Методические указания по заполнению разделов итогового отчёта о прохождении научно-педагогической практики.

Раздел 1. Изучение литературы (учебники, монографии, научные статьи) по педагогике, психологии, методике преподавания, проведение на этой основе научно-педагогического исследования по закрепленному направлению– 142 часа, примерно 10 листов.

Этому разделу уделено большое внимание, поскольку практика не просто педагогическая, а научно-педагогическая. Потому научная составляющая этого процесса должна быть достойно представлена и предварять процесс непосредственно практического обучения.

Комплексное изучение специальной литературы по педагогике, психологии, методике преподавания необходимо осуществлять так, чтобы результатом этого изучения явились выводы, позволяющие обнаружить наиболее эффективные в современных условиях образовательные технологии, средства, методы, приемы, повышающие качество и результативность учебного процесса.

В то же время комплексное изучение специальной литературы по педагогике, психологии, методике преподавания должно осуществляться с учётом направления научно-педагогического исследования, одно из которых выбирает магистрант:

1. проектирование лекционных занятий с использованием современных инновационных образовательных технологий;

2. проектирование практических и семинарских занятий с использованием современных инновационных образовательных технологий;

3. разработка мультимедийных комплексов по юридическим дисциплинам;

4. технология разработки экзаменационных заданий;

5. фонды оценочных средств промежуточной и итоговой аттестации;

6. технология разработки тематики курсовых и выпускных квалификационных работ;

7. технология разработки тестов по юридическим дисциплинам;

8. конструирование дидактических материалов по отдельным темам учебных курсов и их презентация;

9. разработка сценариев проведения деловых игр;

10. разработка сценариев проведения круглых столов;

11. разработка сценариев проведения видеоконференций и других инновационных форм занятий;

12. анализ отечественной и зарубежной практик подготовки бакалавров по направлению 030900 «Юриспруденция».

13. от предметно-ориентированного подхода к личностно-ориентированным формам организации образовательного процесса и созданию системы элитной подготовки выпускников;

14. инфраструктура и технологии для обучения людей с ограниченными возможностями (глухих, слепых и др.)

15. совершенствованиекредитной системы учета объема изучаемых дисциплин;

16. совершенствование системы маркетинга образовательных услуг в России и за рубежом;

17. совершенствованиесистемы довузовской подготовки (профильные классы) для снижения последствий демографического спада;

18. совершенствование методического и информационного обеспечения образовательного процесса для реального перехода к созданию и реализации новых образовательных технологий;

19. опыт ведущих университетов мира в совершенствовании структуры, содержания и организации образования;

20. создание и сертификациясистемы менеджмента качества образовательных услуг и подготовки специалистов на основе международного стандарта ISO -9000.

Результатом выполнения этой стадии научно-педагогической практики магистранта является:

проведение научно-педагогического исследования на основе изучения литературы по педагогике, психологии, методике преподавания по закрепленномунаправлению с предложениями по совершенствованию качества и результативности учебного процесса, повышению эффективность применяемых образовательных технологий;

подготовка расширенного списка литературы по педагогике, психологии, методике преподавания, актуального на данный момент с использованием доступных источников.

Раздел 2. Изучение основных нормативных документов по образовательной деятельности общего характера– 40 часов, 3 листа.

В рамках данного раздела, в первую очередь, надлежит внимательно ознакомиться со следующими нормативно-правовыми актами:

1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

2. Указ Президента Российской Федерации от 26 мая 2009 г. N 599 "О мерах по совершенствованию высшего юридического образования в Российской Федерации";

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры";

4. Приказ Минобрнауки России от 29 июня 2015 года № 636 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры (в редакции приказов Минобрнауки России от 09.02.2016 № 86, от 28.04.2016 № 502).

Также представляют интерес следующие правовые акты:

1. Постановление Правительства РФ от 10.02.2014 N 92 «Об утверждении Правил участия объединений работодателей в мониторинге и прогнозировании потребностей экономики в квалифицированных кадрах, а также в разработке и реализации государственной политики в области среднего профессионального образования и высшего образования»;

2. Приказ Минобрнауки России от 18.05.2015 N 505
"Об утверждении Типового положения об учебно-методических объединениях в системе высшего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 09.06.2015 N 37604).

