ХII. 5. Пример отчета о прохождении педагогической практики, представленного студентом практикантом
ЛичныйотчетопрактикеК.Ф.Рахмановой
(сентябрь – октябрь 2007 г.)
Во время прохождения педагогической практики мною было проведено семь уроков по истории в 7 Б классе. Я посетила два урока истории другого учителя. И провела вместе с 7 Б классом два их полных учебных дня, посетив уроки алгебры, геометрии, истории и географии. На этих занятиях я тщательно наблюдала за поведением данного коллектива и выбирала себе одного ученика для написания его подробной характеристики.
За время прохождения педагогической практики мною было проведено одно внеклассноемероприятие в 7 Б классе. Был проведен классный час, тема которого была «Прага – средневековый город». Я рассказала школьникам о Чехии, о легендах, связанных с замками Чехии. Показала иллюстрации.
Отношение учащихся к школе, к обучению, к учителю. В 7 Б классе - высокий ученический потенциал. Подавляющее количество учащихся приходит на урок вовремя и с подготовленными домашними заданиями. На уроках внимательны, работоспособны, готовы к решению проблем, которые выдвигают учителя.
Отношение к учителям сложное, так как чаще всего детям нравится тот учитель, который справедливо ставит оценки и понятно объясняет свой предмет. Отношение к учителям корректное, случаев грубого обращения нет. На уроках повышенная дисциплинированность.
Заметно желание детей сохранить школу в чистоте. Учащиеся носят форму, что является дисциплинирующим фактором, носят сменную обувь. С охотой принимают участие в общественной жизни школы.
Мое общее впечатление о практике осталось положительным. Было жаль расставаться с этими учениками, т.к. за этот маленький промежуток времени мы успели узнать и привыкнуть друг к другу. Образовательная система данной школы находится на высоком уровне, идет в ногу со временем. В кабинете истории прекрасный музей, куда дети вносят свой вклад, принося различные экспонаты. Мое пожелание – чтобы было как можно больше учеников с золотыми и серебряными медалями. Для этого нужны дополнительные усилия и учащихся, и школы, и семьи.
Использованные источники
1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2006.
2. Андреев В.И., Асафова Е.В., Голованова И.И., Донецкая О.И. Педагогическая практика студентов. – Казань, 2006.
3. Богуславская И.Г. Всё для заместителя директора по воспитательной работе. – Казань, 2007.
4. Богуславская И.Г. Современный классный руководитель: организация и содержание деятельности. – Казань, 2007.
5. Инструкция по педагогической практике студентов государственных университетов от 13июня 1986 г. № 446. Приказ министерства ВиССО СССР от 13 июня 1986 г. «Об утверждении инструкции по педагогической практике студентов государственных университетов».
6. Климов Е.А. Педагогический труд: Психологические составляющие. – М., 2004.
7. Кулакова Н.Е, Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А. и др. Дневник педагогической практики. – Брянск, 2000.
8. Методические рекомендации по педагогической практике для студентов университета / Составители Г.И.Королева, О.А.Хабриева. – Казань, 1995.
9. Педагогика: Учебн. пособ. для студентов пед. вузов / Под ред. П.И.Пидкасистого. – М., 2004.
10. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А.И.Кочетова. – Минск, 1987.
11. Педагогическая практика студентов университета: Методические рекомендации /Сост. И.И. Казимирская, В.В. Чечет. – Минск, 1999.
12. Педагогическая практика. Сборник программ педагогических практик. – Балашов, 2000.
13. Педагогическая практика: Учебн. пособ. для студентов пединститутов / Под ред. В.К. Розова. – М., 1981.
14. Положение о базовом учебно-воспитательном учреждении педагогического учебного заведения. Утверждено приказом МП СССР от 24 апреля 1986 года № 288/89/69.
15. Положение о классном руководителе общеобразовательного учреждения Республики Татарстан. – Казань, 2006.
16. Положение о практике. – Оренбург, 2001.
17. Программа «Педагогическая практика студентов» /Под ред. А.И. Пискунова, В.К. Розова, М., 1979.
18. Программно-методические указания к педагогической практике студентов. – Л., 1986.
19. Рабочая программа по педагогической практике /Составители Калинина Т.М., Золкина И.Г. – Оренбург, 2001.
