Слова иноязычного происхождения
Нормы современного русского литературного языка
№ 1
Орфоэпическая норма
Задание 1.Расставьте ударение в словах, используя «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова.» Запомните место ударения в этих словах.
Агент, алфавит, алкоголь, аристократия, августовский, баловать, благоприобретение, блага, валовой, вероисповедание, выговоры, гербовый, грошовый, добыча, злоба, иначе, инцидент, исповедание, исподволь, красивее, кухонный, корысть, медикамент, маневр, мышление, намерение, облегчить, озлобленный, осведомить, откупоривать, отчасти, одновременно, премировать, приговор, призыв, принудить, приобретение, памятуя, предвосхитить, прецедент, развитой, рассредоточение, симметрия, соболезнование, созыв, средства, статус, статут, таможня, тотчас, уведомление, украинец, усугубить, фарфор, ходатайствовать, хозяева, цыган, черпать, шофер, эксперт, экспертный, эскорт.
Задание 2.Расставьте ударения в фамилиях деятелей русской культуры. За справками обращайтесь к «Словарю ударений русского языка».
Бальмонт Константин — поэт;
Иванов Александр — художник;
Иванов Всеволод — писатель;
Искандер Фазиль — писатель;
Коненков Сергей — скульптор;
Кустодиев Борис — художник;
Лажечников Иван — писатель;
Лысенко Николай — композитор;
Лысенко Трофим — биолог;
Майков Аполлон — поэт;
Новиков Николай — русский просветитель
Новиков Анатолий — композитор;
Ожегов Сергей — языковед;
Обухова Надежда — певица;
Одоевский Владимир — писатель.
Задание 3. От следующих существительных образуйте родительный падеж и расставьте ударения с помощью «Орфоэпического словаря русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова».
Бант, бинт, герб, дверь, гуляш, гусь, жезл, клок, торт, ясли.
Задание 4. Найдите слова, в которых допускаются вариантные ударения. Отметьте нормативные ударения, допустимые (т. е. менее желательные, но находящиеся в пределах нормы), устаревающие, имеющие стилистическую окраску. Для выполнения задания используйте «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова».
1. Дискант, каталог, кета, компас, ломоть, мышление, партер, прикус, ровня, феномен.
2. Августовский, безудержный, великовозрастный, девичий, заснеженный, кирзовый, мизерный, мускулистый, окровавленный, флейтовый.
Задание 5.От предложенных существительных образуйте глаголы и причастия. Расставьте ударения с помощью словаря.
Броня — бронировать — бронированный.
Броня —
Копия —
Марка —
Маска —
Пломба —
Премия—
Задание 6. Расставьте ударения в прилагательных. Если возможны варианты, укажите их.
1. Безудержный, единовременный, зубчатый, кухонный, лубочный, неоцененный, одновременный, тигровый.
2. Госпитальный, гербовый, давнишний, искристый, каменноугольный, мизерный, украинский, юродивый.
Задание 7. От данных качественных прилагательных образуйте все возможные краткие формы и простые формы степеней сравнения. Расставьте ударения с помощью «Орфоэпического словаря русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова».
Белый, глупый, дорогой, естественный, здоровый, красный, красивый, круглый, легкий, острый, полный, сильный, смешной, смелый, тяжелый, хитрый, четкий, плохой, ясный.
Задание 8. Образуйте формы прошедшего времени возвратных глаголов и расставьте в них ударения.
Браться, взвиться, взяться, влиться, гнаться, даться, драться, заняться, зваться, оторваться, подняться, подраться, приняться, прорваться, родиться, сорваться.
Задание 9. Отметьте правильный вариант. Проверьте себя по словарям русского языка.
