знакомятся с историей становления и развития письма, первыми принадлежностями для него, правилами посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом); контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями реализации; строят рассуждения. Коммуникативные: слушают собеседника, признают возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагают свое мнение и аргументируют собственную точку зрения |
Основное содержание темы, понятия и термины | Письмо – средство письменной передачи устной речи, берестяная грамота, заостренная палочка для письма, гусиные перья, перьевая ручка, баночка с чернилами (чернильница), печатная машинка, шариковые и автоматические ручки, компьютер, правила посадки при письме, обращения с ручкой (карандашом), задания: рисование простых узоров, графический диктант, ручная моторика, умение работать с карандашом |
Окончание табл.
Образовательные ресурсы | 1. Краснянская, А. С. Физкультминутка с «волшебным» карандашом / А. С. Краснянская, В. Н. Антюшина // Физкультурное воспитание детей с нарушением зрения в детском саду и школе. – 2004. – № 5. – С. 32–39. 2. Развитие мелкой моторики и речи у детей 3–7 лет : диагностический журнал / авт.-сост. Н. Л. Стефанова. – Волгоград : Учитель, 2012. 3. Иллюстрация Карандашика. 4. Предметы и инструменты для письма. 5. Листы нелинованной бумаги с образцами узоров, в клетку – с обозначенными опорными точками, мягкие карандаши по количеству учащихся. 6. Сигнальные карточки (красного и синего цветов) |
Сценарий урока
Этапы урока | Формы, методы, методические приемы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Вид и форма контроля | |
осуществляемые действия | формируемые умения | ||||
I. Организация начала урока | Фронтальная, индивидуальная | Учитель и учащиеся приветствуют друг друга. Учитель проверяет готовность к уроку | Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку, эмоционально настраиваются на урок | Внимательно слушают, дают внутреннюю установку на урок | Индивидуальный. Проверка готовности к уроку |
II. Контрольно-диагностический. 1. История ста- | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный, наглядно- | Учитель демонстрирует предметную картинку с изображением героя, который будет сопровождать детей на протяжении всего урока – веселого Карандашика. | Рассматривают иллюстрации с изображением веселого Каран- дашика на с. 4–5 («Прописи 1»), | Внимательно слушают, формулируют ответы на вопросы, рассматривают и описывают предметную |
Продолжение табл.
новления и развития письменности. Первые учебные принадлежности для письма. Правила обращения с ручкой (карандашом) при письме | демонстрационный, практический | – Кто это? – Почему Карандашик улыбается? – Можно назвать Карандашика нашим другом? – Карандашик знакомит нас с интересными фактами из истории письма, которая уходит в далекое прошлое. Откройте «Прописи 1» на с. 4–5. Рассмотрите иллюстрации. Что вы видите на страницах? – Какие из инструментов и предметов письма вам известны? – Почему люди обратились к письму? – Раньше писали (выцарапывали буквы) на берестяных грамотах остро заточенной палочкой. Учитель обращает внимание учащихся на ил-люстрацию в нижней части «Прописи 1» на с. 4 | отвечают на вопросы. – Карандашик. – Потому что ему радостно. Он видит своих друзей – нас. – Да. Ответы детей. – Тетрадь, ручка, карандаш. – Чтобы не забывать важную информацию | картинку с изображением Карандашика, иллюстрации на с. 4–5 («Прописи 1»), называют письменные принадлежности с опорой на иллюстрации, ориентируются в первой учебной тетради, правильно располагают учебную тетрадь на рабочем месте, демонстрируют верное положение ручки при письме | |
Правила посадки при письме | – Это был очень трудоемкий и долгий процесс, в связи с чем, в качестве письменного инструментария стали использовать гусиные перья, а затем и перьевые ручки, обмакивая острие в баночку с чернилами (чернильницу). Писали на бумаге важную информацию, давали чернилам просох-нуть, запечатывали и отправляли по месту на- |
Продолжение табл.
значения. Перьевое письмо требовало определенного прилежания. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части прописи на с. 4. – Более ста лет назад была изобретена печатная машинка. Девушки-машинистки быстро набирали необходимый информационный текст. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5. – На смену перьевым ручкам пришли шариковые и автоматические ручки. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в верхней части с. 5. – Стало писать удобнее и быстрее. Сейчас практически у каждого из вас на столах компьютеры, ноутбуки, которые имеют широкие функциональные возможности. Учитель обращает внимание учащихся на иллюстрацию в нижней части с. 5 (по воз- можности учитель демонстрирует предметы и инструменты для письма). – Для того, чтобы красиво писать и сохранить правильную осанку, необходимо выполнять правила посадки при письме. Рассмотрите иллюстрации с изображением учеников, сидящих за столами при письме, на с. 4–5. – Как лежит тетрадь? | – Тетрадь лежит под наклоном. |
Продолжение табл.
– Тетрадь должна располагаться под углом 45°, правый угол направлен вверх. Как располагаются руки? – Как следует держать спину, ноги, голову при письме? – Обратите внимание на то, что между корпусом тела и краем стола должен свободно проходить кулак. Поэтому стул надо придвигать к столу на соответствующее расстояние. Источник света должен падать с той стороны, где находится пишущая рука. Сядьте правильно. Учащиеся демонстрируют правильную посадку за столом. – Расскажите, как правильно держать ручку (карандаш) при письме. При необходимости учитель акцентирует внимание учащихся на том, что ручку (каран- | – Руки полностью лежат на столе. Нерабочая рука придерживает тетрадь. – Спину следует держать ровно, немного накло- нив корпус вперед. Ноги – прямо, ступнями касаясь пола, под углом 90°. Голо- ву – немного наклонив вперед. Принимают правильную позу при письме. | Индивидуальный. Демонстрация правильной позы при письме. |
Продолжение табл.
