М_______а ма м______я мя
Читаем слитно слоги:
МА МО МУ МЫ МЭ | МЯ МЁ МЮ МИ МЕ |
Если есть затруднения в слитном чтении согласных с буквами Я и Ю, можно рассказать сказку про большого медведя и его маленького шалуна сынишку. Большой говорит сердито и твердо МА, а маленький — нежно, мягко МЯ, МЮ. Можно вернуться к разделу «Развитие речи» и повторить чистоговорки, вы( говорите всю фразу, а ребенок последний слог, можно просто повторять разговор медведей: ма — мю, мэ — ме, му — мю, мы — ми, мо — мё. Научите ребенка складывать слоги с мягкими и твердыми согласными, это избавит его в школе от многих ошибок при письме.
Аналогичным образом вы учите все согласные буквы и их соединения со всеми гласными буквами, т. е. буква и сразу слоги. Если со следующей буквой можно составить короткое слово, прекрасно, тогда к концу алфавита вы будете читать. Когда все буквы и слоги выучены, дайте малышу прочитать их вразнобой, потому что они часто просто запоминают наизусть и, не вдумываясь, повторяют, зная, что должно быть.
МА | НЯ | СИ |
КО | ОН | ОР |
ШУ | МЫ | ЛО |
ОК | НО | ТО |
УХ | СА | ХА |
УК | РО | КЯ |
УФ | ДО | МЮ |
ТЕ | НА | ФУ |
ЫР | ШИ | АЗ |
ЩИ | БУ | ЯК |
БИ | ЮВ | ЧА |
ТЯ | ОЗ | ХО |
НЯ | ГА | ДИ |
ЕМ | ЖО | ПЯ |
НЫ | ЦО | ФИ |
КЯ | МУ | СЯ |
Когда вы убедились, что прямые слоги освоены, покажите ребенку, каких успехов он добился и предложите прочитать отдельные слова и даже коротенькие предложения.
СА-НЯ, ОК-НО, МЫ-ЛО, МЫ ИГ-РА-ЕМи т. д. Вначале ему легче будет читать по складам. Пусть он сам складывает слова типа: ноги, рука, шары. Обязательно похвастайтесь его успехами перед папой, бабушкой.
Прочтение слогов из 3 букв рекомендуем предлагать только тогда, когда хорошо слитно читаются слоги из двух букв. Техника чтения такова: называете слог СА и просто добавляете звук М, называете звук У и добавляете слог СЫи т. д.
САМ | ТАМ | КОТ |
УСЫ | МАК | ТОТ |
МАЛ | РОС | ДУБ |
КОМ | АСЯ | ХОР |
АНЯ | СОР | ЧУК |
УХО | УХА | ШИП |
ОЛЯ | ДОМ | ФЫР |
ЭХО | СЭР | СИР |
ПЭР | ЛИЯ | ИРА |
ЛУК | ЛЮК | СЫН |
МАЛ | МЯЛ | МОЯ |
НАШ | НОС | ШУТ |
Слов можно придумать сколько угодно, желательно, чтобы ребенок их еще и складывал. Читать слова надо не один раз, но во второй и третий раз давайте их вразнобой, чтобы не было заучивания наизусть. После прочтения ребенком слова или слога, попросите его повторить прочитанное, а затем спросите, знает ли он такое слово или нет? Спрашивайте, на какой звук начинается слово, на какой заканчивается, какой в середине слова.
Прочитайте предложения:
У о-сы у-сы. У нас рос мак. Наш лук сух. Я ел суп. | У Ро — мы ша — ры. У нас рос лук. У па-пы сын Федя. У ме-ня ма-ши-на. |
Помните, мы говорили о делении слов на слоги, вот они нам и пригодились.
У Ни-ны кош — ка. Ира уш-ла в ки-но. О-ко-ло ма-ши-ны мы-ши. | У Фе-ди миш-ка. Кот у-пал в лу-жу. Ум-на-я со-ва. |
Обратите внимание малыша, что в конце каждого предложения ставится точка.
Определенную трудность представляют слова с несколькими согласными вначале. Объясните малышу, что пугаться нечего, пусть он просто их называет подряд, и у него все получится. Потренируйтесь на слогах.
