Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников
Одним из важных условий реализации ОП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медсестра, родители. Равноправие субъектов подразумевает:
-открытость к взаимодействию;
-возможность запросить, и получить информацию;
-инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
-возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.
Цель – установить партнерские отношения, объединить усилия для успешного освоения детьми основной общеобразовательной программ дошкольного образования, создать атмосферу общности интересов, активизировать родителей через включение их в управление и совместную детско-взрослую деятельность.
Задачи:
1. Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.
2. Оказание помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
3. Обеспечить учет образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей в определении:
-специфики национальных, социокультурных и иных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
-выбора тех парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, которые в наибольшей степени соответствуют потребностям и интересам детей, а также возможностям педагогического коллектива;
-сложившиеся традиции ДОУ.
4. Создать условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
5. Обеспечить информационную открытость разработки и реализации Программы для предоставления информации о ОП ДО семье и всем заинтересованным лицам, вовлечённым в образовательную деятельность.
6. Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
7. Обеспечить консультативной поддержкой родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
-Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей (родителей (законных представителей), педагогов ДОУ) и детей;
-Сотрудничество ДОУ с семьей;
-Приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
-Учет этнокультурной ситуации развития детей;
-Уважение взрослых к человеческому достоинству детей, формирование и поддержка их положительной самооценки, уверенности в собственных возможностях и способностях;
-Поддержка взрослыми положительного, доброжелательного отношения друг к другу и взаимодействия детей друг с другом в разных видах деятельности;
-Поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
Для осуществления партнёрского взаимодействия с родителями используются разнообразные формы:
-Активное участие родителей в разработке и реализации индивидуального образовательного маршрута ребёнка;
-Приглашение родителей в периоды непосредственно образовательной деятельности с целью рассказа об их профессии, хобби, и т.д.;
-Сотрудничество в рамках исследовательских проектов, где взрослый идёт консультантом.
Одним из важных условий реализации ОП ДО является взаимодействие с семьей: дети, воспитатели, родители, администрация – главные участники педагогического процесса.
Педагогическое взаимодействие предполагает координацию усилий нескольких сторон (субъектов образовательного пространства) в образовательном процессе. Равноправными субъектами педагогического процесса в детском саду являются дети, воспитатели, специалисты, младшие воспитатели, медсестра, родители. Равноправие субъектов подразумевает:
-открытость к взаимодействию;
-возможность запросить, и получить информацию;
-инициатором процесса взаимодействия по поводу вновь возникшей проблемы или с целью удовлетворения потребности может стать любой из субъектов;
-возможность участия субъектов в планировании, реализации, управлении и оценке результатов совместных проектов, образовательного процесса.
Семья является важнейшим общественным институтом, имеющим решающее значение, как для индивидуальной жизни человека, так и для социального, экономического культурологического развития общества.
В современных условиях дошкольное образовательное учреждение является единственным общественным институтом, регулярно и неформально взаимодействующим с семьей, то есть имеющим возможность оказывать на неё определенное влияние.
В основу совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения заложены следующие принципы:
-единый подход к процессу воспитания ребёнка;
-открытость дошкольного учреждения для родителей;
-взаимное доверие во взаимоотношениях педагогов и родителей;
-уважение и доброжелательность друг к другу;
-дифференцированный подход к каждой семье;
-равноответственность родителей и педагогов.
Взаимодействие с родителями как обязательное условие успешной реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования, позволит обеспечить ее эффективность, повысить качество образования.
Необходимые условия:
- совместные усилия семьи и ДОУ в оказании помощи и поддержки ребенку;
- уважение и понимание между родителями и педагогами, систематическое обсуждение вопросов воспитания, обучения и развития ребенка;
- проявление терпимости и деликатности в общении с ребенком;
- воспитание у детей уважения и доверия к взрослым (родителям, педагогу, близким людям).
Родители являются первыми педагогами ребенка. Одной из функций детского сада является оказание консультативно-методической помощи родителям в воспитании и обучении детей.