Результатом выполнения этой стадии научно-педагогической практики магистранта является:

аннотированный отчёт о месте, роли и значении данных нормативных актов в процессе системной регламентации образовательной сферы;

возможные направления совершенствования нормативно-правовой основы регламентации образовательной сферы России.

Раздел 3. Изучение ФГОС ВО, ОПОП, учебных планов, программ, УМД, локальных нормативных актов (приказов по университету, инструкций, положений) – 60 часов, 3 листа.

Одним из важнейших документов, подлежащих изучению и использованию в процессе научно-педагогической практики является соответствующий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «бакалавр») (утв. приказомМинистерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. № 464).

По Закону об образовании в Российской Федерации федеральный государственный образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования;

Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) – нормативно – правовые акты федерального уровня, представляющие собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Требования к результатам освоения ФГОС – требования к результатам освоения; требования к структуре основной образовательной программы; требования к условиям реализации основной образовательной программы.

На юридическом факультете ПсковГУ обучение осуществляется по положениям следующих образовательных стандартов:

1. федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) "бакалавр") (утв. приказомМинистерства образования и науки РФ от 4 мая 2010 г. N 464);

2. федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030900 Юриспруденция (квалификация (степень) «магистр»)(утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 14 декабря 2010 г. № 1763).

Образовательная программа,согласно Федеральному закону № 273 от 29 декабря 2012 года «Об образовании в Российской Федерации», комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов.

Основная образовательная программа (ООП) образовательного учреждения определяет цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса. Высшие учебные заведения разрабатывают ООП в соответствии с ФГОСи обязаны ежегодно обновлять её с учетом развития науки, культуры, экономики, техники, технологий и социальной сферы.

Структура основной образовательной программы.Надлежит изучить Требования к компетентностно-ориентированной основной образовательной программе высшего профессионального образования в ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет».

Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры и программы аспирантуры разрабатываются соответствующими выпускающими кафедрами, рекомендуются для утверждения Учёными советами факультета(ов), принимаются Учёным советом ПсковГУ и утверждаются ректором.

4. ОПОП ВО включает следующие элементы:

- Титульный лист.

- Содержание:

1. Общие положения

1.1. Определение ОПОП ВО

1.2. Нормативно-правовая база ОПОП ВО

1.3. Общая характеристика ОПОП ВО

1.3.1. Миссия, цели и задачи, направленность ОПОП ВО

1.3.2. Срок получения образования по ОПОП ВО

1.3.3. Объём ОПОП ВО

1.4. Требования к абитуриенту

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускника ОПОП ВО

2.1. Область профессиональной деятельности выпускника

2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускника

2.3. Виды профессиональной деятельности выпускника

2.4. Задачи профессиональной деятельности выпускника

3. Планируемые результатыосвоения ОПОП ВО

4. Документы, регламентирующие содержание и организацию образовательного процесса при реализации ОПОП ВО

4.1. Учебный план ОПОП ВО с календарным учебным графиком

4.2. Рабочие программы учебных дисциплин (модулей)

4.3. Программы учебной и производственной практик, научно-исследовательской работы

5. Ресурсное обеспечение ОПОП ВО

6. Характеристика среды университета, обеспечивающей развитие компетенций обучающихся

7. Нормативно-методическое обеспечение системы оценки качества освоения обучающимися ОПОП ВО

7.1. Фонды оценочных средств промежуточной аттестации

7.2. Государственная итоговая аттестация выпускников ОПОП ВО

8. Другие нормативно-методические документы и материалы, обеспечивающие качество подготовки обучающихся

- Список разработчиков ОПОП ВО, экспертов.

- Приложения. Приложениями оформляются базовый учебный план, календарный учебный график, рабочие программы дисциплин и аннотации к ним, рабочие программы практик и аннотации к ним, фонды оценочных средств, программа государственной итоговой аттестации, методические материалы (программы вступительных испытаний и др.).