ТРА ТРИ ТКА СТИ | ТРО ТРЕ ТКУ СТЕ | ТРУ ТРЯ ТКО СМИ | ТРЫ ТРЮ ТКЫ СМЮ | СВА СКА СМА СПА | СВО СКО СМУ СПО | СКУ СМЫ СПУ | |
СПЛО | СКЛО | СПЛЮ | СТА | СТО | СТУ | СТЫ |
ДРА КРА ГРА ВРА ПРА ФРА | ДРО КРО ГРО ВРО ПРО ФРО | ДРУ КРУ ГРУ ВРУ ПРУ ФРУ | ДРЫ КРЫ ГРЫ ВРЫ ПРЫ ФРЫ |
ЖВА ЖВИ ЖВЕ ЖВО ЖВУ ЗБА ЗБО ЗБУ ЗБЫ ЗБИ ЗБЕ | ЖДА ЖДИ ЖДЕ ЖДО ЖДУ ЗВА ЗВО ЗВУ ЗВЫ ЗВИ ЗВЕ | ЖЛА ЖЛИ ЖЛЕ ЖЛО ЖЛУ ЗДА ЗДО ЗДУ ЗДЫ ЗДИ ЗДЕ | ЖМА ЖМИ ЖМЕ ЖМО ЖМУ ЗЛА ЗЛО ЗЛУ ЗЛЫ ЗЛИ ЗЛЕ | ЖНА ЖНИ ЖНЕ ЖНО ЖНУ ЗНА ЗНО ЗНУ ЗНЫ ЗНИ ЗНЕ |
ЗБЮ ЗБЯ ШВА ШКУ ШЛА ШНУ БРА БРО БРЮ ГРА ГРЫ ХРА ПРО | ЗВЮ ЗВЯ ШКА ШКИ ШЛО ШПА БЛА БРУ БРЫ ГРО ГРИ ХРЮ ПРИ | ЗДЮ ЗДЯ ШВО ШКЫ ШЛЯ ШТИ БДА БЛУ БРИ ГРУ ГНУ ХРУ ПРУ | ЗЛЮ ЗЛЯ ШКО ШКЕ ШНИ ШТА БТА БЛЕ БЛИ ГРЯ ГДЕ ХРИ ПРЕ | ЗНЮ ЗНЯ |
Эти слоги должны, что называется, отскакивать от зубов. До тех пор, пока ребенок не будет их свободно читать, за тексты лучше не браться. И вы будете нервничать, и ребенок не получит удовольствия от чтения.
Вот и пришло время выучить последние три буквы алфавита. Предложите ребенку выложить из букв слово гуси. Спросите: «Какой согласный звук во втором слоге?». — «— Правильно, мягкий, потому что после него стоит буква и. Но ведь мы говорим «гуси», когда их много, а если у нас только один, то как мы скажем? Гусь. Сколько звуков в слове? Молодец — три звука, ты убрал звук и. Но что получилось, давай прочтем — Гус.Как же сделать, чтобы звук [с]стал совсем мягким? Оказывается есть волшебная буква, и если ее поставить после согласной, то она всегда будет мягкой. Это Ь, мягкий знак».
Прочтите ребенку маленькие стишки:
Почему не спишь ты, мышь,
И в углу своем шуршишь?
— Спать на твердом не люблю,
МЯГКИЙ ЗНАКсебе стелю.
И. Новикова
* * *
Мягкий знак — хитрый знак.
Не сказать его никак.
Он не произносится.
Но в слово часто просится.
Е. Измайлов
Попросите малыша подчеркнуть в первом стихотворении везде мягкий знак.
Проговорите и разберите с ним, где мягкий звук, где — твердый.
АС — АСЬ ОСЬ — ОС УТ — УТЬ УПЬ — УП | АРЬ — АР ОР — ОРЬ ЫСЬ — ЫС ИР — ЯР |
Спросите у малыша, как уголь превратить в угол. Какой последний звук в словах мягкий или твердый? Можете вначале ему помочь. Обозначьте кружками и буквами слово рысь на рис. 21.
Разберите слова: мел — мель, стал — сталь, был — быль, мол — моль, полка — полька, галка — галька, ел — ель, брат — брать, вес — весь.
Выложите из букв слова: соль, роль, ноль, щель, цель, лень, тень.
Прочитайте предложения: