Слова иноязычного происхождения

Нормы современного русского литературного языка

№ 1

Орфоэпическая норма

Задание 1.Расставьте ударение в словах, используя «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова.» Запомните место ударения в этих словах.

Агент, алфавит, алкоголь, аристократия, августовский, баловать, благоприобретение, блага, валовой, вероисповедание, выговоры, гербовый, грошовый, добыча, злоба, иначе, инцидент, исповедание, исподволь, красивее, кухонный, корысть, медикамент, маневр, мышление, намерение, облегчить, озлобленный, осведомить, откупоривать, отчасти, одновременно, премировать, приговор, призыв, принудить, приобретение, памятуя, предвосхитить, прецедент, развитой, рассредоточение, симметрия, соболезнование, созыв, средства, статус, статут, таможня, тотчас, уведомление, украинец, усугубить, фарфор, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать, шофер, эксперт, экспертный, эскорт.

Задание 2.Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры. За справками обращайтесь к «Словарю ударений рус­ского языка».

Бальмонт Константин — поэт;

Иванов Александр — художник;

Иванов Всеволод — писатель;

Искандер Фазиль — писатель;

Коненков Сергей — скульптор;

Кустодиев Борис — художник;

Лажечников Иван — писатель;

Лысенко Николай — композитор;

Лысенко Трофим — биолог;

Майков Аполлон — поэт;

Новиков Николай — русский просветитель

Новиков Анатолий — композитор;

Ожегов Сергей — языковед;

Обухова Надежда — певица;

Одоевский Владимир — писатель.

Задание 3. От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения с помощью «Орфоэпического словаря русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова».

Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, торт, ясли.

Задание 4. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударе­ния. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т. е. ме­нее желательные, но находящиеся в пределах нормы), уста­ревающие, имеющие стилистическую окраску. Для выполнения задания используйте «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова».

1. Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.

2. Августовский, безудержный, великовозрастный, де­вичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.

Задание 5.От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения с помощью словаря.

Броня — бронировать — бронированный.

Броня

Копия —

Марка —

Маска —

Пломба —

Премия

Задание 6. Расставьте ударения в прилагательных. Если возможны ва­рианты, укажите их.

1. Безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый.

2. Госпитальный, гербовый, давнишний, искристый, ка­менноугольный, мизерный, украинский, юродивый.

Задание 7. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравне­ния. Расставьте ударения с помощью «Орфоэпического словаря русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова».

Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, плохой, ясный.

Задание 8. Образуйте формы прошедшего времени возвратных гла­голов и расставьте в них ударения.

Браться, взвиться, взяться, влиться, гнаться, даться, драться, заняться, зваться, оторваться, подняться, подрать­ся, приняться, прорваться, родиться, сорваться.

Задание 9. Отметьте правильный вариант. Проверьте себя по словарям русского языка.

повлекший повлёкший
амеба амёба
помпезный помпёзный
желчь жёлчь
современный совремённый
одноименный одноимённый
каталог каталог
договор договор
торты торты
возрастов возрастов
профессоров профессоров
(результаты) плохи (результаты) плохи
(работа) начата (работа) начата
(она) соврала (она) соврала
(ты) включишь (свет) (ты) включишь (свет)
облегчить (выбор) облегчить (выбор)
этот рантье это рантье
этот женщина-посол эта женщина-посол
эти инспекторы эти инспектора
эти кремы эти крема
(трое) грузин (трое) грузинов
(килограмм) банан (килограмм) бананов
многочислен многочисленен
ответствен ответственен
лучше более лучше
умнейший самый умнейший
о пятьдесят восьми о пятидесяти восьми
в две тысячи третьем году в двух тысяча третьем году
обусловливать обуславливать
удостоивать удостаивать
(она) машет (рукой) (она) махает (рукой)
(он) мучит (собаку) (он) мучает (собаку)
(она) мерит (платье) (она) меряет (платье)
едьте! поезжайте!
не трогайте! не трожьте!
кладите! положьте!
альтернатива чему альтернатива чего, между чем
аномалия чего аномалия в чём
версия чего версия в чём
идентичный чему идентичный с чем
перпендикулярный с чем перпендикулярный к чему, чему
благодарить за что благодарить о чём
отмечать о чём отмечать что
вопреки чему вопреки чего
согласно чему согласно чего

Задание 10. Определите место ударения в словах, используя «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И. Аванесова».