повлекший | повлёкший |
амеба | амёба |
помпезный | помпёзный |
желчь | жёлчь |
современный | совремённый |
одноименный | одноимённый |
каталог | каталог |
договор | договор |
торты | торты |
возрастов | возрастов |
профессоров | профессоров |
(результаты) плохи | (результаты) плохи |
(работа) начата | (работа) начата |
(она) соврала | (она) соврала |
(ты) включишь (свет) | (ты) включишь (свет) |
облегчить (выбор) | облегчить (выбор) |
этот рантье | это рантье |
этот женщина-посол | эта женщина-посол |
эти инспекторы | эти инспектора |
эти кремы | эти крема |
(трое) грузин | (трое) грузинов |
(килограмм) банан | (килограмм) бананов |
многочислен | многочисленен |
ответствен | ответственен |
лучше | более лучше |
умнейший | самый умнейший |
о пятьдесят восьми | о пятидесяти восьми |
в две тысячи третьем году | в двух тысяча третьем году |
обусловливать | обуславливать |
удостоивать | удостаивать |
(она) машет (рукой) | (она) махает (рукой) |
(он) мучит (собаку) | (он) мучает (собаку) |
(она) мерит (платье) | (она) меряет (платье) |
едьте! | поезжайте! |
не трогайте! | не трожьте! |
кладите! | положьте! |
альтернатива чему | альтернатива чего, между чем |
аномалия чего | аномалия в чём |
версия чего | версия в чём |
идентичный чему | идентичный с чем |
перпендикулярный с чем | перпендикулярный к чему, чему |
благодарить за что | благодарить о чём |
отмечать о чём | отмечать что |
вопреки чему | вопреки чего |
согласно чему | согласно чего |
Задание 10. Определите место ударения в словах, используя «Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы /Под ред. Р.И. Аванесова».
Никчемный, введенный, ввезенный, внесенный, дареный, околесица, груженный, занесенный, желоб, наведенный, планер, одноименный, острие.
Задание 11. С помощью «Орфоэпического словаря русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы / Под ред. Р.И. Аванесова» расставьте ударения в следующих существительных. Значение выделенных слов выпишите из толковых словарей современного русского языка.
1. Газопровод, договор, досуг, дремота, знамение, изобретение, кремень, ломоть, мусоропровод, мышление, намерение, пиала, приданое, свекла, статуя, ходатайство, щавель.
2. Апокриф, апостроф, бюрократия, гастрономия, диоптрия, значимость, иконопись, каучук, ломота, мытарство, пасквиль, похороны, созыв, статут, упрочение, феерия, феномен.
3. Асимметрия, бензопровод, вероисповедание, ветеринария, бунгало, генезис, гренадер, диспансер, догмат, жизнеобеспечение, камбала, каталог, квартал, некролог, нефтепровод.
4. Диалог, игрище, искра, кладовая, колосс, недуг, партер, премирование, пурпур, путепровод, ракурс, столяр, толика, узаконение, фарфор, христианин, экслибрис.
№ 2
Лексическая норма
Задание 1.Определите значения следующих слов. Составьте словосочетания.
Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллегория, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация,баллотироваться, беллетристика, вираж, виртуоз, витраж, гамма, гарантия, гипотеза, дебатировать, дебют, декларация, дилемма, дилетант, дубликат, закоснелый, закостенелый, заурядный, имитация, инверсия, инцидент, каламбур, кампания, кардинальный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, компетентный, косный, прецедент.
Тавтология
Задание 2.Укажите слова, ставшие причиной тавтологии, исправьте предложения.
1. Милая, добрая, отзывчивая — так отзывались о ней все. 2. Это свойство свойственно всем писателям. 3. Строительство школы не должно замирать на мертвой точке. 4. Питательная маска подпитывает кожу. 5.Деятельность фирмы ставилась выше интересов любой заинтересованной стороны, даже выше интересов государства. 6.Расширился бюджет центра, что позволяет привлечь к участию в конкурсах большe участников.
Задание 3.Исправьте ошибки и запишите правильный вариант.
1. Следует отметить следующие особенности.
2. После прохождения обучения наш учебный центр гарантирует вам трудоустройство на работу.
3. Вчера состоялся очередной российско-американский саммит на высшем уровне.
5. Самая высочайшая вершина мира – Эверест.
6. Одновременно можно наблюдать несколько одновременных процессов.
7. Безусловно, этот вариант решения имеет несколько безусловных преимуществ.
8. Вы сфотографировались на фотографии?
Задание 4.Найдите ошибки, связанные с многословием, определите их вид и исправьте предложения.
1. О моей автобиографии я уже рассказывал во вступительной статье. 2. В институте разработаны новые методики и разработки по этой проблеме. 3. Больной был немедленно госпитализирован в больницу. 4. Фирма объявила о свободной вакансии на место главного бухгалтера. 5. До сих пор неизвестно, кто же творец этого уникального творения. 6. Уже в начале его творческого пути писателя обозначились сильные и слабые стороны. 7. Между природой и человеком уже не существует существенной разницы. 8. Роман Пушкина «Евгений Онегин» является одним из самых сложных пушкинских произведений. 9. У нее были очень огромные глаза. 10. Президент фирмы призвал всех к совместному сотрудничеству.