20. Симонов. В.П. Педагогическая практика в школе. – М., 2000.
21. Сысоева М.Е. Педагогическая практика. – М., 2001
22. Тимоховец Е.А., Цыркун И.И. Педагогическая практика в школе: организация, проектирование эффективного обучения: Методич. пособие. – Минск, 1998.
Литература и источники, рекомендуемые студентам
Литература ко всему содержанию педагогической практики
· Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. – Казань, 2006.
· Андреев В.И., Асафова Е.В., Голованова И.И., Донецкая О.И. Педагогическая практика студентов. – Казань, 2006.
· Основы педагогического мастерства / Под ред. И.А.Зязюна. – М.,1989.
Интернет-ресурсы (ко всему содержанию педагогической практики)
· http://avorhist.narod.ru/index.html // Сайт "Русь Древняя и Удельная"
· http://dic.academic.ru/library.nsf/hist_dic/ Исторический словарь
· http://gumilevica.kulichki.net/HE2/ Восток в средние века
· http://his.1september.ru/urok/ Сайт «Я иду на урок истории»
· http://hist1.narod.ru/SV/index.html Иллюстрированная всемирная история
· http://historic.ru/ Всемирная история. Новые книги. Библиотека
· http://history.machaon.ru// "МИЖ: Виртуальный мир истории"
· http://history.pu.ru // Электронная библиотека ИФ СПбГУ
· http://history.ru/index.php?option=com_weblinks&catid=25&Itemid=90 История России. Мультимедиа учебник
· http://history.ru/index.php?option=com_weblinks&catid=29&Itemid=90 История России
· http://humanities.edu.ru/ Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»
· http://iai.rsuh.ru // Историко-архивный институт РГГУ
· http://ifets.ieee.org/russian/depository/resourse.htm Образовательные ресурсы ИНТЕРНЕТА
· http://liberte.newmail.ru/ – сайт «Великая французская революция»
· http://mega.km.ru // универсальная энциклопедия "Кирилл и Мефодий"
· http://nobles.narod.ru/ – сайт «Генеалогия дворян Европы»
· http://pedagogic.ru/ Библиотека по педагогике
· http://pedsovet.org/ // Педсовет.
· http://pish.ru/modules.php?name=Your_Account&op=userinfo&bypass=1&username=Ildar Преподавание истории в школе
· http://rus-hist.on.ufanet.ru // От Руси Древней до Империи Российской
· http://school.holm.ru/ Школьный мир. Каталог ресурсов
· http://som.fsio.ru/subject.asp?id=10000189 В помощь учителю
· http://teacher.fio.ru/subject.asp?id=10000189 // СОМ. Сетевое объединение методистов. История.
· http://www.anthropology.chat.ru/ Всемирная история
· http://www.edu.ru/ Российское образование. Федеральный портал
· http://www.gumer.info/ Библиотека ГУМЕР
· http://www.hellados.ru/ Легенды и мифы Древней Греции
· http://www.hist.msu.ru // Библиотека электронных ресурсов исторического факультета МГУ
· http://www.historia.ru // Мир истории". Российский электронный журнал http://www.openweb.ru/nnh/ // Журнал "Новая и новейшая история"
· http://www.historichka.spb.ru/index.html Исторический сайт
· http://www.history.chat.ruhttp://vvvhistory.chat.ru/index.htm Интернет-История. Каталог ссылок на русскоязычные исторические ресурсы WWW//
· http://www.history.ru // История России. Компьютерный учебник
· http://www.history.ru/content/view/899/87/ // История России. Мультимедиа учебник. Применение информационно-компьютерных технологий в преподавании истории в школе.