Никчемный, введенный, ввезенный, внесенный, дареный, околесица, груженный, занесенный, желоб, наведенный, планер, одноименный, острие.

Задание 11. С помощью «Орфоэпического словаря русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова» расставьте ударения в следующих существительных. Значение выделенных слов выпишите из толковых словарей современного русского языка.

1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.

2. Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, ди­оптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.

3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, вете­ринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.

4. Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, пар­тер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.

№ 2

Лексическая норма

Задание 1.Определите значения следующих слов. Составьте сло­восочетания.

Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллего­рия, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассо­циация,баллотироваться, беллетристика, вираж, виртуоз, витраж, гамма, гарантия, гипотеза, дебатировать, дебют, декларация, дилемма, диле­тант, дубликат, закоснелый, закостенелый, заурядный, ими­тация, инверсия, инцидент, каламбур, кампания, кардиналь­ный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, ком­петентный, косный, прецедент.

Тавтология

Задание 2.Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.

1. Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все. 2. Это свойство свой­ственно всем писателям. 3. Строительство школы не дол­жно замирать на мертвой точке. 4. Питательная маска подпитывает кожу. 5.Деятельность фирмы ставилась вы­ше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 6.Расширился бюджет цен­тра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах большe участников.

Задание 3.Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.

1. Следует отметить следующие особенности.

2. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.

3. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.

5. Самая высочайшая вершина мира – Эверест.

6. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов.

7. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.

8. Вы сфотографировались на фотографии?

Задание 4.Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.

1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступи­тельной статье. 2. В институте разработаны новые методи­ки и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немед­ленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального тво­рения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обоз­начились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Ро­ман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к со­вместному сотрудничеству.

Задание 5.Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.

1. Она поборола боязнь и страх. 2. Манилов долго думал и размышлял. 3. Он негодовал от возмущения. 4. Они проявили свою инициативу. 5. Она с очень великой любовью полюбила Бориса. 6. Онегин вел паразитический образ жизни. 7. Тургенев завоевал мировую признательность. 8. Большую роль в показе образа князя Андрея играет показ его любви к Наташе. 9. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 10. Даже среди выдающихся романов Гончарова «Обломов» занимает выдающееся место.

Задание6.Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложениях.

1. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов.3. Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? 4. Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.

Плеоназм

Задание 7.Подчеркните словосочетания, в которых встречается плеоназм.

1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.

2. На этой фирме есть свободная вакансия.

3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир – несколько брелоков с символами Петербурга.

4. Самое первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.

5. В последнее время отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.

6. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания – 15 минут.

7. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.

8. Свою автобиографию я уже рассказал вам.

Расщепление сказуемого

Задание 8.Найдите «расщепленные сказуемые», замените их синонимичными глаголами. Определите, изменился ли при этом смысл и стилистическая окраска высказывания.

1. Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 2. Учи­тель провел опрос всех учеников. 3. Дважды в день произво­дят осмотр больных. 4. В классе мы ежедневно производим уборку. 5. В библиотеке наблюдается нехватка учебной лите­ратуры.

Лексическая сочетаемость

Задание 9.В приведенных предложениях нарушены границы лексиче­ской сочетаемости. Устраните этот недочет.

1.Большая половинаигры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет по­ложительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. В конце XVIII века страна была разделена на три неравные половины.

Задание 10.Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания ис­тинного значения слова.

Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.

Задание 11.Запишите словосочетания, из смешения (контаминации) ко­торых появились новые ненормированные выражения.

Тратить нервы =трепать, портить нервы + тратить здо­ровье, силы.

  1. Одержать успехи =
  2. Оказатьвнимание =
  3. Поставить вечер, концерт =
  4. Потерпеть потери =
  5. Играть значение =
  6. Оказать вред =
  7. Занять звание чемпиона =

Паронимы

Задание 12.

1. Каким эпитетом обычно определяют веселое настроение?

Игровое – игривое – игральное – игристое.

2. Какое из слов не обозначает собаку?

