Вопрос 17. Формы организации деятельности детей в учреждениях дополнительного образования
Деятельность детей протекает в одновозрастных или разновозрастных объединениях по интересам (клуб, студия, ансамбль, группа, секция, кружок, театр и другие). Занятия могут проводится по программам одной тематической направленности или комплексным, интегрированным программам Численный состав объединения, продолжительность занятий в нем определяются Уставом учреждения и соответствующими нормативными актами. Предусматриваются разнообразные формы проведения занятий: групповые, индивидуальные, со всем составом детского объединения. Наиболее распространенными формами являются кружок (группа), клуб, студия, школа, лаборатория, мастерская.
КРУЖОК, ГРУППА — традиционная, базовая форма объединения детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог. КЛУБ — детское объединение, решающее целый комплекс педагогических задач. В образовательных клубах главное внимание уделяется освоению воспитанником содержания той или иной предметной области. Досуговые клубы решают задачи организации досуга, свободного общения детей и подростков. Отличительные признаки клубов — наличие названия, определенной символики. В деятельности детского объединения активно участвуют органы детского самоуправления, с ним сотрудничают воспитанники разных поколений, родители и друзья клуба. Существует определенный событийный ритм жизни объединения, правила, традиции. В клубе могут быть объединения детей по годам обучения (возрасту и опыту деятельности в клубе), по интересам (творческие группы, творческие объединения и т.д.).
Содержание деятельности СТУДИИ связано с определенным видом искусства или художественного творчества (изобразительное, музыкальное, театральное, литературное творчество и т.п.). Среди педагогических задач студии — создание условий для становления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отсюда глубина предлагаемого для освоения содержания, наличие комплекса интегрированных учебных курсов. Специфика организации состоит в сочетании традиционных и инновационных форм учебных занятий и активном включении всего детского объединения в практическую деятельность с показом достижений воспитанников (проведение концертов, спектаклей, фестивалей, творческих вечеров и т.п.). В организации деятельности студий может участвовать общественный коллегиальный орган (художественный совет).
Характеризуя ШКОЛУ как форму организации образовательного процесса в учреждении указанного типа, следует обратить внимание на такие ее отличительные признаки, как наличие определенной концепции, представленной в проекте (уставе, положении) и образовательной программе; приоритет обучения при многообразии видов и направлении деятельности детей; комплекс учебных программ; организация образовательного процесса педагогическим коллективом, а не одним педагогом; оформленные ступени (стадии) обучения; четко обозначенные условия набора и обучения; вручение сертификата об окончании школы и т.п.
Интересными формами детского объединения являются лаборатория и мастерская. Исследовательские изыскания, поисковый, творческий компонент в образовательной деятельности, когда в основе содержания лежит конкретная область научных знаний или междисциплинарная проблема, — все это черты, присущие лаборатории. В состав лаборатории входят преимущественно старшие подростки и старшеклассники. Для мастерской характерны принадлежность к определенному виду прикладного творчества (в прикладной деятельности) или искусства (мастерская хореографии), приоритет предметно-практических задач — ориентация на достижение высокого уровня мастерства в определенном направлении. В основе образовательного процесса — изготовление чего-либо
(декораций для спектакля, его шумового оформления, костюмов и реквизита — если речь идет о театральной мастерской в составе большого коллектива детского театра) или формирование и оттачивание прикладных умений, овладение специальными технологиями. Организация деятельности лаборатории и мастерской требует специального помещения.
Отличительной чертой организации деятельности детских объединений является гибкость, вариативность. Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны. Поэтому возможны различные пути поиска новых форм или преобразования существующих традиционных форм детских объединений. Педагог может пойти по пути преобразования существующей формы в более сложную (например, от кружка, группы к клубу, лаборатории), и тогда он будет ориентироваться на постановку более сложных задач, потребуется формулирование новых подходов к отбору содержания, организации образовательного процесса и т.д. Таким образом, преобразование исходит из требований, предъявляемых формой. Поиск наиболее приемлемой, отвечающей существующему содержанию формы может происходить на основе педагогического анализа ситуации (состояние образовательного процесса, его оснащенность, результативность).