даш) кладут на средний палец рабочей руки, придерживая большим пальцем, указательный кладут сверху на ручку (карандаш). – Покажите, как будете держать ручку (карандаш) во время письма. Учащиеся демонстрируют правильное положение ручки (карандаша). – Наш друг Карандашик предлагает выполнить задания и упражнения, которые помогут определить, как вы владеете карандашом, действуете по инструкции. Как вы думаете, важны ли выносливость, сила пальцев рук, терпение, внимательность, старательность для выполнения упражнений с карандашом? | Показывают верное положение ручки при письме. – Да | Индивидуальный. Демонстрация верного положения ручки при письме | |||
2. Рисование простых узоров | Фронтальная, индивидуальная; наглядно-демонстрационный, практический | У каждого на столе лист нелинованной бумаги с образцами узоров, данных учителем, мягкий карандаш. – Карандашик предлагает рисование простых узоров. Учитель ведет показ порядка рисования узоров на доске, учащиеся внимательно смотрят, затем самостоятельно продолжают узоры. Образцы узоров: | Выполняют задание | Рассматривают и слушают объяснение рисования простых узоров, самостоятельно выполняют задание, строго следуя инструкции учителя, адекватно воспринимают замечания учителя о проделанной работе | Индивидуальный. Выполнение диагностического упражнения. Заполнение индивидуальной «карты знаний»: (если ученик хорошо справляется с заданием, значит, достаточно готов к работе по обучению письму; если нарисован- |
Продолжение табл.
Физкультминутка с «волшебным» карандашом | Коллективная. Практический | 1) Прокатывание карандаша в ладонях. Зажать карандаш между ладонями. Выполнить поступательные движения кистями рук с постепенным наращиванием темпа, не допуская падения карандаша, в течение 3–5 с. 2) Вращение карандаша подушечками пальцев. 3) «Мост». Взять карандаш. Положить его на кончики пальцев правой руки, затем левой руки и удерживать в таком положении несколько секунд. Пальцы рук при этом сомкнуты и напряжены. Повторить 2–3 раза | Выполняют движения физкультминутки | ные узоры не соот-ветствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам, то ученик плохо управляет движениями руки, пальцев, недостаточны коррекция глаза, руки, зрительный контроль (см. Приложение 1) | |
3. Графический диктант | Фронтальная, индивидуальная; объяснение; словесный, наглядно-демонстрационный, практический | У каждого на столе лист бумаги в клетку, на котором обозначены четыре опорные точки, служащие началом выполнения задания, мягкий карандаш. Учитель дает предварительные объяснения: – Сейчас мы будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого надо внимательно слушать меня – я буду говорить, на сколько клеток и в какую сторону нужно проводить линию. Проводить следует только те линии, о которых я буду говорить. Когда проведете линию, ждите, пока я не скажу, как проводить следующую. Следующую линию надо проводить там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Когда я скажу, что надо провести | Внимательно слушают объяс- нения учителя, смотрят на образец учителя, самостоятельно выполняют задание, точно следуя инструкции педагога, адекватно воспринимают замечания учителя о проделанной работе | Индивидуальный. Выполнение диагностических упражнений. Заполнение индивидуальной «карты знаний» (см. Приложение 1) |
Продолжение табл.
линию направо на одну клетку, вы ее проведете вот так – от левой руки к правой (на своем листе бумаги учитель проводит линию слева направо длиной в одну клетку). Это я провела линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх. А теперь – на одну клетку направо. А теперь – на две клетки вниз. На одну клетку направо. (Слова сопровождаются рисованием линий на листе бумаге.) И получаем вот такой рисунок: Учащиеся самостоятельно выполняют диагностическое задание, предварительно проверив посадку и положение карандаша при письме. – Начинаем рисовать первый узор. Поставь карандаш на самую верхнюю точку. Начали! От точки веди линию вверх на одну клетку (пауза), теперь вправо на одну клетку (пауза), вниз на одну клетку. Следует дать три элемента узора: | Выполняют задание. Выполняют задание |
Продолжение табл.
Учитель следит за тем, чтобы ребенок не поворачивал лист и начинал новый узор с нужной точки | |||||
Физкультминутка | Коллективная. Практический | Учитель произносит слова, сопровождая текст ритмичными сжиманиями и разжиманиями пальцев рук. Учащиеся повторяют. Мы писали, мы писали, Наши пальчики устали. Мы немного отдохнем И опять писать начнем. Упражнение повторить 3–4 раза, после каждого раза встряхивая кисти рук | Выполняют движения физкультминутки | ||
4. Продолжение графического диктанта | Фронтальная, индивидуальная; объяснение; словесный, наглядно-демонстрационный, практический | – Теперь поставь карандаш на следующую точку. Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Продиктовать три элемента узора: – Дальше продолжай узор сам точно так же, как рисовал со мной. Учащиеся самостоятельно выполняют задание. | Выполняют задание. Выполняют задание. |
Продолжение табл.
– А теперь будем рисовать следующий узор. Поставь карандаш на следующую точку. Начинаю диктовать. Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Должен получиться следующий рисунок: – Дальше продолжи узор сам до конца строки. Учащиеся самостоятельно выполняют задание | Выполняют задание | ||||
III. Рефлексивно-оценочный | Фронтальная, индивидуальная; беседа; словесный | – Что выполняли на уроке? – На что были направлены задания и упраж- нения? | Отвечают на вопросы: – На уроке выполняли задания и упражнения. – Задания и упражнения направлены на развитие пальцев рук: их выносливость, силу, координацию движений, владение карандашом. | Формулируют ответы на вопросы, проводят внутренний анализ своей деятельности, дают самооценку |
Окончание табл.