Задание 5.Найдите ошибки в предложениях. Исправьте их.
1. Она поборола боязнь и страх. 2. Манилов долго думал и размышлял. 3. Он негодовал от возмущения. 4. Они проявили свою инициативу. 5. Она с очень великой любовью полюбила Бориса. 6. Онегин вел паразитический образ жизни. 7. Тургенев завоевал мировую признательность. 8. Большую роль в показе образа князя Андрея играет показ его любви к Наташе. 9. Необходимо реалистично и без иллюзий взвесить наши экономические шансы. 10. Даже среди выдающихся романов Гончарова «Обломов» занимает выдающееся место.
Задание6.Приведите возможные варианты исправления ошибок в предложениях.
1. Островский решил изобразить образ молодого человека, своего современника. 2. Черты характера, характерные для врагов.3. Какие ошибки допустил Толстой в изображении образа Платона Каратаева? 4. Для него характерны те черты, которыми характеризовались новые люди.
Плеоназм
Задание 7.Подчеркните словосочетания, в которых встречается плеоназм.
1. Первая премьера нового спектакля Романа Виктюка прошла при полном аншлаге.
2. На этой фирме есть свободная вакансия.
3. Когда мы впервые познакомились, он преподнес мне памятный сувенир – несколько брелоков с символами Петербурга.
4. Самое первейшее в работе исследователя – определение главных приоритетов.
5. В последнее время отношение электората избирателей к выборам значительно изменилось.
6. Предельный лимит времени на выполнение каждого задания – 15 минут.
7. Прейскурант цен на промышленные товары с прошлого года не изменился.
8. Свою автобиографию я уже рассказал вам.
Расщепление сказуемого
Задание 8.Найдите «расщепленные сказуемые», замените их синонимичными глаголами. Определите, изменился ли при этом смысл и стилистическая окраска высказывания.
1. Вчера я нес дежурство в школьной столовой. 2. Учитель провел опрос всех учеников. 3. Дважды в день производят осмотр больных. 4. В классе мы ежедневно производим уборку. 5. В библиотеке наблюдается нехватка учебной литературы.
Лексическая сочетаемость
Задание 9.В приведенных предложениях нарушены границы лексической сочетаемости. Устраните этот недочет.
1.Большая половинаигры уже прошла. 2. Все дети страшно обрадовались. 3. Внеклассная работа играет положительное значение в развитии детей. 4. Этот актер уже давно заслужил славу зрителей. 5. В конце XVIII века страна была разделена на три неравные половины.
Задание 10.Определите, в каких случаях лексическая сочетаемость нарушена намеренно, в каких — в результате незнания истинного значения слова.
Живой труп, три единственные дочери, обыкновенное чудо, очевидное невероятное, большая или меньшая половина, зайтись легким детским смехом, облокотиться спиной, страшная красавица, сломать стеклянную вазу, отменный негодяй, ужасно интересная книга, страшно удобная обувь.
Задание 11.Запишите словосочетания, из смешения (контаминации) которых появились новые ненормированные выражения.
Тратить нервы =трепать, портить нервы + тратить здоровье, силы.
- Одержать успехи =
- Оказатьвнимание =
- Поставить вечер, концерт =
- Потерпеть потери =
- Играть значение =
- Оказать вред =
- Занять звание чемпиона =
Паронимы
Задание 12.
1. Каким эпитетом обычно определяют веселое настроение?
Игровое – игривое – игральное – игристое.
2. Какое из слов не обозначает собаку?
Фокстерьер – эрдельтерьер – экстерьер – тойтерьер.
3. Как называют человека, который покинул место жительства вследствие войны, стихийных бедствий и т. п.?
Бегун – беглец – беженец.
4. Как называют кусок железа, дерева и т.п., представляющий собой заготовку для какого-либо изделия?
Болван – болванка – болвашка.
5. Как называют инструмент для сверления отверстий?
Бор – бур – бурав.
6. Как называют вес товара без тары и упаковки?
Брутто – нетто.
7. Каким эпитетом обычно определяют человека, совершившего преступление?
