ХI. 3. Пример психолого-педагогической характеристики, составленной студентом-практикантом

Составила студентка К. Рахманова, 5 курс истфака,

(сентябрь – октябрь 2007 г.)

Характеристика ученицы 7-го класса

Общие сведения.

Галимова Сююмбика Ниязовна 12 лет. Родилась 20 января 1994 г.

Состояние здоровья нормальное. Хронических заболеваний нет.

Условия жизни и воспитания школьника в семье.

Состав семьи: 4 человека (Сююмбика, папа, мама, младший брат). Взаимоотношения в семье теплые, дружественные, доверительные. Сююмбика живет по четкому режиму. Домашнее задание делает зачастую сразу после того, как приходит из школы, предварительно отдохнув полчаса. В свободное время много читает, смотрит телевизор, общается с подругами и одноклассницами.

Направленность личности.

Наблюдения показали, что в повседневной жизни среди мотивов преобладает переживание за свое будущее, боязнь разочаровать окружающих. На первом месте стоит образование, семья и дружба.

Уровень притязаний и самооценки.

Индивидуальные беседы и наблюдения позволили выявить уровень самооценки Галимовой Сююмбики: она адекватно оценивает свои достоинства, свое положение в классе. Сююмбика очень скромная, она дисциплинированная.

Познавательная деятельность ученика.

Наблюдения и беседы показали, что у Сююмбики хорошая успеваемость в школе, она обладает высокими познавательными способностями: отличной памятью и высоким уровнем логического мышления. На уроках Сююмбика хорошо запоминает материал, всегда готова ответить. Умения анализировать (разделять на части, сопоставлять, выделять главное, обобщать), выявлять причинно-следственные связи развиты хорошо.

Успеваемость хорошая: за год в среднем одна – две отметки «4», остальные – «5».

Выводы. Сююмбика успешно развивается, из чего следует, что ее воспитывают правильно. Следует продолжать воспитание в том же направлении. Педагогам следует провести исследование её индивидуальных склонностей и интересов, чтобы в старших классах помочь Сююмбике в профессионально-творческом самоопределении.

ХI. 4. Схема психолого-педагогической характеристики классного ученического коллектива (примерная)

Состав класса и его общая характеристика. Количество учащихся, количество девочек и мальчиков, общее развитие учащихся.

Общественное лицо класса. Имеется ли в классе актив, интерес к общественным делам, выполнение общественных поручений.

Сплоченность класса. Есть ли в классе группировки, как учащиеся относятся друг к другу, как они относятся к классным и общественным делам, любят ли вместе проводить время, развлекаться или совместно трудиться, дружат ли в классе мальчики и девочки, защищают ли ученики членов своего коллектива, нет ли в классе круговой поруки, переживают ли ученики удачи и неудачи своего класса.

Организованность класса. Умеют ли учащиеся сами организовываться для выполнения коллективных дел. Умеют ли они распределять между собой работу. Подчиняются ли решениям органов ученического коллектива и распоряжениям его уполномоченных.

Общественное мнение в классе. Какие поступки товарищей учащиеся одобряют, а какие – осуждают. Как выражают свое одобрение. Есть ли расхождения между тем, что учащиеся говорят, и тем, что они делают. Наличие критики и самокритики в классе.

Характер товарищеских связей в коллективе. Дружат ли учащиеся в школе и вне ее, внимательны ли они к товарищам, помогают ли им, проявляют ли требовательность к своим друзьям, умеют ли видеть у них недостатки, как класс относится к дезорганизаторам, отличникам, неуспевающим, как учащиеся относятся к товарищам с физическими недостатками.

Лидеры класса. Их численность, пользуются ли лидеры авторитетом у всего класса или какой-то части, как относятся лидеры к товарищам по классу.

Связь классного коллектива с общешкольным. Знают ли в классе о том, что происходит в школе и в других классах, вносятся ли предложения об улучшении жизни школы, как выполняются классом общешкольные поручения, участвует ли класс в общешкольных мероприятиях, какие контакты имеются с учащимися других классов.

Педагогические выводы о путях и способах дальнейшего развития классного ученического коллектива.

Наши рекомендации