На сегодняшний день в ДОУ осуществляется интеграция общественного и семейного воспитания дошкольников со следующими категориями родителей:
-с семьями воспитанников;
-с будущими родителями;
-с родителями выпускников;
-с родителями детей, не посещающих дошкольное образовательное учреждение.
Приведя ребенка в детский сад, родители хотят, чтобы их детей не только готовили к школе, но и обеспечивали широкий спектр знаний, развивали умения, навыки общения, выявляли и развивали способности и др. Однако без партнерского взаимодействия с семьей решить эти проблемы практически невозможно.
Образовательные область (направление развития) | Формы работы с родителями (совместной партнерской деятельности) |
Физическое развитие | -Анкетирование -Консультации -Праздники, развлечения -Малый туризм -Соревнования -Стенды -Буклеты, памятки -Мастер-классы -День открытых дверей -Профилактика простудных заболеваний -Конкурсы и выставки -Фотовыставки -Создание журналов, газет -Проекты -Участие в спортивных акциях города, области, района -Клуб здоровья -Сайт ДОО |
Социально-коммуникативное развитие | -Совместное оформление участка -Буклеты, памятки -Субботники -Тренинги -Родительские собрания -Консультации -Проектная деятельность -Мастер-класс -Презентации -Благотворительные акции -Экскурсии -Встреча с интересными людьми -Круглые-столы -День самоуправления -Анкетирование -Гость дня -Занятия практикумы -Сайт ДОО -Дни открытых дверей |
Познавательное развитие | -Проекты -Мастер-класс -Помощь в создании предметно-пространственной среды -Встреча с интересными людьми -Конкурсы, выставки -ОБЖ -Информационно-наглядная информация -Экскурсии, походы -Посещение музеев -Рекомендации узких специалистов -Поход в театр и кинотеатр |
Речевое развитие | -Рекомендации узких специалистов -Сайт ДОУ -Театрализованная деятельность -Викторины -Консультации, -Круглые-столы -Конкурсы -Диспуты -День открытых дверей |
Художественно-эстетическое развитие | -Конкурсы -Праздники -Концерты -Гостиные -Мастерские -Выставки -Помощь в оформлении зала -Театрализованные представления |
ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Проектно-тематическое планирование организации образовательного процесса с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
В основу реализации проектно-тематического планирования построения ООП ДО положен примерный календарь праздников, который обеспечивает:
-социально-личностную ориентированность и мотивацию всех видов детской деятельности в ходе подготовки и проведения праздников;
-«проживание» ребёнком содержания дошкольного образования во всех видах детской деятельности;
-поддержание эмоционально-положительного настроя ребёнка в течение всего периода освоения ООП ДО;
-«технологичность работы педагогов по реализации ООП ДО (годовой ритм: подготовка к празднику - проведение праздника, подготовка к следующему празднику - проведение следующего праздника и т.д.);
-многообразие форм подготовки и проведения праздников;
- возможность реализации принципа построения ООП ДО по спирали, или от простого к сложному (основная часть праздников повторяется в следующем возрастном подпериоде дошкольного детства, при этом возрастает мера участия детей и сложность задач, решаемых каждым ребёнком при подготовке и проведении праздников);
-выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования (включение в праздники и подготовку к ним родителей воспитанников);
-основу для разработки части основной общеобразовательной программы дошкольного образования, формируемой участниками образовательного процесса, так как примерный календарь праздников может быть изменён, уточнён и (или) дополнен содержанием, отражающим:
1) видовое разнообразие учреждений (групп), наличие приоритетных направлений деятельности;
2) специфику социально-экономических, национально-культурных, демографических, климатических и других условий, в которых осуществляется образовательный процесс.
В проектно-комплексном планировании учтены интересы, потребности детей, родителей и педагогов,
Праздники как структурные единицы примерного календаря праздников могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса событиями, инициаторами тем могут выступить воспитанники группы, для этого в планировании остаются 15 %.
Формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей.
Формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.).
Тема отражается в подборе атрибутов материалов, их насыщением, находящимся в группе и в центрах развития с активным участием детей и их родителей.
Для реализации одной темы предусмотрено уделять времени от одной до двух недель.
В ходе освоения детьми содержания каждой из тем предусмотрено итоговое мероприятие.