Виноватый – виновный.
8. Каким эпитетом обычно определяют агрессивную политику?
Воинственная – воинствующая.
9. Как называют работника газовой промышленности?
Газовик – газовщик.
10. Как называют химическое соединение окисла металла с водой?
Гидрант – гидрат – гидрит.
Исправьте предложения.
1. Он не любил работать и вёл праздничный образ жизни.
Задание 13.С данными словами-паронимами составьте словосочетания.
Бережный - бережливый, веский - весомый, выборный - выборочный, драматический - драматичный, жилищный - жилой, задерживать - сдерживать, мифический - мифологический, основание - обоснование, особый - особенный, подменить - заменить, представить - предоставить,романтичный -романтический, эффектный - эффективный.
Задание 14.Выберите из приведенных паронимов тот, который необходим в данном контексте. Объясните свой выбор.
1. Перед нами (встал - стал) вопрос... 2. Отчет (представляется - предоставляется) в двух экземплярах. 3. Актериграл (главную -заглавную) роль. 4.Девочка (одела -надела) маскарадный костюм. 5. Учитель (провел - произвел) опрос учеников.
Задание 15.Определите, какие из следующих слов могут образовать паронимические пары.
Сокрушенно, Швеция, подозревать, опровергать, Австрия, Швейцария, подразумевать, отвергать, Австралия, удивленно, сокрушительно, удивительно, недоумение, недоразумение, идеальный, придворный, идеалистический, крепостной, дворовый, крепостник.
Синонимы
Задание 16.Подберите русские синонимы к иностранным словам.
Амбиция, анализ, библиотека, вердикт, вестибюль, вокальный, детальный, диалог, импорт, лексикон, мемуары, пунктуальный, реставрация, фауна, флора, экспорт.
Задание 17. Расположите синонимы в порядке усиления степени признака и действия.
1. Неприятный, отталкивающий, омерзительный, отвратительный, противный.
2. Учтивый, деликатный, обходительный, любезный.
3. Зажечься, запылать, загореться, вспыхнуть, засветиться, воспламениться.
4. Оцепенеть, остолбенеть, окаменеть, окоченеть, окостенеть, застыть, замереть.
5. Хохотать, фыркать, хихихать, прыскать, гоготать.
Задание 18.Из слов, заключенных в скобках, выберите нужное.
1. Герой произносит (сокровенную, священную, заветную, верную) клятву.
2. Мы услышали (потрясающие, дикие, неистовые) крики.
3. Нельзя (опасаться, пугаться, бояться, страшиться, трусить, робеть, трепетать) всего на свете, надо быть (смелым, храбрым, отважным, решительным, дерзким, бесстрашным).
Задание 19.Составьте словосочетания, соединив данные синонимы со словами, стоящими в скобках.
1. Весть, сообщение, известие, уведомление (из училища, из дому, с телефонного узла, из лицея).
2. Безмятежный, спокойный, мирный, смирный (сон, труд, характер, человек).
3. Побороть, победить, сломать, преодолеть, превозмочь (болезнь, чувство страха, противника, волю, препятствие).
Устаревшие слова (историзмы и архаизмы)
Задание 20.Отметьте случаи неоправданного употребления устаревших слов. Исправьте предложения. Какие еще ошибки вы заметили?
1. Даже целый сонм политиков не изменит мое мнение о жизни в стране. 2. Одна мысль о нем вызвала внутри незнакомый доселе трепет. 3. Наши сверхзвуковые аэропланы были представлены на международной выставке. 4. Актеры учинили иск в адрес директора театра. 5. Вчера был дождь, а ныне день теплый и светлый.
Задание 21.Выделите слова, относящиеся к пассивной лексике; определите их значения; употребите в контексте.
1. Аэроплан, аэрозоль, батрак, видеотелефон, возжечь, дизайнер, корабел, лоджия, мещанин, редут, стезя, указующий, хобби.
2. Брадобрей, видеозапись, диво, земство, клякса, конка, ланиты, преамбула, программист, рабкор, референдум, сплин, экипаж.
Слова иноязычного происхождения
Задание 22.Укажите значения заимствованных слов и подберите к ним слова-синонимы русского происхождения.
1. Абитуриент, абориген, адаптация, ажиотаж, кампания, контекст, кворум, меморандум, регресс, стереотип.
