Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников

Одним из важных условий реализации ОП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медсестра, родители. Равноправие субъектов подразумевает:

-открытость к взаимодействию;

-возможность запросить, и получить информацию;

-инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;

-возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

Цель – установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программ дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.

Задачи:

1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

2. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.

3. Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:

-специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;

-выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;

-сложившиеся традиции ДОУ.

4. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

5. Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ОП ДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.

6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

7. Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей (родителей (законных представителей), педагогов ДОУ) и детей;

-Сотрудничество ДОУ с семьей;

-Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

-Учет этнокультурной ситуации развития детей;

-Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;

-Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;

-Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.

Для осуществления партнёрского взаимодействия с родителями используются разнообразные формы:

-Активное участие родителей в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка;

-Приглашение родителей в периоды непосредственно образовательной деятельности с целью рассказа об их профессии, хобби, и т.д.;

-Сотрудничество в рамках исследовательских проектов, где взрослый идёт консультантом.

Одним из важных условий реализации ОП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники педагогического процесса.

Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медсестра, родители. Равноправие субъектов подразумевает:

-открытость к взаимодействию;

-возможность запросить, и получить информацию;

-инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;

-возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.

Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.

В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.

В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:

-единый подход к процессу воспитания ребёнка;

-открытость дошкольного учреждения для родителей;

-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;

-уважение и доброжелательность друг к другу;

-дифференцированный подход к каждой семье;

-равноответственность родителей и педагогов.

Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволит обеспечить ее эффективность, повысить качество образования.

Необходимые условия:

- совместные усилия семьи и ДОУ в оказании помощи и поддержки ребенку;

- уважение и понимание между родителями и педагогами, систематическое обсуждение вопросов воспитания, обучения и развития ребенка;

- проявление терпимости и деликатности в общении с ребенком;

- воспитание у детей уважения и доверия к взрослым (родителям, педагогу, близким людям).

Родители являются первыми педагогами ребенка. Одной из функций детского сада является оказание консультативно-методической помощи родителям в воспитании и обучении детей.

На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:

-с семьями воспитанников;

-с будущими родителями;

-с родителями выпускников;

-с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.

Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли и развивали способности и др. Однако без партнерского взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно.

Образовательные область (направление развития) Формы работы с родителями (совместной партнерской деятельности)
Физическое развитие     -Анкетирование -Консультации -Праздники, развлечения -Малый туризм -Соревнования -Стенды -Буклеты, памятки -Мастер-классы -День открытых дверей -Профилактика простудных заболеваний -Конкурсы и выставки -Фотовыставки -Создание журналов, газет -Проекты -Участие в спортивных акциях города, области, района -Клуб здоровья -Сайт ДОО
Социально-коммуникативное развитие     -Совместное оформление участка -Буклеты, памятки -Субботники -Тренинги -Родительские собрания -Консультации -Проектная деятельность -Мастер-класс -Презентации -Благотворительные акции -Экскурсии -Встреча с интересными людьми -Круглые-столы -День самоуправления -Анкетирование -Гость дня -Занятия практикумы -Сайт ДОО -Дни открытых дверей
Познавательное развитие   -Проекты -Мастер-класс -Помощь в создании предметно-пространственной среды -Встреча с интересными людьми -Конкурсы, выставки -ОБЖ -Информационно-наглядная информация -Экскурсии, походы -Посещение музеев -Рекомендации узких специалистов -Поход в театр и кинотеатр
Речевое развитие   -Рекомендации узких специалистов -Сайт ДОУ -Театрализованная деятельность -Викторины -Консультации, -Круглые-столы -Конкурсы -Диспуты -День открытых дверей
Художественно-эстетическое развитие   -Конкурсы -Праздники -Концерты -Гостиные -Мастерские -Выставки -Помощь в оформлении зала -Театрализованные представления

ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Проектно-тематическое планирование организации образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей

В основу реализации проектно-тематического планирования построения ООП ДО положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:

-социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;

-«проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;

-поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения ООП ДО;

-«технологичность работы педагогов по реализации ООП ДО (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т.д.);

-многообразие форм подготовки и проведения праздников;

- возможность реализации принципа построения ООП ДО по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении праздников);

-выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);

-основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменён, уточнён и (или) дополнен содержанием, отражающим:

1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности;

2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

В проектно-комплексном планировании учтены интересы, потребности детей, родителей и педагогов,

Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями, инициаторами тем могут выступить воспитанники группы, для этого в планировании остаются 15 %.

Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.

Формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.).

Тема отражается в подборе атрибутов материалов, их насыщением, находящимся в группе и в центрах развития с активным участием детей и их родителей.

Для реализации одной темы предусмотрено уделять времени от одной до двух недель.

В ходе освоения детьми содержания каждой из тем предусмотрено итоговое мероприятие.

Наши рекомендации