Фокстерьер – эрдельтерьер – экстерьер – тойтерьер.

3. Как называют человека, который покинул место жительства вследствие войны, стихийных бедствий и т. п.?

Бегун – беглец – беженец.

4. Как называют кусок железа, дерева и т.п., представляющий собой заготовку для какого-либо изделия?

Болван – болванка – болвашка.

5. Как называют инструмент для сверления отверстий?

Бор – бур – бурав.

6. Как называют вес товара без тары и упаковки?

Брутто – нетто.

7. Каким эпитетом обычно определяют человека, совершившего преступление?

Виноватый – виновный.

8. Каким эпитетом обычно определяют агрессивную политику?

Воинственная – воинствующая.

9. Как называют работника газовой промышленности?

Газовик – газовщик.

10. Как называют химическое соединение окисла металла с водой?

Гидрант – гидрат – гидрит.

Исправьте предложения.

1. Он не любил работать и вёл праздничный образ жизни.

Задание 13.С данными словами-паронимами составьте словосоче­тания.

Бережный - бережливый, веский - весомый, выборный - выборочный, драматический - драматичный, жилищ­ный - жилой, задерживать - сдерживать, мифический - мифо­логический, основание - обоснование, особый - осо­бенный, подменить - заменить, представить - предо­ставить,романтичный -романтический, эффектный - эффективный.

Задание 14.Выберите из приведенных паронимов тот, который необ­ходим в данном контексте. Объясните свой выбор.

1. Перед нами (встал - стал) вопрос... 2. Отчет (пред­ставляется - предоставляется) в двух экземплярах. 3. Ак­териграл (главную -заглавную) роль. 4.Девочка (оде­ла -надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел - произвел) опрос учеников.

Задание 15.Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары.

Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.

Синонимы

Задание 16.Подберите русские синонимы к иностранным словам.

Амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.

Задание 17. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.

1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.

2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.

3. Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.

4. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.

5. Хохотать, фыркать, хихихать, прыскать, гоготать.

Задание 18.Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.

1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.

2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.

3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).

Задание 19.Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках.

1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).

2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек).

3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).

Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)

Задание 20.Отметьте случаи неоправданного употребления устарев­ших слов. Исправьте предложения. Какие еще ошибки вы за­метили?

1. Даже целый сонм политиков не изменит мое мнение о жизни в стране. 2. Одна мысль о нем вызвала внутри незнакомый досе­ле трепет. 3. Наши сверх­звуковые аэропланы были представлены на международ­ной выставке. 4. Актеры учинили иск в адрес директора театра. 5. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.

Задание 21.Выделите слова, относящиеся к пассивной лексике; опре­делите их значения; употребите в контексте.

1. Аэроплан, аэрозоль, батрак, видеотелефон, возжечь, дизайнер, корабел, лоджия, мещанин, редут, стезя, указующий, хобби.

2. Брадобрей, видеозапись, диво, земство, клякса, кон­ка, ланиты, преамбула, программист, рабкор, референ­дум, сплин, экипаж.

Слова иноязычного происхождения

Задание 22.Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.

1. Абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, кампа­ния, контекст, кворум, меморандум, регресс, стереотип.

2. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиоз­ный, позитивный, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный.

3. Альтруизм, апелляция, апогей, имитировать, манки­ровать, приоритет, тарифицировать, филигранный, фор­мальный, эксцентричный.

Задание 23.Укажите случаи неправильного или стилистически неоп­равданного употребления заимствованных слов.

1. Констатированы факты нарушения школьной дисцип­лины. 2. Изменен регламент работы компьютеров. 3. Бес­порядки лимитируют работу в цехах. 4. Нельзя нивелиро­вать оценки ученикам. 5. Дефекты в подготовке выпускни­ков вскроются во время экзаменов. 6. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. 7. Были приняты экст­раординарные меры. 8.Нас попросили репрезентовать не­которые материалы. 9. Конвенция новой фирмы нас не устроила.

Задание 24.В каких речевых ситуациях лучше использовать иноязыч­ное слово, в каких - его русский синоним?

Декрет - постановление; дефис - черточка; дефект - изъян, недостаток; пролонгация - продление; променад - прогулка; регистр - список; репрезентация - представительство; хаос - беспорядок

Задание 25.Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения. Если нужно произведите синонимические замены.