2. Адекватный, гипертрофированный, лояльный, одиозный, позитивный, спонтанный, тривиальный, утилитарный, фатальный.
3. Альтруизм, апелляция, апогей, имитировать, манкировать, приоритет, тарифицировать, филигранный, формальный, эксцентричный.
Задание 23.Укажите случаи неправильного или стилистически неоправданного употребления заимствованных слов.
1. Констатированы факты нарушения школьной дисциплины. 2. Изменен регламент работы компьютеров. 3. Беспорядки лимитируют работу в цехах. 4. Нельзя нивелировать оценки ученикам. 5. Дефекты в подготовке выпускников вскроются во время экзаменов. 6. Срок выполнения заказа может быть пролонгирован. 7. Были приняты экстраординарные меры. 8.Нас попросили репрезентовать некоторые материалы. 9. Конвенция новой фирмы нас не устроила.
Задание 24.В каких речевых ситуациях лучше использовать иноязычное слово, в каких - его русский синоним?
Декрет - постановление; дефис - черточка; дефект - изъян, недостаток; пролонгация - продление; променад - прогулка; регистр - список; репрезентация - представительство; хаос - беспорядок
Задание 25.Определите уместность использования иноязычной лексики. Исправьте предложения. Если нужно произведите синонимические замены.
1. Девушка конфиденциально призналась подругам, что переменила имя Катя на Кармен, потому что последнее импонирует ее внешности. 2. Идентичное решение было принято студентами второй группы. 3. В качестве свидетелей на суде фигурировали самые разнообразные люди. 4. Никакие резоны не действовали на упрямого спорщика, и никакие аргументы не могли его переубедить. 5. Среди собравшихся превалировали представители молодежи.
Задание 26.Составьте контексты к каждому из приведенных ниже слов.
1. Индустрия – промышленность. 2. Ситуация – обстановка. 3. Локальный – местный. 4. Фауна – животный мир. 5. Флора – растительность. 6. Директива – указание. 7. Вояж – поездка. 8. Литера – буква. 9. Симптом – признак. 10. Увертюра – вступление.
Задание 27.Из «Словаря иностранных слов» выпишите слова из области науки, музыки, спорта, медицины. Из каких языков они заимствованы? Подберите к ним русские синонимы.
Задание 28.Отредактируйте предложения.
1. Если инвестиционный климат в регионе неблагоприятен, то возникает риск инвестирования.
Фразеологизмы
Задание 29. Отредактируйте предложения.
1. Это исследование имеет большую роль в развитии современной науки.
2. Даю голову на отсечение, что мы справимся с этой работой.
3. Они словно братья-близнецы: капля в каплю похожи друг на друга.
Задание 30.Сгруппируйте парами фразеологизмы по значению.
1. Во все лопатки, поминай как звали, ни рыба ни мясо, шагу негде ступить, вилами по воде писано, ни за какие блага, один на один, от тоски до доски, куры не клюют.
2. Бабушка надвое сказала, ни то ни се, хоть пруд пруди, яблоку негде упасть, ни за что на свете, от корки до корки, с глазу на глаз, и след простыл, как угорелый.
Задание 31.Подберите антоним к фразеологизмам. Составьте и запишите предложения.
Жить душа в душу, чуть свет рукой подать, дать волю языку, спустя рукава, держать в ежовых рукавицах, положа руку на сердце, кот наплакал.
Задание 32.С данными словосочетаниями составьте по два предложения:
а) чтобы сочетание употреблялось в прямом смысле;
б) чтобы сочетание выступало в роли фразеологизма.
Гладить по головке, кормить завтраками, ходить на цыпочках, сесть в лужу, намылить шею, выйти из строя, связать руки.
Задание 33.Укажите речевые ошибки в употреблении фразеологизмов (неоправданная замена компонентов фразеологизма, немотивированное расширение или сокращение его состава, изменение грамматической формы слов во фразеологизме); исправьте ошибки.
1. Не мудрствуя долго, приведу цитату из отчета, составленного по следам рейда. 2. Все понимали, что эти слова и слезы являются фиговым прикрытием авантюристки, свившей себе гнездо в нашем трудовом коллективе. 3. Мы трудились в поте лиц, но, завершив работу, почувствовали облегчение. 4. Хотя был он и не из робкой десятки, но тут не мог не испугаться. 5. Ставлю вас в известность, что в школе имеют место серьезные упущения, на которые завуч и директор смотрят с закрытыми глазами. 6. Майская редиска как пресловутая ложка к обеду, как малый, да дорогой золотник. 7. Золотая лихорадка, вот что помутило мозги завоевателям. Из-за этого они кровь лили, а кое-кто и кости сложил.