Основные документы, подлежащие изучению при прохождении научно-педагогической практики, регламентирующие учебно-методическую деятельность на уровне ПсковГУ (локальные акты):

Требования к компетентностно-ориентированной основной образовательной программе высшего профессионального образования в ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;

Положение об учебно-методической документации учебных дисциплин;

Положение о межсессионной аттестации обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета и магистратуры очной формы обучения в ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;

Положение о проведении текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся по образовательным программам бакалавриата, специалитета, магистратуры в ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;

Положение о рейтинговой системе оценки успеваемости студентов очной формы обучения в ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;

Положение о внутреннем аудите деятельности кафедры ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;

Положение об электронной информационно-образовательной среде ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;

Положение об организации и порядке проведения Федерального Интернет-экзамена в сфере профессионального образования в ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;

Положение об электронном портфолио обучающегося в ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет»;

Требования к основной профессиональной образовательной программе высшего образования в ФГБОУ ВПО «Псковский государственный университет» (новая редакция);

Порядок проведения государственной итоговой аттестации по программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры в ФГБОУ ВО «Псковский государственный университет».

Раздел 4. Посещение занятий, заседаний кафедр– 20 часов, 2 листа.

Магистранту надлежит посетить различные виды занятий (лекции, семинарские занятия, практические занятия). Руководитель практики составляет график посещения занятий, проходящими научно-педагогическую практику магистрантами.

Цели посещения занятий магистрантами:

§ овладение навыками профессионального мастерства преподавателя высшего учебного заведения, навыками методической работы;

§ приобретение навыком определения уровня освоения студентамизнаний по изучаемой дисциплине;

§ изучение приемов, средств, способов повышениякачества усвоения обучающимися требований федерального государственного образовательного стандарта по предмету;

§ выполнение учебных программ по предмету;

§ обобщение передового педагогического опыта.

После посещений занятий обязательно собеседование преподавателя, проводившего занятие с магистрантом по следующим направлениям:

§ самоанализ занятия преподавателем;

§ анализ занятия магистрантом, посетив­шим его;

§ согласование выводов преподавателя и магистранта по ре­зультатам посещенного занятия.

При посещении занятий магистрантам надлежит:

§ ознакомиться с ходом занятий, их содержанием, требова­ниями преподавателя;

§ оценить работоспособность студентов, их активность на занятиях;

§ посмотреть умение студентов грамотно, правильно излагать свои мысли;

§ сравнить объем знаний студентов с требованиями государственных образова­тельных стандартов;

§ убедиться в объективности выставления преподавателем оценок студентам.

Результаты посещения учебных занятий находят своё отражение в отчёте магистранта в соответствующем разделе.

Важным элементом научно-педагогической практики магистранта является посещение заседания кафедры конституционного и административного права, которое проводится по вопросам повестки дня, указанным в плане работы кафедры на очередной 2016-2017 учебный год.

Перед посещением магистранту необходимо ознакомиться с Положением о кафедре вуза, усвоить её задачи, функции и полномочия. После посещения кафедры конституционного и административного права и ознакомления с её деятельностью надлежит указать в отчёте, как здесь реализуется задачи, функции и полномочия кафедры.

Главной задачей кафедры является организация и осуществление на качественном уровне учебно-воспитательной работы по подготовке специалистов высокой профессиональной квалификации, обладающих глубокими теоретическими и прикладными знаниями и компетенциями в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами; воспитательной работы среди студентов, преподавателей, сотрудников; научных исследований по профилю кафедры, подготовка и переподготовка научно-педагогических кадров и повышение их квалификации.

К числу основных задач кафедры относятся:

организация и осуществление учебно-воспитательного процесса и его методическое обеспечение по дисциплинам кафедры;

обеспечение преподавания дисциплин и курсов, предусмотренных федеральными государственными образовательными стандартами и учебными планами подготовки, факультативных дисциплин и курсов по профилю кафедры; внедрения в учебный процесс современных педагогических технологий.