1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 2. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 3. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 4. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить. 5. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.

Задание 26.Составьте контексты к каждому из приведенных ниже слов.

1. Индустрия – промышленность. 2. Ситуация – обстановка. 3. Локальный – местный. 4. Фауна – животный мир. 5. Флора – растительность. 6. Директива – указание. 7. Вояж – поездка. 8. Литера – буква. 9. Симптом – признак. 10. Увертюра – вступление.

Задание 27.Из «Словаря иностранных слов» выпишите слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Из каких языков они заимствованы? Подберите к ним русские синонимы.

Задание 28.Отредактируйте предложения.

1. Если инвестиционный климат в регионе неблагоприятен, то возникает риск инвестирования.

Фразеологизмы

Задание 29. Отредактируйте предложения.

1. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.

2. Даю голову на отсечение, что мы справимся с этой работой.

3. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.

Задание 30.Сгруппируйте парами фразеологизмы по значению.

1. Во все лопатки, поминай как звали, ни рыба ни мясо, шагу негде ступить, вилами по воде писано, ни за какие блага, один на один, от тоски до доски, куры не клюют.

2. Бабушка надвое сказала, ни то ни се, хоть пруд пруди, яблоку негде упасть, ни за что на свете, от корки до корки, с глазу на глаз, и след простыл, как угорелый.

Задание 31.Подберите антоним к фразеологизмам. Составьте и запишите предложения.

Жить душа в душу, чуть свет рукой подать, дать волю языку, спустя рукава, держать в ежовых рукавицах, положа руку на сердце, кот наплакал.

Задание 32.С данными словосочетаниями составьте по два предложения:

а) чтобы сочетание употреблялось в прямом смысле;

б) чтобы сочетание выступало в роли фразеологизма.

Гладить по головке, кормить завтраками, ходить на цыпочках, сесть в лужу, намылить шею, выйти из строя, связать руки.

Задание 33.Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме); исправьте ошибки.

1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки, свившей себе гнездо в нашем трудовом коллективе. 3. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение. 4. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 5. Ставлю вас в известность, что в школе имеют место серьезные упущения, на которые завуч и директор смотрят с закрытыми глазами. 6. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник. 7. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил.

Задание 34.Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов.

Ахиллесова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, глас вопиющего в пустыне, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка, дамоклов меч, двуликий Янус, прокрустово ложе, лебединая песня.

Задание 35.В приведенных примерах найдите словосочетания, кото­рые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несво­бодные.

1. Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на сло­ве, идти в ногу, брать пример, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого.

2. Видать виды, входить в колею, сгущать краски, на­вострить уши, дело в шляпе, смотреть сквозь пальцы, принимать за чистую монету, лебединая песня, биться как рыба об лед, держать ушки на макушке, голова идет кругом, замолвить словечко, без сучка без задоринки, стричь под одну гребенку, окунаться с головой, играть в бирюльки.

Задание 36.Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже фразеологизированным выражениям.

1. Держи карман шире, железная дорога, иметь место, марионеточное правительство, море по колено, ничтоже сумняшеся, рукой подать, ума не приложить.

2. Валять дурака, задать баню, кот наплакал, между Сциллой и Харибдой, типун на язык, умыть руки, едино­временное пособие, шевелить мозгами.

3. Ахиллесова пята, ломать голову, попасть впросак, с коломенскую версту, тертый калач, фиктивный капитал, тя­желый на подъем, грецкий орех.

4. Положа руку на сердце, прямой угол, средь бела дня, с одной стороны... с другой стороны, нелегкая де­рнула, сизифов труд, в ус не дуть.

5. Вещь в себе, загребать жар чужими руками, коман­дировочное удостоверение, первая ласточка, семь пятниц на неделе, час от часу, попасться на удочку.

Клише и штампы

Задание 37.Объясните значение публицистических штампов.

Найти горячий отклик в сердцах; труженики полей, морей, целины, сельского хозяйства; люди в белых халатах, серых шинелях; вести поиск; шахматная корона; шахматный король; спортивные баталии; рыцари льда; страж ворот; белое золото; черное золото; голубое зо­лото; зеленое золото; город на Неве; город на Волге; город на Днепре; страна кленового листа; страна восхо­дящего солнца; страна тюльпанов и каналов; страна ты­сячи озер.