Задание 34.Объясните значение фразеологических выражений и крылатых слов.
Ахиллесова пята, крокодиловы слезы, калиф на час, глас вопиющего в пустыне, между Сциллой и Харибдой, пиррова победа, сфинксова загадка, дамоклов меч, двуликий Янус, прокрустово ложе, лебединая песня.
Задание 35.В приведенных примерах найдите словосочетания, которые могут употребляться как свободные и несвободные, и словосочетания, которые употребляются только как несвободные.
1. Поставить на ноги, лезть в глаза, рука об руку, с глазу на глаз, глаза разгорелись, один как перст, поймать на слове, идти в ногу, брать пример, махнуть рукой, переливать из пустого в порожнее, сесть в лужу, умывать руки, тянуть за язык, плевать в потолок, ждать у моря погоды, идти прямой дорогой, не видать света белого.
2. Видать виды, входить в колею, сгущать краски, навострить уши, дело в шляпе, смотреть сквозь пальцы, принимать за чистую монету, лебединая песня, биться как рыба об лед, держать ушки на макушке, голова идет кругом, замолвить словечко, без сучка без задоринки, стричь под одну гребенку, окунаться с головой, играть в бирюльки.
Задание 36.Дайте стилистическую характеристику приведенным ниже фразеологизированным выражениям.
1. Держи карман шире, железная дорога, иметь место, марионеточное правительство, море по колено, ничтоже сумняшеся, рукой подать, ума не приложить.
2. Валять дурака, задать баню, кот наплакал, между Сциллой и Харибдой, типун на язык, умыть руки, единовременное пособие, шевелить мозгами.
3. Ахиллесова пята, ломать голову, попасть впросак, с коломенскую версту, тертый калач, фиктивный капитал, тяжелый на подъем, грецкий орех.
4. Положа руку на сердце, прямой угол, средь бела дня, с одной стороны... с другой стороны, нелегкая дернула, сизифов труд, в ус не дуть.
5. Вещь в себе, загребать жар чужими руками, командировочное удостоверение, первая ласточка, семь пятниц на неделе, час от часу, попасться на удочку.
Клише и штампы
Задание 37.Объясните значение публицистических штампов.
Найти горячий отклик в сердцах; труженики полей, морей, целины, сельского хозяйства; люди в белых халатах, серых шинелях; вести поиск; шахматная корона; шахматный король; спортивные баталии; рыцари льда; страж ворот; белое золото; черное золото; голубое золото; зеленое золото; город на Неве; город на Волге; город на Днепре; страна кленового листа; страна восходящего солнца; страна тюльпанов и каналов; страна тысячи озер.
Задание 38.Найдите в газетах и журналах 10 публицистических штампов. Определите их роль в тексте.
Задание 39.Составьте списки употребляемых вами речевых клише, выражающих:
- приветствие (утреннее, дневное, вечернее),
- прощание,
- извинение,
- поздравление,
- благодарность.
Укажите ситуации употребления этих клише и их стилистическое различие.
МОРФОЛОГИЧЕСКАЯ НОРМА
Задание 40.Подберите определения, правильно согласуйте их с приведенными ниже словами. Словосочетания запишите.
Рояль, фамилия, бра, мышь, картофель, кофе, рельс, тюль, кафе, туфля, какаду, шимпанзе, пальто, шоссе, метро, мозоль, табель, депо, купе, какао, пианино, меню, такси, фойе, бюро, пари, жюри, кино.
Задание 41.Определите род имен существительных. К существительным общего рода подберите согласованные определения
Бездарь, вертушка, воротила, выскочка, вышибала, жертва, запевала, коллега, лакомка, лиса, мазила, марионетка, невежда, недотрога, недоучка, писака, старшина, стрекоза, судья, тамада, тряпка, тупица, умница, ябеда.
Задание 42.Из двух форм существительных, приведенных в скобках, выберите нормативную. Употребите ее в нужном падеже. Согласуйте определение и сказуемое с этой формой.