Для достижения поставленных задач на кафедру возлагаются следующие функции:

- разработка учебных планов, в том числе для обучения по сокращенной и (или) ускоренной формам обучения, по индивидуальному плану, по программам дополнительного профессионального образования;

- разработка и представление на утверждение в установленном порядке рабочих программ учебных дисциплин кафедры, а также составление заключений на рабочие программы учебных дисциплин, подготовленных другими кафедрами;

- подготовка учебно-методических комплексов дисциплин, учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы, а также организация рецензирования учебников, учебных пособий и другой учебно-методической литературы;

- определение потребности в основной учебной литературе по дисциплинам кафедры для формирования библиотечных фондов;

- формирование и актуализация кафедрального фонда дополнительной учебной литературы и других информационных ресурсов кафедры;

- проведение учебных занятий, предусмотренных соответствующими учебными планами;

- руководство самостоятельной работой обучающихся;

- проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся, централизованного тестирования;

- организация и осуществление мероприятий по внедрению инновационных образовательных технологий во все виды учебных занятий, проводимых кафедрой;

- руководство научно-исследовательской работой студентов, развитие их творческой активности путем приобщения их к научной работе кафедры, участию в конференциях, олимпиадах и конкурсах научных работ студентов;

- проведение воспитательной работы с обучающимися через действующую в вузе систему кураторства;

- формирование и поддержание баз данных кафедры, представление ежегодной отчетности об образовательной деятельности в соответствии с требованиями документов вуза.

К полномочиям кафедры относятся:

- предложение и разработка перечня наименований факультативных дисциплин и элективных курсов, количества часов на их изучение в рамках требований федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

- рекомендации для реализации в учебном плане последовательности изучения дисциплин, вида итоговой аттестации и распределение количества часов, установленных федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования на их изучение, по видам учебных занятий;

- составление рабочих учебных планов и рабочих программ дисциплин с учетом требований типовых учебных планов, квалификационных характеристик, представление их на рассмотрение учебно-методического управления и ректора;

- вхождение с представлением об отчислении неуспевающих студентов, ходатайство о поощрении особо отличившихся студентов, преподавателей и сотрудников;

- проведение анализа содержания и качества преподавания всех дисциплин совместно с заинтересованными кафедрами и преподавателями, разработка предложений по повышению заинтересованности студентов в учебе, их стремления к получению знаний, умений, навыков и компетенций;

- участие в разработке и согласовании проектов инструкций, положений и других внутренних нормативных документов по вопросам деятельности кафедры, факультета, вуза;

- привлечение по согласованию с руководством вуза сотрудников других подразделений и сторонних организаций к участию в работе кафедры.

Раздел 5. Разработка учебно-методических документов и материалов– 80 часов, 4 листа.

Следует руководствоваться Положением об учебно-методической документации учебных дисциплин, действующим в ПсковГУ.

В процессе прохождения научно-педагогической практики магистрант вместе с руководителем участвует в подготовке и совершенствовании рабочих учебных программ по преподаваемым курсам, методических указаний для проведения практических,семинарских занятий по отдельным темам.

Также в процессе практики осуществляется подготовка кейсов, тестовых заданий, составление задач и других материалов для практических работ по заданию руководителя.

Обязательным будет и участие вместе с руководителем в подготовке и совершенствовании зачетных вопросов и экзаменационных заданий для студентов.

Виды и результативность работы практиканта по данным направлениям должны быть отражены в отчёте.

Раздел 6. Проведение аудиторных занятий, руководство выполнением письменных работ – 80 часов, 5 листов.

Наиболее распространенными формами проведения научно-педагогической практикиявляются:

1. Разработка под контролем и при помощи руководителя плана и текста лекции по одной из основных и актуальных тем преподаваемого курса, совпадающей (по мере возможности) с темой его диссертационного исследования.

2. Чтение подготовленной лекции студентам при обязательном присутствии руководителя.

3. Подготовка и проведение под контролем руководителя семинарских, практических занятий со студентами.

4. Участие под контролем руководителя в руководстве выполнения студентами курсовых работ и отчетов по практикам, проверка, оценка их и прием защиты.

5. Участие в проведение деловой игры и круглых столов для бакалавров и магистрантов.