· http://www.hrono.ru/index.sema ХРОНОС. Всемирная история в ИНТЕРНЕТЕ
· http://www.igh.ras.ru/intellect/ Российское Общество интеллектуальной истории (РОИИ)
· http://www.iimes.ru/ Институт Ближнего Востока
· http://www.iqlib.ru/ электронная библиотека
· http://www.it-n.ru/ Сайт «Сеть творческих учителей»
· http://www.main.vsu.ru // Журнал "Исторические записки"
· http://www.museum.ru // Музеи России
· http://www.newseducation.ru/ Большая перемена
· http://www.permonline.ru // Военно-исторический журнал
· http://www.philosophy.nsc.ru // http://www.philosophy.nsc.ru/life/journals/journals.htmlЖурнал «Гуманитарные науки в Сибири»
· http://www.prosv.ru/ebooks/vedushkin_istoriya_6/index.htm В. А. Ведюшкин, Н. И. Шевченко. Методические рекомендации к учебнику «История средних веков»
· http://www.prosv.ru/ebooks/vedushkin_istoriya_6/index.htm Методические рекомендации к учебнику «История средних веков»
· http://www.rusarchives.ru // Архивы России
· http://www.shm.ru // Государственный Исторический музей
· http://www.socioclub.ru/ Психология и соционика
· http://www.tehart.ru/ Мир писателя
· http://www.testland.ru/default.asp?id=769&uid=uid=// Тесты он-лайн
· http://www.tsu.ru/ru/vestnik // Вестник Томского государственного университета
· http://www.ucheba.com // Портал УЧЁБА
· http://www.ug.ru/ Учительская газета
· http://www.ug.ru/ Учительская газета он-лайн
· www.louvre.fr – История и коллекции музея в Лувре
· www.worldhist.ru // Сайт «Всемирная история: Единое научно-образовательное пространство»
· http://www.it-n.ru/ Сеть творческих учителей
Литература к разделу педагогической практики «Преподавание истории в школе»
· Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Гарскова И.М. Азбука Интернета // Новая и новейшая история. 1999. N 1. С.229-234.
· Бородкин Л.И., Владимиров В.Н., Силин Н.Н. Поиск в Интернете // Новая и новейшая история. 1999. N 2. С.183-192.
· Воронина Т.П., Кашицын В.П., Молчанова О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий: Методологические аспекты. – М., 1995.
· Вяземский Е.Е. Методика преподавания истории в школе: практ. пособие для учителей / Е.Е.Вяземский, О.Ю.Стрелова. – М., 1999.
· Вяземский Е.Е. Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе. Серия: Библиотека учителя истории. – М., 2001.
· Историки читают учебники истории: традиционные и новые концепции учебной литературы / Под. ред. К. Аймермахера. – М., 2002.
· Кондрашевский Г. Русская история в Internet //Alma Mater. 2001. № 1.
· Короткова М.В. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях: практ. пособие для учителей. – М., 1999.
· Короткова М.В. Наглядность на уроках истории: практ. пособие для учителей. – М., 2000.
· Круглый стол: Историк, источник и Интернет // Новая и новейшая история. 2001. № 2.
· Лернер И.Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории. – М., 1982.
· Махмутов М.И. Современный урок. – М.,1985.
· Педагогическая преддипломная практика по истории: учебно-методическое пособие. – Ставрополь, 2002.
· Рогулев Ю.Н., Бородкин Л.И. Материалы по истории США в Интернете // Новая и новейшая история. 1999. № 3.
· Русскоязычные ресурсы Интернет по истории. – Самара, 2000.
· Смирнов С.Г. Задачник по истории древнего мира. – М., 1992.
· Смирнов С.Г. Задачник по истории России. – М., 1993.
· Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. – М., 1993.
· Студеникин М. Т. Методика преподавания истории в школе. – М., 2004.
· Хуторской А.В. Современная дидактика. – СПб., 2001.
· Шоган В.В. Методика преподавания истории в школе: новая технология личностно-ориентированного исторического образования. – М., 2007.
· Яковлев Н.М., Сохор А.М. Методика и техника урока в школе. – М., 1985.
Литература к разделу педагогической практики «Классное руководство»
· Бескоровайная Л.С. Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 классов. – Ростов-на-Дону, 2004.
· Богуславская И.Г. Всё для заместителя директора по воспитательной работе. – Казань, 2007.
· Богуславская И.Г. Современный классный руководитель: организация и содержание деятельности. – Казань, 2007.
· Гуткина Л.Д. Планирование и организация воспитательной работы в школе. – М., 2000.
· Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989.
· Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
· Положение о классном руководителе общеобразовательного учреждения Республики Татарстан. – Казань, 2006.
· Степанов Е.Н. Классному руководителю о воспитательной системе класса. – М., 2000.
· Щуркова Н.Е. Классное руководство (теория, методика, технология). – М., 2000.
· Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. – М.,2001.
· Щуркова Н.Е. Программа воспитания школьника. – М., 2002.
Литература к психологическому разделу педагогической практики
· Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. – Глава 7, разд. «Методики психолого-педагогической диагностики». – СПб., 2003.
· Возрастная психология: Детство, отрочество, юность / Под ред. В.С.Мухиной. – М., 2007.
· Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2005.
· Казанская В.Г. Подросток: трудности взросления. – СПб., 2006.
· Климов Е.А. Педагогический труд: Психологические составляющие. – М., 2004.
· Лефрансуа Г. Психология для учителя. – СПб., М., 2003.
· Маркова А.К. Психология труда учителя. – М.,1993.
· Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1998.
· Психологические задания к педагогической практике студентов. – М.,2002.
· Психология подростка / Под ред. А.А.Реана. – СПб., М., 2004.
· Реан А.А. Психология познания педагогом личности учащихся. – М., 1990.
· Фридман Л.М. Психология детей и подростков. – М., 2004.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть первая. ЦЕЛИ, СОДЕРЖАНИЕ И ОРГАНИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ.. 3
I. Пояснительная записка. 3
II. Цели и задачи практики. 4
III. Объем, содержание, базы педагогической практики. 6
IV. Обязанности и права студентов-практикантов. 10
V. Обязанности факультетского руководителя. 11
VI. Обязанности групповых руководителей. 12
VII. Критерии оценки деятельности студентов-практикантов. 13
VIII. Отчетная документация по итогам педагогической практики на историческом факультете. 14
Часть вторая. ПРОЕКТИРОВАНИЕ, ОРГАНИЗАЦИЯ, АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ В ХОДЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ: МЕТОДИКА В СХЕМАХ, ПРИМЕРАХ И ОБРАЗЦАХ.. 16
IХ. Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу деятельности студента в качестве учителя истории. 16
IХ. 1. Схема плана-конспекта урока истории (примерная) 16
IX. 2. Пример плана-конспекта урока по дисциплине «Всеобщая история», подготовленного студентом-практикантом. 17
IX. 3. Схемы различных видов анализа уроков истории (примерные) 18
IX. 4. Образцы календарно-тематического планирования в курсе истории. 25
IX. 5. Использование компьютерной техники при преподавании истории в школе 26
IX. 6. Примерное календарно-тематическое планирование курса «История Отечества XX век» /2006-2007 уч. год/ 29
Х. Методические рекомендации по планированию, анализу и самоанализу воспитательной работы в качестве классного руководителя. 30
Х. 1. Планирование студентом внеклассной воспитательной работы в качестве классного руководителя. 30
Х. 2. Примерный перечень видов и форм внеклассной воспитательной работы 31
Х. 3. Схема плана-конспекта внеклассного воспитательного мероприятия (примерная) 34
Х. 4. Схемы анализа внеклассных мероприятий (примерные) 34
XI. Методические рекомендации по изучению учащихся и составлению психолого-педагогических характеристик. 37
ХI. 1. Перечень основных методов изучения учащихся. 37
ХI. 2. Схема психолого-педагогической характеристики учащегося (примерная) 37
ХI. 3. Пример психолого-педагогической характеристики, составленной студентом-практикантом. 38
ХI. 4. Схема психолого-педагогической характеристики классного ученического коллектива (примерная) 39
ХII. Методические рекомендации по работе с дневником педагогической практики 40
ХII. 1. Структура дневника студента-практиканта (примерная) 40
ХII. 2. Пример ведения дневниковых записей студентом-практикантом. 43
Примерное оформление титульного листа. 43
ХII. 3. Схема индивидуального плана педагогической практики. 45
ХII. 4 . Схема отчета студента о прохождении педагогической практики (примерная) 48
ХII. 5. Пример отчета о прохождении педагогической практики, представленного студентом практикантом. 49
Использованные источники. 50
Литература и источники, рекомендуемые студентам. 51
Литература ко всему содержанию педагогической практики. 51
Интернет-ресурсы (ко всему содержанию педагогической практики) 51
Литература к разделу педагогической практики «Преподавание истории в школе» 54
Литература к разделу педагогической практики «Классное руководство». 55
Литература к психологическому разделу педагогической практики. 55
Оригинал-макет, техническая редакция, корректура авторские
[1] Студенты заочного отделения, проходящие практику в течение четырех недель, составляют только одну характеристику: одного из учеников.