1. Домик на пригорке был черный и крыт (толем, толью). 2. (Ставень, ставня) слетел (а) с петли. 3. Ударили по (рельс, рельса), подвешенн... к дереву. 4. Мы вошли в светл... больш... (зал, зала). 5. Ветром был... разбросан... (скирд, скирда).
Задание 43.От предложенных существительных образуйте форму единственного числа и согласуйте с ними подобранные определения.
1. Жирафы, степи, скирды, неряхи, яблоки, ставни, присоски,шинели, медали, унты, гуси, клавиши, манжеты, занавеси, старосты, идиомы.
2. Рояли, рельсы, босоножки, пожарища, погоны, бандероли, запевалы, грозди, санатории, ботфорты, залы, шампуни, мозоли, плаксы, судьи, боты.
Задание 44.Найдите и объясните ошибки в употреблении форм рода.
1. В верстах четырех от логовища волчицы стояла зимовье.
2. Говорят, полезно мыть волосы новой шампунью.
3. Наконец я смогла купить пять метров красивой тюли.
Задание 45.Подберите к существительным женского рода существительные мужского рода. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Балерина, гонщица, доярка, массажистка, маникюрша, санитарка, секретарша, сиделка, солистка, студентка, телеграфистка, ткачиха, чемпионка.
Задание 46. Подберите к существительным мужского рода существительные женского рода. Определите стилистические и семантические различия между ними. Отметьте случаи отсутствия родовых пар.
Аквалангист, адвокат, бригадир, врач, генерал, директор, доктор, доктор наук, защитник, инженер, космонавт, кандидат в мастера, кондуктор, лаборант, машинист, научный сотрудник, педагог, слесарь.
Задание 47.Укажите, какие из приведенных ниже отвлеченных и вещественных существительных имеют формы множественного числа. Отметьте различия в употреблении единственного и множественного числа приведенных имен существительных.
Беспорядок, вино, вода, глупость, масло, мороз, опыт, соль, знание, бумага, процесс, снег, радость, сталь, температура, холод, шум, красота, литература, полотно, инициатива, договоренность, закат.
Задание 48.Укажите, какие из приведенных ниже существительных имеют форму единственного числа.
Подмостки, шахматы, брюки, яблони, цветы, ножницы, очки, качели, лекарства, гантели, сливки, цвета, сонеты.
Задание 49.Найдите и объясните ошибки в употреблении форм числа.
1. Второго мая в Подмосковье должен зацвести одуванчик, четвертого мая — вишня. 2. Все свои творческие дарования писатель отдавал людям, 3. К концу жизни мировоззрения поэта изменились. 4. К этому времени он полюбил и русскую, и зарубежную литературы. 5. Погоды стояли теплые.
Задание 50.Раскройте скобки, поставьте местоимения в нужной форме.
У (он, я, они, она).
Навстречу (я, он, она, они).
Выше (он, она, я).
Благодаря (он, она, они, мы, вы).
За (он, она, ты, я).
К (он, она, они, мы).
Из-за (он, она, они, вы, мы).
Вслед за (он, она, они, вы).
Задание 51.Образуйте форму 3-го лица ед. числа от данных ниже глаголов. При наличии вариантов объясните их различие.
Капать, махать, сыпать, двигать, мяукать, щипать, брызгать, полоскать.
Задание 52.Определите, к какой группе (орфоэпические, акцентологические, морфологические, синтаксиче6ские) относятся перечисленные в таблице трудности. Озаглавьте таблицу.