Задание 38.Найдите в газетах и журналах 10 публицистических штам­пов. Определите их роль в тексте.

Задание 39.Составьте списки употребляемых вами речевых клише, вы­ражающих:

- приветствие (утреннее, дневное, вечернее),

- прощание,

- извинение,

- поздравление,

- благодарность.

Укажите ситуации употребления этих клише и их стилисти­ческое различие.

МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА

Задание 40.Подберите определения, правильно согласуйте их с при­веденными ниже словами. Словосочетания запишите.

Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, мет­ро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, так­си, фойе, бюро, пари, жюри, кино.

Задание 41.Определите род имен существительных. К существитель­ным общего рода подберите согласованные определения

Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, жер­тва, запевала, коллега, лакомка, лиса, мазила, марионет­ка, невежда, недотрога, недоучка, писака, старшина, стре­коза, судья, тамада, тряпка, тупица, умница, ябеда.

Задание 42.Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой.

1. Домик на пригорке был черный и крыт (толем, толью). 2. (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. 3. Ударили по (рельс, рельса), подвешенн... к дереву. 4. Мы вошли в светл... больш... (зал, зала). 5. Ветром был... разбросан... (скирд, скирда).

Задание 43.От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные опре­деления.

1. Жирафы, степи, скирды, неряхи, яблоки, ставни, присоски,шинели, медали, унты, гуси, клавиши, манжеты, за­навеси, старосты, идиомы.

2. Рояли, рельсы, босоножки, пожарища, погоны, бан­дероли, запевалы, грозди, санатории, ботфорты, залы, шампуни, мозоли, плаксы, судьи, боты.

Задание 44.Найдите и объясните ошибки в употреблении форм рода.

1. В верстах четырех от логовища волчицы стояла зимо­вье.

2. Говорят, полезно мыть волосы новой шампунью.

3. Наконец я смогла купить пять метров красивой тюли.

Задание 45.Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родо­вых пар.

Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, те­леграфистка, ткачиха, чемпионка.

Задание 46. Подберите к существительным мужского рода существи­тельные женского рода. Определите стилистические и се­мантические различия между ними. Отметьте случаи отсут­ствия родовых пар.

Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, канди­дат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный со­трудник, педагог, слесарь.

Задание 47.Укажите, какие из приведенных ниже отвлеченных и ве­щественных существительных имеют формы множествен­ного числа. Отметьте различия в употреблении единствен­ного и множественного числа приведенных имен сущест­вительных.

Беспорядок, вино, вода, глупость, масло, мороз, опыт, соль, знание, бумага, процесс, снег, радость, сталь, тем­пература, холод, шум, красота, литература, полотно, ини­циатива, договоренность, закат.

Задание 48.Укажите, какие из приведенных ниже существительных имеют форму единственного числа.

Подмостки, шахматы, брюки, яблони, цветы, ножницы, очки, качели, лекарства, гантели, сливки, цвета, сонеты.

Задание 49.Найдите и объясните ошибки в употреблении форм числа.

1. Второго мая в Подмосковье должен зацвести оду­ванчик, четвертого мая — вишня. 2. Все свои творческие дарования писатель отдавал людям, 3. К концу жизни ми­ровоззрения поэта изменились. 4. К этому времени он по­любил и русскую, и зарубежную литературы. 5. Погоды стояли теплые.

Задание 50.Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.

У (он, я, они, она).

Навстречу (я, он, она, они).

Выше (он, она, я).

Благодаря (он, она, они, мы, вы).

За (он, она, ты, я).

К (он, она, они, мы).

Из-за (он, она, они, вы, мы).

Вслед за (он, она, они, вы).

Задание 51.Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.

Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брыз­гать, полоскать.

Задание 52.Определите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксиче6ские) относятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу.