[2] Андреев В.И., Асафова Е.В., Голованова И.И., Донецкая О.И. Педагогическая практика студентов. – Казань, 2006. – С. 25–26.
[3] Формулировка задач урока вызывает немалые затруднения. Разделение задач урока на образовательные, развивающие и воспитательные условно, т.к. все они взаимосвязаны. Однако, как показывает опыт, вычленение этих задач позволяет начинающему учителю готовиться к уроку более целенаправленно. Напомним основные методические подходы к определению задач урока. Сформулировать образовательные задачи урока истории – это значит определить, какие понятия, факты, идеи, явления должны быть усвоены. Определить развивающие задачи урока – значит наметить, над развитием каких умений и навыков учащихся будет вестись работа на уроке. Это может быть: · развитие общего и исторического мышления (анализ исторической информации, синтез, сравнение, обобщение, систематизация исторической информации, способность понимать историческую обусловленность явлений и т.д.); · развитиеучебныхумений и навыков (выделять главное, планировать свою учебную деятельность, контролировать её); · развитиепознавательныхумений (формулировка проблемы, выдвижение и обоснование предположения, перенос знаний в новую ситуацию и др.). Постановка воспитательных задач урока предполагает стимулирование дальнейшего нравственного, гражданского, эстетического, мировоззренческого развития учащихся, используя возможности конкретной темы урока; возбуждение интереса к поиску причин и следствий исторических событий и др.
[4] Схемы поэтапного, структурно-временного и психологического анализа (самоанализа) урока с некоторыми изменениями приведены по изданию «Педагогическая диагностика в школе». – Минск, 1987.
[5] Схема комплексного анализа (самоанализа) урока с некоторыми изменениями и дополнениями приведена по учебнику педагогики под ред. П.И.Пидкасистого, вышедшему в Москве в 2004 году. [См. список использованных источников].
[6] Параграф об использовании компьютерной техники в преподавании истории написан на основе материалов выступлений С.Митрофанова, преподавателя истории школы № 550 г. Санкт-Петербурга , на Всероссийской конференции в Исторической библиотеке и на Московском педагогическом марафоне (март – апрель 2002 г.), вызвавших интерес у учителей истории. См.: http://teacher.fio.ru/item.asp?id=10002767 и http://jhistory.nfurman.com/code/1sept.htm
[7] За основу взят перечень, опубликованный в методическом пособии: Богуславская И.Г. Современный классный руководитель: организация и содержание деятельности. – Казань, 2007.
[8] Методика проведения этих игр описана в пособии: В.И.Андреев и др. «Педагогическая практика студентов», Казань, 2006.
[9] Методика проведения этих игр описана в пособии: «Настольная книга классного руководителя 8, 9, 10, 11 классов». – Ростов-на-Дону, 2004.
[10] Задачи внеклассного воспитательного мероприятия должны быть конкретизированы. Приведем примерформулировкизадач воспитательного мероприятия на тему «Этикет от А до Я», состоящего из цикла классных часов и ролевых игр. Воспитательные задачи: · сформировать понимание нравственного смысла правил поведения; · воспитать эмоционально-ценностное отношение к правилам поведения; · стимулировать самоконтроль и самовоспитание в этой сфере; образовательные задачи: · ввести понятие «этикет»; · расширить круг знаний учащихся в области культуры поведения; развивающие задачи: · развитие способностей анализировать ситуацию общения и выбирать поведенческие действия в соответствии с ситуацией; · развитие умений и навыков вежливого поведения.
[11] См. Богуславская И.Г. Всё для заместителя директора по воспитательной работе. – Казань, 2007. – С. 65–67.
[12] См. там же. – С. 69.
[13] Содержательная характеристика методов изучения учащихся, а также технология и техника их использования раскрыта в пособиях: Андреев В.И. и др. Педагогическая практика студентов. – Казань, 2006; Немов Р.С. Практическая психология. – М., 1997; Педагогическая диагностика в школе. – Минск, 1987 и др.
[14] Схема характеристики с некоторыми изменениями и дополнениями приведена по учебному пособию:
Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие. – М., 2004.