«Виды………………………………………………трудностей»
№ | Вид трудности | Правильный вариант | Неправильный вариант |
1. | Колебания в роде существительных | мой шампунь этот диван-кровать | моя шампунь эта диван-кровать |
2. | Выбор окончания И.п. мн. числа имён существительных мужского рода | инженеры директора | инженера директоры |
3. | Выбор окончания Р.п. мн. ч. существительных | апельсинов чулок башен | апельсин чулков башней |
4. | Выбор краткой формы прилагательных на –ен-, -енен- | свойствен откровенен | свойственен откровен |
5. | Правильное образование форм степеней сравнения прилагательных | красивее, более красивый умнейший, самый умный | более красивее самый умнейший |
6. | Склонение количественных числительных | пятисот двадцати шести, пятьюстами двадцатью шестью | пятьсот двадцати шести, пятисот двадцати шестью и т.п. |
7. | Правильное использование глаголов несовершенного вида с гласными -а- и -о- в корне | приурочивать затрагивать | приурачивать затрогивать |
8. | Правильное образование настоящего/будущего времени изобилующих глаголов Изобилующие глаголы – глаголы, имеющие двоякие формы настоящего времени: одну без чередования конечных согласных основы инфинитива и настоящего времени, другую с чередованиями (полоскает – полощет). | машет, машут | махает, махают |
9. | Правильное образование формы 1 л. ед. ч. настоящего/будущего времени недостаточных глаголов Недостаточные глаголы – глаголы с неполным спряжением, т.е. не имеющие отдельных личных форм по фонетическим или семантическим причинам. | я одержу победу | я побежу |
10. | Правильное образование формы повелительного наклонения глаголов | ляг поезжай | ляж едь |
11. | Правильное образование сложных форм причастий | изрешечённый забредший | изрешетённый забрёвший |
12. | Правильное образование сложных форм деепричастий | выведя - | выведши бежа, гасня |
Задание 53.Прочитайте предложения. Определите, какие из суждений в нём истинные, а какие ложные. Исправьте неверные суждения.
1. Речь – это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка.
2. Речевое общение очень редко осуществляется по законам данного языка (русского, английского и т.д.).
3. Этот язык представляет собой систему фонетических, лексических, грамматических и стилистических средств и правил общения.
4. Речь и язык составляют сложное диалектическое единство.
5. Речь под действием ряда факторов (требований общественной практики, развития науки, взаимных влияний языков) почти не изменяется и не совершенствует язык.
6. Речь и язык современного человека – результат длительного исторического развития.
7. Благодаря речи, особенно её письменной форме, осуществляется передача и усвоение общественно-исторического опыта.
8. Вне речи возможно формирование сознания и овладение человеком знаниями.
9. Ребёнок слабо усваивает язык в процессе общения со взрослыми.
Задание 54.Из данных слов образуйте связный текст на тему: «Закономерности развития языка и речи».
Языкознание, стилистика, лексикология, фразеология, грамматика, рассмотренные вопросы, основополагающее значение, данный курс, аббревиатура, стили речи, изучение, учебный, закономерности, понимание, лексическое значение, слово, особенности, функционирование, предложение, речь, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы, фразеологизмы, ведёт, более глубокий, комплексный, понимание, закономерности, развитие, языковая система, части речи, терминология, ударение, словари, основа, алфавит.
Синтаксическая норма
Задание 55. Найдите и исправьте ошибки в построении предложений.
1. Остап вынес все пытки благодаря того, что он был уверен, что казаки победят. 2. После получения наследства, оставленного Пьеру незаконным отцом, люди устремляются к нему. 3. Созданный роман молодым автором вызывал оживленные споры. 4. Также в качестве причин преступления Раскольникова выступило письмо матери и трактирный разговор. 5. Базарову часто противопоставляют Николая Петровича Кирсанова, якобы являющегося любимым героем автора, который вызывает всеобщую симпатию. 6. В письме говорилось, что в город едет ревизор, которым управляет Сквозник-Дмухановский.
Задание 56.Найдите и исправьте ошибки в предложениях.
1. Ряд новых законопроектов отклонено Думой. 2. Большая часть отзывов были положительными. 3. ЦСКА разгромила «Черноморец» со счетом 5 : 2. 4. Три картины номинировано на «Оскар». 5. Дворянство перестали играть роль передового класса. 6. Зёрна поджариваются обязательно на глазах у гостей в глиняной печке. 7. Собрались представители партий, вооруженные транспарантами и микрофонами на русском и иностранном языках.
Задание 57.Укажите ошибки в использовании деепричастного оборота. Исправьте предложения.
1. Рассматривая данный вопрос, наша фракция пришла к выводу, не поддержать! 2. Дополняя соответствующий теоретический курс того же автора, данное пособие составлено с учётом всех требований школьной программы. 3. Приобретая у нас сегодня карандаши, вам в подарок дарятся яркие краски. 4. Он предлагает Грушницкому отречься от клеветы, но тот, побоясь общественного мнения, не отказывается от своих слов. 5. Булгаков работал над романом десять лет, так и не успев его отредактировать. 6. Услышав её голос, сердце у меня забилось чаще. 7. Совершив преступление, неминуемо наказание. 8. Идя по улице, у него вертелась мысль.