6. Участие в работе по подготовке студенческих научных конференций.

7. Осуществление промежуточной аттестации студентов.

8. Прием экзамена и (или) зачета по учебному курсу у студентов под непосредственным контролем руководителя.

9. Оказание руководителю помощи в подготовке учебных заданий.

10. Организаций различных форм внеаудиторной (самостоятельной) работы.

11. Организация анкетирования, социологических опросов и т.п., предусмотрено проведение различных исследовательских проектов- опросов студентов.

Магистранту необходимо провести одну лекцию, одно семинарское занятие и одно практическое занятие.

Обязательным условием преподавательской деятельности студента магистратуры в период научно-педагогической практики является разработка и оформление плана-конспекта проводимого заня­тия (лекция, семинар, практическое занятие, деловая или ролевая игра и др.).

Составными частями плана-конспекта явля­ются:

1) Титульный лист, на котором указываются учебная дисци­плина, тип проводимого занятия, тема занятия в соответствии с учебной программой, группа, автор плана-конспекта (практикант), руководитель практики;

2) Цели занятия, которые практикант ставит для аудитории и для себя;

3) План занятия, включающий в себя подлежащие рас­смотрению вопросы;

4) Список рекомендуемой литературы по рассматриваемой теме;

5) Подробный текст лекции, ключевые положения обсуждаемых на семинаре во­просов (отрабатываемых на практическом занятии) или сценарий деловой игры;

6) Литература, использованная практикантом при подготовке занятия.

При оценке занятия со студентами, проводимого магистрантом при прохождении научно-педагогической практики, используются следующие критерии:полнота и правильность раскрытия темы; логическое и последовательное изложение темы; характер изложения материала; стиль и убедительность изложения; умение укладываться в отведенное время; темп речи; использование специально подготовленных иллюстративных материалов; уверенность и спокойствие выступающего; грамотность, выразительность речи, дикция; жестикуляция; ошибки и оговорки во время выступления; общая манера поведения выступающего; собственное отношение к излагаемой проблеме («авторская позиция»); уровень обратной связи.

Заполняется рецензия на проведение занятия со студентами при прохождении научно-педагогической практики (Приложение 4).

Каждому практиканту необходимо проверить одну контрольную работу и одну курсовую работу, подготовив обоснованную рецензию, отзыв. При этом надлежит использовать рекомендации методических указаний по написанию контрольных работ, подготовке и защите курсовых работ.

Проделанная магистрантом работа получает отражение в соответствующем разделе отчёта.

Раздел 7. Анализ выполнения программы практики, выводы и предложения по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности - 3 листа.

Анализируя выполнение программы практики, магистрант готовит выводы и предложения по совершенствованию учебно-воспитательной деятельности.

При этом в данном разделе отчёта рекомендуется оценить:

эффективность применяемых образовательных технологий;

меры по повышениюкачества подготовки обучающихся и образовательных услуги их состоятельность;

возможности обеспечениявысокого уровня требований к студентам, преподавателям, образовательным технологиям, гарантирующего качество подготовки специалистов;

перспективы использованияновых, нестандартных путей в развитии образовательных и научных технологий, приводящих к оптимальному решению проблем, стоящих перед вузами;

создание и развитие новых образовательных технологий, без которых невозможно дать соответствующий времени уровень образования сегодняшним выпускникам;

уровень развитиявнутренней инфраструктуры и создания внешней системы дистанционного образования, которое обеспечит университету новую образовательную нишу;

базу для перехода на двуязычную (русский и английский) систему обучения, расширения возможностей освоения студентами иностранных языков на уровне, соответствующем современным мировым стандартам;

пути совершенствованиякредитной системы учета объема изучаемых дисциплин.

Отчет о практике должен иметь:

титульный лист,

оглавление,

основную часть,

список использованной литературы,

приложения.

Приложения могут включать развёрнутые конспекты лек­ции, семинара, практического занятия, психолого-педагогическую характеристику личности студента и академической группы, сценарный план внеаудиторного мероприятия и другие материалы, характеризующие направления, формы и виды деятельности практиканта в период научно-педагогической практики.

Наши рекомендации