«Виды………………………………………………трудностей»

Вид трудности Правильный вариант Неправильный вариант
1. Колебания в роде существительных мой шампунь этот диван-кровать моя шампунь эта диван-кровать
2. Выбор окончания И.п. мн. числа имён существительных мужского рода инженеры директора инженера директоры
3. Выбор окончания Р.п. мн. ч. существительных апельсинов чулок башен апельсин чулков башней
4. Выбор краткой формы прилагательных на –ен-, -енен- свойствен откровенен свойственен откровен
5. Правильное образование форм степеней сравнения прилагательных красивее, более красивый умнейший, самый умный более красивее самый умнейший
6. Склонение количественных числительных пятисот двадцати шести, пятьюстами двадцатью шестью пятьсот двадцати шести, пятисот двадцати шестью и т.п.
7. Правильное использование глаголов несовершенного вида с гласными -а- и -о- в корне приурочивать затрагивать приурачивать затрогивать
8. Правильное образование настоящего/будущего времени изобилующих глаголов Изобилующие глаголы – глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы инфинитива и настоящего времени, другую с чередованиями (полоскает – полощет). машет, машут махает, махают
9. Правильное образование формы 1 л. ед. ч. настоящего/будущего времени недостаточных глаголов Недостаточные глаголы – глаголы с неполным спряжением, т.е. не имеющие отдельных личных форм по фонетическим или семантическим причинам. я одержу победу я побежу
10. Правильное образование формы повелительного наклонения глаголов ляг поезжай ляж едь
11. Правильное образование сложных форм причастий изрешечённый забредший изрешетённый забрёвший
12. Правильное образование сложных форм деепричастий выведя - выведши бежа, гасня

Задание 53.Прочитайте предложения. Определите, какие из суждений в нём истинные, а какие ложные. Исправьте неверные суждения.

1. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.

2. Речевое общение очень редко осуществляется по законам данного языка (русского, английского и т.д.).

3. Этот язык представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.

4. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство.

5. Речь под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков) почти не изменяется и не совершенствует язык.

6. Речь и язык современного человека – результат длительного исторического развития.

7. Благодаря речи, особенно её письменной форме, осуществляется передача и усвоение общественно-исторического опыта.

8. Вне речи возможно формирование сознания и овладение человеком знаниями.

9. Ребёнок слабо усваивает язык в процессе общения со взрослыми.

Задание 54.Из данных слов образуйте связный текст на тему: «Закономерности развития языка и речи».

Языкознание, стилистика, лексикология, фразеология, грамматика, рассмотренные вопросы, основополагающее значение, данный курс, аббревиатура, стили речи, изучение, учебный, закономерности, понимание, лексическое значение, слово, особенности, функционирование, предложение, речь, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, ведёт, более глубокий, комплексный, понимание, закономерности, развитие, языковая система, части речи, терминология, ударение, словари, основа, алфавит.

Синтаксическая норма

Задание 55. Найдите и исправьте ошибки в построении предложений.

1. Остап вынес все пытки благодаря того, что он был уверен, что казаки победят. 2. После получения наследства, оставленного Пьеру незаконным отцом, люди устремляются к нему. 3. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 4. Также в качестве причин преступления Раскольникова выступило письмо матери и трактирный разговор. 5. Базарову часто противопоставляют Николая Петровича Кирсанова, якобы являющегося любимым героем автора, который вызывает всеобщую симпатию. 6. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.

Задание 56.Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

1. Ряд новых законопроектов отклонено Думой. 2. Большая часть отзывов были положительными. 3. ЦСКА разгромила «Черноморец» со счетом 5 : 2. 4. Три картины номинировано на «Оскар». 5. Дворянство перестали играть роль передового класса. 6. Зёрна поджариваются обязательно на глазах у гостей в глиняной печке. 7. Собрались представители партий, вооруженные транспарантами и микрофонами на русском и иностранном языках.

Задание 57.Укажите ошибки в использовании деепричастного оборота. Исправьте предложения.

1. Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу, не поддержать! 2. Дополняя соответствующий теоретический курс того же автора, данное пособие составлено с учётом всех требований школьной программы. 3. Приобретая у нас сегодня карандаши, вам в подарок дарятся яркие краски. 4. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов. 5. Булгаков работал над романом десять лет, так и не успев его отредактировать. 6. Услышав её голос, сердце у меня забилось чаще. 7. Совершив преступление, неминуемо наказание. 8. Идя по улице, у него вертелась мысль.

Наши рекомендации